Записка 1. Хутор Николая Гоголя

Думая над тем, что походы в театр должны превратиться не просто в увлечение, но и в некий текст, которым можно делиться, я подумал, что нужно начать "Русский театр. Записки". Учитывая с какой частотой я посещаю театры, эта рубрика может найти себе достойное место.

Но записки о театре я начинаю как записки о Гоголе и Малом театре. Эти два явления трудно разделить, хотя Малый это все же про Островского. И тем не менее, Гоголь нашел себе не только нишу в парадном помещении театра, но и на сцене.

Я не знаю, трудно ли режиссеру ставить Гоголя. Это требует от него определенной смелости. Дело в том, что в отличие от Островского, Гоголь крайне не постоянен, но динамичен. Николай Васильевич к тому же любил неожиданные повороты в произведениях. Читателям, любящим его творчество, нередко приходится выпить валерьянку перед прочтением. Но Гоголь крайне лёгкий на язык, крайне мудр на мысль, крайне глубок на подачу. Уверен, что режиссеры его любят.

Но любовь к нему нашего театра и в ином выражается. Гоголь - крайне патриотичен. Думаю, что эта тема проникает через все его произведения с той или иной степенью глубины. Я видел на сцене Малого три постановки: "Мертвые души", "Женитьбу", а сегодня и "Игроков". Признаюсь, что не только эстетический, но и чисто рабочий интерес меня сегодня привлек под крышу дома Юрия Соломина. Но не об этом.

Каждый раз смотря Гоголя, я думаю, какой он был интересный и искренний. Лёгкость и изящество у него граничат с безумием, а сугубая скромность с неповторимым обаянием. Таков он.

Его "Игроки" любопытны. Они пытаются бороться каждый за себя, но увидя настоящего афериста, готовы объединиться, чтобы победить. И им это удается. Игорю Петренко, который сегодня вышел на сцену Фоменко, Зотовым, Дубровским, Подгородинским это очень хорошо удалось показать. Каждый был в своей роли, которые им очень шли. Декорации были в стиле Малого - они воспроизводили дух эпохи. За это можно любить Малый. Он не стесняется и пытается показывать почти так, как было. За это я его люблю.

Но Малый сегодня меня привлек и с иной стороны. Я сегодня пробежал его весь, залез почти во все углы. Более того, открыл для себя недавно распахнувший свои двери музей. Если бы не милая и очень красивая девушка по имени Анастасия, которая работает в театре одним из администраторов, я вряд ли бы нашел это место. Но даже за три минуты до спектакля, поддавшись уговорам это девушки, я открыл для себя мир, который крайне необходим для очередного сюжета. Анастасия, спасибо тебе. Я ещё вернусь.

Но вернулся на второй акт я к Гоголю. Динамика, смех, почти слезы на глазах и желание запечатлеть детали компенсировали то, что зал был сегодня не полностью занят. Не успели видно люди после работы.

Но слушая Гоголя в постановке Малого, я думал о том, как мы живём, что с нами происходит. От чего мы ушли и куда движемся. И только одна фраза Николая Васильевича, очень точно сказанная сегодня со сцены, не выходит из моей головы. Я до сих пор её слышу. "Если русских останется один хутор, то и тогда Россия возродится".

Сильно сказано, не правда ли?


Рецензии