Тонирование чёрно-белых изображений. Пример

   В интернете я нашёл подробную статью, о том, как раскрашивать фотографии в Фотошопе - https://clck.ru/33SPFh 
Я повторил раскраску того образца, который использовался в статье как пример.
   Но сначала расскажу об этом примере.

   На иллюстрации справа вы видите фрагмент цветного изображения, которое затем обрабатывалось в Фотошопе. На первой стадии эксперимента изображение было превращено в чёрно-белое. И уже на первой стадии возникли некие нюансы.
   Губы исходного изображения, как вы можете видеть, тёмно-красные. Если просто обесцветить фото, то губы станут чёрными. Чтобы этого не произошло, обесцвечивание было проведено нелинейно - самые тёмные фрагменты фото были немного осветлены. Это относится не только к губам, но и к волосам, и к тёмной стороне лица, которую вы можете видеть на полученной чёрно-белой картинке. В результате получился чёрно-белый снимок с большими подробностями и даже более естественного вида, чем то, что мы можем наблюдать на цветной фотографии.

   Затем, в результате довольно длительного процесса, который подробно описан в статье, изображению были возвращены его первоначальные цвета. Насколько хорошо это получилось, показано на иллюстрации слева.
   Работа эта проводилась вручную, с использованием кисти, путём тонирования с избирательной настройкой для отдельных частей фотографии. Результат хорошо передаёт соотношения яркости на цветном фото, но не соответствует чёрно-белому. В цветовом отношении результат получился посредственный. Обращает на себя внимание белёсость светлых мест и серость теней, и это характерно для одноцветного тонирования, которое, по видимому, и применялось. В целом, результат сильно уступает исходному образцу.

   В центральной части иллюстрации представлен результат тонирования, полученный в программе «Стереометрия и Анимация». Рисование акварелью, светление, темнение и тонирование тоже являются частью этой программы.
   Всё лицо и плечи тонировалось широкой кистью размера 9 (диаметр 25 пикселей) с одной единственной, но тщательно подобранной цветовой настойкой в опции 7.
   Опция 7 это опция двухцветного тонирования, её особенность заключается в том, что цвет для тонирования для каждого пикселя устанавливается программой автоматически, в зависимости от яркости пикселя. Для белого пикселя в качестве цвета тонирования берётся активный цвет, а для чёрного пикселя – установленный цвет фона. В промежуточных случаях значения компонент тонирующего цвета вычисляются линейной интерполяцией. После интерполяции компоненты тонирующего цвета ещё и нормируются – подтягиваются вверх до достижения единицы наибольшей из них.
   Таким образом, для каждого отдельного пикселя вычисляется свой тонирующий цвет, который для достижения требуемой яркости разбавляется чёрным и затем переносится на пиксель. Если же требуется, наоборот, не разбавлять цвет чёрным, а осветлить его, то тогда цвет разбавляется белилами.
   Все эти манипуляции с цветом перекрашивают пиксели, но совершенно не меняют их яркость. Сумма трёх цветовых компонент при этих манипуляциях сохраняется. Поэтому нет нужды заморачиваться сомнениями – что не так, мол, покрасили. Подобрали цвета получше, и перекрасили.
   А как подбираются цвета?

   И активный цвет, и цвет фона, показываются на двух кнопочках управления цветом. Эти кнопочки находятся на верхней панели – кнопка активного цвета посередине, а кнопка с цветом фона её обрамляет.
   Активный цвет выбирается кликом правой кнопки мыши по палитре, которая находится на левой панели. После этого к цвету можно подмешать 20% другого цвета, если кликнуть по палитре левой кнопкой мыши. Если же, одновременно с этим кликом, нажимать Shift, Ctrl или Alt, то тогда доля добавляемого цвета станет существенно меньше.
   Этим способом можно очень точно регулировать цвет.
   Клик левой кнопкой мыши по кнопке фона поменяет фон и активный цвет местами. И тогда точно таким же способом можно будет изменять цвет фона. Процедура очень удобная – изменили, и тут же попробовали.
   Если не удовлетворяет цвет теней – поправляем цвет фона. Не тот цвет имеют светлые места – поправляем активный цвет. Операция неспешная, но точная. Тщательно настроив кисть, мы затем сразу красим ею большую площадь. Преимущества такой покраски очевидны – никаких цветовых стыков в получаемом изображении не наблюдается, и цвета и тона совершенно естественным и плавным образом переходят друг в друга.

   Результат вы видите на иллюстрации. Изображение получилось краше оригинала. Это потому, что более мягким и более естественным в тенях был его чёрно-белый образ. Исходное цветное изображение нарочито резко и грубо, в нём чувствуется рука ретушёра. Перевод этого изображения в чёрно-белый образ очень смягчил его. Потому и результат получился превосходным.
   Аналогичным способом, но более тонкой кистью и уже другими цветами были тонированы губы. Поскольку губы в чёрно-белом варианте были достаточно светлыми, то достичь тёмно-красного оттенка при тонировке не удалось. Но полученная губная помада розового цвета смотрится очень даже хорошо.
   Единственное место, которое тонировалось не с опцией 7, а с опцией 9, это глаза. Их одноцветное тонирование было сделано очень светлым, чуть голубым оттенком.

   Поговорим теперь о некоторых недостатках, или, так скажем, ляпах.
   Имея широкую кисть при тонировании лица, я излишне высоко залез ею вверх на волосы, и на картинке это видно. Кроме того бровь вместо чёрной стала рыжей. Не говоря уж о тоненьких рыжих волосиках, спускающихся на лицо сверху. Как бы избавиться от этого недостатка?
   Выставить серый цвет и обесцвечивать бровь можно, но как быть с тонкими волосинами? Какую тонкую кисть не выбирай, но точно их не покрасишь.

   И тут есть одно классное техническое решение. Можно даже сказать, решение изящное.
   В процессе рисования иногда нужно бывает брать цвет с рисунка. Делается это так же, как мы берём цвет с палитры, то есть, кликом правой кнопкой мыши. Во время такой процедуры в верхнем текстовом поле показывается информация о взятом цвете, например, вот так –

  color  36 41 142  это как раз цвет розовых губ модели.

Когда мы делаем тонирование, то неплохо было бы иметь возможность получать информацию о тоне, то есть о яркости того пикселя, по которому сделан клик. И это можно сделать.
   Наводим указатель на рыжую бровь и, нажав клавишу Ctrl, кликаем по брови левой кнопкой мыши. В информационном поле появляется сообщение

  тон .121  BGR 14 22 57

Тон брови, как вы понимаете, темнее того, что её окружает. Программа отмечает тот факт, что такая надпись в информационном поле имеется и запрещает тонировать пиксели, отличающиеся от этого значения более чем на 0.15 (15% от максимального значения 1).
  И всё! Теперь мы свободно красим в чёрный цвет нашу бровь, а заодно и волосины. На иллюстрации фрагментом показан результат такого воздействия. Рыжие волосы исчезли. Взамен их появились красивые чёрные пряди.
  Точно таким же способом был устранён рыжий заход кисти на тёмный фон в нижней части щеки.

   В заключение, как итог хочу отметить, что двухцветное тонирование кистью представляет собой мощное и удобное средство цветовой обработки изображений, в частности, сохраняя мягкость и поэтичность чёрно-белых фото. В последнее время наблюдается интерес к обычной, не цифровой фотографии. Фотографическое искусство вполне допускает тонирование. Только делать это тонирование следует технически правильными средствами и в разумных пределах. И уж никак не в Фотошопе.

_________
3.02.2022


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.