Дух веры
Нам же всем известно, что дух человека - совершенно нематериальная сила, тоньше души, неотделимая от неё; представление о бесплотности человеческого духа не может передать даже слово "настроение". Он - источник веры, надежды и любви - богоданных сил, которые служат основой развития всех остальных высших сил души - разума, совести, воли, памяти, силы любви. В этом человеческим духе присутствует Бог, если посещает человека, поэтому дух веет одновременно в Царстве Небесном и в душе. И в особые минуты он может заполнять всю душу и тело. Он - жизненная сила, предназначенная к освящению и уподоблению Богу. Через дух всегда притекают Божественные идеи, сопровождаемые покаянием, тихой радостью, умилительным откровением веры, неземным миром.
Когда освящённый дух охватывает ум и сердце, то есть всю душу, тогда они становятся одним целым, а душа делается простой, не имеющей вообще никаких мыслей, но постигающей непосредственно Святыню Божества; и она воспринимает только помыслы из своего изначального сознания, своего духа, от благодати Самого Господа. Сама вера в таком состоянии разгорается до сильного света, принимает свою веру в Бога, вспыхнув, как горючий воздух, в которую попала искра, и делается непоколебимой.
Если представить как-бы новосозданную душу, что она увидит Иисуса Христа, то она увидит Иисуса Христа, как в зеркале в самой себе, и примет поток благодати. А живущий на земле человек, возрождённый покаянием, по благодати безвидно созерцает Господа Иисуса Христа в середине своей груди, где и расположена душа. На иконе Успения Пресвятой Богородицы или на картинах, где изображается душа, с последним дыханием покидающая тело, она имеет эфирный вид человека маленького размера, как младенца. Такая она и есть по свидетельству тех православных подвижников, которым Господь Иисус Христос показывал сосредоточенные границы очертаний её главных сил, её сердцевины. При этом она бесплотна и в таком виде не наблюдается, а видится только по своим разумным, волевым и чувственным действиям. Имея центр в самой середине груди, в сердце, своими энергиями душа охватывает и содержит всё тело.
Душа в самой себе может увидеть отражение Христово, потому что даже Богословы говорят, что в каждом человеческом сердце живёт Христос.
Так, новосозданная душа, только что вышедшая из рук Божиих (условно представим), будучи исполненная благодати, непременно должна узнать в Иисусе Христе воплощение Истинного Бога.
А в земной жизни, чтобы увидеть то же, требуется с помощью сосредоточенной молитвы освободиться от помыслов мира сего, ведь мир всевает в душу ложь, грех и страсти. Итак, в душу человека изначально вложены Создателем необходимые помыслы и способности, и они находятся внутри сознания, но никак не вне человека. Поэтому из внешнего, в том числе из рассеянной по миру энергии ума, святые отцы советуют сойти внутрь тела, в область физического сердца, и прийти в состояние безмолвия ума. Ничего из мира внешнего. Только то, что вложено Создателем в личность. Как у новосозданной души. И таким свободным от мира взором души посмотреть на Иисуса Христа, присутствующего в Его Имени, в благодати Святого Духа.
Сведение ума в сердце доступно монаху и любому православному христианину, серьёзно относящемуся к своей духовной жизни, желающему избежать пленения духом мира сего и падений. Предупреждения об осторожности в умной молитве даются потому, что одно только удаление ума из помыслов мира и вхождение его внутрь тела вызывает такое сильное чувство радости, что его можно принять за Благодать и счесть себя получившим духовные дары. На самом деле это только возвращение к естественному состоянию человека, небольшое освобождение души из плена помыслов. Благодать действительно присутствует в каждой молитве, и её легко получить, однако трудно удержать.
Удержать и развить её до хождения в присутствии Божием можно и нужно постоянной практикой домашней и церковной молитвы. И легко избежать прелести, если никогда не забывать учение Святителя Луки (Войно-Ясенецкого): когда приступаете к Иисусовой молитве, вспомните свой самый главный грех и всегда держите его в памяти, и тогда со временем откроются и другие грехи, и душа начнёт очищаться слезами и получать Благодать, которая присутствует в самом Имени Иисус.
Итак, чтобы познать истинность своего Господа, душа должна быть свободна от любого помысла - сластолюбивого, тщеславного, национального и от всякого самолюбия, самооправдания, эгоизма и гордыни. В сердце души, в охваченном Божественным духом объединённом уме и сердце, в центре человека не должно быть ни единого движения духа гордости, а только вслушивание в глубь своего младенческого сердца - что оно скажет в умственном безмолвии?
Если не шевельнётся и не вспыхнет в нём привычное ей страстное чувство, помрачающее чистое младенческое созерцание, - что сердце говорит об Иисусе? При умственном взирании на Распятого Иисуса Христа, что скажет сердце?
Если в таком состоянии душа может пребывать некоторое время, то действием Божественной благодати и своим духовным разумом постигнет истинность веры, если, рассмотрев её, она в единстве ума и сердца скажет "Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Господи, слава Тебе, Иисусе Христе!"
Подобная встреча души с Господом Богом происходит всегда в благодатных церковных Таинствах, особенно в Святой Евхаристии у каждого православного христианина. Но совмещение участия в Богослужении с внутренней Иисусовой молитвой необыкновенно углубляет это участие.
Поэтому когда нормальный чистый человек услышит, что Бога нет или что его Бог не есть Истинный, он сочтёт это за какую-то ненормальность и отвернётся, и душа его ни за что не усомнится. Ибо Божественная благодать для него дороже всего на свете.
Свидетельство о публикации №223020401376