Закавказская подоплека советскому ленд-лизу

Закавказская подоплека советскому ленд-лизу


Внимательный читатель, осиливший первые главы, вправе задать вопрос: а с чего бы это военно-политическое руководство Советского Союза так спешно передислоцировали части РККА и ВВС КА, прошедшие испытания в Зимней кампании, в Закавказье? А были ли этому весомые причины? Однако были и источником этому была англо-французская коалиция с потаенным умыслом вовлечь Германию в войну с Советским Союзом, предоставив Германии все удобства для этого.

Коварный замысел англо-французов был в следующем - ослабить Советскую Россию, нанося ей двойной военный удар с разных сторон. С севера, предоставив весомую военную помощь Финляндии и как можно дольше затянув этот конфликт. А также попытаться поднять восстание политзаключенных в многочисленных лагерях в Карелии против сталинского режима. И с юга нанести удар по бакинскому нефтяному промыслу – основному в то время для Советского Союза, с территорий Сирии, Ирака и Ирана, которые были под плотным влиянием Англии и Франции.

Все это предполагалось вершить как всегда чужими руками, к примеру, в Финляндии использовать до 40000 канадских наемников, как самых подходящих к финским климатическим условиям.  А на юге малым контингентом собственных сил – разве возможно количеством даже в 300 тысяч «вояк» одолеть Советский Союз, когда Германии миллионы на это скоро потребуются? 

Афера была рассчитана на определенно короткое время, чтобы в подходящий момент подтолкнуть нацистскую Германию напасть на ослабленную таким образом Советскую Россию всей своей мощью, тем самым избавиться от посягательств Гитлера на англо-французские интересы везде, где они тогда имели место: мол, вот вам территория, соизмеримая вашим потребностям, а от нас, наконец-то, до определенного времени, на которое мы сами укажем, отстаньте. 

А расчет был такой: англо-французские стратеги предполагали, что в начале 1940 года слабостью русской экономики являлась её полная зависимость от кавказской нефти, т.к. более 90% нефтедобычи и 80% нефтепереработки приходилось на бакинскую нефтепромышленность, основанную еще в царские времена. И любой значительный перерыв поставок нефти должны привести к последствиям, приводящим к коллапсу в промышленности и сельском хозяйстве, что несомненно резко скажется на военном потенциале Советского Союза. И если нанести массированные воздушные бомбардировочные удары по кавказскому нефтяному промыслу силами англо-французских ВВС, то Советскому Союзу, лишенного таким образом нефти, придется в течении многих месяцев восстанавливать свой нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий потенциал. Этому, естественно, англичане и французы будут всячески препятствовать. И надо быть окончательным «простофилей», чтобы этим не воспользоваться, а «простофилей» конечно же выставлялся Гитлер.

Но вот не задача-то! Финны, как не умаляли их англо-французские «друзья» продолжить борьбу с русским агрессором за западные демократические ценности, уже 13 марта 1940 года вынуждены были под тяжестью неминуемого поражения заключить новый мирный договор с Советским Союзом на его условиях.  И тягомотина «странной войны» для англо-французов неожиданно закончилась – вермахт в течении несколько недель покончили с французами, и к 22 июня Франция подписала свою капитуляцию, а английский военный контингент вынужден в срочном порядке покинуть французскую территорию.

Таким образом планы Англии и Франции переложить свои проблемы в отношениях с нацистской Германией на Советский Союз рухнули и, что главное, благодаря назначенного для этой цели «простофили» в лице австрийского ефрейтора-выскочки Адольфа Гитлера. А что касается переброски закаленных в финских боях частей РККА и ВВС КА в Закавказье, то однозначно можно сказать, что планы англо-французских политиканов Советскому Союзу были известны и советское руководство лишь предпринимало для противостояния этим планам соответствующие меры.

На этом фоне «большой политики» как следствие ее претворения происходили параллельно и последовательно разные многочисленные локальные события, участники которых выступали «шестеренками» в этом глобальном историческом процессе. На их плечи выпала роль исполнителей действий и противодействий чьим-то замыслам и тайным умыслам, и, что не сразу становится очевидным, без спроса и ведома «шестеренок»! Кто-есть-кто, в конечном счете отражается на судьбе каждого. Сермяжная суть бытия миллиардов «шестеренок» и относительно немногих, несущих «кресты» на голгофу людского суда, тех, кто эти «шестеренки» заставляет вертеться.

Вот, что рассказал о передислокации в Закавказье и предвоенном периоде 42 дальнебомбардировочного авиаполка его будущий командир Бабенко Андрей Дементьевич, воспоминания которого ждали своего часа в архиве историка Сергиенко, чтобы наконец-то предстать перед читателем:

«После подписания мирного договора с Финляндией 42 ДБАП должен был осуществить перелет из Кречевиц в Закавказье в г. Кировабад, с посадками на промежуточных аэродромах Монино под Москвой, Воронеже, Ростове, ст. Насосная под Баку.

На аэродроме Монино мы находились несколько часов, затем перелетели в Воронеж. Непосредственно после посадки на аэродроме был проведен митинг по случаю возвращения полка в состав бригады. На митинге выступили командир бригады тов. Дубошин, командующий АОН (Армия Особого Назначения) и другие. Они говорили об успешном выполнении боевой задачи полком, о лучших людях и о предстоящих задачах.

В один из вечеров в Дом офицеров авиационного гарнизона было проведено собрание воинов гарнизона. На собрании выступили участники боев в Финляндии. Они рассказывали о характерных эпизодах, сложности полетов и о том, с каким подъемом экипажи шли в бой.

Через несколько дней полку была поставлена задача на перелет в Кировабад. В назначенный день все самолеты взлетели и в строю девяток взяли курс на Ростов.

В Ростове была весна в полном разгаре. На аэродроме уже проросла зеленная трава. Посадка производилась на грунт. Здесь мы встретились с летчиками, которые совершали перелет на самолете СБ, так же как мы в Закавказье.

После короткого отдыха, осмотра и заправки горючим, экипажи полка взлетели и взяли курс в направлении Махачкалы. Затем развернулись в право и пошли в направлении Баку над побережьем Каспийского моря. Не долетая Баку, совершили посадку на аэродроме ст. Насосная.

Аэродром Насосная расположен непосредственно на берегу Каспийского моря.

На следующий день утром вылетели в Кировабад. В Кировабаде на аэродроме не было никаких построек, оборудованных стоянок также не было, самолеты пришвартовали к ввернутым в грунт штопорам, которые привезли с собой в самолетах.

Аэродром находился в четырех километрах западнее Кировабада. Рабочая площадка его с востока ограничивалась большими неровностями. В последствии из этих неровностей были сделаны капониры для укрытия самолетов. С запада проходил арык, ручей, который образовывался летом от таяния снега в горах. С севера рабочая площадь ограничивалась железной дорогой, с юга на некоторым удалении от рабочей площади возвышалась гора высотой в 600 метров. Эта гора являлась препятствием для построения нормальной «коробочки» при полетах по кругу.  При взлете с западным курсом первый разворот летчики вынуждены были делать на 180°, а не на 90°, как это было предусмотрено наставлением по производству полетов (НПП). В период нашего базирования на аэродроме была сделана бетонная полоса, расположенная с Востока на Запад.

Перелет с фронтового аэродрома из-под Новгорода был осуществлен не более как за 7 суток. Самая продолжительная остановка была в Воронеже. В день вылета с аэродрома Кречевицы температура воздуха была минус 15-20 градусов мороза, а в Кировабаде в день нашего прилета плюс 30° тепла. Перепад температур составлял 45-50 градусов.

В первые дни пребывания в Кировабаде личному составу полка трудно было переносить такую жару. Нас томила жажда, вода была недоброкачественной, укрыться от палящих лучей солнца на аэродроме было негде.  Некоторые товарищи перенесли тяжелые желудочно-кишечные заболевания и вышли из строя на продолжительное время.

Разместили личный состав в казармах и в приспособленных для жилья помещениях, семьи военнослужащих полка оставались в Воронеже, а через некоторое время специальным эшелоном и они прибыли в Кировабад. К прибытию семей некоторые офицеры получили квартиры, а остальным семейным пришлось устраиваться на частных квартирах.

В один из летних дней 1940 года было объявлено: всем воинам, награжденным правительственными наградами, прибыть в Тбилиси для получения наград. Награжденные собрались в гарнизонном Доме офицеров. Для вручения наград из Москвы прибыл сам Михаил Иванович Калинин. Вручение прошло в торжественной обстановке. Михаил Иванович поздравил всех с получением наград, напомнил о происках империалистов, призвал воинов Закавказского военного округа к бдительности и готовности выступить в любую минуту на защиту наше Родины.

Через некоторое время после прилета в Кировабад, личный состав полка приступил к выполнению планов учебно-боевой и политической подготовки.

Летный состав изучал район предстоящих полетов, особенности полетов в горной местности, метеорологические и климатические особенности района, особенности эксплуатации материальной части на земле и в воздухе.

Летать нам предстояло почти над всей территории Кавказа. Кавказ преимущественно горная местность, расположенная на юге СССР между Черным и Азовском морями на западе и Каспийским морем на востоке. В центральной части располагается большой Кавказ (Кавказский хребет) со многими вершинами, превышающими порой 5000 метров и покрытые вечными снегами. На юге Сурамский хребет соединяет Большой Кавказ с хребтом Малого Кавказа, вершины которого значительно уступают по высоте Большому

Кавказу и не имеют ледников. Длина Большого Кавказа от Черного до Каспийского моря около 1500 км, а ширена до 160-180 км в районе Эльбруса и Дагистана.

Климат Кавказа очень разнообразен, средние июльские температуры достигают +29°. В районе Кировабада погода в первой половине дня чаще бывает безоблачной, а во второй его половине над горами образуются облака и бывают сильные грозы. Днем в Кировабаде душно, а ночью прохладно.

Вершины Большого Кавказа почти всегда закрыты облаками.

При полетах в хорошую погоду в безоблачный день в Закавказье производить визуальную ориентировку не сложно. Простота ее состоит в том, что на большие расстояния просматриваются замечательные ориентиры. На территории Турции вблизи границы с АССР находится гора Арарат высотой в 5156 метров. Иногда с борта самолета можно наблюдать облачное «кольцо», горизонтально опоясывающее гору.

На территории Армении находится гора Алогез высотой в 4095 метров и самое большое озеро Севан, расположенные в падине закавказского нагорья на высоте 1914 метров и окруженное со всех сторон горными хребтами.

Сумерки на Кавказе короткие. Полная темнота наступает очень быстро. Ночи темные. Визуальную ориентировку ночью вести сложно, особенно при полном затемнении городов и поселков.

Аэродром в Кировабаде никакими радионавигационными средствами не был оборудован, кроме связной радиостанции.  Указания с земли на борт самолета передавались по связной радиостанции через бортового радиста. Бетонированной взлетно-посадочной полосы тогда еще не было.

После подготовки материальной части самолетов и наземной подготовки летного состава, полк приступил к выполнению плана летной подготовки. В полку занимались и переучиванию молодых летчиков, прибывших из училища.

Днем проводились летно-технические учения на тактическом фоне с практическим бомбометанием на незнакомом полигоне. В этих случаях выполнялись продолжительные полеты по маршруту над горами, Каспийским и Черным морями.

Особое место в полку занимала ночная подготовка летчиков.

Оборудование ночного старта было примитивным, один посадочный прожектор и посадочные знаки, которые выкладывались из фонарей «летучая мышь». Близость горы усложняла полеты по кругу.

К началу Великой Отечественной войны многие летчики полка овладели ночными полетами. Маршрутных полетов ночью особенно на средних и больших высотах было крайне недостаточно».

Помимо всего, можно сформулировать одну важную аксиому: на земле для летного состава ВВС КА была одна задача - учиться, учиться и учиться, в небе применять все, чему научился на земле и закрепил до этого момента в небе. Сермяжная суть летной службы в мирное время… А в военное время? Как ни странно -  - учиться, учиться и учиться, на ошибках своих и чужих, а в небе – обязательно выполнять боевые задания, остаться при этом живыми и сохранять вверенную боевую машину. Кому ты нужен мертвый и с разбитым бомбардировщиком? Кто за тебя полетит на следующее задание и на чем? Уж скоро придется ежедневно кому-то отвечать на эти вопросы, и кто больше на них получит ответы, у того и шанс был остаться живым.   


Рецензии