Умная доброта

Андрей Курпатов, говоря об истинной доброте, подразумевает святость.

К сожалению, святых надо воспитывать до старости, а когда родители свою миссию выполнили, то человек сам себя должен воспитывать всю оставшуюся жизнь, чтобы хотя бы чуть чуть приблизиться к святости.

А так как позволить себе быть добрым в этом мире может только сильный и умный человек, то надо пройти до доброты много уровней.

Но уже на первом уровне почти все срезаются, потому что, чтобы стать умным, надо обрести знания, а для того, чтобы обрести знания, надо уметь пользоваться информацией, искать нужную информацию и уметь читать книги, и видеть в тексте не только фигу.
Не знаю, как вы, а я таких людей не встречала.
В смысле достаточно умных, и при этом не просто расчётливых и хитрых.

Это только моя мама может просто, чтобы сотрясти воздух, сказать:
"Человеку нужно делать добрые дела, чтобы чувствовать себя человеком", а за всю жизнь даже дочерям ничего доброго не сделала.
Привезти конфетки, а забрать в три раза больше - это я за доброту не считаю.

Намекаю ей на свою бабку по отцовской линии, что она была такой человек, что ей было плевать на внуков и на сына. Она выбрала объектом поклонения для себя своего мужа фронтовика, а остальные люди её мало интересовали.
И думаете, что она себя доброй женщиной не считала?

Никто не скажет про себя, что он злой человек.
А если скажет, то тут же найдет себе оправдание в своей злобе.
Несчастное детство и плохие люди вокруг.
Все считают, что у них есть причины, по которым они могут себе позволить быть злыми. Но никто не скажет, что у него есть достаточно ума и силы, чтобы быть добрым, а не казаться добрым. Быть добрым за свой счёт, а не за чужой.

Доброта - это всегда жертва и ущемление себя.

Если вы учитесь у психологов пониманию того, что все социальные инстинкты, которые призывают иметь совесть и чувство долга, - это атавизм, то это значит, что они вам говорят: "Ты должен оставаться слабым и глупым, чтобы даже не пытаться быть добрым".

Курпатов же говорит о том, что есть ступени развития от наивности, когда ты добрый, потому что глупый.

И тогда жизнь бросает тебе вызов: а стоит ли быть добрым в этом жестоком мире, где никто и никогда не оценит твоей доброты?

И когда человек находит в себе силы сказать, что "я буду добрым не потому что мир ко мне добр, а вопреки всему тому злу, которое творится в мире", только тогда он делает выбор в пользу "умной доброты".

Он знает, что мир лежит во зле и так было и будет всегда. Но он делает внутренний выбор и принимает решение, несмотря на это, несмотря на несправедливость, царящую в мире, все равно остаться добрым человеком и не добавлять в этот мир ещё крупицу зла.

А чтобы принять такое решение и следовать ему, нужна такая сила воли, какая может быть только у святого человека, который не рассчитывает на вознаграждение на том свете за свою доброту, а просто так живёт, что доброта становится для него нормой жизни.

А не иллюзия ли это? Ведь человек по сути своей чудовище.
Не словоблудие ли это и не глупость ли - стремиться к тому, чего достичь практически невозможно?


Рецензии