богомилы, стриголники, жидовствующие - христиане
Сейчас я сделаю в коментах себе на память несколько выписок из ставшей доступной книги, в которой представители церкви кесаря косвенно свидетельствуют в пользу моей версии.
Речь идёт о книге 19 века: "ПАМЯТНИКИ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ДУХОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.
БЕСЕДА КОЗМЫ ПРЕСВИТЕРА НА БОГОМИЛОВЪ
(10-11 ВЕК).
датировка книги 11 веком совершенно фантастическая, что становится ясно из самого предисловия, где первый подлинник датируется 15 веком, а 11 век приписан от руки на страницах книги.
ПС
Козьма пресвитер — болгарский писатель, последний представитель цветущей эпохи древнеболгарской письменности, жил, по-видимому, в конце Х в., в правление царя Самуила. оставил 13 "бесед" или слов, в которых ревностно ратует против богомильства и призывает других на борьбу с ересью. "Беседы" эти представляют главный, собственно болгарский источник для изучения богомильства Х в. и предшествовавшего ему павликианства. В России "недостойного Козмы прозвитера беседа на новоявившуюся ересь богумилу" стала известной очень рано и особое распространение получила с появлением стригольников и жидовствующих, которые выставляли те же доводы против иерархии и церковной внешности, какие высказывают богомилы у К., и у последнего-то русские защитники православия и черпали доказательства для борьбы с ересью. Беседа К. напечатана в "Православном Собеседнике" (1864 г., кн. 4—8 по рукописи XV в.).
Единый толковый словарь
*
Сочиненіе Козмы, в;роятно, весьма рано стало изв;стно и въ русской литератур;. Не безъ основанія думаютъ, что Адріанъ и Дмитръ, первые у насъ пропов;дники еретическихъ мыслей въ начал; XI в;ка, были богомилы. Являвшіеся после еретики: стригольники, жидовствующіе, ;еодосій Косой и другіе высказывали т;же мысли противъ іерархіи и церковной вн;шности, какія высказываютъ богомилы у Козмы...
Что касается до настодщаго времени, можно зам;тить, что если съ одной стороны желавіе нъкоторыхъ производить ньне существующія сектьг, особенно такъ вазываемыхъ духвныхъ христіанъ, отъ павликиан и богомиловъ есть не что иное , какъ странное увлеченіе: то съ другой стороны бес;дой Козмы съ усп;хомъ можно пользоваться въ собес;дованіи съ раскольниками и нашего времени.
-
Свидетельство о публикации №223020401242