Свами Сивананда. Хатха-Йога 61-80

- 61 -


Кумбхака увеличивает продолжительность жизни. Умеренная
Кумбхака во время выполнения асан повышает эффективность, увели-
чивает энергию и жизнеспособность. Занимаясь Пранаямой повторите
свою Ишта Мантру (Джапа). Это будет чистейшая Йога.
Поскольку всегда имеется некоторая сонливость, когда вы
встали с постели, рекомендуется сделать несколько Пранаям - 10-20
небольших Кумбхак, ровно столько, чтобы разогнать сонливость и
подготовить Вас к медитации. После занятий Пранаямой, сосредоточьте
разум в одной точке.
В Хатха-Йоговских текстах описано 8 видов Пранаям:
1. Сурьябхеда,
2. Удджайи,
3. Ситкари,
4. Ситали,
5. Бхастрика,
6. Бхрамари,
7. Мурча,
8. Плавини.
В некоторых текстах восьмой Кумбхакой считается Плавини,
в других - Кевала Кумбхак. Упражнение Капалабхати относится к
Шат Карман. Я описываю его в следующей главе.
Ещё одну разновидность Пранаямы привожу для ежедневного
упражнения по утрам и вечерам - "Сукха Пурвак", легкую и удобную
Пранаяму, а выполнения выше названных восьми разновидностей
Пранаям разъясняю далее.

1. Сукха Пурвак.
(легкая и удобная Пранаяма)
Сядьте в Падмасане. Закройте глаза. Закройте правую ноздрю
большим пальцем и медленно вдохните через левую ноздрю. Безымянным
пальцем и мизинцем закройте левую ноздрю и задерживайте дыхание
настолько долго, пока для Вас это будет удобно. Затем очень и очень
медленно выдыхайте через правую ноздрю, убрав с нее большой палец
правой руки.
Снова вдыхайте воздух, теперь уже через правую ноздрю,
задержите дыхание сколь возможно долго, закрыв обе ноздри, и
выдыхайте через левую ноздрю, убрав мизинец и безымянный палец.


- 62 -


Это одна Пранаяма.
По-санскритски вдох называется "Пурвак", выдох - "Речак",
а задержка - "Кумбхак". Для закрывания правой ноздри используется
большой палец правой руки. Раскройте правую ладонь. Соедините пальцы.
Теперь согните указательный и средний пальцы. Большим пальцем закры-
вают правую ноздрю, а безымянным и мизинцем - левую.
Сначала в течение нескольких дней делайте только Пурвак и
Речак. После некоторой практики можно присоединять и Кумбхаку. Для
начала задерживайте Кумбхаку всего 10 секунд, постепенно увеличивая
ее продолжительность. Начните с пяти Пранаям утром и вечером. После
некоторой практики можете делать 10 Пранаям. Постепенно дойдите до
20 (и утром и вечером). Постоянное систематическое упражнение необ-
ходимо. Тем, кто посвящает Йоге все свое время, можно заниматься 4
раза в день.
Соотношение между Пуракой, Кумбхакой и Речакой равно 1:4:2.
Если вы вдыхаете 2 сек., задержите дыхание на 8 сек. и выдыхайте
4 секунды.
Во время выполнения Пураки, Кумбхаки и Речаки мысленно по-
вторяйте Джапу (ОМ). Создавайте Бхав будто все возвышенные челове-
ческие качества (Дэйви Сампат), такие как милосердие, любовь, про-
щение, спокойствие, радость и проч. входят в Ваш организм с вдыха-
емым воздухом, а все низшие качества (Асура Сампат) такие как злоба,
ненависть, бешенство, зависть покидают Вас с выдыхаемым воздухом.

Извлекаемая польза.
Тело становится сильным и здоровым. Занятие Пранаямой сок-
ращает жировые отложения. Лицо сияет. Глаза блестят как алмазы.


- 63 -


Упражняющийся становится очень статным. Голос у него  нежный и
мелодичный. Ясно слышны внутренние Анахата звуки. Занимающийся
свободен от всевзможных болезней. Он вполне утвердится в Брахма-
чарьи. Аппетит его превосходен. Нади очищаются. Разум концентри-
руется в одной точке. Раджас и Тамас уничтожаются. Разум подго-
тавливается к интенсивным Дхаране и Дхьяне.
Одновременно с практикой в Пранаяме соблюдайте Моэна.
Будьте умерены в пище (Митхахара). Употребляйте только саттви-
ческую пищу. Больше времени посвящайте сосредоточению, Джапа и
медитации. Соблюдайте Брахмачарья. Живите в прохладном месте.
Таким образом можно скоро пробудить внутренние духовные силы,
и вы будете ощущать экстатическую радость, духовный свет и
умственный покой. Продвинутый Йог приобретает восемь главных
Сиддх (экстрасенсорные способности).


2. Сурьябхеда.
В этой Пранаяме вдох и выдох производятся только через
Сурья Нади - правую ноздрю (Пингала).
Сядьте в Падмасане или Сидхасане. Завкройте левую ноздрю
безымянным пальцем и мизинцем правой руки. Медленно а абсолютно
бесшумно вдыхайте через правую ноздрю. Вдыхайте глубоко, вбирая
как можно больше воздуха. Образуйте Джаландхара Бандху, прижав
подбородок к груди. Насколько можно дольше задержите дыхание,
закройте правую ноздрю большим пальцем. Задерживайте дыхание до
тех пор, пока у корней волос не выступит испарина. Этой точки
нельзя достигнуть с самого начала. Увеличивайте период Кумбхаки
постепенно. Это предел практики Пранаямы Сурьябхкда.


- 64 -


Затем выдыхайте через правую ноздрю, убрав большой палец.
Нельзя выгонять воздух одним махом. Выдыхайте очень и очень мед-
ленно. Вдох должен быть непрерывным и равномерным безо всяких
остановок и резких толчков.

Извлекаемая польза.
Эта Пранаяма уничтожает кишечных глистов и вылечивает
болезнь, называемую Вайо, и лечит Вата (ревматизм. Излечивает
риниты носа, цефалгию и разного рода невралгию. Изгоняет червей
из лобных пазух. Побеждает распад (разложение) организма и
смерть, пробуждает Кундалини Шакти. С этой Пранаямой хорошо
практиковать три Бандхи. Их описание смотрите в упражнении
"Бандха Трайя".

3. Удджайи
Сядьте в Падма или Сиддхасане. Закройте рот. Вдыхайте
медленно и непрерывно через обе ноздри до полного наполнения
легких. Вдох сопровождается слабым непрерывным звуком. Закрой-
те обе ноздри и выполните Джаландхара Бандху, прижав подборо-
док к груди. Задержите дыхание настолько долго, насколько это
для Вас удобно, а потом выдыхайте очень медленно через левую
ноздрю. Эту Пранаяму можно делать даже стоя. В Бхеранда Самхита
она описана таким образом - после входа воздух следует изгнать
из легких, наполнив им рот, потом выдохнуть через рот. Это
упражнение снижает жар в голове. Упражняющийся становится очень
красивым. Увеличивается желудочный огонь. Астма, туберкулез
легких и всевозможные легочные заболевания излечиваются. Зани-
майтесь Удджайи, чтобы уничтожить разложение и смерть. Можете
делать ее четыре раза утром и вечером.


- 65 -

4. Ситкари.

Согните язык и коснитесь верхнего нёба кончиком языка.
Слегка откройте рот и медленно вберите воздух через рот. Если
почувствуете боль в языке, можете поместить его между губами и
набирать воздух через рот. При вдохе звук Вам будет слышен.
Затем выдохните через ноздри. Это упражнение делает занимающе-
гося красивее, а тело его сильнее. Устраняет голод, жажду,
вялость и сонливость. Когда Вас мучит жажда, проделайте его.
Вы сразу освободитесь от жажды. Можете делать его по 10 раз.
Его можно выполнять, также и сидя обыкновенно, или при дневной
ходьбе.


5. Ситали
Согните язык в длину наподобие трубочки. Высуньте его
немного за губы. Вбирайте воздух через ртом со свистящим звуком
"си". Задержите дыхание насколько для Вас удобно. Затем медленно
выдыхайте через обе ноздри. Им можно заниматься 10, даже 15 минут,
сидя, стоя или на ходу.
Эта Пранаяма очищает кровь. Она утоляет жажду и голод.
Охлаждает организм и уничтожает Гульма (хроническую диспепсию),
Плиха (воспаление селезенки), различные хронические заболевания,
лихорадку, туберкулез легких, несварение желудка, расстройства
желчи и другие болезни. Удаляет всевозможные яды из крови. В
результате регулярного упражнения в этой Пранаяме в течение
долгого времени кровь настолько очищается, что даже змеиный яд
не действует на тело. Когда вы испытываете жажду, выполняйте
Ситали. Вы сразу же избавитесь от жажды.



- 66 -



6. Бхастрика.

"Бхастрика" по-санскритски значит "кузнечные меха". Как
кузнец быстро и единообразно раздувает свои меха, так и вы должны
дышать. Характерная особенность Бхастрики - быстрая последователь-
ность интенсивных выдохов.
Сядьте в Падмасане или Сиддхасане. Корпус, шею и голову
держите прямо. Положите ладони на колени. Закройте рот. Теперь
быстро вдохните и выдохните 20 раз наподобие кузнечных мехов.
Непрерывно расширяйте и сжимайте грудную клетку. Быстрые выталки-
вания воздуха должны непрерывно следовать один за другим. Можете
частично закрыть голосовую щель. После двадцати вдохов и выдохов
вдохните глубоко. Задержите дыхание возможно дольше, потом очень
и очень медленно выдохните через обе ноздри. 20 выталкиваний
составляют один цикл. Можете делать 3-4 цикла утром и вечером.
Начните с 10 выталкиваний в цикле и постепенно увеличивайте
количество до 20. Эту Пранаяму можно делать и стоя, положив руки
на бедра.
Некоторые продолжают упражнение до утомления. Вы обильно
пропотеете.  Это очень сильнодействующее упражнение. Если вы
почувствуете легкое головокружение, прервите упражнение и сде-
лайте несколько обычных вдохов. После каждого цикла упражнения
можете отдохнуть минуты 2.
Бхастрика помогает при воспалении горла, усиливает
желудочный огонь, уничтожает болезни полости носа и грудной
полости, искореняет астму, туберкулез легких и т.д. Вызывает
хороший аппетит. Она одна в состоянии пробудить Кундалини.
Устраняются все заболевания, возникающие в результате избытка
желчи, слизи и газов. В достаточной степени согревает тело.
Очищает Нади. Самая полезная из всех Кумбхак. Есть особый смысл
заниматься Бхастрикой, поскольку она дает возможность Пране


- 67 -


прорываться через 3 Грандхи, расположенные вплотную к Сушумне.
Занимающийся всегда будет здоров.
Количество выталкиваний и циклов определяется силой и
возможностями занимающегося. Не ударяйтесь в крайности.
Повторяйте мысленно ОМ с Бхавой. Существуют варианты Бхастрики,
в которых вдыхают и выдыхают то через одну ноздрю, то через
другую ноздрю.


7. Бхрамари.
Сядьте в Падма или Сиддхасане. Быстро вдохните через обе
ноздри, издавая звук Чаравара, пчелы трутня, и выдохните быстро
через обе ноздри, издавая жужжащий звук пчелы маки. В Гхеранда
Самхите Бхрамари описана иначе. Закройте уши большими пальцами.
Вдохните через обе ноздри, задерживайте дыхание как можно дольше,
но пока вам это удобно, потом выдохните через обе ноздри. Этим
следует заниматься в укромном месте ночью, когда не будет внешних
звуков. Вы услышите Анахата звуки (внутренние тайные звуки).
Упражняющийся в этой Кумбхаке испытывает безграничный, неописуемый
восторг. Преуспевая в этой Кумбхаке, Йог достигает успеха в Самадхи.


8. Мурча.
Сядьте в своей асане и глубоко вдохните, Задержите дыхание,
выполнив Джаландхара Бандху (подбородочный замок), прижимая подбор-
одок к груди. Задерживайте дыхание до дурноты, потом выдохните очень
медленно. Это Мурча Кумбхака, делает разум нечувствительным и прино-
сит счастье. Кумбхака продолжительна, что достигается постепенно в
результате регулярной практики. Это упражнение прекрасно описано в
Гхеранда Самхите.


- 68 -

"Дыхание в Мурча нужно задерживать сколь возможно долго,
Не следует увеличивать период задержки сверх своих возможностей.
Занимаясь Кумбхакой такого рода, старайтесь сосредоточить разум
на Атма. Когда разум сосредоточен в течение продолжительного
времени, он становится нечувствительным, и вы почувствуете себя
радостным и счастливым.


9. Плавини.
Благодаря этой Пранаяме, можно плавать на воде подобно
лепестку лотоса. Закрыв голосовую щель, мало по малу заглаты-
вайте воздух и наполняйте им живот, пока он не раздуется. Если
постучать по животу, наполненному воздухом, то вы услышите
специфический барабанный (воздушный) звук. Наполнив живот и
легкие можно абсолютно легко и свободно часами плавать по воде.
Воздух можно выпустить из живота постепенно отрыгивая его или
выполняя Уддиана Бандху.
Техника этого упражнения станет для вас вполне ясной,
если вы увидите процесс заглатывания воздуха, выполняемый
специалистом. Кто занимается Плавини Кумбхакой, может жить на
воздухе, по нескольку дней обходясь без пищи.


10. Кевала Кумбхак.
Кумбхака бывает двух видов - Сахита и Кевала. Кумбхака,
связанная с вдохом и выдохом, называется Сахита. Свободная от
них - Кевала Кумбхак (только задержка). Достигайте совершенства
в Сахита, потом принимайтесь за Кевала.
Вдохнув через обе ноздри, выполняйте Кумбхаку (Гхеранда
Самхита, Урок 32 У-32). Эту Кумбхаку можно выполнять до 2-3 часов.
Постепенно старайтесь увеличить период Кумбхаки. В Кевала Кумбхаке


- 69 -


нет регулярных Речаки и Пураки. Вы должны будете удлинять период
Кумбхаки. Во время Кумбхаки уведите разум от всех объектов и
твердо фиксируйте его на Атма или сосредоточьте на пространстве
между бровями (Аджна Чакра). Занимающийся Кевала Кубмхакой
достигает состояния Раджа-Йоги.
Благодаря упражнению в Кевала Кумбхак возникает сознание
Кундалини. В результате продолжительной практики, изучающий будет
в состоянии задерживать дыхание сколько ему нравится.
Кундалини пробуждается и Сушумна освобождается от всяких
узлов (Грантхи). Эта Кумбхака способствует долголетию и избавляет
от всевозможных болезней. Кто владеет Кевала Кумбхак - истинный
Йог.


- 70 -


Глава III.
МУДРЫ И БАНДХИ.
1.Маха Мудра.

Прижмите левую пятку к анусу, а правую ногу вытяните.
Медленно наклонитесь вперед и возьмитесь руками за правый носок.
Вдохните и задержите дыхание. Прижмите подбородок к груди, обра-
зовав Джаландхара Бандху. Сфокусируйте пристальный взгляд на
Трикуте. Задерживайте дыхание сколько возможно долго, но пока
это вам удобно. Затем медленно поднимите голову и корпус и выдох-
ните. Все это можно повторять 4-6 раз.
Аналогичным образом проделайте упражнение в другую сторо-
ну, прижимая к анусу правую пятку и взявшись за левый носок.
Излечивает туберкулез легких, геморрой, увеличение селе-
зёнки, несварение желудка, Гульма (хронический гастрит), запор,
лихорадку и т.д. Продляет жизнь. Наделяет упражняющегося большими
Сиддхами (психическими силами).
Эта поза похожа на Джанусирасану. В Джанусирасане нужно
вдохнуть, а потом наклоняться. Голова должна касаться колен. Это
несколько напоминает Ардха (полу) Пашимоттанасану.

2. Тадан Крийя.
Сядьте в Падмасане. Поднимите тело на ладонях и быстро
10-20 раз ударьтесь ягодицами о пол. Сохраняйте Мулабандху во
время упражнения. Повторите упражнение 2-3 раза. Увеличивайте
количество ударов постепенно. Благодаря этой Крийе быстро про-
буждается Кундалини.

3. Маха Бандха.
Положите левую пятку близ ануса или в Канда в двух дюймах
(4 см.) над анусом и в двух дюймах над воспроизводительным органом,



- 71 -


а правую ногу поместите на левое бедро. Держите пальцевый замок
на правом колене и выполните Бандху Трайя (Мула Бандха, Уддияна
и Джаландхара Бнадха). Сосредоточьтесь на Сушумна у Муладхары.
Проделайте 10 раз Пранаяму.
Затем положите близ ануса или в Кан правую пятку, а левую
ногу на правое бедро и 10 раз выполните Пранаяму с Бандхой Трайя.
Обыкновенно йоги делают Маха Мудру, Тадан Крийю, Маха Бандху и
Маха Ведху. Это хорошая комбинация. Только тогда достигается
максимальная польза.
Маха Бандха уничтожает разложение и смерть. Все желания
йога исполняются, он приобретает Сиддхи (психические силы). Эта
Бандха приносит такую же пользу, что и Трайя Бандха. Но Маха
Бандха быстро пробуждает Кундалини.

4. Маха Ведха.
Маха Ведха является комбинацией Тадан Крийи и Бандхи Трайя.
Сядьте в позе Маха Бандхи. Вберите воздух через обе ноздри и задер-
жите дыхание. Сделав Джаландхара Бандху. Теперь положите ладони на
пол. Приподнимите тело и мягко ударьтесь ягодицами 10-20 раз. Про-
делывая это не меняйте положения ног. Если вы не в состоянии под-
нять все тело как оно есть с ногами у ануса, как в Маха Бандхе,
можно сесть в Падмасане. При помощи этого упражнения воздух (Прана)
входит в Сушумну. Когда вы утомлены или возникает Мурча, вдохните
очень и очень медленно. Делайте это упражнение только раз в каждый
присест, можете постепенно увеличивать количество. Выполняйте его
в присутствии своего Гуру. Его следует делать после Тадан Крийи и
Маха Бандхи. Избавляет от всякой телесной слабости и пробуждает
Кундалини.

5. Иони Мудра.
Сядьте в Падмасане. После глубокого вдоха закройте уши
большими пальцами, глаза - указательными, ноздри - средними,


- 72 -

верхние губы - безымянными, а нижние губы - мизинцами. Это
превосходная Мудра для Джапа. Можете выполнять своё Джапа в
вышеописанной позе. Она называется Бандха-Йони-асана.
Вам следует научиться технике этой Мудры непосредственно
от Гуру. Следует медитировать на шести чакрах и Кундалии одновременно
с повторением Бидлжза Мантры и Пранаямой. Для успешного выполнения
этой Мудры необходимо вполне утвердиться в Брахмачарьи. ".......
................" - это очень трудно даже для Дэвов. Стоит только
в совершенстве овладеть этой Мудрой, и изучающий достигает высшей
ступени в Йоге.

6. Йога Мудра.
Сядьте в Падмасане. Положите руки на колени. Теперь выдохните
и наклонитесь вперед, до соприкосновения лбом к полу. Если вы сохраняете
позу долгое время, можете дышать обыкновенно. Вместо того, чтобы держать
руки на коленях (или пятках), можете заложить их за спину. Возьмитесь
правой рукой за левое запястье, а потом наклоняйтесь вперед. Это
очень хорошее упражнение для органов брюшной полости.

7. Кечари Мудра.

В Кечаре Мудре язык и разум остаются в Акаше. "Кха" значит
"Акаша", "Чари" - двигаться. Йог движется по Акаше.
Подготовительный этап этой Мудры заключается в удлинении
языка. Нижнюю часть языка - уздечку, аккуратно подрезают полированным
чистым ножом. Этому можно научиться у Гуру, практикующего Кечари Мудру.
Гуру будет по многу раз в неделю выполнять подрезание. Нижнюю часть
языка можно анестезировать раствором кокаина, а соответствующее место
после подрезания присыпать порошком, составленном из дубильного экстракта,
соли и квасцов, взятых в равных частях. Это предотвратит кровотечение


- 73 -


и поможет заживлению раны, а соль предупредит срастание надрезанной
части. Надрезание следует продолжать каждую неделю до тех пор, пока
кончиком языка можно будет легко достать до пространства между бровями.
В некоторых случаях требуется так много подрезаний, что это займет 2-3
года. В день подрезания ученик должен питаться только молоком. В другие
дни смажьте язык свежим маслом и несколько раз высуньте его насколько
возможно дальше. Таким образом можно удлинить язык. Это подготовительный
этап Мудры.
Затем сядьте на свое место в Падма или Сиддхасане. Сфокусируйте
пристальный взгляд на Трикуте (пространство между бровями). Поверните
свой язык внутрь и продвиньте пока задние носовые отверстия не закроются
кончиком языка. Упражняющийся в этой Мудре освобождается от слабости,
голода, жажды и ленности. Она продлевает жизнь. Вы будете в состоянии
останавливать дыхание на целые дни и месяцы. Выполняющих Кечари Мудру
йогов погребают под землю и извлекают оттуда живыми даже спустя 6 месяцев.
В древности Йоги пользовались Кечари Мудрой для летания по воздуху.

8. Мула Бандха в йоге.
За физической оболочкой Аниамайа Коша, состоящей из пищевых
частиц, существует Пранамайя Коша, жизненная оболочка, образованная
Праной (энергией) или жизненными токами. Прана управляет физическим телом.
Когда Прана отделяется от физического тела происходит то, что мы называем
"смертью". Это Прана наполняет всю физическую оболочку.
Праной обусловлено существование людей и животных, а также
существ более тонкого уровня существования. Прана поистине


- 74 -


является жизнью Бытия. Поэтому ее называют Космической жизнью. Кто
почитает Прану как Брахмана, достигает полной продолжительности
жизни. Прана всегда колеблется, делая неустойчивым разум. Вибрации
Праны являются причиной этой свободной Самсары (земного существования).
Йога учит методам управления этой Праной и достижения
счастливого единения с Космической Праной путем такого управления.
Благодаря упражнению в Пранаяме и Бандхах достигается управление
Праной.
Мулабандха - это Йоговская Крийя, которая помогает изучающему
йогу поднимать Апану и половую энергию вверх. Апана имеет тенденцию
течь вниз. Занятие Мулабандхой останавливает такое течение Апаны и
половой энергии вниз. Изучающий йогу сидит в Сиддхасане и направляет
Апану и половую энергию вверх, сжимая анус и выполняя Кумбхаку
(задержку дыхания). В результате продолжительной практики течение
семени вниз прекращается, и оно сублимируется, превращаясь в Оджас
шакти (Духовную энергию), помогающую созерцанию. Эта Бандха устраняет
недержание мочи во сне и способствует поддержанию Брахмачарьи.
Это полезное йоговское упражнение, предписываемое, в свое
время, Ришами и Йогами, в наши дни используется не по назначению и
неверно рекомендуется неопытными, несведущими пропагандистами Йоги.
Они обучают этой Крийе светских людей в эгоистических целях, чтобы
легче прожить. Они напыщенно заявляют богатым людям, что благодаря
этой Бандхе можно надолго сохранять жизненную жидкость и дольше
пользоваться интенсивными половыми наслаждениями. Подобные заявления
так называемых "йогов", а попросту шарлатанов, единственная цель
которых делать деньги для того, чтобы легче прожить, привлекают


- 75 -


некоторых, вводят их в заблуждение. Они прибегают к этой Крийе,
позволяют себе излишества, полагаясь на силу этой Крийи, теряют
свою жизненность, очень скоро терпят неудачу и разрушают свое
здоровье. Вследствие неподобающего использования этой Крийи,
Апана расстраивается и возникают различные заболевания как то -
колики, запор, геморрой.
Эти пропагандисты Йоги причинили большой вред людям, Вместо
рекомендации этой полезной Крийи Ришей и Йогов для достижения
Брахмачарьи и успехов в Пранаяме в виде Бандхи Трайя эти обманщики
возбуждали еще большую чувственность и стремление к чувственным
наслаждениям. Они порочат учение Йоги и имя йога.
"Нужно идти в ногу со временем, - утверждают они, - Люди
этого хотят. Им нравятся такие Крийи. Они им полезны. Эта Крийя
делает их счастливее". Не правда ли, чудесная философия! Это
философия эпикурейцев и Чарваков, философия Вирочаны, философия
похоти.
О, заблуждающиеся! Раскройте глаза свои. Пробудитесь от
глубокого сна неведения. Не прельщайтесь сладкими речами и
нескромными доказательствами этих йогов-шарлатанов, псевдо-Гуру.
Вы погибнете. Откажитесь от такой практики. Сохраняйте жизненную
жидкость. Превращайте её в Оджас с помощью Джапы, Киртаны, Вичары
и Пранаямы. Ведите скромную жизнь. Жизнь предназначена для более
высоких целей... Жизненный флюид - это Ваше сокровище. Берегите
каждую каплю его. Даже ученые открыто признают, что достигшие
полного контроля над половой энергией упрочивают всё своё
существование в физической, психической и духовной сферах,
приобретают силы, недостижимые никакими другими средствами и
наслаждаются необыкновенно долгой жизнью, бесконечным покоем и
безграничной радостью.


- 76 -


О, пропагандист Йоги! Не вводи людей в заблуждение. Покажи
себя благородным последователем древних Ришей и их учеников,
достойных уважения. Не рекомендуй этой Крийи и подобных ей для
низменных целей. Будь благородным и великодушным. Стремись к
возвышенному. Стань истинным йогом. Благоразумные, культурные
люди посмеются над тобой, если ты будешь распространять учение
йогов в такой форме. Открой им пути к сохранению Брахмачарьи.
Сделай из них истинных йогов. Люди станут уважать тебя и оценят
твой самоотверженный труд.
Пусть в этом мире будет много истинных йогов, которые научат
людей правильным методам управления Праной, разумом и Вирьей. Да,
освободится земля наша от псевдойогов. Да, будут все наделены
правильным пониманием и знанием Йоги. Да будет жизнь ваша чистой и
возвышенной. Да, воссияете все вы как активные йоги.
Сядьте в Падма или Сиддхасане. Сожмите Анус и направьте
Анана Вайю вверх. Апана Вайю, выполняющая функции выделения,
извержения, обладает собственной тенденцией двигаться вниз. При
занятии Мула Бандхой Апана Вайю вынуждена двигаться вверх,
благодаря сжатию ануса и энергичному втягиванию его вверх. Это
Мула Бандха. Она в высшей степени полезна для сохранения
Брахмачарьи. Ею следует заниматься во время вдоха в Пранаяме, а
также при Джапане и медитации.

9. Джаландхара Бандха.
Джаландхара Бундху выполняют в конце Пураки, т.е. во
время Кумбхаки, задержки дыхания. Сожмите горло. Крепко прижмите
подбородок к груди. Желудочный огонь в области Кабхи истребляет
нектар, который выделяется из Сахасрара Чакры через отверстие в
нёбе. Джаландхара Бандха препятствует такому истреблению нектара.
Джаландхара Бандха не допускает выделения Праны наружу. По
окончании Кумбхаки поднимите голову в исходное положение -

- 77 -


голова, шея и туловище на одной прямой линии, затем выдохните.

10. Уддияна Бандха.

Слово "Уддияна" происходит от санскритских корней "уд" и "ди",
что значит "подниматься вверх". Когда исполняется эта Бандха Прана
поднимается по Сушумна Нади. Отсюда соответствующее название.
Её делают в конце Кумбхаки и начале Речаки. При выдохе живот
медленно втягивается назад. Кишки выше и ниже пупка втягиваются вверх.
Живот находится у задней стороны тела, поднятый высоко в грудную
полость. Можете проделывать это, сидя во время занятий Пранаямой или
стоя как упражнение для брюшной полости. Повторите эту Бандху 6-8 раз.
Уддияна является первой фазой Наули Крийи. Наули обычно выполняется
стоя, тогда как Уддияну можно делать даже сидя. Это упражнение весьма
способствует соблюдению Брахмачарьи. Она приносит превосходное
здоровье, силу, энергию и жизнеспособность. В соединении с Наули
становится мощным средством, тонизирующим желудочно-кишечные
внутренности. Наули и Уддияна - могучее оружие йогов для борьбы с
запорами, слабой перистальтикой кишок и другими расстройствами
пищеварительного тракта. Благодаря двум этим упражнениям вы в
состоянии управлять восьми абдоминальными мышцами и массировать их.
Ни одно из упражнений для брюшной полости не может конкурировать с
Уддияна и Наули. Они уникальны и не имеют себе равных среди всех
систем физических упражнений. При хронических болезнях желудка и
кишок, когда все возможные лекарства не оказывают действия, Уддияна
и Наули скоро приносят полное чудесное исцеление. Наули описывается
в следующей главе.

11. Бандха Трайя.

Это комбинация Мула Бандхи, Джаландхара Бандхи и Уддияна
Бандхи. Она выполняется во время Пранаямы в позе Сиддхасана.


- 78 -


Техника выполнения всех Бандх приведена отдельно. Управляйте
анусом при вдохе. Это Мула Бандха. Во время Кумбхаки сделайте
Джаландхара Бандху, прижав подбородок к груди. Затем поднимите голову,
выдохните и втяните живот вверх, в полость грудной клетки. Это Уддияна,
так как в этой Бандхе Прана поднимается вверх по Сушумне. Когда Апана,
поднимаясь вверх, достигнет сферы Агни (огонь), пламя Агни удвоится,
разжигаемое Вайю. Агни и Апана смешиваются и Праной в разгоряченном
состоянии. Благодаря этому Агни, дремлющая Кундалини пробуждается,
становится вертикально, как змея, побиваемая палкой, и входит в
отверстие Брахма Нади (Сушумна).
Проделывайте ежедневно 10-20 Пранаям с Бандхой Трайя утром и
вечером. Сохраняйте соотношение 1:4:2, указанное в лёгкой, удобной
Пранаяме, и постепенно увеличивайте число Пранаям за один присест.
Не превышайте своих возможностей, задерживая дыхание. Никакого
ощущения удушья не должно быть. Вам следует настолько тщательно
приспособить и упорядочить Пураку Кумбхаку и Речаку, чтобы вы были
в состоянии проделывать все Пранаямы (20-24) легко и свободно. Это
упражнение устраняет жировые в области живота. Быстро пробуждает
Кундалини. Вся польза Мула Бандхи, Джаландхара Бандхи и Уддияна
Бандхи может быть получена от занятий Бандхой Трайя.

12. Випаритакарани Мудра.
Лягте на пол. Медленно поднимите ноги вверх. Ноги держите
прямо. Ладони у поясницы поддерживают ноги. Сохраняйте устойчивость.
Когда демонстрируют эту мудру, она напоминает Сарвангасану. Солнце
пребывает у основания пупа, Луна - у основания нёба. Метод, благодаря
которому Солнце опускается вниз, а Луна поднимается вверх, называется
Випаритахакарани (перевернутая) Мудра. В этой Мудре Солнце и Луна


- 79 -


меняются местами. В первый день делайте её 1 минуту, постепенно
увеличивая период времени. Через 6 месяцев морщины на лице исчезнут.
Можете заниматься ею 2 часа утром и вечером. В этой Мудре можно
повторять свою Чита или Гуру Мантру. Проделав Мудру, можете выпить
чашку молока. Сиршасана тоже считается Випаритакарани Мудрой.

13. Шакти Чалан Мудра.

Сядьте в Важдрасане. Возьмитесь правой рукой за правую
пятку, а левой - за левую. Ноги держите прочно. Затем поднимите
ягодицы и ударьтесь ими о руки столько раз, сколько сможете. В
конце выполните Бхастрику с Кумбхакой. Немного отдохните и
повторите 2-3 раза в зависимости от вашей силы и состояния. Можете
заниматься этой Мудрой от полчаса до часу утром и вечером. Благодаря
этому упражнению можно ощутить, почувствовать движение Праны в
Надях. Нади быстро очищаются. Оно сотрясает Кундалини.
Для занятия всеми йоговскими упражнениями оденьте ланготы,
коупин или короткие тонкие трусы. Только тогда вам будет легко и
удобно заниматься ими.

14. Асвини Мудра.

Несколько раз расширьте и сожмите отверстие ануса (конечное
отверстие пищеварительного тракта). Сядьте в Важдрасане или Падмасане.
Это пробуждает Кундалини Шакти. Устраняет запор. У Вас появится
склонность отвечать позывам природы после этого упражнения. Кишечник
будет действовать отлично. Простое сокращение (сжатие) ануса является
Мула Бандхой. В Асвини Мудре Вы будете то расширять, то сжимать его.
В этом разница.


- 80 -


15. Тадаги Мудра.

Сядьте в Пашимоттанасане. Уплотните живот, втянув в верх кишки
и проч. Для этого Вам надо выдохнуть. Теперь проделайте Пашимоттанасану,
а потом Уддиана Бандху. Это Тадаги Мудра. Затем сядьте в позу, в которой
вы обычно упражняетесь и вдохните. Повторите это 4-6 раз. Всю пользу
Пашиматтанасаны и Уддияны Бандхи можно извлечь из Тадана Мудры.
Это хорошее упражнение для брюшной полости.

16. Бхучари Мудра.

Сядьте в Падма или Сиддха Асане. Упражняйтесь в удержании
пристального взгляда на кончике носа (Насикагра Дришти). Погрузитесь в
глубокую медитацию (размышление). Это Бхучари Мудра.

17. Агочари Мудра.

Заткните уши кусочками ваты. Сядьте в Падма или Сиддха Асане.
Глубоко сосредоточьтесь и медитируйте. При этом вы можете услышать звуки
Анахаты. После долгой практики вы будете в состоянии слышать звуки, не
закрывая ушей.

18. Шамбхави Мудра.
Шамбхави мудра происходит, когда Лакшья (духовное зрение)
является внутренним, тогда как физические, моргая смотрят во вне.
Сосредоточьте пристальный взгляд между бровями. Вы войдете в
естественное Дхьяна и Самадхи. Вы можете развить способность интроспекции
(смотрения внутрь). Кто практикует Шамбхави Мудру, настоящий йог. Это
важная Мудра.

19. Мандуки Мудра.

Закройте рот. Прижмите кончик языка к нёбу. Медленно пейте тот
нектар, который течет из Сахасрары, тысячелистного лотоса. Это Мандуки
(лягушка) Мудра. Это подготовительное упражнение к Кечари Мудре.
Благодаря этой Мудре тело сохраняет постоянную молодость.


- 81 -


Рецензии