Вновь я посетил...

Каждому знакомо чувство, возникающее при посещении родных мест, особенно если удаётся это не так часто, как хотелось бы. Чувство грусти, чувство безвозвратно ушедшего и утраченного, но самого дорогого времени жизни. Не случайно люди за тысячи километров едут, чтобы поклониться родной земле или «родимой матушке землице», что буквально родила их. И пусть не всегда сохранилось то село или деревенька, где родился,- не приехать на родную землю нельзя. Она зовёт, где бы ты ни находился. Здесь дорог каждый ручеёк, каждое деревце, поскольку они неразрывно связаны с воспоминаниями о самой светлой поре. И неважно, сколько лет прошло и кем мы стали.

Это состояние замечательно отражают трогательные строки А.С. Пушкина «Вновь я посетил тот уголок земли…», в которых поэт с грустью и любовью вспоминает село Михайловское, где жил он с няней Ариной Родионовной:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо…

В родных местах нам дорого всё, буквально каждая мелочь, каждый кустик – в них вся наша жизнь. Особенно это чувствуется на расстоянии – после долгой разлуки с родным краем. Тем, кто не покидал родных мест, незнакомо острое чувство безвозвратной потери чего-то очень важного в жизни. И совсем другие чувства у тех, кто надолго уехал из родного села. Многие из них стремятся возвратиться хотя бы на склоне лет. Для кого это уже невозможно завещают похоронить себя на родине. Поистине: что имеем - не храним, потерявши – плачем. Недаром сказал другой наш классик А.С. Грибоедов:

"Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен".

Чувство родины живёт в каждом, В родные места влечёт нас всё: и самые тёплые воспоминания, и самые сильные впечатления, и, говоря опять словами А.С. Пушкина, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

Сложна и порой трагична история нашей жизни. И всё же, не смотря ни на что, нельзя не согласиться с бессмертным высказыванием того же Александра Сергеевича – национального гения великой России: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Родное село – это наша малая родина. Для каждого оно своё и неповторимое. Только позже - не сразу - понимаешь, что каждый и видит его по-своему, и относится к нему по-своему. Даже у постороннего может сложиться разное впечатление от села в зависимости от того, когда и с какого конца он к нему подошёл или подъехал, в какую погоду, или в какое время суток, в каком настроении.

Да, село для каждого своё. Для меня оно было большим, незнакомым и даже таинственным. Того, кто жил в центре, село окружало со всех сторон и виделось ему иначе. Кто жил у реки, тот с детства не представлял себе села без реки, в отличие от меня. Наш дом стоял окнами на юго-восток, и я не представлял себе как в домах, что стояли напротив, с утра не бывает солнышка.

ДОМАШКА для меня – это не только родной дом, наша улица, друзья детства, - это в первую очередь школа. Она была тогда центром жизни, и всё самое главное происходило в ней. Всё остальное в те юные годы казалось лишь приложением к школе. Даже теперь, когда прошло полвека после получения аттестата, любое воспоминание о селе тут же вызывает в памяти ассоциации со школьной жизнью. Тем более, окончив учёбу, из села я уехал. Поэтому дальнейшая жизнь и моя, и села, проходили параллельно, не пересекаясь, и практически никак не затрагивая друг друга. Именно это, возможно, и позволило сохранить в чистоте воспоминания о той юной, чистой и счастливой поре.

Как и любой человек, село постепенно меняется, оставаясь всё тем же. С возрастом в нашем организме происходит замена всех клеток. В течение жизни их обновление происходит не один раз. Со временем в нас не остаётся ни одной клетки, с которыми мы родились. Но человек, при этом меняясь внешне, продолжает оставаться всё тем же. То же происходит и с селом. Через несколько десятков лет в нём не остаётся ни одного прежнего жителя, а ещё через несколько десятков и ни одного прежнего дома. Но улицы остаются прежними, село остаётся тем же, хотя и изменившимся внешне. Меняется облик села, но душа, как и у человека, остаётся прежней. Человек с годами стареет, а село молодеет и становится краше.

Бывало, приедешь домой, выйдешь к калитке, посмотришь в улицу: дома, в основном, всё те же, а людей уже нет. Улица та же, а люди другие. А потом и дома другие. У человека клетки меняются, а у села люди и дома. А новые сельчане часто не знают и не помнят своих предшественников.


Рецензии