К вопросу о грехах

                К вопросу о грехах.

                Грех с религиозной точки зрения – это нарушение, либо полное отсутствие праведного поведения (в проекции – жизни). Часто понятие греха ассоциируют с формой какого-то зла, то есть намеренного причинения вреда кому-то живому  (животному, другим людям, или себе самому).  Но даже с религиозной стороны рассмотрения вопроса, грех  - не всегда есть зло. Например,  голодный хочет есть – дорвался до еды и немного переел, или влюблённая пара вне брака отдались охваченной страсти. Никакого зла, однако, по религиозным заповедям – всё равно грех.
                Вся система «греховности» в религии выстроена на трёх принципах: покаяние, искупление, спасение.   При этом ясно, что истинно спасенных,  то есть безгрешных, конечно нет.
 С одной стороны,  получается, покаялся – грехи отпущены, «тяжелая карма» снята, и  с облегчённой душой люди пускаются дальше «во все тяжкие»,  потому что ни исповедь, ни покаяние не ведут к  внутренней действительной трансформации,  это лишь внешние ритуалы. С другой -  люди до того склонны оправдывать себя и свои действия, что даже реально совершённое ими зло  преподносится, как «добро», либо, как абсолютная норма вынужденных действий.  Этакое «зло» под эгидой «добра», как пример –  в средние века инквизиция, совершаемая «во имя Христа».
                В буддизме, как в эзотерическо-религиозной философии  понятия «грех», как таковой отсутствует, но  оно представлено в несколько витиеватом смысле, в виде «плохой» и «хорошей» наработанной кармы. Но буддисты  говорят: от Сансары не освобождает и «хорошая карма», ибо ты очистился от поступков, но еще не очистился от желаний:
«Знатоки трех Вед, пьющие сому, чьи злодеяния очищены, поклоняются Мне с помощью жертв и желают попасть на небеса. Они, достигнув чистого мира Господа богов, наслаждаются на небесах небесными удовольствиями богов. Усладившись обширным небесным миром, они снова вступают в мир смертных, когда их заслуги исчерпаны; так, согласно закону трех Вед, желая наслаждений, они обретают состояние ухода и возвращения», - Свод Законов Ману-смрити, перевод  с санскрита.
                Философия определяет грех, как «нарушение Божественного Закона».  Наверное, это наиболее точное определение греха, хоть и весьма пространное. Закон Божий писан не Богом, а совестью… Но, так как у многих она отсутствует (чему активно сейчас способствует и современная психология, и вся система воспитания), то знаменитая фраза Ницше «Люди убили Бога», актуальна, как никогда.
                Обратимся к Писанию:
«Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал 2:16).
Но что значит «вера в Христа»? Или в любого другого Бога, либо пророка? Вера в легенду о Христе, исполнение религиозных ритуалов – совсем  не то же самое, что открыть «Христа» в себе.
Даже если человек религиозен и видимо не грешит, так как боится наказания Божиего, то это лишь форма страха, а не степень самосознания. Однако, совершенно же свободного от греха человека мы не встретим, сколько бы ни наблюдали то или другое общество.
                Вавилонская молитва от грехов :
«Господи, не отвергни раба Своего! В глубокой водянистой трясине он лежит,  возьми его за руку. Грех, который я совершил, смени на благость!  Грехи, которые я совершил, пусть ветер уносит!».
                Что можно сказать...  Раз ты тут родился - значит ты уже априори грешен) Ибо, по тем же Писаниям «человек рождается во грехе и с грехами умирает».
Молитва от греха не поможет..   Рост осознания - способ  куда более действенный для этого. Само же понятие «грех»  выходит далеко за рамки  религиозных трактатов, как это уже было сказано, это вопрос философский.  На этой земле нет святых людей.  Как нет и  желающих таковыми стать. Мы все грешны, и помыслы наши грешны. Разница лишь в процентном соотношении. Мы все используем одни и теже приёмы, например,  переворачиваем правду с ног нАголову, когда нам выгодно это делать и преподносим её как истину с выражением чистых агнецов Божиих, до того мы научили себя верить в свою ложь… . Мы все умеем завидовать, а особенно  завистсливы те, кто громче всех кричит, что он не завистлив, ибо он  со злобой отрицает это в себе. Мы все порочны, но всяк по-своему... Мы все умеем причинить боль и даже много боли другому. Разница лишь в индивидуальной слепоте: люди очень не любят этого заметить за собой. Какие ещё могут быть молитвы от греха? Когда даже громкоголосые проповедники увязли в черном злате...
                «Грехи пусть ветер уносит»...  Да...удобно…  Но, однако, смешно.
                Возможно ли не грешить вообще?
Нет, потому что пока у людей не проработано низшее эго, пока они в его власти, пока в этом мире правят эмоции, чувства, желания, итд – грехи были и будут.  А кроме этого, полно людей  с разными психическими патологиями, которые от «нарушения закона Божиего» получают наслаждение, а то и вовсе не считают это нарушением…
                Есть ли способ грешить меньше?
Есть:  самовоспитание, самоосознание, самоконтроль.  Но и это не избавит никого полностью от того, что принято называть «грехом», ибо правы буддисты: мы можем что-то не воплотить через действие, но  куда мы спрячем собственные мысли?
                А есть ли тогда вообще понятие «грех» как грех , или это чистая философия, это жизнь, и никакого греха нет и быть не может, ибо всё заложено Богом, вероятно, даже и грех?
Есть  внутреннее понятие греха, хоть в этом мире оно  часто размыто (т.е. довольно условно, так как грани интерпретации «порок» - «не порок» стёрты), тем не менее грех – это  направленные действия во вред или в разрушение чего-либо, или кого-либо ради собственной выгоды, или блага.  Как уже было сказано – при отсутствии совести  даже это  явное у многих не считается грехом.
По Писаниям, Бог наделил людей свободой воли, с этого и началось «изгнание из сада Эдема».
«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле»,  (быт.;6:5,;11,;12). 
Есть философские и эзотерические  учения, которые считают, что  грех «с самой глубокой древности составляет  общее достояние человеческого рода, что с самых древних времен не было ни одного человека, который был бы свободен от греха».
Так например, философ Геттингер писал, что «грех есть всеобщий удел человечества. Сократ, Платон, Аристотель , Сенека.., и другие отцы мудрости также ясно говорили о развращении рода человеческого.
И с ними  трудно не согласиться…
                Многие философы  также, как интересующиеся люди с пытливыми умами, задаются вопросом: заложен ли грех в самом Боге?  И здесь в пример можно привести размышления философа  Шлейермахера:  он  называет грех «определенным производящей волей Бога».
«Если мы пожелаем отрицать это, то мы должны будем признать независимую от Бога причинность и таким образом отвергнуть безусловность божественной причинности».
То есть, Шлейермахер признает Бога «виновником греха»:
«Насколько Он есть виновник искупления, а грех есть условие искупления, которое не иначе может быть приписано Его абсолютной причинности…».
                Но, чтобы не углубляться в философские дебри, в мире всё гораздо проще:  Бог – равно Дух.  Духовная сфера -  это сфера нематериального.  Дух, обличённый в материю –  воплощенный в физический мир сонм Его частиц. как сказал профессор Иванов Евгений Михайлович –  воплощение это болезнь Духа (т.е. искажение, отхождение от Духа).  Почему? Потому что в физическом мире надо выживать…  Это мир хищнический, где, если ты не продемонстрируешь свои умения выжить – тебя ждёт смерть. Выживая, люди грешат… Кто-то называет это борьбой за существование, несколько более сложное, чем оно представлено  у животных, но тем не менее, это борьба..  Вопрос в том, насколько каждый увлечён этой борьбой, насколько она захватила душу и повергла её…
                Наконец, самый сложный вопрос: является ли месть грехом?
Снова: здесь главный индикатор – совесть.  И месть мести – рознь…  И каждый случай индивидуален.
                В завершении:  Что есть чувство вины? Ведь все современные психологи призывают избавиться от этого мешающего жить чувства. 
Если возникает чувство вины – это сигнал, что вы или
а) кого-то обидели, причинили боль , нанесли человеку физическую или психологическую травму (чаще всего незаслуженную),
б)  или вы бездействовали в то время, когда кто-то нуждался в вашей помощи (смолчали например, когда могли бы встать на защиту этого человека, или прошли мимо кого-то и не помогли, сделали вид, что вы ни при чем, струсили, итд, или просто для вас характерно игнорировать , ограждаться от всего того, что вас напрягает),
в) или чувство вины – показатель того, что вы делаете  в этом мире что-то не так: не так живёте, осознаёте, что дергадировали, опустились, но усиленно отмахиваетесь от этого, или просто появляется чувство, что вы прожигаете эту жизнь, или паразитируете её… Или зарыли в землю какой-то свой талант, а он, нереализованный,  сигналит вам, ибо чувство вины бывает и перед самим собой за что-то…
                В любом случае, чувство вины – индикатор. Самая большая ошибка – игнорировать его, или «пытаться избавиться», как это советуют делать умные «психологи».
Другое дело, когда кто-то извне пытается вам навязать вину: тогда чаще всего, со стороны другого человека это может быть манипуляция, но и то: стоит прислушаться и проанализировать все события, все взаимоотношения. Отмахиваться, уходить от проблемы – всегда неправильно.
                Таким образом, грех – понятие куда более глубокое, нежели представленное в религиозных рамках.  Это  объединённый вопрос  религии, философии, психологии, социологии и эзотерики…  Но с какой бы стороны вопроса искатель не подошёл бы к этой теме – он вернётся к истоку: это  не тонкий мир духа, а мир  материи, то есть это физический мир,  наиболее плотный из всех возможных миров, а стало быть, наиболее далёкий от Духа, совершенного Абсолюта... Мир, со всеми его проявлениями,  жесткими условиями выживания,  существования,  писанными и неписанными законами, умноженными на  наличие всей гаммы человеческих эмоций, чувств, переживаний, потребностей.., итд.


Рецензии
Ну да, что от Души без Эго, то не грех.

Виктор Ищущий   01.08.2023 19:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.