Обзор Махабхараты

Внезапно вспомнилась по одному поводу Махабхарата, а она когда вспоминается, то сразу как бы немного рассказывается, по-другому не получается.
Наверное можно с ней как-то и по-другому обращаться, можно философские выжимки из нее делать, или декламировать наизусть как это делается в традиции и как пели наши былины, но вот для меня это скорее не былины а сказки, которые рассказываются своими словами, всякий  раз как бы заново, и по-другому сказать "о чем сказка" почти нельзя, только рассказать.
Так и у меня с Махабхаратой.
Не так важно по какому поводу она возникает, ради каких аргументов или информации, но она всегда возникает не отдельными фрагментами на которые можно сослаться, а сначала наваливается целиком, всей своей массой, так что и сказать ничего путного нельзя, потом из этой массы выхватываются отдельные фрагменты, и уже потом возникает что-то связное, имеющее только косвенное отношение непосредственному поводу вспоминания.
В данном случае повод был такой:  где-то в разговоре возникла тема отличия брахманов от кшатриев, что вроде как это разные люди и им нельзя смешиваться.
Хотел было вставить свои пять копеек о разных известных случаях совмещения и смешения этих варн -  но понял что ничего сказать не смогу, не зная в каком именно разговоре/дискурсе и в какой схеме сформировались значения этих слов.
Я-то знаю их в основном из Махабхарате, и вот начал ее вспоминать, что там об этом сказано, и сам не заметил как  унесло в какие-то мифические генеалогии и в переплетения сюжетных линий. Выглядело это примерно так.
-------
Понятно что варны разные, и конфликт кшатриев и браххманов принимал иногда острую и глобальную форму - так,  между трета- и двапара-югами, когда Парашурама (Рама с топором) несколько раз очищал землю от зарвавшихся кшатриев. 
Но были и кшатрии-брахманы (Дрона, Крипа), а смешение этих варн было как бы заложено в основании первых родов царских династий - когда царь Яяти женился на Деваяни, дочери брахмана - Кавьи Ушанаса (Шукры) и родил от нее сыновей, а другие сыновья были у Яяти были от связи с Шармиштшхой - дочерью царя асуров (данавов)  Вришипарвана, то есть все первые роды были замешаны на смешении варн (кшатриев и брахманов) или рас (асуров и людей).
--------
Ключевой фигурой, воплощающей в Махабхарате проблему взаимоотношения кшатриев и брахманов, был Вишвамитра - кшатрий, понявший что брахманы круче, когда попытался отнять у брахмана Васиштхи корову, исполняющую все желания, и ему это не удалось.
Конфликт этих двух брахманов - бывшего кшатрия Вишвамитры и "природного" брахмана Васиштхи - можно считать центральным конфликтом всей Махабхараты. Центральным не столько по значению, сколько структурно - слишком многое на этот конфликт нанизано.
Вот, например, после неудачной попытки Вишвамитры заполучить  исполняющую желания корову, был еще один эпизод - когда уже ставший брахманом Вишвамитра вместе с Васиштхой претендовали на роль домашнего жреца царя Калмашапады; случилось так, что Калмашапада был проклят сыном Васиштхи Шакти, за то что не уступил ему дорогу - Шакти пообещал что Калмашапада превратится в ракшаса-людоеда. Эту стычку сына брахмана с кшатрием наблюдал Вишвамитра, а у него был прирученный ракшас, которого он и вселил в царя Калмашападу, дабы осуществилось проклятие Шакти. и этот прирученный Вишвамитрой ракшас, овладев сознанием Калмашапады, действительно стал людоедом и съел сначала самого Шакти, а потом и сотню других сыновей Васиштхи, оставив того бездетным. После этого Васиштха несколько раз безуспешно пытался кончить жизнь самоубийством, но как только узнал что Шакти перед смертью успел зачать сына и у него будет внук, успокоился и тут же вылечил одержимого ракшасом  царя Калмашападу. Тот внук Васиштхи по имени Парашара, отвративший Васиштху от мысли о самоубийстве, впоследствии полюбил дочь царя рыбаков Сатьявати (благоуханную), и от этого союза на острове родился Вьяса, автор Махабхараты.
(Сатьявати тоже была рождена не простым способом; её отец Упаричара женился на Гирике, родившуюся от объятий реки и утёса; однажды ночью он пошел делать подношение позвавшим его предкам, и там в лесу подумал о оставленной в доме Гирике; от этой мысли у него излилось семя, он его собрал и, освятив мантрами, вложил  в клюв коршуну, и отправил его к своей супруге, у которой было время благоприятное для зачатия, но на этого коршуна напал в воздухе другой коршун, подозревая что тот несет в клюве мясо,  после чего семя Упаричары выпало в реку, там его проглотила рыба, которую выловил царь рыбаков - и так родилась Сатьявати).
Таким образом, автор Махабхараты Вьяса (полное имя Кришна Двайпаяна Вьяса) - правнук Васиштхи и сын Сатьявати, дочери царя рыбаков.
Теперь другой эпизод - рождение Бхараты. Считается, что Махабхарата потому так и называется, что это сказание о роде Бхараты, и, кроме того, центральная ее часть - это битва на Курукшетре.
Но это схема, а текст устроен так, что как только мы пытаемся уловить его в какую-то схему, эта схема распадается.
Так и здесь - основные действия, в том числе битва на Курукшетре - разворачиваются после того, как род Бхараты фактически угасает, и воспроизводится какими-то специальными способами.
Но для начала: как и когда родился сам Бхарата? Он сын Шакунталы, которая, в свою очередь, была дочерью того самого Вишвамитры от апсары Менаки (отвратившей его от аскетического подвига воздержания).
Воспитывалась же Шакунтала в обители .... Васиштхи, который ее подобрал и как бы удочерил (тоже значимый факт).
Там, в лесной обители, ее обнаружил царь Духшанта, и от их союза родился Бхарата (внук Вишвамитры). "И покатилось колесо этого славного Бхараты" - говорится в тексте, много поколений этого рода сменилось - пока не родился царь Шантану.
И вот на этом царе Шантану естественное продолжение рода Бхараты прекратилось. А что было? Сначала Шантану влюбляется в Гангу (реку), с условием что ничего не будет у нее спрашивать, и вот она рожает от него восемь сыновей .... и каждого топит в реке со словами "я радую тебя". На восьмом ребенке Шантану не выдерживает и останавливает её, и просит объяснить чем вызваны эти чудовищные поступки (нарушая договор).
Ганга объясняет, что утопленные дети - это божества Васу, которые были наказаны земным воплощением за то что они совершили преступление - выкрали у Васиштхи (!) корову, исполняющую желания. Эти Васу попросили Гангу облегчить им наказание - сделать их воплощение недолгим, утопив младенцев в реке. А не успела она утопить только восьмого - зачинщика кражи, ему пришлось прожить долгую земную жизнь.
Это был Бхишма, один из главных героев будущих событий, великий воин и знаток закона. По обету Бхишма остается бездетным, и Бхарата ради продолжения рода женится снова (после нарушения обещания Ганга его покинула) - на той самой Сатьявати, дочери царя рыбаков и тайной матери автора Махабхараты (Парашара после сочетания с ней вернул ей девственность).
У Шантану и Сатьявати родилось двое сыновей - Читрангада и Вичитравирья. Читрангада умер после трехлетней битвы на Курукшетре с гандхарвой, которого тоже звали Читрангада - и умер бездетным, так как был еще подростком (к вопросу о том, кто такие гандхарвы и другие божества Махабхараты, и что такое Курукшетра, где подросток три года бьется с одноименным гандхарвой и погибает).
Для второго сына - Вичитравирьи - Бхишма привозит трех дочерей царя страны Каши - Амбу, Амбику и Амбалику, захватив их силой оружия во время конкурса женихов (сваямвары). Амбу он потом отпускает, узнав что у нее был жених (но жених ее не принял, и Амба тогда отмстила Бхишме - кончила жизнь самоубийством, воплотилась девушкой Шикхандини, которая потом стала мальчиком Шикхандином, выступившим против Бхишмы в битве на Курукшетре; Бхишма видел в нем девушку и не мог в неё стрелять, а Шикхандин стрелял, и из-за его спины стрелял Арджуна, и так Бхишма был побежден), а две другие жены - Амбика и Амбалика - оказались настолько страстными, что довели Вичитравирью за семь лет до истощения и смерти, так и не родив детей.
Итак, двое сыновей у Шантану родились и умерли бездетными, третий Бхишма был бездетный по обету - и что делать?
 Шантану и Сатьявати решают пригласить на роль биологического отца ради продолжения рода благочестивого брахмана - была оказывается такая практика.
И вот тут Сатьявати рассказывает мужу, что у нее есть такой брахман на примете - ее собственный тайный сын, "рожденный на острове" Вьяса.
То есть, для продолжения рода Бхараты понадобился не кто иной как автор Махабхараты, такой интересный сюжетный ход.
Вьяса приезжает, соединяется сначала с Амбикой - та закрывает глаза от его страшного вида, и ребенок поэтому родится слепой - будущий царь Дхритараштра, отец сотни "кауравов"; другая сестра - Амбалика - при виде Вьясы побледнела и расстроилась, и родила бледного Панду.
Тогда Сатьявати попробовала попытаться еще раз привести Вьясу к старшей дочери - но та послала вместо себя рабыню. Рабыня не испугалась, не отвернулась и не побледнела, всё у них получилось хорошо, но ребенок - Видура - был смешанной касты, поэтому не мог стать продолжателем рода, оставаясь всю жизнь бездетным
(В теле Видуры отбывал наказание бог смерти Ямараджа, проклятый брахманом Анмандавьей. Этот Анимандавья был в свое время  посажен на кол за то что ничего не ответил преследующим преступника царским слугам, потом его узнали и отпустили, но кусочек кола так и остался в его теле. Когда он умер, он спросил у Ямараджи  за что он так пострадал, и оказалось что это было наказание за то, что в детстве он наколол на соломинку бабачку. Вот за это несправедливое наказание Анимандавья приговорил Яму к воплощению шудрой, а на земле установил закон что дети до 12 лет не наказываются).
-----
-----
Теперь интересно посчитать, сколько примерно лет могло пройти от начала рода Бхараты (рождения Бхараты) до его угасания/продолжения  в  сыновьях Вьясы.
Бхарата - внук Вишвамитры; Вьяса - правнук Васиштхи, стало быть его мать (и ее муж Шантану) примерно одного поколения с Бхаратой.
Если считать Васиштху и Вишвамитру условными ровесниками (поскольку они всю жизнь конкурируют), то выходит, что "колесо славного Бхараты" если куда-то и катилось, то явно не в том мире и времени,  где разворачивается основной сюжет Махабхараты: между Бхаратой и Шантану - началом и концом этого рода - не умещается никаких поколений, они оба примерно внуки Васиштхи и Вишвамитры.
Поэтому или исходная предпосылка неверна о примерно одинаковом возрасте Васиштхи и Вишвамитры (они как бы вне времени), или жизнь пары десятков поколений рода Бхараты между родоначальником и Шантану (эти поколения перечисляются) проходит где-то в параллельном мире, и таких параллельных миров со своим временем много.
------
-----
Итак, из трех биологических сыновей Вьясы, формально считавшихся продолжателями рода Бхараты, Видура сразу исключался, но и у двух других с продолжением рода оказались проблемы.
Слепой Дхритараштра женился на Гандхари, сразу повязавшей собственные глаза непроницаемой повязкой (да не буду я превосходить в пище мужа), и у них в принципе родились сыновья, целая сотня близнецов из одного зародыша, но каким-то не совсем естественным образом - она в шутку попросила у Вьясы сотню сыновей, и он ей пообещал. Потом она забеременела непонятно чем, через два года распорола себе живот и вытащила кусок мяса вместо плода, и хорошо что вовремя подоспел Вьяса, сказал что это не просто кусок мяса а обещанная сотня сыновей, сказал поместить этот ком в сосуд с топленым маслом и поливать холодной водой, тогда он через некоторое время разделился на сто частей, потом их разложили по отдельным сосудам. и в свое время из каждого сосуда родился сын.
Что же касается Панду, то у него были две жены - Кунти и Мадри - но своих детей не было из-за проклятия оленя (точнее, самца антилопы). Панду на охоте подстрелил этого оленя в тот момент когда этот олень сочетался с самкой, и тогда олень, оказавшийся брахманом, осудил его за то что он не мог подождать завершения соития, и предрек ему что он умрет точно так же - как только предастся такому наслаждению.
И Панду пришлось отказаться от половой жизни со своими женами, чтобы не умереть.
В принципе, они могли бы последовать примеру своих предков и пригласить на роль биологического отца какого-нибудь благочестивого брахмана, но это в данном случае не понадобилось, так как Кунти в свое время получила дар вызывать любых богов ради рождения от  них детей. И она вызвала сначала бога справедливости и смерти Дхарму, родив от него Юдхиштхиру, потом мощного бога ветра Ваю, от которого родился Бхимасена; наконец, от Индры родился Арджуна. После этого Кунти поделилась своим даром с Мадри, дав ей возможность тоже вызвать какого-нибудь бога, и та одним звонком позвала сразу двух - близнецов Ашвинов, от которых родились тоже близнецы Накула и Сахадева. Эти пятеро (довольно типичная пятерка характеров - умный, сильный, удачливый, и двое близнецов как один) - так называемые "Пандавы", хоть они и не совсем дети Панду.
А что же Панду? Исполнив таким своеобразным способом свой долг перед родом Бхараты (пока жены рожали ему сыновей от богов, он стоял на одной ноге), он фактически отстранился от дел, предавшись отдыху и развлечениям, насколько это было возможно, учитывая тяготевшее над ним проклятие брахмана - оленя.
 Как-то весной  он гулял с Мадри в лесу и не смог сдержать разгоревшегося желания, может быть надеясь что проклятие не исполнится. Но оно исполнилось: вступив в связь с Мадри, Панду тут же умер ("и ум его, поглощенного страстью, омраченный самим богом смерти, который помутил все его чувства, сгинул вместе с сознание") а Мадри потом добровольно взошла на его погребальный костер.
-------
-------
Вот такой сумбурный  рассказ выходит  с забытым началом и поводом, как только хоть немного погружаешься в Махабхарату.
Начал было про кшатриев и брахманов, а перешел - через Васиштху с Вишвамитрой -  к странным генеалогиям.
И можно было бы дальше продолжать в том же духе  - о  рождении царя Парикшита - внука Арджуны и сына убитого Абхиманью, и как этот Парикшит оскорбил брахмана и за это был проклят и убит змеем Такшакой, и как потом из-за этого состоялось змеиное жертвоприношение царя Джанамеджайи, сына Парикшита, и так далее.  Можно начать с любой точки  и потом рассказывать бесконечно, связывая одно с другим, даже не выходя из одной первой книги.


Рецензии