Церковь

На протяжении столетий Русь состояла из отдельных разрозненных княжеств. Единого русского государства не было. Русская Православная Церковь была единственной силой, поддерживающей какую-то общность Руси. Позиция Церкви решала многое. Все золотоордынские ханы, начиная с Батыя, вручали русским митрополитам «тарханные грамоты», по которым «за оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества – полагалась смертная казнь». Православная Церковь пользовалась экстерриториальностью от ханской и княжеской власти, то есть неприкосновенностью её имущества и неподсудностью её людей. Причём не только тех, кто составлял клир и причт (священно- и церковнослужители), но и тех, кто находился под защитой и покровительством Церкви.

Князь Александр Невский (которого Церковь называет теперь святым и благоверным) понимал, что быть под Ордой – значит сохранить Церковь. В противном случае на Руси не прекратится княжеская междоусобица и не удастся избежать зависимости от латинян (запада). Поэтому молодой князь Александр в 1252 году отправился в Орду за военной помощью и «ярлыком» на Великое княжество Владимирское.

Храмы на Руси строились повсеместно и служили не только местом молитвы, но, нередко, и местом укрытия или спасения населения.

Я всегда восхищался тем, как церковь украшает село. Даже старые, давно закрытые и заброшенные храмы с потемневшими куполами и крестами издали радовали глаз какой-то необъяснимой радостью. И село, даже с глиняными избёнками, покрытыми соломой, было прекрасным, если в нём была церковь. Убеждение, что именно церковь украшает село, крепло во мне всю жизнь, год от года. Особенно это было заметно в годы советской атеистической власти. Храмы разрушали, а взамен появлялись однотипные, унылые постройки безжизненного, серо-пепельного цвета из силикатного кирпича и шифера. Что магазин, что клуб, что школа, что коровник – всё под одну масть, не сразу их и отличишь друг от друга.

С детства я слышал, что в Домашке было две церкви: одна в центре, а другая – в конце села. Одна из них называлась Никольской. Престольный праздник в селе всегда был на Николу. Да и село раньше называлось Никольской слободой. А как же называлась вторая церковь? Какой престольный праздник был в другом приходе? Говорили, что тоже Никола. Но как же так? Другие утверждали, что Никольским был именно другой, дальний храм, а в центре – Троицкий. Старожилы путались в своих рассказах, так и не внеся никакой ясности.

Оказалось, что сначала в селе была одна деревянная церковь – Никольская в центре. В ней был только один престол в честь Николая Чудотворца. В 1856 году деревянный храм перестроили, расширили, сделали в нём три престола. Средний, то есть главный престол освятили в честь Троицы, а Никольский стал одним из боковых. Поэтому церковь называли теперь и Троицкой, и (по привычке) Никольской. Тем более, село называлось Никольской слободой.

Во время большого пожара в Домашке в 1899 году церковь сгорела. Тогда на другом конце села открыли церковь-школу, чтобы и молиться, и учиться. Так появилась «вторая церковь», хотя она не являлась отдельным приходом и была не столько церковью, сколько школой. На месте главной сгоревшей церкви в центре была построена часовня и заложен новый каменный храм. Пока храм строился, богослужения совершались в этой часовне.

Во время второго большого пожара в 1902 году церковь-школа полностью сгорела. Через два года на её место перенесли часовню, так как храм в центре был построен. В часовне совершались церковные службы, что укрепило разговоры о второй церкви. Особенно если учесть, что «первый» храм (то есть новый, каменный) долго строился, и служб там не было. На месте сгоревшей школы-церкви тоже построили новое здание, которое долго было школой, а теперь в нём вновь открыта церковь в честь Николая Чудотворца.

Таким образом, официально двух приходов в селе не было, но практически было как будто две церкви. Большую (каменную в центре) стали называть Троицкой, а другую - старым привычным названием - Никольской. В документах Домашкинского сельсовета за 1929 год числятся два прихода. Сведений о строительстве настоящей, полноценной церкви на другом конце села не обнаружено. Но некоторые старожилы говорили, что её не успели построить. Будто бы уже был готов фундамент, но началась Первая мировая война и революция.

Чтобы тщательнее разобраться и, по возможности, прояснить ситуацию, обратимся к архивным документам.

В клировых ведомостях Самарской духовной консистории указано, что первая церковь в Домашке (Домашкинской слободе) была построена в 1793 году на средства прихожан. Церковь была деревянная, неотапливаемая, с одним престолом, освящённым в честь Святителя и Чудотворца Николая. По этой церкви в дальнейшем село стало называться Никольским, или Никольской слободой. Но это не совсем так. На карте 1792 года (то есть раньше строительства церкви) село уже называется Никольской слободой. Можно предположить, что в селе и раньше была какая-то небольшая церковь или часовня во имя Николая Чудотворца. Ведь село к тому времени существовало несколько десятков лет и какое-то место для молитвы обязательно было.

Построенная церковь со временем ветшала и примерно через 60 лет (в 1851-1856 гг.) была перестроена также на средства прихожан. Обновлённый храм тоже был деревянным и холодным, но в нём было уже три престола: главный (средний или центральный) – во имя Святой Живоначальной Троицы, левый боковой – в честь Успения Божией Матери, правый – Николая Чудотворца. Хотя главным теперь стал Троицкий престол, а Николаевский боковым, но народ привык к любимому святому Николе и продолжал называть церковь Никольской, село Никольским, престольным праздником считать Николу «зимнего» и Николу «вешнего» (19 декабря и 22 мая).

Через 5 лет (22 августа 1860 года) из-за сильной бури обрушилась и упала колокольня этой церкви. Была сорвана крыша с трапезной части, стены церкви немного наклонились в южную сторону, что повредило иконостас внутри храма. Колокола при падении колокольни повреждены не были. Убыток по самым минимальным подсчётам составил 3500 рублей серебром. Возможной причиной падения колокольни посчитали нарушение пропорций её ширины и высоты. Вскоре колокольня вновь была отстроена силами прихожан.

В мае 1881 года было образовано церковно-приходское попечительство, состоявшее из 3-4 уважаемых и влиятельных прихожан.

С 1894 года при церкви появилась деревянная ограда. Кроме деревянной сторожки, других помещений, принадлежащих церкви, к этому времени пока не было.

6 сентября 1899 года в Домашке случился страшный пожар. Здание деревянной церкви сгорело полностью. Оно простояло более 100 лет, и было центром села, вокруг которого кипела жизнь. Улицы села расходились от церкви в разные стороны, как лучи солнца. Правильнее будет сказать, что наоборот, каждая улица вела к храму. Это и сейчас видно. Сейчас на месте церкви в центре села стоит Дом культуры. А от него (или к нему) идут главные улицы: Большая, Красносамарская, Домашкинская, Самарская, переулки: Школьный, Озёрный, Базарный…

24 сентября 1899 года в другом конце села была устроена церковь-школа во имя Святого Равноапостольного князя Владимира. Это была церковно-приходская школа. Через три года - 7 сентября 1902 года, во время второго большого пожара, когда в Домашке выгорело более 70% домов, здание церкви-школы также сгорело до основания. Из-за этой школы и были потом все разговоры о второй церкви в селе, хотя как таковой второй церкви не было. Тем не менее, в официальных документах (донесении о пожаре) говорилось, что «в селе было две церкви, но не было пожарного обоза». На самом деле в это время не было уже и первой церкви, сгоревшей три года назад, а была лишь часовня.

Вблизи сгоревшей в центре села церкви, по указу Духовной консистории от 22 марта 1900 года, была устроена часовня для совершения богослужений. В часовне находился и один из трёх Святых антиминсов из сгоревшего храма. Антиминс – это освящённый плат со вшитыми в него частицами святых мощей. Он помещается на Святом престоле в храме и только на нём может служиться Божественная литургия, в ходе которой причащаются прихожане. Обычно в часовнях литургию не служат, и антиминса там не бывает. Но поскольку храм сгорел, то из него в часовню был передан один антиминс, освящённый ещё 24 сентября 1889 года епископом Самарским и Ставропольским Серафимом.

На месте сгоревшей деревянной церкви 10 июня 1901 года епископом Самарским и Ставропольским Гурием было освящено основание новой каменной церкви. При этом в основание церкви был положен второй антиминс со святыми мощами из сгоревшего храма, освящённый 7 апреля 1893 года Преосвященным Гурием. Третий антиминс, освящённый тем же епископом 17 сентября 1895 года, был передан на хранение ключарю Самарского Кафедрального собора.

Новая церковь строилась в 1901 – 1904 годах на средства прихожан. Здание церкви каменное, тёплое, вместимостью до 1200 человек. Колокольня тоже каменная, ограды не было. В храме установили старый уцелевший от пожара иконостас. Новый храм также был трёхпрестольным. 5 декабря 1904 года местным Благочинным священником был освящён средний престол во имя Святой Троицы со старым иконостасом. Менее чем через год установили новый иконостас, который 2 ноября 1905 года, по благословению епископа Самарского и Ставропольского Константина, был освящён Бариновским священником Феодором Смирновым с местным причтом.

Земли под церковью было 260 квадратных саженей (20 в длину и 13 в ширину) – это около 12 соток. С 1911 года при церкви имелась сторожка. В 1915 году здание церкви было застраховано в духовном ведомстве на 20 тысяч рублей и сторожка на 1 тысячу.

Временную часовню, после окончания строительства нового храма, перенесли в другой конец села к месту сгоревшей церкви-школы. С разрешения епископа в часовне продолжалось служение литургий, что также давало повод считать её второй церковью.

Со времени строительства первой церкви в 1793 году причт (то есть штат служителей) состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. С 1861 года – из двух священников, дьякона, дьячка и пономаря. С 1876 года – из настоятеля, его помощника и двух псаломщиков, а с 1885 – двух священников, дьякона и двух псаломщиков.

Сначала все дома членов церковного причта были общественными, деревянными, располагались на общественной земле. В 1884 году сельское общество построило новые дома для псаломщиков, в 1886 году перестроили дом для первого священника, а в 1896 – построили дом для второго. В 1899 году на церковной усадебной земле на средства прихожан были построены новые деревянные дома для причта, которые составляли теперь собственность церкви. Только дьякон продолжал до 1915 года проживать в общественном доме, пока и ему построили церковный дом. С 1905 года все дома причта страховались в земской управе или духовном ведомстве.

До 1845 года члены церковного причта жалованья не получали, жили на средства прихожан. С мая 1845 года на содержание причта было положено казённое жалованье в размере 258 рублей серебром в год. При этом священник получал 144 рубля в год (12 руб. в месяц), дьякон – 54 рубля, дьячёк – 36 и пономарь – 24 рубля. С 1876 года причт получал от казны 199 рублей 96 копеек в год: настоятель – 141,16 руб., псаломщик – 35,28 руб., второй псаломщик – 23,52 руб. С 1882 года – 211 рублей 68 копеек (священник – 141,12, псаломщики по 35,28). При этом помощник настоятеля, второй священник и дьякон жалованья не получали. В 1903 - 1905 годах, содержание причта (помимо указанной суммы 211,68 руб.) составляло в год: добровольные пожертвования прихожан – от 1000 до 1300 рублей, хлебный сбор – от 60 до 150 пудов.

Вначале ни пахотной, ни сенокосной земли у причта храма официально не было. Земля давалась прихожанами в частном порядке около 45 десятин. Ни плана, ни межевой книги на землю при церкви не имелось. Обрабатывали её сами члены причта. В 1882 году были составлены «полюбовное соглашение» и план на отвод пахотной земли в количестве 99 десятин, но они долго не были утверждены. Только в 1903 году эта земля официально была отрезана землемером. А в апреле 1908 года Самарским губернским правлением был выдан план на отведённую землю. Земля располагалась в 10 верстах от церкви, была песчаной, неплодородной. С 1905 года она частью сдавалась в аренду по 5 рублей за десятину. С 1911 года вся земля сдавалась в аренду под посев яровых хлебов по 10 рублей за десятину. Средний доход от земли составлял 300 рублей в год. Сенокосной земли не было.

В 1911 – 1915 годах при церкви имелась 1 десятина 1600 квадратных саженей (1,82 га или 182 сотки) усадебной земли. За селом, на расстоянии около двух вёрст от церкви, на общественной земле имелось кладбище, окопанное канавой. Это кладбище сейчас находится за задней изгородью нынешнего кладбища, в сторону Соколова яра.

Первая церковная школа возникла в Домашке в январе 1864 года. Её открыл местный священник Дмитрий Ястребов в пустующей избе крестьянина Николая Степанова. (Священник этот, возможно был дедом или родственником учителя А.Н. Ястребова – мужа Алевтины Ивановны). В открытую церковную школу поступило 33 мальчика и 2 девочки, которых обучали чтению книг «славянской и гражданской печати», произнесению наизусть начальных молитв с объяснением их смысла, а также письму.

В 1876 году в приходе было открыто земское училище (земско-общественная школа). В должности законоучителя состоял местный священник. Учитель и помощник учителя назначались земством. При школе имелась квартира для учителя. В 1903 – 1905 годах законоучитель получал от уездной земской управы 60 рублей в год, учитель 420 рублей, помощник учителя 240 рублей.

В ноябре 1884 года по указу Самарской духовной консистории, в приходе была открыта домашняя школа грамоты (впоследствии церковно-приходская), сначала располагавшаяся в доме крестьянина Архипа Моисеевича Евченкова и находившаяся под его управлением. Через 10 лет, с 1894 года, школа размещалась в церковной сторожке. Учителем в ней состоял местный псаломщик. С этого же года в церковной сторожке (а иногда и в самой церкви) проводились церковные внебогослужебные собеседования для взрослых.

В 1899 – 1902 годах церковно-приходская школа размещалась в здании церкви-школы на другом конце села. После того, как это здание сгорело, занятия проводились в наёмной квартире.

С 1911 года школа помещалась в собственном каменном доме, сохранившемся до наших дней. На её содержание отпускалось от 60 до 100 рублей в год. Законоучителем состоял местный священник. Учителем был сначала псаломщик, а затем учителей назначало уездное земство. При школе имелась библиотека для внеклассного чтения.

В 1914 году в приходе открыли вторую земско-общественную школу. Законоучителем был местный священник, а учителей назначало земство.


Рецензии