Кто хозяин в лесу?

В наше время с лесным увальнем люди знакомы уже не столько по цирковым представлениям, сколько по видеороликам в соцсетях. Бурые медведи, устраивающие ревизию мусорным бакам, уже стали визитной карточкой Сочи. Только в сентябре прошлого года один из них пробрался на террасу ресторана в Красной Поляне, а чуть позже другого заметили на проезжей части тоннеля в Адлере. Они залезают в огороды, нападают на коз и гусей, громят курятники и клетки с кроликами. Почему так происходит и можно ли найти баланс в отношениях между зверем и человеком? Об этом в интервью рассказал главный научный сотрудник Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Шапошникова, доктор биологических наук, заслуженный эколог РФ Анатолий Кудактин.

- Анатолий Николаевич, в соцсетях пользователи регулярно выкладывают видео о своих встречах с медведем - то на трассах Сочи, то на туристских стоянках. Животные перестали бояться человека?

Анатолий Кудактин: Просто мы вторглись на их территорию, где они всегда жили, и, естественно, зверям приходится реагировать на это вмешательство. В той же Канаде и Северной Америке медведи-мусорщики давно стали нормой. И у нас, к сожалению, назревает такая же проблема - синантропизация. Буквально в августе мне позвонили из МЧС: "Срочно приезжайте, медведь забрался во двор, ест курицу!" Это произошло недалеко от моего дома в Адлере. Мы его спугнули, но потом стали разбираться: что его притянуло? Оказалось, рынок. На прилавках теснятся всевозможные продукты, жарятся шашлыки, складируются отходы, чьи запахи мишка способен учуять за три километра.

Еще один важный момент: при строительстве курортов в Красной Поляне были уничтожены нажировочные медвежьи станции, таким образом, мы потеряли около трети популяции бурых хищников, обитающих на южном склоне Главного Кавказского хребта. А вот запланированные переходы для животных при возведении олимпийских объектов так и не были обустроены. Отсюда и видео медведей на трассах. Мишка знает, что на другой стороне растет каштан, перелезает через забор, а тут на него обрушивается шум машин, окатывает паника. Конечно, и сейчас эти переходы можно возвести, но, во-первых, стоимость их будет уже в 10-20 раз выше, а во-вторых, станут ли эти "мостики" комфортны, вернутся ли звери в прежние места - тоже вопрос. Сегодня всерьез обсуждается строительство автодороги из Сочи в Кавминводы. И надо спроектировать ее так (технические средства позволяют), чтобы она не наруши-ла основные миграционные пути и станции животных.

- В отличие, скажем, от камчатского медведя, кавказского принято считать миролюбивым вегетарианцем...

Анатолий Кудактин: Скажем так, на Северном Кавказе до последнего времени неспровоцированных случаев нападения медведя на человека не было, но вытеснение его с исконных территорий и прикормка не остаются без последствий. Будучи большими охотниками до меда, некоторые особи специализируются в разбое пасек, нанося владельцам огромный урон. Естественно, кто-то прогоняет незваного гостя картечью, а травмированный зверь может затаить злобу и отомстить. Сейчас подобные конфликты сгладили электропастухи.

А еще медведи начали бомбить туристские стоянки - приют Фишт, лагерь на хребте Ачишхо. Но во всех случаях виноват человек. Зачем выкладывать пищевые отходы рядом с палатками? А кто-то специально подманивает мишку ради кадра тушенкой или шоколадом. Отдыхающий вернется домой, а зверь свяжет в своей памяти человека с легкой и вкусной пищей. И как только приходит другой турист, он подойдет к нему уже намеренно: мол, чем покормишь? Человек бросается наутек, а все, что бежит, у зверя ассоциируется с жертвой. Так что при встрече с хозяином леса не вздумайте бежать.

- А что нужно делать?

Анатолий Кудактин: Сохранять спокойствие, чтобы зверь убедился: ему ничего не угрожает.
 
- У вас случались неприятные встречи с медведем?

Анатолий Кудактин: Был напряженный момент: летом во время учета туров иду по тропе с рюкзаком, на груди покачивается фотоаппарат. Гляжу, в трех метрах лежит большой медведь, не шевелится. Кричу ему, он не реагирует. Подхожу ближе, а у него еще лапы как-то странно вывернуты, думаю, мертвый. Прицеливаюсь объективом, и тут эта громадина оживает. Я начал разговаривать, глядя в сторону: у всех хищников прямой взгляд "глаза в глаза" воспринимается как вызов соперника. Мы постояли так с минуту, затем он опустился и, медленно пятясь, ушел.
На следующий день, оправившись от потрясения, я вернулся на место и восстановил по оставленным следам всю картину. Этот медведь нарушил границы соседа и, судя по каплям крови, серьезно схватился с ним, затем кубарем скатился вниз по склону, там я его и застал. Опаснее только встретить медведицу с медвежатами...

- Недавно вы выпустили монографию "Бурый медведь на Кавказе" - своего рода итог собственных полевых наблюдений, охватывающих без малого полвека. Чем вас привлек хищник?

Анатолий Кудактин: После окончания учебы на факультете биологии и охотоведения в кировском вузе я приехал в Сочи и устроился в Кавказский заповедник, да еще с заманчивой перспективой заниматься исследованием экологии крупных хищников, основным из которых был волк. В 1970-е годы он считался грозным врагом народного хозяйства, и мне поручили организовать борьбу с ним. Тогда я и заинтересовался медведем, тоже пользовавшимся репутацией разбойника, познакомился с прославленными специалистами - Валентином Пажетновым и Борисом Завацким. Как и они, глубоко постигая удивительный мир бурого зверя, я постепенно изменил к нему отношение.

- В чем особенность образа жизни на Кавказе мишки, который до сих пор является желанным трофеем охотников?

Анатолий Кудактин: В Ингушетии и Чечне к нему, например, относятся как к полутотемному животному, а вот на Кубани пресс охоты не исчез. Да, ввели ежегодные квоты на добычу зверей. В крае регулярно выдается до 20-35 лицензий на отстрел хищника, причем в фокусе внимания охотников находятся якобы целебные жир и желчь. Во время пандемии коронавируса их стоимость выросла в два-четыре раза, интернет запестрел объявлениями о продаже медвежьей продукции, легальность которой проверить невозможно. Закрывая лицензию, охотник, как правило, определяет возраст и вес животного на глазок. А тем временем у нас встречаются четыре экоморфы (разновидности) медведя: одни крупные - массивного телосложения, другие - более мелкие особи. Причем один подвид с соломенным окрасом, в чьем облике просматривается нечто собачье, внесен в Красную книгу, но и его тоже спокойно стреляют. Это многообразие форм является уникальной особенностью кавказских медведей. Причиной, вероятно, стало смешение северных и южных разновидностей, приведшее к генетическим изменениям.

- А какова численность косолапого?

Анатолий Кудактин: В целом, от Дагестана до Кубани, популяция медведя насчитывает свыше двух тысяч особей. Много это или мало? К примеру, сто лет назад медведь встречался в густых чащах, подступающих к Апшеронску, Горячему Ключу, на горе Папай в Северском районе. С вырубкой лесов очаг обитания сконцентрировался в заповеднике, а также в нацпарке Сочи, проект которого мне удалось реализовать в 1983 году. Цель создания этой природной территории - сохранение каштановых деревьев, плодами которых кормится косолапый. Так что ситуация пока не угрожающая.

Но есть другая проблема: исторически сложилось так, что наши медведи имеют склонность кочевать вдоль Главного Кавказского хребта в поисках урожая орехов бука, плодов каштана и желудя. Расстояние в 300-400 километров для животного не проблема, поэтому медведь из Приэльбрусья с легкостью может прийти в Туапсе, а туапсинский - уйти в Теберду или на озеро Рица. В книге я описываю, как в годы массовых миграций под одним раскидистым каштаном могли собраться сразу двое-трое таких голодных "пришельцев". В связи с кормовыми кочевками происходит резкое колебание численности медведя: иной раз пройдешь по традиционным станциям его обитания и даже следа не встретишь. Поэтому меры по сохранению хищника только на территории Кубани ни к чему не приведут. Необходимо объединять природные территории соседних регионов в трансграничный биосферный резерват, чтобы обеспечить популяции оптимальное пространство для выживания.

Ключевой вопрос

- Все-таки, что делать в обострившемся конфликте с хозяином леса?

Анатолий Кудактин: В первую очередь, необходимо ликвидировать все места несанкционированных свалок, а мусорные контейнеры оборудовать плотными крышками. Систематически отпугивать медведей в городской черте, самых обнаглевших представителей стоит попробовать отселить подальше, хотя, повторюсь, расстояние для них не помеха.


Рецензии
прекрасная история. интересная информация. легкое у Вас перо.
вдохновения и радости.
с теплом.
Т.

Татьяна Матвеева 2   27.01.2024 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо вам за внимание, Татьяна! Пожалуй, я просто люблю животных, вернее интересны их повадки. И в каждом походе всегда стараюсь держать в уме: "В лесу ты всего лишь гость".

Анна Юркова   05.02.2024 11:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.