Гагарин. Первый в космосе

Гагарин. Первый в космосе

Никак меня не отпускает тема «лунной гонки», и космоса. Пока читаю книгу «Последний человек на Луне», Юджина Сернана, всплывают разные моменты о которых хотелось бы узнать побольше … А так как эту книгу читать быстро у меня не получается, в связи с отсутствием у меня необходимых знаний, то читаю я её медленно и параллельно пытаюсь, что-то ещё посмотреть или почитать по заинтересовавшей меня теме «лунной гонки» между СССР и США.

Я уже писал про фильм «Человек на Луне», затрагивающий в большей степени жизнь Нила Армстронга. Фильм хороший и семейный, и нравственный, но всё же это американский взгляд на происходившие тогда события, впрочем как и книга Сернана, в которой периодически проскальзывает желание утереть Советам нос.

Если же говорить о советском и российском взгляде на события 50-ти летней давности, то пока в моём активе одна книга «Время первых», Алексея Леонова и несколько фильмов. Про книгу Леонова, я тоже уже писал и тут повторяться не буду, а вот про фильмы хотел бы сказать пару слов.

Первый фильм, который косвенно касается противостояния США и СССР в космосе, который я посмотрел – это фильм о судьбе Сергея Павловича Королёва, который так и называется «Королёв». Фильм вышел в 2007 году, и если его описать двумя словами, то фильм о великой мечте, которая в общем-то и позволила Королёву справится со всеми испытаниями. Вероятно, без мечты о космосе Сергея Павловича, вряд ли что-то у СССР вообще получилось. Алексей Леонов в своей книге «Время первых», именно смерть Королёва приводил в качестве главной причины того, что СССР в «лунной гонке» утратило напор и постепенно уступило американцам многие позиции…

Второй фильм, который я посмотрел по данной теме – это, собственно, был фильм 2017 года «Время первых». Книга, конечно, интересней и подробнее фильма, но в качестве иллюстрации той эпохи, получилось очень даже хорошо. Тем более, что сам Алексей Леонов был главным консультантом этого фильма. Кстати Юджин Сернан, который также выходил в открытый космос, как и Леонов, сетовал на то, что американцы не учли опыт советских космонавтов, будь налажено сотрудничество между странами многих проблем удалось бы избежать.

Третий фильм, который произвёл на меня хорошее впечатление, это фильм также 2017 года – «Салют -7», об аварии на космической станции в 1984 году. Как раз после этого фильма, я задумался, а почему практически у всех космонавтов и астронавтов рождаются только девочки… Непосредственные участники, тех событий, сказали: «Явного вранья в фильме нет», - для меня это важно, так как правдивые события помогают лучше понять эпоху и героизм людей.

Ну и вот фильм, про который хотел рассказать сегодня это фильм 2013 года «Гагарин. Первый в космосе». Фильм рассказывает об основных событиях жизни Юрия Гагарина, которым всегда, до самой своей смерти, восхищался Алексей Архипович Леонов … Леонов в своей книге рассказывал, что всегда пытался узнавать о Гагарине, что-то новое, и чем больше он узнавал подробностей его жизни, тем больше восхищался этим человеком. Фильм о Юре Гагарине и описание Алексея Леонова, для меня полностью совпали, именно как я себе его представлял после прочтения книги, таким он и предстал передо мной в фильме. Я уже где-то писал, что все космонавты и астронавты, что в СССР, что в США – это в общем-то были самые выдающиеся люди своего времени. Так вот Гагарин выделялся даже на фоне своих выдающихся товарищей. И совершенно не зря он стал фактически иконой советской космонавтики. Кроме самого полёта, первого человека в космос и различных обстоятельств этому как сопутствующих, так и мешающих, меня вдохновило несколько моментов:

- Семья Гагарина. Жена, для которой фактически Юрий Гагарин так и остался единственным мужчиной на всю жизнь; родители, который растили детей на территории, оккупированной немцами, и не унывали по этому поводу …

- Необычайный душевный подъём и радость всего советского народа, по поводу полёта в космос. Космическая гонка, при том, что это было противостояние сверхдержав, была наверное лучшим соревнованием, которое смогло мобилизовать все ресурсы сверхдержав и подстегнуть развитие космонавтики в целом. Последнее время в России идут разговоры о том, что не хватает «национальной идеи», я думаю, что нет такой идеи сейчас не только у России … Так вот успехи первых людей в космосе и освещение событий того времени на всю страну и было «национальной идеей», которое подстёгивало в людях всё самое лучшее …

- Посмотрев фильм впервые задумался о судьбе самого Гагарина. Ведь его жизнь по сути разделились на «до полёта» и «после». До полёта, жизнь Юрия Гагарина – это мечта, как и у других космонавтов, быть первым в космосе и непрекращающиеся усилия на пути к этой мечте, великое свершение, ощущение полной свободы. А после полёта, он стал кумиром миллионов людей, иконой советской космонавтики, попал под чудовищное давление обстоятельств и больше уже не мог принадлежать самому себе. Юрий Гагарин стал космонавтом №1 в мире и это стало основной причиной, почему он так никогда больше и не отправился в космос, слишком боялось советское правительство потерять такой символ …

- В конце фильма приводятся документальные съёмки и предстартовая речь Юрия Гагарина. Вот она:

«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников — советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких! До скорой встречи!»

В общем и целом, фильм смотреть стоит и в теме космического противостояния США и СССР разбираться тоже. Пока разбираюсь в этой теме, значительно обогатил не только своё понимание этой темы, но и свой внутренний мир …


Рецензии