Дух веры

В этой заметке хочется показать, при каких условиях можно определить истинность своей веры в Бога, основываясь на факте, что у человека имеются все способности для общения с Создателем. Молитвенно собранным силам души доступно разумное ощущение Истины, или высшего идеала, и постижение полного соответствия этого идеала Духу Истинного Бога - Спасителя, принятого в силу традиции или по сознательной вере.

  Нам же всем известно, что дух человека - совершенно нематериальная сила, тоньше души, неотделимая от неё; представление о  бесплотности человеческого духа не может передать даже слово "настроение". Он - источник веры, надежды и любви - богоданных сил, которые служат основой развития всех остальных высших сил души - разума, совести, воли, памяти, силы любви. В этом человеческим духе присутствует Бог, если  посещает человека, поэтому дух веет одновременно в Царстве Небесном и в душе. И в особые минуты он может заполнять всю душу и тело.  Он - жизненная сила, предназначенная к освящению и уподоблению Богу.  Через дух всегда притекают Божественные идеи, сопровождаемые покаянием, тихой радостью, умилительным откровением веры, неземным миром.

   Когда освящённый дух охватывает ум и сердце, то есть всю душу, тогда они становятся одним целым, а душа делается простой, не имеющей вообще никаких мыслей, но постигающей непосредственно Святыню Божества; и она воспринимает только помыслы из своего изначального сознания, своего духа, от благодати Самого Господа. Сама вера в таком состоянии разгорается до сильного света, принимает свою веру в Бога, вспыхнув, как горючий воздух, в которую попала искра, и делается непоколебимой.
 
   Если представить как-бы новосозданную душу, что она увидит Иисуса Христа, то она увидит Иисуса Христа, как в зеркале в самой себе, и примет поток благодати. А живущий на земле человек, возрождённый покаянием, по благодати безвидно созерцает Господа Иисуса Христа в середине своей груди, где и расположена душа. На иконе Успения Пресвятой Богородицы или на картинах, где изображается душа, с последним дыханием покидающая тело, она имеет эфирный вид человека маленького размера, как младенца. Такая она и есть по свидетельству тех православных подвижников, которым Господь Иисус Христос показывал сосредоточенные границы очертаний её главных сил, её сердцевины. При этом она бесплотна и в таком виде не наблюдается, а видится только по своим разумным, волевым и чувственным действиям. Имея центр в самой середине груди, в сердце, своими энергиями душа охватывает и содержит всё тело.

    Душа в самой себе может увидеть отражение Христово, потому что даже Богословы говорят, что в  каждом человеческом сердце живёт Христос.

   Так, новосозданная душа, только что вышедшая из рук Божиих (условно представим), будучи исполненная благодати, непременно должна узнать в Иисусе Христе воплощение Истинного Бога.

   А в земной жизни, чтобы увидеть то же, требуется с помощью сосредоточенной молитвы освободиться от помыслов мира сего, ведь мир всевает в душу ложь, грех и страсти. Итак, в душу человека изначально вложены Создателем необходимые помыслы и способности, и они находятся внутри сознания, но никак не вне человека. Поэтому из внешнего, в том числе из рассеянной по миру энергии ума, святые отцы советуют сойти внутрь тела, в область физического сердца, и прийти в состояние безмолвия ума. Ничего из мира внешнего. Только то, что вложено Создателем в личность. Как у новосозданной души. И таким свободным от мира взором души посмотреть на Иисуса Христа, присутствующего в Его Имени, в благодати Святого Духа. 

   Сведение ума в сердце доступно монаху и любому православному христианину, серьёзно относящемуся к своей духовной жизни, желающему избежать пленения духом мира сего и падений. Предупреждения об осторожности в умной молитве даются потому, что одно только удаление ума из помыслов мира и вхождение его внутрь тела вызывает такое сильное чувство радости, что его можно принять за Благодать и счесть себя получившим духовные дары. На самом деле это только возвращение к естественному состоянию человека, небольшое освобождение души из плена помыслов. Благодать действительно присутствует в каждой молитве, и её легко получить, однако трудно удержать.

   Удержать и развить её до хождения в присутствии Божием можно и нужно постоянной практикой домашней и церковной молитвы. И легко избежать прелести, если никогда не забывать учение Святителя Луки (Войно-Ясенецкого): когда приступаете к Иисусовой молитве, вспомните свой самый главный грех и всегда держите его в памяти, и тогда со временем откроются и другие грехи, и душа начнёт очищаться слезами и получать Благодать, которая присутствует в самом Имени Иисус.    

   Итак, чтобы познать истинность своего Господа, душа должна быть свободна от любого помысла - сластолюбивого, тщеславного, национального и от всякого самолюбия, самооправдания, эгоизма и гордыни. В сердце души, в охваченном Божественным духом объединённом уме и сердце, в центре человека не должно быть ни единого движения духа гордости, а только вслушивание в глубь своего младенческого сердца - что оно скажет в умственном безмолвии?

   Если не шевельнётся и не вспыхнет в нём привычное ей страстное чувство, помрачающее чистое младенческое созерцание, - что сердце говорит об Иисусе? При умственном взирании на Распятого Иисуса Христа, что скажет сердце?

   Если в таком состоянии душа может пребывать некоторое  время, то действием Божественной благодати и своим духовным разумом постигнет истинность веры, если, рассмотрев её, она в единстве ума и сердца скажет "Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Господи, слава Тебе, Иисусе Христе!"

   Подобная встреча души с Господом Богом происходит всегда в благодатных церковных Таинствах, особенно в Святой Евхаристии у каждого православного христианина. Но совмещение участия в Богослужении с внутренней Иисусовой молитвой необыкновенно углубляет это участие.

   Поэтому когда нормальный чистый человек услышит, что Бога нет или что его Бог не есть Истинный, он сочтёт это за какую-то ненормальность и отвернётся, и душа его ни за что не усомнится. Ибо Божественная благодать для него дороже всего на свете. 


Рецензии
Я все не стал читать. Но первые абзацы. Вообще это о душе (а не духе) нематериальной точнее по Св Григорию Чудотворцу. Хотя может быть смешение понятий.
t
Но и дальше не особо правильно. Верит сердце - и душа и тело совместно. Созданные такими - храмом Бога Любовь. И сама ваша попытка определения стремится к чему-то искусственно тонкому и эзотерическому. Как будто тело не участвует в Благодати. Что в конечном итоге косвенно отрицает Благо Боговоплощения.
t
Поэтому душа и тело соделатель и спутник вместе наследуют рай или ад по Св Ефрему Сирину в частности. "Тело больше одежды, а жизнь - пищи" в Евангелии.
t
Так апостол Павел определяет веру через созерцание обетования Блага от Благого. А апостол Иаков через "веру из дел" (не фарисейских,а подвижнических и евангельских). Это соответствует пониманию чистоты животных по Св Мефодию Актерскому и Св Кириллу Александрийскому. Жвачность - созерцательность, а парнокопытность следование в делах по жизни созерцанию. "Идут куда Агнец позовет".
t
Иначе без такого следования сквозь игольные уши, пропев лето стяжания елея - "горе если бегство ваше случится зимой и в субботу на млеке" в Евангелии. То есть начатки учения холодно формализуются и получается неправильно без елея для созерцания Господа Жениха и Друга в светильнике сердца. А сам елей стяжается "верой из дел". Доброго самарянина и помазания стоп Благовествующего Мир с Отцом (и с Собой, Троицей) вовремя. А не принося уже заведомо хромое и горбатое в силах и желаниях человеческой природы.
t
t
t
Ps
Больше похоже на согласие с Мачиговым нарушить целостность Троицы. Их гуру тоже якобы видел божество в форме кристаллической сферы.

У Св Максима Исповедника "волосы назорея - мысли чистого человека". А у вас якобы мыслей быть не должно. Якобы Господь не Искупляет ум. Хотя наоборот по Св Иоанну Дамаскину ум - первый среди равных в соединении божественного и человеческого. И освящение ума важно. Как толкуется Давид сказал об убитом Ионафане "дружба твоя утешала меня более любви женской" применительно к освящению ума перед Богом.

Это ещё сродни ереси монофелитов, которую Гундяев ещё митрополитом смоленским начал исповедовать. О де закрепощающей якобы "Благодати". Самая соблазнительная и распространенная ересь в истории и в реальности христианства.

Вы скорее аутотренинг представления себя верующим христианином обрисовали. С любованием спрятанным талантом ума, души, духа, который вы не умножили вовремя с помощью тела.

Ну, конечно, вам сподручнее обмениваться лестью прелестью с Мачиговым с печатью 666 закваски фарисейской (вместо стяжания Благодати елея и умножения таланта врвремя). По Св Игнатию Брянчанинову фарисеи - идолы самих себя. 666 - такая лжетроица фарисеев (человек в 6ой день сотворён).
t
t
t
При том интересно, что вы запрещаете человеку мысли перед Богом Искупителем человеческой природы всей, ищущим дружбы умной. Но богатитесь неким "кристаллическим православием". Как Иоанн Предтеча в служении пророка Ильи фарисеям и народу "и не говорите сами в себе: мы - дети Авраама...". Подобно "правослааные, потому что православные". Должна Богородица сказать, как о Серафиме Саровском "этот рода нашего" - этот образ голоса - добродетель Православности и все добродетели. А не прелесть чего-то кристаллического и недостижимо возвышенного типа - эзотерика мадам матрона Иезавель.
t
t
"ты сказал". Волосы мысли назорея длинные. 7 кос. В том числе, как плеть Иисуса Христа на недостойных причастников, торгующих с печатью закваски фарисейской. Как в книге Иеремии "Вблизи и вдали. И вдали, как вблизи - всех достигая".
t
t
При том в дискуссии с Мачиговым - вы прям, как в фильме - как бы адвокат Господа и Троицы, но перемигивающийся с "обвинителем братьев наших".
t
t
Вообще-то по апостолу Павлу никакого "обрезания" не ко времени не нужно, и на волосы-мысли. Это опять же не та мода - Иезавель по Св Иоанну Кронштадтскому (о злой моде) во внешнем дворе. По отношению к сердечным стопам Богородицы на канавке Дивеевской.

Как опять же Св Серафим Саровский Ее рода с апостолами и мученицами. Назорей. Стяжающий Вдохновение Благодати. Ветер в волосах-мыслях Назорея давал советы людям, кротко вникая. Он не чревовещатель. Но рождающий в едином сердце с Богородицей Вечное Евангелие. Это и Есть Умное Сердечное. "Открыл младенцам".

Опять же чтобы правильно понимать слова подвижников - надо самому быть подвижником хоть сколько, не пропев лето красное. Иначе вы прячете свое недопонимание практическое под излишнюю мистификацию и мнимое возвышение в неисполнимость.

Ну то есть я не стал бы может комментировать ваши тексты. Но заметил превратность в ваших ответах Мачигову. То есть вы в эпитетах как бы особо почитаете. А на практике, чтобы подогнать неразборчиво ответ готовы сказать, например, что якобы "на кресте Сын несколько отдалился от Отца", совершенно не уважая и не считаясь с Сутью и Святыней Троицы. Когда сатана вас провоцирующий на это посмеивается.

По Св Григорию Богослову. Сын также близок Отцу, как Самому Себе. И наоборот. Подобно Отец. И Св Дух и Сын. И Отец и Св Дух. А вы готовы рассказать и исповедовать, что сатана сумел властью смерти повредить Троицу. И да, такие мысли прелестные не по Вдохновению - щетина не та, плевелы от "врага-человека" с семенем Каина - закваской фарисейской.
t
Как опять же у Св Григория Богослова в кратких определениях "Троица - Первая Дева". И никогда фарисей сатана с властью смерти не повреждал Ее и Единство Отца с Сыном. Когда Близки Друг Другу, как Сами Себе. Неслиянно. Иначе исповедуете не Крест Победы, но орудие поражения. И не защищаете и не защищаетесь от Мачигова с его рогами Ваала. Он называет своим оружием то, что исповедует, что Иерусалим и храм были в Ваал-беке за Иорданом. И настаивает на этом по типу "купи слона";/
t
*неслиянно в смысле Ипостаси и Личности.
t
t
Вы именно так написали в диалоге с Мачиговым. Теперь удалили. Сами врёте.

К тому же снова повторяете то же самое по сути, что Боговоплощение якобы создало некий промежуток между Лицами Сына и Отца со Святым Духом. Прелестно себе вообразив некий промежуток, которого нет. Чтобы будучи непричастным достойно Таинства Слов Евангелия - все же принять образ имеющего ответы, неправильные. Подобно как ариане толкуют ответ богатому юноше "Почему называешь Меня Благим?, Благ Токмо Бог". А еретики агноеты толкуют подобно вам слова "никто не знает дня и часа, ни ангелы на небесах, ни Сын Человеческий, но только Отец", что якобы Боговоплощение лишило Личность Сына Полноты Всеведения.

Как Господь отвечал фарисеям "если бы не говорили, что видите, то не имели бы греха. Но как говорите, что видите - грех остаётся на вас".

На самом деле именно нет промежутка. По Св Афанасию Великому змей-фарисейский помысел самоидолизации солгал Еве подростку, что Бог якобы отстранен, а творение де ущербно. А значит и заповедь жизни в Любви рая не совершенна якобы. Сын воплощается разрушить яд лжи. А вы в погоне фараона гроба окрашенного иначе с ересями продолжаете настаивать на этом яде. Что якобы Боговоплощение ввело некий промежуток (эзотерический опять же). Или, и из-за того, что Троица все же отстранена и якобы не может без всяких промежутков через Боговоплощение Сына прийти в полноте к людям. И или же, что человеческая природа де создана ущербной, и не может без некоего эзотерического темного промежутка вместить Божество.

"В рогах как бы агнчих - говорите, как драконт".
t
*"в рогах как бы агнчих, говорит как дракон" Апокалипсис Иоанна
t
t
Слегка перефразируя ответ Св Поликарпа Смирнского "ужасаю (вру) только ужасающих (для врущих)".
t
t
То есть в конечном итоге получается, что вы чистую человеческую природу от Марии Богородицы (жертву жертв рода Авеля) исповедуете якобы "промежутком" между Личностями Отца и Сына. Это тогда уже сродни и несторианству. И причащаетесь "промежутку" недостойно так иначе. А не воссоединяется в Мире Христовом с Троицей и Отцом. И с Сердцем Богородицы и Искренних малых. Грех на пороге лежит, который не побороли, а надо было бы.

Андрей Николаев 7   14.06.2025 10:31     Заявить о нарушении
Да, длинновато, я тоже не смог до конца дочитать. Но насчёт эзотерики вы напрасно, здесь чистое, кристаллическое Православие.
Спасибо !

Борис Силуанов   13.06.2025 15:27   Заявить о нарушении
Больше похоже на согласие с Мачиговым нарушить целостность Троицы. Их гуру тоже якобы видел божество в форме кристаллической сферы.

У Св Максима Исповедника "волосы назорея - мысли чистого человека". А у вас якобы мыслей быть не должно. Якобы Господь не Искупляет ум. Хотя наоборот по Св Иоанну Дамаскину ум - первый среди равных в соединении божественного и человеческого. И освящение ума важно. Как толкуется Давид сказал об убитом Ионафане "дружба твоя утешала меня более любви женской" применительно к освящению ума перед Богом.

Это ещё сродни ереси монофелитов, которую Гундяев ещё митрополитом смоленским начал исповедовать. О де закрепощающей якобы "Благодати". Самая соблазнительная и распространенная ересь в истории и в реальности христианства.

Вы скорее аутотренинг представления себя верующим христианином обрисовали. С любованием спрятанным талантом ума, души, духа, который вы не умножили вовремя с помощью тела.

Ну, конечно, вам сподручнее обмениваться лестью прелестью с Мачиговым с печатью 666 закваски фарисейской (вместо стяжания Благодати елея и умножения таланта врвремя). По Св Игнатию Брянчанинову фарисеи - идолы самих себя. 666 - такая лжетроица фарисеев (человек в 6ой день сотворён).

Андрей Николаев 7   13.06.2025 19:03   Заявить о нарушении
При том интересно, что вы запрещаете человеку мысли перед Богом Искупителем человеческой природы всей, ищущим дружбы умной. Но богатитесь неким "кристаллическим православием". Как Иоанн Предтеча в служении пророка Ильи фарисеям и народу "и не говорите сами в себе: мы -:дети Авраама...". Подобно "правослааные, потому что православные". Должна Богородица сказать, как о Серафиме Саровском "этот рода нашего" - этот образ голоса - добродетель Православности и все добродетели. А не прелесть чего-то кристаллического и недостижимо возвышенного типа - эзотерика мадам матрона Иезавель.

Андрей Николаев 7   13.06.2025 19:45   Заявить о нарушении
"ты сказал". Волосы мысли назорея длинные. 7 кос. В том числе, как плеть Иисуса Христа на недостойных причастников, торгующих с печатью закваски фарисейской. Как в книге Иеремии "Вблизи и вдали. И вдали, как вблизи - всех достигая".

Андрей Николаев 7   13.06.2025 19:48   Заявить о нарушении
При том в дискуссии с Мачиговым - вы прям, как в фильме - как бы адвокат Господа и Троицы, но перемигивающийся с "обвинителем братьев наших".

Андрей Николаев 7   13.06.2025 19:51   Заявить о нарушении
Под священным безмолвием ума подразумевается успокоение ума от суеты мыслей, когда они как обычно бывает борются одна с другой, сомневаются, вопрошают чего-то у кого-то в самих себе. Работа ума нужна, чтобы искать Истину, а когда Христова Истина ум постигла, он приходит в спокойствие, так как преодолел мир сей и стал самим собой. Ум же это не только мысли. В самой его глубине есть сознание, образ Божий, Иисус Христос. Ум в этой встрече не истреблён, он просто коснулся иного мира, Царствия Божиего. И уже сама "душа с душою говорит". Я об,яснил, как мог. Это чисто православная практика, без выкрутасов. Она, конечно, имеет общее с другими практиками, но здесь - Христос. И в этом - всё.
Но, согласен, даже в созерцании какие-то мысли все равно присутствуют, но они держатся в определённых пределах.
В общем, из головы ум должен уметь сходить в сердце (область сокровенного чувства) с покаянием, вниманием и молитвой.
Две воли во Христе я безусловно признаю...

Борис Силуанов   13.06.2025 20:43   Заявить о нарушении
Вообще-то по апостолу Павлу никакого "обрезания" не ко времени не нужно, и на волосы-мысли. Это опять же не та мода - Иезавель по Св Иоанну Кронштадтскому (о злой моде) во внешнем дворе. По отношению к сердечным стопам Богородицы на канавке Дивеевской.

Как опять же Св Серафим Саровский Ее рода с апостолами и мученицами. Назорей. Стяжающий Вдохновение Благодати. Ветер в волосах-мыслях Назорея давал советы людям, кротко вникая. Он не чревовещатель. Но рождающий в едином сердце с Богородицей Вечное Евангелие. Это и Есть Умное Сердечное. "Открыл младенцам".

Опять же чтобы правильно понимать слова подвижников - надо самому быть подвижником хоть сколько, не пропев лето красное. Иначе вы прячете свое недопонимание практическое под излишнюю мистификацию и мнимое возвышение в неисполнимость.

Ну то есть я не стал бы может комментировать ваши тексты. Но заметил превратность в ваших ответах Мачигову. То есть вы в эпитетах как бы особо почитаете. А на практике, чтобы подогнать неразборчиво ответ готовы сказать, например, что якобы "на кресте Сын несколько отдалился от Отца", совершенно не уважая и не считаясь с Сутью и Святыней Троицы. Когда сатана вас провоцирующий на это посмеивается.

По Св Григорию Богослову. Сын также близок Отцу, как Самому Себе. И наоборот. Подобно Отец. И Св Дух и Сын. И Отец и Св Дух. А вы готовы рассказать и исповедовать, что сатана сумел властью смерти повредить Троицу. И да, такие мысли прелестные не по Вдохновению - щетина не та, плевелы от "врага-человека" с семенем Каина - закваской фарисейской.

Андрей Николаев 7   13.06.2025 22:41   Заявить о нарушении
Как опять же у Св Григория Богослова в кратких определениях "Троица - Первая Дева". И никогда фарисей сатана с властью смерти не повреждал Ее и Единство Отца с Сыном. Когда Близки Друг Другу, как Сами Себе. Неслиянно. Иначе исповедуете не Крест Победы, но орудие поражения. И не защищаете и не защищаетесь от Мачигова с его рогами Ваала. Он называет своим оружием то, что исповедует, что Иерусалим и храм были в Ваал-беке за Иорданом. И настаивает на этом по типу "купи слона";/

Андрей Николаев 7   13.06.2025 22:53   Заявить о нарушении
*неслиянно в смысле Ипостаси и Личности.

Андрей Николаев 7   13.06.2025 22:55   Заявить о нарушении
Николаев, вы меня ужасаете перед сном. Вы врёте, что я готов сказать слова: "На Кресте Сын несколько отдалился от Отца" и прочее. При неразделимом единстве Пресвятой Троицы в Свою Ипостась только один Сын принял человеческое существо, но ни Отец, ни Святой Дух не воипостазировали человеческой природы. Между Лицами Св. Троицы сохранялось единосущие, и участие в Деянии Спасения было общее, но принятие по общему решению товарной природы в Свою Ипостась Сыном создало некий условно говоря, "промежуток" между Лицами, Не на Кресте, как вы мне приписываете, а самим Воплощением. Исцеленная полностью и обоженная человеческая природа осталась во Христе, а в каком отношении она пребывает к Отцу и Св. Духу я не знаю, но полагаю, что для меня пока достаточно того, что она нераздельно присутствует в Сыне Божием. Много себе позволяете от большого ума. Буду спать. Честь,Слава и поклонение Господу нашему Иисусу Христу со Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом!

Борис Силуанов   13.06.2025 23:50   Заявить о нарушении
Вы именно так написали в диалоге с Мачиговым. Теперь удалили. Сами врёте.

К тому же снова повторяете то же самое по сути, что Боговоплощение якобы создало некий промежуток между Лицами Сына и Отца со Святым Духом. Прелестно себе вообразив некий промежуток, которого нет. Чтобы будучи непричастным достойно Таинства Слов Евангелия - все же принять образ имеющего ответы, неправильные. Подобно как ариане толкуют ответ богатому юноше "Почему называешь Меня Благим?, Благ Токмо Бог". А еретики агноеты толкуют подобно вам слова "никто не знает дня и часа, ни ангелы на небесах, ни Сын Человеческий, но только Отец", что якобы Боговоплощение лишило Личность Сына Полноты Всеведения.

Как Господь отвечал фарисеям "если бы не говорили, что видите, то не имели бы греха. Но как говорите, что видите - грех остаётся на вас".

На самом деле именно нет промежутка. По Св Афанасию Великому змей-фарисейский помысел самоидолизации солгал Еве подростку, что Бог якобы отстранен, а творение де ущербно. А значит и заповедь жизни в Любви рая не совершенна якобы. Сын воплощается разрушить яд лжи. А вы в погоне фараона гроба окрашенного иначе с ересями продолжаете настаивать на этом яде. Что якобы Боговоплощение ввело некий промежуток (эзотерический опять же). Или, и из-за того, что Троица все же отстранена и якобы не может без всяких промежутков через Боговоплощение Сына прийти в полноте к людям. И или же, что человеческая природа де создана ущербной, и не может без некоего эзотерического темного промежутка вместить Божество.

"В ногах как бы агнчих - говорите, как драконт".

Андрей Николаев 7   14.06.2025 01:46   Заявить о нарушении
*"в рогах как бы агнчих, говорит как дракон" Апокалипсис Иоанна

Андрей Николаев 7   14.06.2025 01:49   Заявить о нарушении
Слегка перефразируя ответ Св Поликарпа Смирнского "ужасаю (вру) только ужасающих (для врущих)".

Андрей Николаев 7   14.06.2025 01:59   Заявить о нарушении
То есть в конечном итоге получается, что вы чистую человеческую природу от Марии Богородицы (жертву жертв рода Авеля) исповедуете якобы "промежутком" между Личностями Отца и Сына. Это тогда уже сродни и несторианству. И причащаетесь "промежутку" недостойно так иначе. А не воссоединяется в Мире Христовом с Троицей и Отцом. И с Сердцем Богородицы и Искренних малых. Грех на пороге лежит, который не побороли, а надо было бы.

Андрей Николаев 7   14.06.2025 10:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.