Майил ал-Кубали - абрек, участник антибольшевистск

Майил ал-Кубали — абрек, участник антибольшевистского движения в Кубинском уезде


Майил б. Захир б. Тахир б. Халиф ал-Будуги ал-Кубали ’ад-Дагистани (рус. Майил Захирович Захиров; азер. Qa;aq May;l, ок. 1865–1924) — лезгинский/будугский абрек. Один из активных участников антибольшевистского движения в Кубинском уезде Бакинской губернии. Был сельским старшиной («юзбаши») таких сёл как Халтан (азерб. Xaltan, ныне в Кубинского районе современного Азербайджана), Джими (азерб. Cimi, ныне в Кубинского районе современного Азербайджана), Будуг (азерб. Buduq, ныне в Кубинского районе современного Азербайджана), Рюк (азерб. R;k, ныне в Кубинского районе современного Азербайджана), Мюджи (азерб. M;c;, ныне в Исмаиллинском районе современного Азербайджана).


Уроженец лезгинского села Конагкенд Кубинского уезда Бакинской губернии (в оригинале «Гонаг», азерб. Qonaqk;nd — п. г. т. в Кубинском районе современного Азербайджана). Происходил предположительно из лезгиноязычного будугского села Будуг, ныне Кубинского района современного Азербайджана.


Из книги будугского профессора Вагифа Зияддиновича Пириева (1938–2010) «Будуг и будугцы» (азерб. «Buduq v; buduqlular», 1994 г.):


«Кто такой беглец? Да, этот вопрос интересует многих и сейчас. В газетных статьях, опубликованных под этим именем в последние годы даются краткие сведения о личности, деятельности, связях беглеца и характере возглавляемого им движения. Автор этих строк каждый раз, попадая в окружение будуглян, он становился свидетелем различных бесед о Майиле, слушал рассуждения, рассказы. А наибольшее внимание привлекло то, что старейшины настойчиво говорили о том, что прародитель Майила – из села Будуг. Они даже сообщали, кто был потомком Майила. Именно для того, чтобы прояснить этот вопрос, я решил пообщаться с внуками Майила и поехал на встречу с его внуком Сабиром Захировым, который живет в Шамахи. Первыми словами Сабира были: «да, наше поколение из Будуга, и наш прадед переехал из этого села». Вафадар же, вспоминая разговоры бабушки Аиши, вспоминал, что потомки ее отца были «халифами». Учитывая, что Майил был будугом, мы сочли целесообразным включить в книгу, посвященную Будугу, краткую информацию о его происхождении и о нём самом, и, поскольку книга уже была полностью собрана в типографии, мы должны были предоставить эту информацию в качестве «дополнения». Исторические факты свидетельствуют о том, что одна из семей, ушедших из Будуга, была потомком беглого Майила. Имена отца Майила – Захира, деда Тахира и деда по отцовской линии Халифа присутствуют в камеральном списке 1831 года по селу Будуг».


Халифа Тахир (?). У него было четыре сына: Мухаммад (род. 1806 г.), Али (род. 1816 г.) и Джафар (род. 1819 г.). У Тахира были сыновья Халиф (род. 1825 г.) и Захир (род. 1828 г.), а у Мухаммада – сын Орудж (род. 1829 г.). Из списка известно, что Тахир умер до 1831 года, а его сыновья Халифа и Захир жили под опекой своих дяди Мухаммада. Семья во главе с Мухаммадом, вероятно, должна была переехать из Будуга на новое место жительство в 30-х годах XIX в. Факт переезда подтверждается отсутствием в списках села за 1839, 1849, 1863 и 1873 годов упомянутых жителей. По словам Сабира, их потомки переехали из Будуга в село Хаши (азерб. Xa;;, ныне Кубинского района современного Азербайджана), а оттуда приехали в Гянджу. У Захира была дочь и три сына: Тахир, Майил и Исмаил. Представители этого поколения в настоящее время проживают на многих территориях современного Азербайджана. Из сообщений, опубликованных в прессе, становится ясно, что Майил Захиров работал в Конагкенде.



Майил ал-Будуги ал-Кубали был одним из активных участников антибольшевистского движения в Кубинском уезде Бакинской губернии. В последние дни марта 1918 г. Бакинский Совет под лозунгом борьбы с контрреволюционными элементами начал крупномасштабную вооруженную акцию против мусульманского населения Баку. ‘Али-бек аз-Зизики созвав в Кубинском уезде, на территории села Зизик руководителей национального совета и глав группировок призвал к сопротивлению во главе с группой из 1 500 человек. К нему примкнули Хамд Аллах-эфенди (1870–1929, азерб. Hamdullah Ismayil oglu Efendizade) из лезгинского сел. Галахах Дивичинского участка Кубинского уезда Бакинской губернии, Майил Захиров (азер. Qa;aq May;l) из лезгинского села Конагкенд Кубинского уезда Бакинской губернии (в оригинале «Гонаг», азерб. Qonaqk;nd — село в Кубинском районе современного Азербайджана, Хатам-ага Джагарви (1867–1922, лезг. Гьатем агъа ЧIакIарви; азер. Hat;m a;a Ca;arvi) из лезгинского села Джагар (лезг. ЧIакIар) Кубинского уезда Бакинской губернии, богослов Мухуб-‘Али-эфенди Кузунви (убит в 1920 г., лезг. Муьгуьбали Кузунви; азер. M;h;b;li ;f;ndi Kuzunvi), жителя лезгинской деревни Кузун Кубинского уезда Бакинской губернии, которое входило в одноимённое общество Кусарского полицейского участка (ныне село входит в Зинданмуругский сельсовет в Кусарском районе современного Азербайджана); Бей-бала-бек Алпанви (1871–?) из лезгинского сел. Алпан Алпанского общества (в которое входило два селения — Алпан и Дигях, лезг. Дигагь) 5-го Фетхибекского участка Кубинского уезда Бакинской губернии (ныне центр одноименного муниципалитета Кубинского района современного Азербайджана) и некто Мехди Айдаев.



Майил ал-Будуги ал-Кубали был убит в засаде, устроенной большевиками 24 мая 1924 года. Был похоронен в селе Хаши, ныне Кубинского района современного Азербайджана.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Майил б. Захир б. Тахир б. Халиф ал-Будуги ал-Кубали ’ад-Дагистани.


Литература / источники

1. Vaqif Buduqlu-Piriyev. «Buduq v; buduqlular», Bak;, «Sabah». 1994, s;h. 135–137.


Рецензии