Часть 18. Мой 74 день рождения
Автор Ушаков Владимир Яковлевич
Январь 2022.
День рождения — годовщина рождения, соответствует дате рождения человека. Обычно день рождения празднуется как домашний праздник, с семьёй и друзьями. Практикуется также и отмечание этой даты с коллегами. Человека в день его рождения называют новорождённым, виновником торжества, именинником. Именно так со мной, и случилось в семьдесят четвёртый раз восьмого января 2022 года. Моя семья: жена, дочь с зятем, два внука, собралась в кафе «Птичья Горка» в городе Березовский. Отдельный зал, чудесное обслуживание, разнообразное меню, прекрасная атмосфера. Торжественные
поздравления, Праздничный обед.
На меня нахлынули воспоминания о праздновании моего дня рождения в 1988 году в г. Каменск-Уральском. Мне исполнялось сорок лет. Я рассказал, как это было.
Это было время прихода к власти Михаила Сергеевича Горбачёва, время перестройки. В стране дефицит легковых автомобилей, бытовой техники, информации, книг и печатной продукции, продуктов питания, очереди, талонные системы распределения продуктов и вино водочных изделий, торговля «из-под прилавка», нагрузка не ходовых товаров. Весь дефицит, о котором мечтал советский гражданин, можно условно поделить на две основные категории. Первая – товары советского производства той или иной степени повседневной необходимости. Вторая категория дефицита – продукты питания.
Конечно, власти в СССР понимали ненормальность ситуации, когда вместо «победы коммунизма», обещанной в начале шестидесятых, рядовые советские граждане не обеспечиваются элементарным набором товаром и услуг. Первая половина восьмидесятых была отмечена масштабными попытками победить дефицит. Наибольшие проблемы тогда наблюдались с продовольствием, на 1981 год приходится пик импорта продуктов питания – их закупили на сумму 50 млрд. долларов (в долларах 2009 года). Неудивительно, что в 1982 году с большой помпой была утверждена «Продовольственная программа». Ставилась задача ликвидировать в первую очередь нехватку мяса, особенно говядины. В пересчете на душу населения в год на советского человека приходилось 58 кг мяса, рациональная норма – 82–85 кг, утверждали медики.
Пик талонной системы пришелся на последние годы существования Советского Союза, когда инфляция проявилась во всей красе на пустых магазинных полках. В это время агонизирующее государство ввело талоны и на непродовольственные товары первой необходимости: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, спички. Несколько лет по талонам выдавались и табачные изделия. Сначала давали по талонам мясо, колбасу, сливочное масло. Затем этот список пополнился сахаром и гречкой, а к 90-м в него добавились растительное масло, яйца, чай, соль и все крупы. С введением в СССР сухого закона к талонам на продукты добавились и карточки на спиртное: на одного взрослого человека в месяц полагалась бутылка водки или две бутылки вина. Причем покупали водку и вино не только пьяницы – они-то как раз не слишком горевали по поводу ограничений, с удовольствием вспомнив талон на приобретение бутылки водки древнее искусство самогоноварения. Покупали спиртное и те, кто вообще не пил – так, на всякий случай: вдруг гости придут или сантехника вызвать придется. Были и такие трезвенники, кто ежемесячно отоваривался водкой для ее дальнейшей перепродажи втридорога – мелкие спекулянты, то есть. Привилегии существовали только в двух случаях: когда люди покупали спиртное для свадьбы или похорон. Да и то более двух ящиков водки не давали. То есть, чтобы купить спиртное в том количестве, в котором хочется, нужно было либо жениться, либо умереть.
Пустые прилавки, если что-то появляется, обязательно возникает, огромная очередь. Я решил отметить свой юбилейный день рождения в кафе «Орион», которое, только что открылось в городе Каменск-Уральском. Я приехал в кафе заранее, встретился с заведующей и оформил предварительный заказ на 8 января 1988 года. Заказ оформил на 10 человек. Заведующая сразу меня огорошила:
- У нас спиртного нет, поэтому спиртное приносите с собой. Если у Вас есть, какие ни будь соления, тоже принесите. Салат мы приготовим из капусты, на второе приготовим мясные блюда из курятины, на десерт наша стряпня. Займёте вот эти столы у окна в углу. Внесите предоплату, и мы ждём Вас.
Я, конечно, расстроился, рассчитывал, что не нужно заниматься добыванием дефицитного спиртного напитка, ан нет. Что делать? Спиртное можно было купить у таксистов, они продавали водку по двойной цене. У меня в подчинении, работал мастер участка по противопожарной автоматике, Храмов Анатолий. Он в свободное от работы время подрабатывал на своей машине таксистом. Я к нему обратился с просьбой:
-Толя, у меня скоро будет юбилейный день рождения, мне исполнится 40 лет. Я тебе поручаю добыть водку «Московская особая», 0,5 л по цене 2 ,87рублей, вот тебе 30 рублей, купишь двадцать бутылок.
- Интересно как можно на 30 рублей купить двадцать бутылок7
- Как хочешь, так и покупай. Я тебе поручил, твоё дело исполнять. – разговор с Толей состоялся в шутливой форме, Он по характеру весельчак и балагур.
Через день после нашего разговора, после работы, я прихожу домой. Меня встречает дочь и говорит:
- Папа, приходил дяденька, и принёс ящик водки, 20 бутылок.- Я сильно удивился. Думаю как 20 бутылок, придётся ещё тридцать рублей доплачивать, вот Храмов, может, не понял чувство юмора, или ему фортуна подвернулась. Я разделся и поспешил на кухню. На столе стоит ящик и в нём двадцать чекушек ( 250 гр в бутылке, четверть литра) «Московская особая», Храмов выполнил поставленную задачу, уважуха, ну просто молодец.
Наступило 8 января 1988 года в 15 часов пришли моя сестра Мария с мужем Игорем, приехали из Билимбая Нинин брат Виктор с женой Людмилой. Мы сложили в сумки две трёхлитровые банки с солёными огурцами, две банки с помидорами, десять бутылок (чекушек) водки, и поехали в кафе. В кафе нас усадили за стол, принесли два глиняных кувшина и сказали, чтобы мы незаметно перелили водку из бутылок в кувшины. Пустые бутылки, чтобы забрали с собой. Вместо рюмок нам принесли бокалы для сока, и предупредили, чтобы водку разливали незаметно и пили втихушку. К назначенному времени приехали гости: Полухины Борис и его жена Светлана, Гужевы, Юрий с Ниной. Зал кафе заполнился, приступили к торжественному ужину. Тосты, поздравления, выпивка, закуска, застольные разговоры, шутки под музыку эстрадного оркестра. Танцы..
Публика в зале кафе заметно охмелела, разговоры за столами стали громче, оркестр исполнил популярнейший шлягер «Яблоки на снегу». Шлягер «Яблоки на снегу» в исполнении одного из самых ярких певцов советской эстрады конца 80-х - Михаила Муромова, был №1 на всех значимых концертах и конкурсах. Потрясающая музыкальная композиция и бархатный голос кумира буквально в одночасье покорили огромную страну. Посетители кафе наперебой стали заказывать оркестрантам исполнение «Яблоки на снегу» (за деньги). Никто не возражал, всем мелодия нравилась. За вечер её исполнили раз десять. Я её до сих пор помню.
Незаметно скоро наступило время закрывать кафе. В 23 часа объявили, что кафе закрывается и всех попросили покинуть зал. Удивительная картина, при том, что в кафе нет спиртного, все посетители кафе прилично хмельные, мало того у выхода стоит милицейская машина « Воронок» и слишком пьяных посетителей забирают и сажают в автомобиль, в вытрезвитель .( Вытрезвители представляли собой медицинские организации, куда доставляли граждан в разной степени опьянения и содержали вплоть до полного их вытрезвления. ) Стадия опьянения определялась патрульными милиционерами на глаз, поэтому для выполнения плана, который был у любой советской госструктуры, с улиц забирали в вытрезвители всех, от кого хоть немного пахло спиртным, даже волне добропорядочных граждан. Наряды по вечерам в выходные дежурили у танцплощадок, дискотек, ресторанов, а также возле заводов и учреждений, где в день зарплаты всегда был хороший улов.
Иронично, что в эпоху горбачевской антиалкогольной кампании за выполнение плана по отлову пьяных забулдыг, милиционеров премировали талонами на тот же алкоголь.
С развалом СССР число вытрезвителей стало постепенно сокращаться, в 2010 году президент Дмитрий Медведев отменил приказ 1985 года, и в 2011 все специальные учреждения были ликвидированы.
Я это рассказал своим гостям, мне всё это вспомнилось с разницей уровня празднования своего дня рождения спустя 34 года. Мой рассказ произвёл сильное впечатление на моих внуков. Младший Ваня 15 лет высказал своё удивление, а старший Стёпа 20 лет высказался о своём восприятии моего рассказа. Он сказал:
- Дедушка, неужели можно было так жить, что имея деньги, не возможно было на них купить, то, что хочешь. Как же Вы жили, чем питались? Как одевались? Как приобрели свой автомобиль? Построили гараж? Построили такую шикарную дачу? У вас большая благоустроенная квартира? В квартире мебельная стенка, шикарная библиотека, холодильник, стиральная машина, ковры, палас, телефон? Судя по всему, у вас высокий достаток? – Пришлось ему рассказать о том, как я получил квартиру, описано в моём рассказе «Хиросима».
Рождение дочери в 1972 году сильно обострило проблему хранения продуктов питания, особенно летом. Дефицит продуктов, например, молочных, ещё и нужно было сохранить. Холодильников в продаже не было, поэтому продукты портились, молочные прокисали, мясные плесневели, впрок не купишь. Я узнал, что в столице Азербайджана городе Баку, освоили выпуск холодильников марки «Каспий». Очередная командировка в г. Гаджиево на базу подводных лодок летом 1973 года. Самолётом до Ленинграда, там пересадка на другой рейс до Мурманска, автобусом до Североморска, катером до г. Гаджиево. Решил вопрос, закрыл командировку и вылетаю в Москву. В Москве покупаю билет до Свердловска через город Баку. В Баку, на железнодорожном вокзале, в багажном отделении, узнаю, как можно отправить холодильник багажом на Урал в г. Каменск-Уральский? Мне отвечают, что багаж принимается на отправку, по месту назначения, только при наличии ж/д билета на проезд от Баку до места назначения. Я принимаю шутливый тон разговора и спрашиваю:
-Уважаю законы, правила и инструкции, но жизнь многогранна и бывают случаи, когда можно правила обойти или нарушить. Это может быть чуть дороже, но зато очень удобно.- Служащий багажного отделения, в форме железнодорожника, Азербайджанец с пышными усами, лет сорока, с кавказским акцентом отвечает:
- Скажи, дорогой, где ты хочешь купить холодильник, как ты его сюда привезёшь?
- Я только что прилетел в Баку, в городе я первый раз, конечно, я никого не знаю, у меня билет на самолёт до Свердловска сегодня вечером.
- Я могу помочь, но тебе это обойдётся несколько дороже.
- Конечно, я согласен. Мне жизненно важен холодильник.
- Ну, всё договорились. Иди за мной. – Мы с ним прошли до служебного, курганского автобуса, приехали в магазин, мне оформили какие-то документы на продажу холодильника. Не распаковывая холодильник, достали шнур питания с вилкой, воткнули в розетку. Холодильник заработал. Я заплатил в кассу стоимость холодильника 100 рублей, и один рубль продавцу, который оформлял документы и проверял работу холодильника. Мой холодильник погрузили в автобус, приехали на железнодорожный вокзал, оформили документы на отправку багажа в г. Каменск-Уральский. Я рассчитался с водителем автобуса, один рубль и моему благодетелю в форме ж/дорожника, один рубль. На всё, про всё я затратил времени около одного часа. Я был такой довольный, радость распирало мою грудь. Я прогулялся по городу. Жемчужина Баку – Приморский бульвар. Это красивейшее место Азербайджана. На бульваре расположены кафе, рестораны, парки, музеи, объекты культуры, архитектуры и аттракционы. Приморский бульвар - это сердце страны. Место имеет такое же значение для Азербайджана, как Красная площадь для России. Вечером я был дама.
За деньги, которые мне выделяли на командировку, я обязан отчитаться с приложением билетов. Мой отчёт пристально принимает главный бухгалтер завода Перминов Василий Степанович. Он меня упрекает, в том, что я одной своей командировкой на базу подводных лодок, расходую командировочные деньги годового бюджета завода. Я в своём отчёте указал перелёт из Мурманска до Свердловска через города Москва, Баку. Разница в стоимости небольшая, отчёт приняли. Вот так я стал обладателем холодильника.
Хуже всего в СССР обстояли дела с домашними телефонами — зачастую возможность поставить телефонный аппарат в собственную квартиру была более далёкой и призрачной, чем покупка личного автомобиля. Т. е. желающие купить автомобиль записывались в очередь, которая всё-таки двигалась, а подавшие заявление на установку телефона годами и десятилетиями могли получать от связистов стандартную отписку: «В ближайшей перспективе установка новых телефонов в вашем районе не предвидится».
Я поработал тут с дневниками известного историка В.В. Шелохаева, - и решил выложить выдержку его записи за советский период:
-1989 г. Получил письмо от мамы из Кузнецка. Пишет, что отец занимается благоустройством квартиры, занимается всеми хозяйственными делами (магазины, базар). Это все хорошие знаки. «Признаться, в магазинах нет ничего, но иногда бывают куры. Песок сахарный нам продают по талонам, которые выдали уже на весь 1989 г., отпускают по 1 кг на душу в месяц. Конфет нет никаких совершенно». «Моющие средства тоже будут отпускать по талонам ежемесячно».
Подводя грустный итог, мама пишет: «Одним словом чудеса, после войны и то этого не было. Хотя при Хрущеве были приглашения на белый хлеб, кто больной желудком был, да, мне кажется, и за 200 гр. масла». Да, в провинции похуже, чем у нас, в столице. Вот тебе и гласность, и демократия в одном «перестроечном» флаконе. Обобщая горбачевские разглагольствования, мама пишет: «Пока все одни толкования, а дела как не было, так и нет». С этой оценкой не поспоришь.
До сих пор телефона нет. «Отец ходил отмечать очередь на телефон. Я стою в очереди 15 лет. Его как участника войны выкинули из очереди, кто-то один должен стоять. А если один из нас умрет, снова вставай в хвост в очередь. Одна нервотрепка кругом».
Это я описал проблему с телефонами. В 1975 г меня назначили на должность заместителя начальника ОТК качества продукции Каменск-Уральского Электромеханического завода. Должность довольно беспокойная, возникают вопросы качества, которые нужно решать немедленно, производство работает круглосуточно. Обычно приезжает дежурная машина, и в любое время суток меня везут на завод, для решения проблемы, хотя вопрос решается за минуту. Каждый случай вызова обсуждается на оперативке у начальника ОТК. В конце концов, директор завода Полуяктов Анатолий Петрович отправил, письмо на имя начальника узла связи города Киселёву Д.Д., с просьбой установить домашний телефон Ушакову В.Я. В соседнем подъезде проживала семья Изгагина Валентина. Он работал слесарем сборщиком на нашем заводе. Наши дочери были ровесниками и вместе играли. Жена Валентина Изгагина работала в узле связи. У нас были дружеские, соседские отношения. Она оформляла регистрацию телефона, и способствовала оперативному подключению и установку телефонного аппарата. Мне телефон установили сразу, и присвоили блатной номер 3-64-64. Так я стал владельцем телефонной связи.
Я уже описывал, о проблеме с продуктами питания. У нас молодая семья, растёт маленькая дочка. Мы живём в чужом городе, где нет никакой родни. Возникает вопрос об овощной яме для хранения овощей. Яму можно построить только в гараже. Место под строительство гаража выделяют только владельцам транспортных средств. Поначалу мы с Ниной раз в месяц на электричках ездили на выходные к своим родителям, раз в Билимбай, раз в Дружинино. На поездку уходило много времени. В Свердловске нужно было делать пересадку на другую электричку. Родители нам давали картошку, овощи, зимой могли дать немного мяса. Много на себе не унесёшь, максимум два ведра, да и то нужно как то сохранить. В общем, вопрос о строительстве овощной ямы стал жизненно необходимым. Мы приняли решение накопить денег на приобретение, какого ни будь транспортного средства, чтобы получить место под гараж и построить овощную яму. Это было в 1974 году. Заработки были маленькие, в пределах 120 рублей, но мы стали откладывать деньги в сбербанк каждый месяц. Это была наша цель. Мы ограничили себя во всём. Нина зиму ходила в валенках, не было сапог, хотя уже никто валенки не носил. В отпуск никуда не поехали и провели его у родителей. За два года мы сумели накопить две тысячи рублей.
На участке пайки выводных концов работала Полухина Светлана. Моя Нина в это время работала технологом в этом же цехе. Они как то подружились, и мы часто стали встречаться, и дружить семьями. Муж Светланы, Борис Александрович, был активным комсомольцем, получил направление от райкома комсомола, на обучение в Высшую партийную школу в г. Свердловске. В школе он познакомился первым секретарём комитета комсомола Ирбитского мотоциклетного завода. По такому знакомству Борис сумел приобрести мотоцикл «Урал» - недосягаемая мечта автолюбителей.
По успешному окончанию учёбы в ВПШ Борис Александрович получает направление на Каменск-Уральское предприятие «Строй деталь 70», которое выпускает железобетонные изделия, для строительства жилых домов, Его назначают на должность заместителя директора завода. Борис использует своё назначение, ему выделяют современную благоустроенную трёх комнатную квартиру с двумя санузлами, и предоставляют право на покупку нового автомобиля марки «ВАЗ 2101» жигули. В ноябре 1976 г., вечером к нам домой приходят гости Полухины. Борис изложил сложившуюся ситуацию. Нужно срочно выкупить автомобиль, он продаёт свой мотоцикл за 3 000 рублей, 500 рублей у него есть, и 2 000 рублей он просит ему одолжить сроком на один год. Ему обратиться больше не к кому, родни нет. Вот были времена, естественно, я снял все свои накопления и передал Борису, без расписки, без процентов, мы даже не знали, что это такое. В декабре Борис приобрёл новенькую автомашину «Жигули». «Копейка» в 1970-х стоила 5620 рублей — примерно 47 средних окладов советского человека. Через один год Бориса Александровича переводят в Свердловск заместителем директора треста «Строй деталь 70». Они с женой приходят к нам в гости, и он мне говорит:
- Володя, меня переводят на высокую должность в Свердловск. Мне там предоставляют квартиру, и дают возможность купить новую машину. Я здесь сдаю квартиру, и предлагаю тебе купить мою машину. Я за год проехал 15 000 км. Из них 10 000 км ты проехал со мной вместе, машина в отличном состоянии, ты видел, как я к ней бережно относился. Я тебе должен 2 000 рублей, добавь ещё 4 000 р. и машина твоя.
- Ну, ты, Борис и задачи ставишь! Просто сюрприз. Настолько неожиданно. У меня и в мыслях не было, да и денег сейчас нет. Конечно, такой случай упускать просто глупость. Хорошо две недели можешь подождать? Попробую достать необходимую сумму.
За год мы с Ниной накопили 2 000 рублей. Для приобретения автомобиля необходимо ещё найти 2 000 р. Очень не простая задача. Нина обратилась к своей подруге по комсомолу Вере Павловне Ткачёвой (они обе поочерёдно были секретарями комитета комсомола на КУЭМЗе.), с просьбой одолжить 1 000 рублей сроком на один год. Вера без всяких условий принесла нам домой свою тысячу рублей. Я специально поехал домой в Дружинино и обратился к отцу с просьбой одолжить мне 1 000 рублей сроком на один год, для приобретения автомобиля. Отец выдал мне тысячу рублей и попросил написать ему расписку об обязательстве возврата долга. Мне так стало обидно о недоверии отца своему сыну. Я считал, и в тайне надеялся, что отец поможет, посодействует, а он с меня расписку. Я написал, деньги взял, но долг вернул через 6 месяцев, хотя с деньгами была напряжёнка, строился гараж. Удивительное дело, но с возрастом я понял поступок моего отца, который взял с меня расписку за одолженные деньги. Сам факт написания обязательства о возврате долга, дисциплинирует и навешивает на твою психику ответственность за расчёт. С тех пор я никогда не занимал деньги и не брал кредиты. Дети у меня занимают и часто забывают, что нужно вернуть. Я расписки не беру, чтобы не унижать их чувства, а зря.
13 декабря 1977 года мы с Борисом Александровичем поехали в комиссионный магазин Спорттовары, на УАЗе остановка Челябинская. Оформили документы купли продажи, я получил ключи и сел за руль собственного автомобиля. Ощущения, которые человек испытывает в такие моменты, не поддаются описанию. Вера Павловна Ткачёва предложила свой гараж для парковки моего автомобиля на период, пока я не построю свой. Так я стал обладателем собственного автомобиля. Мне было 29 лет, а у меня благоустроенная двухкомнатная меблированная квартира в центре города, холодильник, телефон, собственный автомобиль. Сейчас первостепенная задача: стройка гаража.
В 1970-1980-е годы построить гараж было, наверное, еще более сложным делом, чем купить автомобиль. То есть гараж, как и автомобиль, тоже был роскошью для советского человека. Эта проблема была связана с множеством административных процедур и ограничений. В СССР гаражи строили и получали с разрешения местных органов власти. Делалось это в основном через гаражные кооперативы. При этом нужно было соблюсти большой ряд строго регламентированных требований и правил. В том числе по строительным материалам, обустройству, размерам и расположению гаражей. Общая площадь гаража из расчета на одну машину для легкового автомобиля составляла обычно 18 кв. метров, для мотоцикла с коляской — 9 «квадратов». Получив в бессрочное пользование (не собственность!) земельный участок — как правило, в неудобьях, не подходящих площадях, для капитальной застройки — ГСК начинал строить гараж. На этот процесс накладывалось множество ограничений. Во-первых, строительство можно было начать только после «внесения кооперативом в банк собственных средств, в размере полной стоимости строительства». Стройматериалы приобретались по государственным розничным ценам, а если розничных цен на данный материал не существовало — то по оптовым.
Во-вторых, правила разрешали строительство гаражей только по типовым проектам. В виде исключения возможны были собственные проекты, но лишь с применением типовых конструктивных элементов.
В-третьих, помимо выделения земельного участка под гараж, ГСК обязано было получить еще и разрешение на строительство, а также утвердить проект.
Наконец, когда кооперативный гараж был построен, на возникшую в результате недвижимость накладывались довольно жесткие ограничения: пункт 12 типового устава запрещал продажу строений, как в целом, так и частями, организациям или отдельным лицам. Единственная возможность реализовать имущество кооператива была связана с его ликвидацией.
Я даже не знаю, как описать сложности и мытарства, которые необходимо преодолеть для получения разрешения на выделение места под строительство собственного гаража. Место я получил по блату в гаражном кооперативе «Универсал», 60 участков, расположенных на территории между базой Торга, завода Сталь конструкции, четырнадцатой автобазы, завода ЖБИ и СИНТз. Меня приняли в кооператив с условием, что я обеспечу электроснабжение кооператива, и буду ответственным за бесперебойное снабжение электричеством всех членов кооператива.
Место мне выделили на участке, предназначенном для пожарного проезда в середине ряда уже построенных гаражей. Мне нужно было выложить только заднюю и переднюю стенки, и выкопать овощную яму. Я нанял экскаватор, который выкопал мне шикарную овощную и смотровую ямы. Кирпич я насобирал на заводской свалке, куда высыпали его с кольцевой печи во время капитального ремонта. Кольцевая печь выложена из шамотного, огнеупорного кирпича, который в течении года находится при температуре 11000 градусов. Через год работы, под печи разбирают, и выкладывают новым кирпичом, а старый на свалку. На свалке среди обгоревшего кирпича можно подобрать вполне приличный кирпич. В общем, я гараж построил быстро и довольно дёшево. Для регистрации гаража необходимо предъявить документы, квитанции на приобретение стройматериалов. Это было сложнее. Наконец я стал владельцем шикарного гаража 24 квадратных метра, с высоким потолком, яма из огнеупорного кирпича размером 2х2х2 с метровым творилом, трёх фазное напряжение 380 вольт. Это чисто мужская территория, которую я оборудовал под слесарную мастерскую. У меня был сварочный аппарат постоянного тока, с широким диапазоном регулировки величины тока, наждак, мощностью один киловатт, 1500 оборотов в минуту, компрессор с ресивером для покраски пульверизатором, всякий электроинструмент.
Я описал по памяти, какие трудности пришлось преодолеть, и какие усилия приложить, для удовлетворения своих потребностей. С приобретением автомобиля пришлось столкнуться ещё с одной проблемой: Как обстояло дело с бензином в СССР. То ли дело времена Советского Союза, когда бензин стоил копейки, а работники государственных предприятий сливали его себе в канистры, а то и хуже в канавы. (Оплата водителям грузового автотранспорта производилась по расходу бензина, поэтому водители иногда сливали бензин из баков своих авто в канавы). Многие вспоминают то время с ностальгией, но, к сожалению, оно никогда не вернётся. Сегодня хочется вспомнить, какие марки бензина производились в годы СССР, и какие из них дожили до наших дней.
Весьма показательными выглядят отпускные цены на бензин установленные 1 января 1969 года.
А-66 - 60 коп
А-72 - 70 коп
А-76 - 75 коп
АИ-93 - 95 коп
АИ-98 - 1 р 05 коп
На первый взгляд цены кажутся недешевыми, особенно в пересчете на тогдашнюю зарплату. Но это цены не за литр топлива, а сразу за 10 литров. Дело в том, что минимальное деление счетчиков тогдашних бензоколонок было в 5 литров. Самих заправочных станций было немного, поэтому доехав до заправки человек, заливал бак до упора, да нередко еще и пару 20-литровых канистр про запас. В гаражах и сараях автолюбителей также нередко имелся свой запас в несколько сот литров. Учитывая невысокую стоимость бензина, остановить любого шофера и попросить 3 литра, доехать до заправки было нормальным явлением. Платить за услугу не требовалось.
Правда затем партия и правительство решили позаботиться о населении и рост цен на бензин, прекратился до самых 90-х, когда процессы распада Советского Союза разогнали неконтролируемый рост цен буквально на все товары. Но на автомобилистов свалилась иная беда - дефицит бензина.
Многие заправки стояли с обмотанными вокруг колонок заправочными шлангами - зато машин рядом с ними не было. Это означало, что топлива нет и, по-видимому, не предвидится. Зато если вокруг заправки роились автомобили, то топливо там точно имелось. Вот только требовалось выждать немалую очередь, да и гарантии, что топливо не закончится именно на вашем автомобиле, никто не давал.
Дело в том, что автомобили марки «Жигули» предназначены для высоко октавного бензина марки АИ-93. А вот его-то и не было на заправках. Если он появлялся, то моментально вырастали огромные очереди, и отпускали только по 20 литров в руки. Можно было после заправки ещё раз занять очередь, некоторые так и делали. Бензин марки. А- 72 и А-76 на заправках был всегда, весь грузовой транспорт ездил именно на этом бензине, и талоны достать на этот бензин можно без проблем, и можно по этим талонам заправиться по знакомству бесплатно. Умельцы придумали, чтобы «Жигули» заправить низко октавным бензином марки А-72 и А-76, нужно увеличить объём камеры сгорания в поршнях. Для этого ставят прокладку между крышкой и блоком цилиндров. Правда двигатель немного теряет свою мощность и увеличивается расход топлива. Зато снимается проблема с заправкой бензина. Я купил такую прокладку из асбеста, армированную стальной сеткой, на рынке в г. Первоуральске, и установил её на двигатель своей машины. Снял проблему заправки. Летом 1983 года мы семьёй ездили на Азовское море в г. Темрюк и по побережью Чёрного моря. Там на заправках были разбиты палаточные городки, в ожидании бензина, из желающих заправиться, и выехать домой в Российские регионы. Я на этих заправках заливал в бак бензин марки А-72. На меня смотрели как на придурка, и крутили пальцем у виска, зато я ехал.
Свидетельство о публикации №223020300095