Цена хлеба

      В доме Сибирцевых в любое время года часто стряпались всякие блины и оладьи. Как-то из мягкого сдобного блина Генка сделал маску, проев две дырки для глаз и одну для рта. Втихаря насмешив маской сестёр, он даже не подумал о последствии. А Алёнка и Иринка, как две обезьяны тут же прогрызли дырки в своих блинах, набросили их на лица и, вытащив в дырки языки, с кривлянием прибежали к родителям.
- Бе-еее! Ме-ее! – весело зашумели они.
      Отец оторопел, едва не уронив поварёшку, а мать сейчас же строго прикрикнула на озорниц:
- Это что ещё такое придумали?! Я сейчас отберу блины, и больше ни одного не получите! Разве можно такое вытворять?!
- Девочки, это же хлеб! – пояснил отец. - Будете так играться, останетесь голодными. Бог за это накажет! Ведь не каждый может позволить себе часто кушать сдобные блины, какие бывают у нас на столе. Так что, очень нехорошие игры вы придумали!
- Вот именно – нехорошие! – подтвердила мать и посоветовала: - Подобные маски вырезайте из бумаги, но не из блинов!
      Сёстры смолчали про Генкину выдумку, но в другой раз отчебучили над тестом уже свою затею. Мать с утра ушла к подруге помочь выкроить ей платье, а отец замесил тесто на вареники. Дочери вертелись у стола, выпросили по кусочку теста и раскатывали их в муке.
- Ну вот, тесто пока отдохнёт, а мама придёт, вареников с картошкой налепим, - накрыл отец огромный колобок чистым рушником и прилёг отдохнуть на кушетку.
      Девчонки всё пыхтели над своими скульптурками.
- Смотри, что у меня получилось, - показала Алёнка Иринке ёлочку.
- А я сейчас слеплю зайца, - принялась Иринка лепить.
      Лепка из хорошо умятого теста для них была той же лепкой из пластилина. И Иринка старательно вытягивала своему зайцу лапы, ноги, уши, да теста не оставалось то на нос, то на хвост.
- О, а у меня теперь звёздочка! – между тем похвалилась Алёнка.
      Иринка посмотрела на её красивую звёздочку и на своё куцее изделие. Заяц не получался. Тогда она придавила его ладошкой, и получилось подобие руки. Недолго думая, Иринка долепила пятый палец, немного посмотрела на руку, скрутила её кулаком и показала сестре:
- Алёнка, а у меня кулак.
- И правда, кулак! - удивилась Алёнка и смяла звёздочку: - Я тоже сейчас такой сделаю.
- А я тогда другое сделаю, чтобы наши вареники не получились одинаковые. А то мы их попутаем, когда они сварятся, - деловито сказала Иринка.
      Через минуту из кулака мастерски вылезла фига, и Иринка похвалилась:
- Во, глянь!
- О, какая здоровская! – восхитилась Алёнка и предложила, показывая ей слепленный кулак: - А у меня вот. Пойдём, папке покажем. Он точно ещё таких вареников не видел.
      Они прибежали к отцу и весело затеребили его:
- Папка, папка, глянь, каких мы вареников налепили!
      Дремлющий отец чуть приоткрыл глаза, и в следующую секунду они у него полезли на лоб!
- Это что ещё за озорство?! – неожиданно гневно подскочил он с кушетки, отобрал фигу с кулаком и каждой дочери влепил под зад неслабого шлепка с напоминанием: - Вам сколько раз можно говорить, что с хлебом играться нельзя?! А вы ещё придумали из теста всякую чертовщину лепить! Голодными хотите посидеть?! Вы ещё цены этого хлеба не знаете!
      Крепко обиженные дочери удрали от него на веранду, а он им крикнул вдогонку:
- Сегодня из этого теста вы ни одного вареника не получите!
- Откуда я знала, что тесто это хлеб и из него такое делать нельзя? – чесала Иринка хлопнутое место.
- Подумаешь… съели бы так же, как и вареники, - обиженно поддакнула Алёнка. И подальше от греха они смылись во двор.
      Тем временем в доме Семён растерял сон и пошёл к столу делать начинку из остывшей картошки. Серенькие замусоленные поделки дочерей он бросил на подоконник. Когда начинка была готова, фига с кулаком заинтригованно притянули к себе его оскорблённый взгляд. Полежавшее тесто расправилось, и нехорошие фигуры сделались вообще натуральными.
- Придумали же такое!.. – поразился Семён.
      Фига и кулак были настолько мастерски выполнены, что подоспевшая к лепке вареников Маша хулиганским поделкам поразилась не меньше.
- Это же надо так натурально вылепить такие фигуры в пять лет! – невольно восторгался Семён, для сравнения скручивая перед собой то свой кулак, то фигу. Когда же дочери входили в дом, родители сразу напускали на себя ужасную строгость. 
      Но вот на столе задымились вареники. Проказницы прошмыгнули в дом и крадучись заглянули на кухню. От вида намасленных, обсыпанных обжаренным до золотистости репчатым лучком картофельных крупных вареников заныло под ложечкой, и потекли слюнки. Рядом стояла мисочка густой сметаны. Не обращая на дочерей внимания, родители демонстративно положили себе по порции вареников со сметаной и невозмутимо стали кушать. Алёнка и Иринка впали в суетливый переполох! Переглядываясь, несчастные, жалкие и смешные они встали на пороге кухни, наказанными щенками взирая на вкусную трапезу.
- Ну что стоим, смотрим? – обратился к ним отец, держа на вилке вареник в сметане, не выдержал и прыснул в сторону.
      Дочери сразу ожили, переглянулись порадостнее и в два голоса проговорили:
- Мы больше не будем!
- Чего «не будете»? – пнув мужа под столом, спросила Маша.
- Фиги из теста лепить, - пролепетала Иринка.
- И кулаки делать, - потупилась Алёнка.
- Точно не будете? – прекратил отец хихоньки.
- Точно! – не спуская с вареников глаз, чётким хором заверили дочери.
- Ну ладно, поверим им что ли? – посмотрела Маша на Семёна.
- Нууу… сейчас поверим, но в следующий раз они из теста точно скрутят себе на вареники и кулак, и фигу! – смилостивился он, немного пощекотав нервы озорниц, и Алёнка с Иринкой со всех ног радостно кинулись за стол!
- Куда?! – осадила их мать и указала на умывальник: - Сначала руки мыть с мылом!
      А вечером она прочитала им книжку о том, как люди испытывали голод в годы революции и войны. Эти рассказы так подействовали на впечатлительных сестёр, что они стали беречь в доме каждую крошку хлеба, то аккуратно собирая его для птиц, то для собачки, то сгребая со стола в ладошку и ссыпая в рот, как это делали родители. В доме всегда был и белый, и серый, и чёрный хлеб, и сдобные булочки, потому что поголодавшие детьми в то суровое время Семён и Маша старались, чтобы их чада никогда не знали в том горя.

продолжение следует....................


Рецензии