Шофёр автоброневого

(Документальный рассказ)

В одном из залов Центрального музея Вооружённых Сил много лет экспонировалось Почётное революционное Красное знамя с надписью «За подвиги», которым ВЦИК в январе 1923 года наградил автоброневой отряд имени Я.М. Свердлова – одну из первых частей войск ВЧК.
Отряд был создан в Петрограде 24 февраля 1918 года из одиннадцати бойцов, водителей автомобилей, для несения службы при штабе революции – Смольном. В последующем автобронеотряд значительно вырос и за пять лет прошёл по дорогам Гражданской войны с боями свыше 40 тысяч вёрст.
За мужество и стойкость, проявленные в борьбе с врагами Советского государства, Родина удостоила около ста бойцов и командиров отряда высшей в то время награды – ордена Красного Знамени.
Шофёр отряда Сергей Аверьянович Пискунов был отмечен в те годы этой высшей наградой трижды. Вот что рассказывают о его подвигах документы, хранящиеся в Российском государственном военном архиве.
Сергей родился 8 октября 1898 года в селе Война (ныне Комаричский район Брянской области) в крестьянской семье. Окончив сельскую школу, начал работать в хозяйстве отца. В семнадцать лет уехал на заработки на рудники в Кривой Рог, где в течение года работал подёнщиком по подвозке и погрузке руды, за 20-30 копеек в день.
В январе 1917 года был мобилизован в царскую армию, нёс службу в одном из запасных полков в Петрограде. За антивоенные выступления был послан на фронт в действующую армию, в 1-й тяжёлый артиллерийский дивизион, находившийся в районе г. Крейцбург, в ста двадцати километрах от Риги (ныне город Екабпилс). В дивизионе работал на автогрузовике по подвозке снарядов. С октября 1917 года до апреля 1918-го артдивизион находился в районе города Остров, недалеко от Пскова, где Пискунову пришлось участвовать в боях против наступающих немцев.
…Май 1918 года. Демобилизация. Сергей Аверьянович возвращается домой, в родное село.
При мобилизации 1919 года С.А. Пискунов попадает в автороту в г. Орёл. В этом году он – шофёр штаба 13-й армии Южного фронта, затем – шофёр автоброневого отряда ВЧК им. Я.М. Свердлова.
В декабре 1919 года отряд был направлен на Южный фронт против Деникина и вошёл в состав 1-й Конной армии. Вместе с кавалеристами свердловцы действовали напористо, инициативно.
5 февраля 1920 года командир отряда в своём донесении Реввоенсовету армии писал:
«…В бою 8 января 1920 года при общем наступлении Красной Армии под Ростовом-на-Дону отличились… Петров Василий и Пискунов Сергей, пулемётчики… Урбан Янош и Алёшкин Афанасий. Несмотря на большой перевес противника у дер. Кутейников, решительностью и самоотверженной работой вытеснили его из деревни и с малочисленным прикрытием преследовали противника на расстоянии 7 вёрст, причём тов. Алёшкин, раненый, оставался всё время в строю…
Имея в виду вышеизложенное, прошу Вашего ходатайства об определении вышеперечисленным товарищам награды».
Через некоторое время в отряд пришла радостная весть: все представленные к награде бойцы были удостоены ордена Красного Знамени.
В мае 1921 года отряд был направлен на борьбу с антоновщиной в Тамбовскую губернию, под руководство командующего войсками губернии М.Н. Тухачевского.
О том, как сражались свердловцы с Антоновым, говорит следующий документ.
В оперсводке № 15 за 3 июня 1921 года сообщается, что автобронеотряд им. Я.М. Свердлова, выполняя приказ старшего начальника, обнаружил ядро восставших во главе с Антоновым. Сильным пулемётным огнём противника загнали в село Бакуры. Завязался упорный уличный бой. Антоновцы, разбившись на несколько групп, стали уходить. Одна группа, преследуемая двумя боевыми машинами отряда, устремилась в деревню Баклуши, но её перехватили кавалеристы бригады Котовского. Другая – во главе с Антоновым – бросилась лощиной по правому берегу реки Сердобы, однако огнём боевых машин была отброшена обратно и рассеяна.
За исключительную храбрость в боях с антоновцами 55 бойцов и командиров отряда были награждены орденом Красного Знамени, среди них был и Сергей Пискунов.
В июле 1921 года после кратковременного отдыха автобронеотряд получил новое задание. Выполняя приказ Ф.Э. Дзержинского, он отбыл на Урал, где громил остатки белых отрядов.
Приказом Реввоенсовета Республики № 127 от 18 мая 1922 года шофёр Сергей Аверьянович Пискунов был награждён орденом Красного Знамени «за отличия, оказанные в июле и августе 1921 года в районе г. Джамбейтинск (так в документе), при ликвидации банд в Уральской губернии».
…Это было в походе 12-ти боевых автобронемашин в уральских степях, где они сражались с многочисленными отрядами подполковника царской армии Митрясова. Поход был на редкость тяжёлым и сложным. Воевали в открытой степи, в условиях оторванности от баз снабжения продуктами питания и горючим для машин. Была дорога каждая капля воды – её не хватало, а без неё не обходился ни человек, ни машина. Однако все сложности были преодолены, и отряды Митрясова, не ожидавшие такой отчаянной смелости бойцов-чекистов, были разгромлены. Тактику свердловцы применили обычную: незаметный для врага глубокий проход в его тыл и далее – активный огонь по противнику в сочетании с маневрированием машинами до полной ликвидации сопротивления.
…Закончилась Гражданская война, началась мирная жизнь. В 1924 году С. Пискунов демобилизован из армии, поступил на работу шофёром «Скорой помощи» при институте имени Склифосовского в Москве. Днём работал, а вечером учился на рабфаке при Московском Высшем техническом училище (МВТУ). В 1927 году, по окончании рабфака, стал студентом МВТУ. Дальше предоставим слово самому Сергею Аверьяновичу. Вот что он пишет в своей автобиографии:
«В 1929 году, по решению ЦК партии, меня с третьего курса МВТУ перевели на третий курс Инженерной Академии ВВС РККА имени Жуковского. После её окончания работал в Военно-Воздушных Силах. Работал инженером авиабригады, военным представителем, начальником отдела, заместителем начальника управления и начальника заказов и приёмки самолётов ВВС Советской Армии.
В 1942-1945 годах был начальником авиаотдела Закупочной Комиссии СССР в Вашингтоне. В 1944 году мне было присвоено военное звание генерал-майора инженерно-технической службы».
Видимо, в Вашингтоне Сергей Аверьянович совсем неплохо поработал, ибо в декабре 1944 года в числе других работников Закупочной комиссии был награждён орденом Отечественной войны 1 степени «за успешное выполнение задания Правительства по снабжению Красной Армии и Военно-Морского Флота вооружением, военными материалами и продовольствием из США».
Около 80% поставляемых из США самолетов (в рамках ленд-лиза) летели в СССР самостоятельно через Аляску и Чукотку, всего по трассе Аляска-Сибирь было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолётов, из них: бомбардировщиков Б-25 — 729, А-20 — 1355, истребителей П-40 — 47, П-39 — 2616, П-63 — 2396, П-47 — 3 штуки. К сожалению, не все перелёты осуществлялись успешно, на трассе произошло 279 лётных происшествий, при которых погибло 114 человек. Основная причина аварий — плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (было потеряно 18 самолётов).
Наступило мирное время. В 1952 году С.А. Пискунов был назначен начальником инженерного факультета Рижского высшего инженерного авиационного училища. В 1955 году уходит на заслуженный отдых.
Скончался генерал-майор С.А. Пискунов 19 декабря 1972 года в городе Калининграде Московской области (ныне город Королёв). До последних лет жизни он вёл большую военно-патриотическую работу.
Родина высоко оценила заслуги генерал-майора С.А.Пискунова: он был награждён орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени и многими медалями.
На фотографии, сделанной примерно в 1943-1944 годах в Вашингтоне: Сергей Аверьянович Пискунов ещё в звании полковника.


Рецензии