Библиотекарь. Глава 3. Многомерность

 БИБЛИОТЕКАРЬ. Философско - художественный роман с элементами мистики и физики.

    ГЛАВА 3. МНОГОМЕРНОСТЬ.

   Николай нарисовал на листке какие-то плоскости, сферы и странных «человеч-
ков» с ручками, с ножками… Он оторвался от своих рисунков, поглядел на Юру и
задал риторический вопрос:
- Ты когда-нибудь задумывался: почему наше пространство трёхмерно? Не двух - и не четырёхмерно, а именно трёхмерно?
- Нет.
- Вот то-то, Юра! Для нас это естественно, как то, что мы говорим прозой или
дышим воздухом. Кстати, о том, что пространство именно трёхмерно, стало ясно
только после того, как Декарт ввел свою прямоугольную систему координат. Чтобы
однозначно задать положение точки в пространстве, нужно именно три независи-
мых координаты. Не две, не четыре…
Юра кивнул, а про себя подумал: «Правда, такие естественные истины могут
хранить великие тайны, ибо чем проще истина, тем она фундаментальнее».
- Физика приняла этот факт и описывает все явления природы, используя три
пространственных и одну временную координаты. Других же мы не наблюдаем!
- Действительно! Других же мы не наблюдаем! – Юра пожал плечами. – А разве
практика не критерий истины?! Не наблюдаем, значит, их нет!
- А вот тут, Юрок, ты не совсем прав. Вот, например, электрон был открыт только
в самом конце девятнадцатого века, а до этого его не наблюдали. Но это не значит,
что его не было. Или про те же ненаблюдаемые в свободном виде кварки – пом-
нишь, мы говорили?
Юра кивнул. Приятель был прав:
- Хорошо, то есть можно допустить существование пространств четырех и даже
большего количества измерений!
- Правильно, Юрик! Вот Риман в своей статье «О гипотезах, лежащих в основа-
нии геометрии» (все из той же твоей книжечки статья) не заморачивается и прямо
рассуждает об n-мерных пространствах, о кривизне пространств, ну он математик,
его реальность этих кривых n-мерных пространств мало волнует, так, математиче-
ские абстракции …
- В смысле, как это – пространство «кривое»?! Кто ж его, болезное, так искале-
чил? Аль само от болезни какой, аль от старости покривело? Недавно звезданулся о
косяк, ох, как у меня все покривело!.. – Юра захохотал!
Коля улыбнулся в ответ:
- Смейся-смейся, а на кривых пространствах римановой геометрии Эйнштейн
всю теорию относительности построил!

  Для Юры, впрочем, как для большинства образованных людей, слова «теория
относительности», имя Эйнштейн действовали как заклинания. Всё, что с ним было
связано, сомнению не подвергалось. Юра посерьёзнел. Стал внимательно слушать
друга.
- Давай рассуждать по аналогии. Вот есть двумерная сфера – Коля ткнул ручкой
в рисунок.
– Ты, знаешь, что сфера двумерная – там достаточно двух координат, чтобы за-
дать положение точки на сфере, - пояснил Николай свою мысль. Пусть там живут
«плоскатики» - двумерные люди.
Юра понял, что за человечков рисовал Коля на листке.
- Они могут свободно перемещаться. Наблюдать и чувствовать, но только в про-
странстве своей сферы. Сфера «кривая»?
- Кривая.
- Вот тебе пример пространства с кривизной. Для «плоскатика» его простран-
ство всюду однородно, бесконечно (ведь у сферы нет ни начала ни конца). Как для
нас наше трехмерное пространство. Он родился двумерцем, двумерцем и помрет,
для него всё так же, как для нас, только с числом измерений – два! Но если его
сферу погнуть в какой-то области, то есть изменить кривизну, одинаковую для
всей сферы, то глазами, как мы с тобой, он эту кривизну не увидит, ведь свет в его
мире распространяется в пределах сферы и спокойно пройдет эту «искалеченную»
область. Но всё же эта кривизна скажется на нём, когда он будет проходить через
эту область, его тело начнет «корежить», изгибать по-новому, неестественно для
него. Как он может это объяснить? Он же не видит кривизну. Она видна только
нам со стороны третьего измерения. Он объяснит это как существование поля неких
сил природы, которые его и корежат! Вот это называется ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ!
- Ну, Колян! Ты даёшь. Кажется, я понял про кривизну! Это интересно!
- Это не я. Я просто цитирую из того же сборника Михеича статью математика
Клиффорда «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ТОЧНЫХ НАУК». Прочтёшь сам. Там всё очень просто
расписано.
- Теперь смотри: мы, «трёхмерцы», можем видеть всё пространство «плоскати-
ка», а он нас нет! Его зрение может видеть только в пределах его сферы бытия. Мы
даже можем «вторгнуться» в его мир: представь, я эту сферу протыкаю каранда-
шом, пока только острием. Для плоскатика в какой-то точке пространства сначала
появится предмет, он его сможет обойти со всех сторон, осмотреть. Теперь я двигаю
карандаш дальше, для него предмет увеличится в размерах. Дальше, я вынимаю ка-
рандаш. Оп! И для него предмет исчез.

- А дырка останется на месте карандаша? – вдруг спросил Юра.
- Затянется! – засмеялся Николай. – А что?! Интересный ты задал вопрос о со-
стоянии материи на границе «вторжения» предмета из иного пространства. Там
должна быть какая-то реакция на это «вторжение», какая-то энергия выделяться
или поглощаться?! Может, свечение какое-нибудь наблюдаться?... Какое-то свече-
ние.., выделение энергии из-за взаимодействия пространств разной размерности…

- Знаешь, Юра, ты сейчас, мне кажется, очень ценную мысль подал! Недавно у нас на
факультете на семинаре по проблемам современной физики читали доклад про ШАРОВЫЕ МОЛНИИ. Там описывали похожее поведение некоторых «молний». Появятся
из ниоткуда, вырастут в размерах, «пошарятся» в комнате или ещё где-нибудь, а по-
том раз - и исчезнут! А нет ли связи между этими «молниями» и четырехмерностью?
Юрка! Это же может быть «бомба»!

 Николай оторвался от своего листочка и восторженно глядел на Юру в состоя-
нии какого-то вдохновения.
- Это всё, конечно, интересно… - с некоторым скепсисом проговорил Юра, – но
я что-то пока в эту четырехмерность твою не очень-то верю.

- Понимаешь, я бы тоже верил-не верил, но вот в этом сборнике есть еще одна
работа, написанная еще в 1919 году математиком Зигмунтом КАЛУЦЕЙ «К единству
физики», где он показывает, как можно решить проблему объединения в одной
модели, в одной теории описания гравитационного и электромагнитного взаимо-
действий, добавив одно измерение пространства – четвертое. То есть это уже не
предмет веры или неверия, а вполне научная гипотеза. Я подходил с этой статьей к
нашему доценту Дудареву. Замечательный такой мужик, без снобизма и догматизма.
Завкафедрой теоретической физики. Он посмотрел, сказал, что этим занимались
академик ФОК, математик КЛЕЙН, и есть еще такой БАРТИНИ, он преимущественно
авиаконструктор, но и неплохой физик. А так, вообще-то, эту многомерность большинство физиков не жалует. Есть же Стандартная Модель. Она хорошо всё описы-
вает. Кроме гравитации…

- Ну давай примем эту гипотезу, – неохотно согласился Юрий, – так что же по-
лучается: есть какие-нибудь четырёхмерцы, которые сейчас могут видеть нас, а мы
их не видим?
- Получается.
Юра оглянулся вокруг.
- Жутковато! Это же мистика какая-то!
- Это, знаешь, может быть, реальная связь, «ниточка» между наукой и религией.
И имя этой связи «многомерность». Я прошлой весной читал сборник фантастиче-
ских рассказов Бредбери. Там есть такие «Марсианские хроники».
  Юра улыбнулся:
- Да я ещё в десятом классе прочёл. Мне Михеич давал. Штука классная. А какой
язык, какие образы! Я прямо не мог оторваться. Какая философия!

- Ну, вот. Меня там зацепила одна мысль, которая противоречила моим взгля-
дам, но как-то художественно убедительно она там оформлена, я сейчас про неё
вспомнил, а весной она у меня долго из головы не выходила. Помнишь, там в то
ли в четвертом, то ли в пятом путешествии на Марс один участник половину экспедиции
расстрелял?
- Помню. Спендер его звали.
- Так вот, когда он, уже окруженный своими «дружками», разговаривал с капи-
таном корабля и объяснял ему, почему он так поступил, он рассказывал про по-
гибшую марсианскую цивилизацию, про то, что он сумел расшифровать их язык,
читал их книги, изучал их культуру…
- Помню. Да поэтично описано.
- И он говорит капитану, что в цивилизации марсиан, которая намного опережа-
ла земную, не было конфликта между наукой и религией! Они их сочетали непроти-
воречиво! А нам всё время внушают, что наука и религия несовместимы, что наука
со временем вытеснит религию.
- Кстати, первым это провозгласил Гегель, только у него философия должна была
заменить религию, – добавил Юра.
- Ну, да. А тут передовая цивилизация и вдруг совмещение науки и религии. Я
тогда еще подумал – ну фантастика, чего с неё взять. Автор волен писать всякие глу-
пости. А вот всё равно, мысль засела, как-то в глубине души я её одобрил, несмотря
на протест сознания. И сегодня мысль вдруг находит некие подтверждения. Юрка!
А вдруг и правда, врут нам про несовместимость науки и религии!?

- Только ты это на семинаре не ляпни! И так уже на нас многие косо смотрят. –
Юра говорил это с виноватой улыбкой, дескать, прости, друг, но нужно быть осто-
рожней. – Вот и Михеич нам про какую-то опасность передавал. А он мужик про-
зорливый. Зря воздух сотрясать не будет.
- Слушай, правда, хотелось бы увидеться с вашим Михеичем. У меня к нему мно-
го вопросов накопилось.
- Поедем на выходные к нам в Колмогорское. Тут, слава Богу, недалеко. Я тебе
классную баньку обещаю! Порыбалить можно. Вот праздники с большими выход-
ными подоспеют и поедем.
- А что, поедем!
                *        *        *


Рецензии