Дойные коровы адмирала Дёница. Часть 1

Основную массу подводного флота Германии в годы 2-й мировой войны составляли средние подводные лодки типа VII, имевшие автономность до 45 суток и радиус действия не более 2.000 миль (менее 4.000 км). Хотя максимальная перегонная дальность хода «семерок» 10-узловым ходом составляла 6.500 миль (около 12.000 км), зона их боевого действия не превышала трети от этой дальности: ведь кораблю необходимо было оставить значительную часть топлива для патрулирования на позиции и на возвращение на базу. В начале войны этих характеристик было достаточно для борьбы с находившимся неподалеку противником (странами западной и северной Европы). Но с развитием событий, втягиванием в войну новых государств и расширением зоны боевых действий на многие моря и океаны немцы остро ощутили необходимость увеличения дальности действия своих субмарин и удлинения сроков их пребывания в море. Кроме модернизации строящихся кораблей и создания новых субмарин с повышенной автономностью, необходимо было увеличить сроки пребывания в море и для уже имеющихся в строю многочисленных подлодок: в 1942-1943 г на коммуникациях противника действовало свыше 400 немецких субмарин, и подавляющее их большинство относилось к классу средних «семерок». Т.е. ранних серий, рассчитанных именно на 45-дневные походы. И заставить их находиться в море более длительные сроки и топить вражеские суда у берегов США или у Южной Африки можно было только, обеспечив подлодкам дозаправку топливом, продовольствием и боеприпасами непосредственно в океане, или даже неподалеку от побережья противника. А для этого германскому флоту требовались транспортные субмарины снабжения, так как только подводные лодки могли незамеченными проникнуть в зоны, охраняемые вражескими флотами. Необходимость в подобных кораблях и вызвала к жизни проект подводного транспортника, получившего среди немецких моряков остроумное прозвище «Milchkuh» - «Дойная корова».
Командующий подводными силами германского флота адмирал Дёниц предвидел возникновение подобной проблемы еще до войны, и несколько раз предлагал Верховному командованию выделить средства и материалы на осуществление проекта подводного «U-танкера». Дёниц помнил об опыте 1-й мировой войны, когда немцы не смогли осуществить полную морскую блокаду Великобритании из-за противодействия сильного британского флота. Поэтому он считал, что для нанесения максимального урона английскому судоходству его подводникам придется отправляться далеко в море – прерывать сообщение англичан с их колониями на торговых путях у берегов Африки, а возможно даже в Индийском океане - в районах, максимально удаленных от основных баз британского военного флота. Однако накануне войны все силы немецкой судостроительной промышленности были брошены на производство чисто боевых кораблей; и никто не хотел отвлекаться на разработку и строительство сложных и дорогостоящих, к тому же безоружных транспортных подлодок. Поэтому главнокомандующий германского флота адмирал Редер дал «добро» на разработку подводного танкера лишь в январе 1940, уже после начала боевых действий, когда необходимость увеличения дальности плавания немецких подводных лодок проявилась на практике. Только тогда появился проект, получивший техническое наименование «U-boot tip XIV», и неофициальное прозвище «Milchkuh» - «Дойная корова». Лодки «типа XIV» проектировались исключительно как транспортно-снабженческие, на которых все наличные объемы отдавались под размещение запасов продовольствия, топлива, боеприпасов и пресной воды, которые следовало доставлять на позиции боевых субмарин и передавать остающимся в море дольше обычного срока подводникам.

Разработка нового корабля продолжалась в течение почти всего 1940 года; первые две «дойные коровы» были заложены на стапелях Киля лишь в конце ноября; их строительство на суше продолжалось более 9 месяцев, первые «четырнадцатые» были спущены на воду в сентябре 1941. За это время судостроители начали строительство следующих «коров»; всего на воду было спущено десять транспортных лодок (U-459 - U-461, U-462 - U-464, U-487 - U-490). Последняя «четырнадцатая» сошла на воду в декабре 1942, а в строй вступила в марте 1943, завершив собой серию построенных «U-танкеров». Еще семь заложенных «четырнадцатых» так и не были достроены. В сентябре 1944 они были списаны и разобраны на металл, хотя три из этих лодок были уже готовы на 75 процентов. Почему так случилось – об этом будет сказано позже…

Устройство подводных танкеров тип XIV
Основой проекта «U-танкера» стала большая океанская двухкорпусная подводная лодка «тип IX»; но дизеля и электродвигатели на «коровах» использовались от средних лодок «тип VII» - более слабые, чем у «девяток», но зато меньших размеров. Несмотря на то, что «исходником» «четырнадцатой» был «тип IX», эти лодки отличались друг от друга: перепроектированная «четырнадцатая» стала короче и ниже своего прототипа, но значительно шире. Толщина стальных листов обшивки лодки была увеличена на 3 мм (до 21,5 мм) что обеспечило танкеру погружение на значительную глубину, и улучшило устойчивость «коровы» к взрывам глубинных бомб. Ведь отбиваться от вражеских кораблей «четырнадцатая» не могла – на ней не было торпедных аппаратов. Да и с самолетами «корове» вряд ли было под силу справиться. Хотя на лодках «тип XIV» стояли по две 37-мм зенитки, и 1х20-мм автомат (стандартное зенитное вооружение немецких субмарин начала войны), они мало помогали в бою с авиацией. 37-мм пушки имели низкую для зениток скорострельность (30 выстрелов/мин.) - ведь каждый снаряд в них заряжался вручную. А поражающие возможности скорострельных автоматических «двадцаток» были малы; к тому же эти автоматы не могли вести длительный огонь из-за малой ёмкости обойм (всего по 20 патронов). И «вишенка на торте»: ненадежные немецкие 20-мм Flak’и при стрельбе часто клинило…

Отсутствие наступательного торпедного вооружения на «типе XIV» объяснялось максимальной экономией места на корабле ради размещения продовольствия, боеприпасов, медикаментов, топлива, воды, инструментов и запасных частей для их передачи боевым лодкам. Благодаря отсутствию торпедного вооружения подводный «снабженец» был способен принять на борт 45 тонн продовольствия и других грузов, спрятать под палубным настилом 4 запасные торпеды, а в межкорпусное пространство закачать 439 тонн топлива, масла и пресной воды. Этих запасов топлива и продовольствия могло хватить 12-ти лодкам «тип VII» на четыре дополнительных недели плавания, или же 5-ти лодкам «тип IX» - на лишние восемь недель.

Чтобы иметь возможность доставлять несущим боевую вахту немецким подводникам не только консервы и сухари, каждый корабль «типа XIV» был снабжен большой холодильной камерой для хранения мяса, свежих овощей и фруктов. Так же на каждом «U-танкере» были установлены по несколько печей для изготовления хлеба, обладавших довольно высокой производительностью. Например известно, что U;462 во время своего первого «доения» за 14 дней обеспечила свежим хлебом 12 «U-boot’ов», изготовив в своих печах за это время 700 буханок хлеба! Кроме того, в экипаж каждой «коровы» входил профессиональный врач. Он мог оказать помощь пострадавшим членам команд боевых подлодок в простых случаях, а в тяжелых – обеспечить возвращение на берег для госпитализации до 4-х потерявших боеспособность моряков. При этом выбывшего из строя подводника заменял на «сером волке» один из членов команды «U-танкера».

ТТХ танкеров тип XIV:
Водоизмещение надводное — 1.668 т, подводное — 1.932 т. Размеры: 67,1x9,35x6,51 м. Двигатели: для надводного хода - 2 дизеля общей мощностью 3.200 л.с., для движения под водой - 2 электродвигателя общей мощностью 750 л.с. Скорость надводная - 14,9 узлов, скорость подводная – 6,2 узла. Время погружения: 50-60 сек. Дальность: 12.350 миль (10-узловым ходом). Глубина погружения 150 м (рабочая), 240 м (предельная). Вооружение: 2x37-мм, 1x20-мм пушки (но с 1943 г. 37-мм пушки снимались, а 1x20-мм одноствольный автомат заменялся на 2x20-мм двуствольных). Экипаж: 53 чел. (в ходе войны за счет введения разного рода специалистов увеличился до 60 чел).

Без снабжения вести войну невозможно
В начальный период войны потребность в «U-танкерах» еще не казалась срочной: в 1939-1940 боевые действия велись в Балтийском и Северном морях против польского, британского, французского, а затем и норвежского флотов. Здесь не только корабли, но и базы противника находились в зоне досягаемости немецких субмарин. Падение Франции привело к захвату немцами французских атлантических портов, что расширило зону досягаемости немецких лодок на значительную часть Северной Атлантики. Два начальных года войны немецкие субмарины свирепствовали в этих районах, уничтожая вражеские транспортные суда сотнями, за что и получили свое прозвище: «Серые волки».

Но постепенно усиливавшиеся действия английского флота и береговой авиации Великобритании все больше затрудняли работу немецких подлодок. Британские транспортные суда, поначалу ходившие «россыпью», стали собираться в конвои, охраняемые боевыми кораблями; а воды, омывающие острова Великобритании, патрулировало все больше и больше противолодочных самолетов. Потери немецких субмарин начали увеличиваться, убедив адмирала Редера в правоте Дёница, уже давно настаивавшего на необходимости отправки части подводных лодок в Южную Атлантику. Ведь там немцы в относительно спокойных условиях, вдали от основных сил британского флота, могли бы успешнее перехватывать английские транспорты с грузами продовольствия и стратегических материалов, идущие из британских колоний в метрополию вокруг Африки. Получив разрешение Редера, Дёниц стал направлять к африканскому побережью свои большие лодки «типа IX», имевшие перегонную дальность при 10-узловом ходе 10.500 миль (около 19.500 км).

Однако и этим лодкам требовалась дозаправка в дальних районах. Как мы помним, подводники делили имевшиеся у них запасы топлива на три части – для выхода на позицию, для барражирования в боевом районе, и для возвращения на базу. Таким образом, зона боевого действия «девяток» ограничивалась дальностью 3.500 миль (около 6.500 км). Конечно, использование немцами для дозаправки своих дальних субмарин нейтральных портов Испании и Канарских островов позволяло им несколько дальше продвинуться на юг и дольше оставаться на позициях, но этой временной полумере в любой момент мог настать конец в случае каких-либо политических изменений. Так что, необходимость введения в строй «U-танкеров» для увеличения сроков нахождения лодок на позициях и их успешной охоты на суда противника оставалась по-прежнему актуальной. Тем более что испанцы в июле 1941 под давлением британской дипломатии действительно запретили немецким лодкам входить в их порты. Однако то, что было важным для «подводника» Дёница, мало беспокоило «надводника» Редера: командующий Кригсмарине был убежден, что с проблемой снабжения субмарин в дальних походах вполне справятся обычные надводные транспорты и танкеры…

Первая волна «девяток» отправилась из французских атлантических портов к Фритауну (крупнейшему британскому порту на западном побережье Африки) в марте 1941 года. И хотя лодки вышли, «под завязку» загруженными всем, что понадобится в дальнем боевом походе (топливом, боеприпасами, продовольствием, пресной водой, лекарствами и т.п.), им пришлось еще дважды заправляться. Сначала на Канарских островах, а затем в открытом море принять топливо и воду с танкеров «Нордмарк», «Эгерланд» и с сопровождавшего танкеры вспомогательного крейсера «Корморан».

Появление немецких субмарин в водах, где британцы до этого чувствовали себя полными хозяевами, настолько обеспокоило англичан, что они бросили на поиск противника все имевшиеся в том районе силы. Понимая, что так далеко вражеские лодки смогли забраться только благодаря дозаправке, главное внимание британцы уделили поиску именно заправщиков – благо, к тому времени им уже удалось взломать код «Энигмы», и прослушивание переговоров немецких моряков указывало англичанам места будущих заправок вражеских кораблей. В результате началось настоящее избиение германских надводных заправщиков: 3 июня британцы обнаружили и потопили заправщик «Белхен», на следующий день они уничтожили «Эссо Гамбург» и «Гонценхайм», а «Геданию» им вообще удалось захватить целой. За последующие три недели англичане уничтожили или захватили в плен еще 5 немецких надводных заправщиков. В результате германские подлодки, не обнаружив в назначенных районах своих «снабженцев», были вынуждены сняться с позиций и на остатках горючего добираться до Канарских островов.

Эти события дали возможность Дёницу настаивать на ускорении производства уже заложенных, и на начале строительства дополнительных «U-танкеров». Не зная о взломе англичанами «Энигмы», немцы посчитали причиной гибели заправщиков только то, что эти надводные корабли, видимые издалека, легко обнаруживались моряками и летчиками Великобритании. Подводные же заправщики, по мнению Дёница, при встрече с противником будут скрываться от врага на глубине и, дождавшись ухода англичан, продолжат выполнение своего задания.

Однако, несмотря на ускорение строительства «коров», до конца 1941 в строй успели ввести только две лодки «тип XIV», да и они не были готовы к походу – эти корабли их экипажам еще предстояло изучить и освоить, а так же испытать качества и возможности подлодок в учебных погружениях. Между тем отмена выходов в море надводных заправщиков, а так же вступление в войну против Германии США еще больше осложнили ситуацию. Теперь немцам требовалось начать подводную войну и у восточного побережья Соединенных Штатов – то есть, на предельной дальности для немецких субмарин. К радости Дёница, к этому времени в строй начали вступать лодки улучшенной серии «тип IXD2», дальность которых по сравнению с ранними версиями «девяток» увеличилась в три (!) раза (при 10-узловом ходе достигла 31.500 миль, или около 58.400 км). Положительным для немцев стало и то, что они в этот период сменили старый код «Энигмы» на новую версию (не имея представления о взломе кода противником, просто «для профилактики»). Результатом этих двух факторов, а так же беспечности и расхлябанности американцев (вступивших в войну, но еще не осознавших, что такое война) стали катастрофические потери транспортного флота США прямо у своих берегов. С января по апрель 1942 года побережье Соединенных Штатов «захлестнули» пять «волн» немецких U-boot’ов; причем для нанесения как можно бОльшего урона противнику Дёниц погнал на запад не только дальние «девятки», но и средние «семерки» - в надежде, что их обеспечат всем необходимым вступающие в строй одна за другой «дойные коровы».

Прибывшие к американским берегам немецкие подводники были ошарашены тем, что «воюющие» Штаты абсолютно ничего не сделали для защиты своих баз и флота. Порты и береговые города по ночам были ярко освещены, суда ходили без боевого сопровождения, поодиночке, с включенными ходовыми огнями… За такую безалаберность нужно было наказывать, и немцы - наказали! В ходе операции «Paukenschlag» («Барабанный бой») германские подводные лодки с января по апрель 1942 потопили почти две сотни американских судов, потеряв при этом… всего одну свою подлодку! После этого наученные самым жестоким образом янки ввели в портах затемнение, повыключали все свои ходовые огни, перестали отпускать суда в одиночное плавание и начали комплектовать конвои, охраняемые боевыми кораблями.
На заставке две «дойные коровы» адмирала Деница. Их корпуса значительно толще, чем у обычных субмарин.
Продолжение следует.


Рецензии