Передаётся ли талант однофамильцам

   Сергей Городецкий был знаменитым поэтом, прозаиком и либреттистом Серебряного Века, одним из столпов и теоретиков модного поэтического течения АКМЕИЗМ, сподвижником Волошина, Гумилёва, Блока, другом Есенина и т.д. и т.д.

   Наталия Городецкая и её дочь Татьяна (по отцу Здорик) не были его родственницами. Обе они были геологами, но обе писали замечательные стихи и, насколько я знаю, никогда их не публиковали.

   Наталия погибла трагически совсем молодой. С её стихами я знаком только по маленькому машинописному сборнику (13 авторов), который издали в 1959г любители поэзии ВНИИ Минерального сырья (ВИМСа) для «внутриинститутского» пользования. Мне кажется они заслуживают, чтобы их прочитали и другие любители поэзии. Вот несколько её стихотворений:

   Паруса, паруса, паруса
   И чужие, лиловые дали,
   О которых мы в детстве мечтали
   И в ребяческих видели снах. 1939

   В который раз! И каждый как рожденье
   Души, не устающей умирать.
   Казалось - сломана, казалось - ей не встать,
   И вот опять забыты пораженья,
      И вот опять пройдённая дорога
      Становится новейшим из путей,
      И стаи окрылённых дней
      Уже слетелись к моему порогу. 1943

       ДОН - КИХОТ
   Безумств весёлых паладин
   И враг придуманного горя
   Своей тропой иду один,
   О смысле доблести не споря.
      Пускай смеются. Медный таз
      Нелеп. Но мне и он защита.
      Зачем считать , в который раз
      Я возвращусь домой избитым...
   Мне снова стремя подадут,
   Скрипя раскроются ворота,
   И мельниц ветряных салют
   Прославит выезд ДОН-КИХОТА. 1943

   Что творчество? Такое же хотение,
   Как жить, любить или дышать.
   Душа, ликуя, ждёт опустошения,
   Чтоб жатву новую начать. 1943

   Косое солнце так сюда стремится,
   На занавесках складки так желты,
   Что вышитые светлые цветы
   Вдруг засинели, как большие птицы.
      Лучи колышат осторожно птиц
      И проникают между клеток ткани,
      Их нежные ложатся очертания
      На белизну развёрнутых страниц.
   О если бы прикосновенье это,
   И краткий трепет утреннего света,
   И этих синих крыльев взмах
   Остались жить в простых словах. 1944

   Медлительно стеснённая река
   Уносит время.Серые громады
   Стопившись вкруг притихнувшего сада,
   Вершинами уходят в облака.
      Туманная земля совсем пуста,
      Каскадом падают в воде ступени,
      И бродят опрокинутые тени
      Под утонувшей аркою моста.
   Мне кажется, немые отражения
   В прозрачном мире зыби водяной
   Спешат запечатлеть свои движения,
   Сдержать поток, влекущий их с собой.
      Меня смешат их тщетные усиль
      Я вижу их обломанные крылья,
      Я вижу сходство в них с своей судьбой. 1944

        ЭПИТАФИЯ
   Попрежнему подснежники цветут,
   И мой лишь оборвался кросс,
   Как птица, сброшенная на лету,
   Как камень, полетевший под откос. 1939


   С Татьяной я общался всю жизнь с лета 1959г, когда мы вместе изучали уникальное редкометальное месторождение «Горное Озеро» на востоке Якутии. Татьяна работала в ВИМСе, на «Горном Озере» открыла новый минерал, который назвала кальциртит (по элементам кальций, цирконий, титан), защитила кандидатскую диссертацию. Позднее она покинула полевую геологию и написала много прекрасных занимательных книжек о минералах для детей и взрослых. Хорошо знала немецкий, была членом «Гильдии переводчиков», перевела несколько книг разной тематики и даже написала работу «Гёте и минералогия». Татьяна тонко чувствовала живопись и поэзию, прекрасно рисовала, помнила множество стихотворений и сама писала превосходные стих
   В 1960г она в одном экземпляре вручную создала маленькую книжечку стихов, навеянных воспоминаниями о Горном Озере. Стихи написала тушью мельчайшим каллиграфическим почерком на фоне тонких изящных акварелей. Уверен, что её стихи разных лет оценят любители поэзии:

      Не будь тебя - и мне бы не узнать
      Внезапной, как ожог, измены,
      А это надо, надо непременно, -
      Без этого и верность не понять.
   Не будь тебя - кто смел бы указать
   Бессчётные ступени униженья,
   И это тоже надо, без сомненья:
   Без этого мне гордость не понять.
      Не будь тебя - как знать могла бы я,
      Что стоит быть твоею не любимой,
      А ведь тогда могла пройти бы мимо
      Любовь моя, а значит - жизнь моя.
 
         СНЕГУРОЧКА
   Снегурочка, тебя людские песни манят,
   Ты, хрупкая, пришла послушать Леля -
   Чай трели Лелевой свирели
   Заворожить тебя сумели,
      Иль хмелем Лель
      Обвил свирель?
      Чуть дрогнут ласковые звуки,
      Сквозь лес, неслышная, идёшь
      И тонкие протягиваешь руки, -
   Любви не зная,
   Песней ты живёшь!
   Зачем так люб тебе напевов лад?
   Не подходи к весёлым берендеям,
      Вернись в свой лес, беги назад, -
      Твоя душа чужда людским затеям.
      Их крепкий мёд тебе отрава,
      И душен для тебя их дом,
   Они живут любовью и трудом,
   А песни - песни им забава! 1955

   Пускай мой стих хранит тепло
   От летних трав, прогретых солнцем,
   Пусть к свету рвётся напролом
   Как рыжий и прямой подсолнух.
      Спешишь охапками нарвать
      Ромашек солнечную мелочь,
      По капле лето льёшь в тетрадь,
      Чтоб в строчках солнце загорелось,
   Чтоб в безромашье и мороз
   Стихам доверили бы люди
   Извечно ранящий вопрос -
   И пусть выходит: любит, любит! 1955

   Торжественная осень, как свершенье
   Надежд весны и лета шумных дел, -
   Сейчас открылось мне твоё значенье,
   Твой ясности исполненный удел.
      О, город мой, таким ты прежде не был,
      Сквозь ветки мокрые чернеющих ветвей
      Сочится влажность стынущего неба
      И горький запах тлена всё сильней.
   Единство увяданья и зачатья:
   Вот зёрна в землю брошены опять.
   Вовеки нестареющее счастье
   Для воскресений новых умирать. 1957

         МАДОННА ЛИТТА
   (к картине Леонардо да Винчи)

   Под своды полукруглых окон
   Веками льётся синева,
   И поднебесной синью соткан
   Тяжёлый шёлк на рукавах.
      Так тонок профиль наклонённый,
      Так светел скорбно-нежный лик.
      К извечному теплу Мадонны
      Младенец на века приник.
   Когда б осмелилась молитва
   Слететь с моих безбожных уст -
   К одной тебе Мадонна Литта,
   К тебе одной летела б пусть.
      Я вновь и вновь дорогой зыбкой
      Приду к престолу одному,
      Чтобы взглянуть, как ты улыбку
      Даруешь сыну своему. 1957

   Отгрохотала радость грома,
   Прошла над городом гроза,
   И над землёй ещё огромней
   Небес влюблённые глаза.
      И тополь ликованьем ливня
      Омыв счастливую листву,
      Смущён грозой, как дивом-дивным,
      Как грозной грёзой наяву.
   Народ мальчиший оголтелый
   Весельем к улице влеком -
   Ведь есть же радость без предела
   По лужам шлёпать босиком! 1958

         СТИХИ ИЗ САМОИЗДАННОЙ КНИЖЕЧКИ

   День за день - петля за петлю
   Вяжется жизни чулок...
   К пряже я пёструю нить прицеплю,
   Чтобы забыть ты не мог!
      Мокрые вёсла, руку в руке,
      Лёгкость блоковских строк,
      Влажный след на тёплом песке,
      Чтобы забыть ты не мог!
   Озеро Горное, то, где опять,
   Сколько ни минет дорог,
   Будет тебе двадцать пять - двадцать пять,
   Чтобы забыть ты не мог!
      Камни и листья, грозы и ливни,
      Радуг весёлых мосты.
      Впрочем, когда ты станешь счастливей -
      Это забудешь ты... 1960

   Взлёты и реянье ласточек смелых,
   Скалы над тихой рекой
   Пенятся волны черёмухи белой,
   Стынет Алдан за кормой.
      Мы зацелованы синей волной,
      Солнцем заласкано тело!
      Гладь и безлюдье, тишь и покой,
      И абсолютно нечего делать! июнь 1959

   Ленивая река листает
   Страницы сонных берегов,
   Чуть плещет медленная Мая
   О доски серые бортов...
      Белёсые кулисы сопок
      Сменяет каждый поворот -
      Красоты снова на красоты...
      И сердце оторопь берёт. июнь 1959

   Как раковина вечер переливчат.
   Связала две зари серебряная нить
   И зоревая ночь, рождая радость,
   Простым вещам дарит очарованье.
      Их красота дыхание теснит,
      И в сердце тихо зацветает нежность,
      Она растёт, сейчас она всесильна,
      Она волненьем холодит ладони,
   Смежает веки - и всё ближе-ближе
   Наш неминуемый, наш первый поцелуй...
   О, удержи его, не дай сорваться с губ!
   Ведь он один бывает - первый. июнь 1959

   Я прихожу к тебе опять
   Такой же, как всегда, влюблённой,
   Ты вышел, лес, меня встречать
   Толпой бесчисленно влюблённой.
      Мне троп под ноги не стели.
      Я по стволам пройду замшённым,
      Едва касаясь земли -
      Ни гнёзд, ни нор твоих не трону
   Не буду ни шуметь, ни петь я,
   А только слушать твой рассказ.
   Пусть шелестят по ветру ветви,
   И нам не нужно лишних глаз! июнь 1959

   Вы меня околдовали -
   Алый лист да белый ягель!
   Все поляны вы устлали,
   Как узнать не та ли - та ли?
      Я ли это, иль не я ли? -
      Всюду только белый ягель,
      Белый ягель - алый лист,
      Бурундучий слышен свист.
   Ты ли это, иль не ты
   Шёл сквозь алые кусты?
   Мял не ты ли белый ягель,
   Я ль ждала, встречала я ли! август 1959

   Спелый август каплет с листьев,
   Словно жёлтый мёд.
   Лето капли числит, числит
   И теряет счёт...
   В сито веток цедит лето
      Свой последний хмель,
      Стелет след теплом и светом
      На порог зиме.
       С листьев пряных станет пьяной
   Горе - голова!
   Золотые, налитые
   Упадут слова. август 1959

   Осень, серая морось...
   Сердце сосёт тоска, -
   Свидимся мы не скоро,
   Сырость кругом и
      «Солнце» - забытое слово,
      Мёртвое, словно «скиф».
      Нам же снова и снова
      Сушить у огня носки.
   В эту хмурую пору
   «Даль» ощущаешь как «боль».
   Сырость, серость - не скоро
   Свидимся мы с тобой... сентябрь 1959

            «Кончено время игры,
             Дважды цветам не цвести...»
                Н.Гумилёв.

   Сгорела дикая таёжная весна!
   Отполыхало розовое пламя,
   И лето смыто долгими дождями,
   Ну что ж, пора в отлёт и нам...
      Уж осень золотит свой светлый храм,
      Она неспешно нижет по утрам
      По мху рассыпанные бусинки брусники.
      Берёзы сзяблись, лиственницы сникли.
   И вянет под пером едва расцветший стих, -
   Прошло прошедшее, отцветшего не будет.
   И вдруг - шиповник, розовое чудо,
   Цветёт! Кто лжёт, что дважды не цвести. октябрь 1959

   Как подыскать масштаб и меру
   Вещам всесильным и простым
   В трёхосном, семицветном мире,
   Который груб, весом и зрим!
      Чем нежность, чем любовь измерить,
      Как цену счастью подсчитать?
      Считать умеем мы потери,
      Всё остальное лишь терять...
      ................................
   И ты отходишь шаг за шагом,
   Неслышней, чем растёт трава,
   Иди...Во след тебе не лягут
   Мои ненужные слова. декабрь 1959

   Пусть радость бьёт в виски покуда звон не стих,
   Душа не смеет ввериться словам.
   Ещё не отзвенел последний стих,
   Не надо памятник - любовь ещё жива! январь 1960

   Раскинь надо мной, о раскинь
   Глаз слепящее небо,
   Чтобы пустая синь
   Небом мне не была.
      Только рук кольцо
      Миром мне стало,
      Кольцо, где слилось с концом
      Сияющее начало. 1960

   Осинник осенила осень,
   Он сразу понял - час настал,
   Его, его сейчас попросят
   Светить земле, траве, кустам.
      Так сразу наступает чудо -
      Встаёт в сияньи каждый лист,
      Неяркий жёлтый свет повсюду
      Струится в небо от земли.
   И вечер, на листве настоян,
   Чуть-чуть горчит как крепкий чай.
   На сердце, полное покоя,
   Ложиться ясности печаль. 1960

   * * *

   Главная радость - радость дарить,
   Да ты это знаешь и сам,
   И я никогда не устану творить
   Мелкие чудеса!
      Хочешь, можно вернуть весну,
      Хочешь придёт горностай,
      Может быть хочешь с неба луну?
      Это можно достать.
   Хочешь - (ты раньше любил Таити),
   На розовый жаркий песок
   Жена короля Таити выйдет,
   За ухом красный цветок...
      Хочешь...- нет, ничего не будет,
      Чары бессильны впредь.
      Кончилось зелье на главное чудо
      Чтоб ты захотел хотеть! Якутск - Москва, ТУ-104. 1960

   Дни летят как капли с вёсел,
   Канет в память лёгкий след...
   Светлый след несмелых вёсен,
   Алый след из лета в осень,
      Белый долгий лыжный след.
      Бирюзовый - заозёрный
      След лазоревый от зорь,
      Разве, разве так зазорно
   Их сквозной хранить узор?
   На узоры бирюзовы
   Как на лёгкие мосты
   Лишь затрону память зовом
      Знаю, радость, выйдешь ты. 1962

   И снова круг на том же корде,
   Так вот он, зрелости венец:
   Рывок к тебе - ожог на морде,
   Рывок во вне - ещё рубец.
      Держать ровнее - ухо в ухо,
      Ровней! - с тобой, а не к тебе,
      И неизбежно, нежно, глухо,
      Железо жжётся на губе. 1971

   Лижет землю мокрый снег,
   Гложет сердце смертный грех,
   Увези меня назад -
   Пусть спасёт нас шариат.
      Там Аллах - ему сияет
      Вековая бирюза,
      Но сквозь память мне зияют
      В куполах твои глаза.
   Там Аллах врачует скорби,
   Он освятит жребий мой -
   Быть сладчайшей, быть покорной
   Быть четвёртою женой. 1971

   Спонтанно как-то, самочинно
   Всё стало не совсем всерьёз -
   Скользнуло вниз из ряда гроз
   В разряд приятностей невинных,
      Но тем несоразмерней срыв
      Внезапной белизне запястий,
      Тем взлёты страсти неподвластней
      И снова, в сотый раз открыв
   Внутри себя противоборца
   Привычно пресекаешь спор,
   Остря прокрустовый топор -
   Мерило принятых пропорций. 1972

   Не судьба мне
   носит детей твоих,
   Бессмертие даря
   твоим приметам.
      Но быть бездетной -
      только не это.
      Под сердцем стук
      это стих, твой стих.
   К этим мигам мук,
   к этим корчам
   Не кричи о своём непричастьи
   ты причиной прямой,
      Горечи горче
      проходящей сначала почасно,
      Подённо, всенощно
      и почисленно
   Сквозь плоть и кровь,
   сквозь плоть и память
   Сквозь всё проникающий
   запах лиственниц,
      Сквозь мысли:
      «мы, за нами, нами».
      Куда от себя,
      от твоей печати
   Снова ознобом
   созвездий колотый.
   Стихи - это только
   плоть от плоти,
      В них не найти
      непорочных зачатий. ?

         ВОЛШЕБНИК ГУДВИН
   Я тот волшебник, тот мошенник -
   Всегда со мной моё стекло,
   И красить чудно Ваши будни -
   Моё второе ремесло!
      Вот я сейчас смотрю на Вас
      Через моё стекло,
      Вы ж на меня - при свете дня
      Что ж - Вам не повезло!
   О! колдовство не всем дано,
   Но есть рецепт старинный:
   Смотри на небо через дно
   Большой бутылки винной! .

   ***
   Сердце предано, сердце распято,
   Растерновано по кустам,
   Не заметил, не встретил разве ты
   Капли красные здесь и там.
      Думал - просто отцвёл шиповник -
      Лепестки завязали плод.
      Нет! по веткам сочится кровью
      Разбазаренное тепло.
   Мне теперь, опять и опять
   Собирать всё по капле нужно
   На, возьми и предай опять -
   Верно это зовётся «дружбой». 1960


Рецензии