Пушкин в ПСС В. В. Маяковского 1

Часть 1

1912-1917.  Стихотворения, поэмы, статьи
Веселый год
Ездили Россией. Вечера. Лекции. Губернаторство настораживалось.
В Николаеве нам предложили не касаться ни начальства, ни Пушкина.

24-й год
«Памятник рабочим Курска». Многочисленные лекции по СССР о «Лефе». «Юбилейное» – Пушкину.

Гимн критику
Легко смотреть ему, обутому и одетому,
молодых искателей изысканные игры
и думать: хорошо – ну, хотя бы этому
потрогать зубенками шальные икры.
Но если просочится в газетной сети
о том, как велик был Пушкин или Дант,
кажется, будто разлагается в газете
громадный и жирный официант.
И когда вы, наконец, в столетний юбилей
продерете глазки в кадильной гари,
имя его первое, голубицы белей,
чисто засияет на поднесенном портсигаре.

Теплое слово кое-каким порокам* (Почти гимн)
Говорю тебе я, начитанный и умный:
ни Пушкин, ни Щепкин, ни Врубель
ни строчке, ни позе, ни краске надуманной
не верили – а верили в рубль.

Я. Брюсову на память (1916)
«Брюсов выпустил окончание поэмы Пушкина «Египетские ночи». Альманах «Стремнины».
Разбоя след затерян прочно
во тьме египетских ночей.
Проверив рукопись
построчно,
гроши отсыпал казначей.
Бояться вам рожна какого?
Что
против – Пушкину иметь?
Его кулак
навек закован
в спокойную к обиде медь! 

Два Чехова
Памятник поставили не тому Пушкину, который был веселым хозяином на великом празднике бракосочетания слов и пел:
И блеск, и шум, и говор балов*,
И в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Нет, на памятнике пометили: за то, что:
Чувства добрые он лирой пробуждал.
Практический результат один: как только острота политических взглядов какого-нибудь писателя сглаживается, авторитет его поддерживают не изучением его произведений, а силой. Так, в одном из южных городов ко мне перед лекцией явился «чин», заявивший: «Имейте в виду, я не позволю вам говорить неодобрительно о деятельности начальства, ну, там Пушкина и вообще!»
Вот с этим очиновничаньем, с этим канонизированием писателей-просветителей, тяжелою медью памятников наступающих на горло нового освобождающегося искусства слова, борются молодые.
В чем же истинная ценность каждого писателя?
Как гражданина отличить от художника?
Как увидеть настоящее лицо певца за портфелем присяжного поверенного?
Возьмите какой-нибудь факт, такой же, как сумерки, защита униженных и т. д., ну, напр., дворник бьет проститутку.
Художник: линия, цвет, плоскость.
Скульптор: форма.
Писатель: слово.
Теперь дайте этот факт двум различным писателям.
Разница, очевидно, будет только в одном: в методе выражения.
Таким образом, задача писателя – найти формально тому или другому циклу идей наиболее яркое словесное выражение. Содержание безразлично, но так как потребность нового выражения несется каждым этапом времени особо, то и примеры, называемые сюжетом произведения, иллюстрирующие словесные комбинации, должны быть современны.
Яснее.
Таким образом, слова – цель писателя. Каковы же изменения, происходящие в законах слов?
1. Изменение отношения слова к предмету, от слова, как цифры, как точного обозначения предмета, к слову – символу и к слову – самоцели.
2. Изменение взаимоотношения слова к слову. Быстреющий темп жизни провел дорогу от главного периода до растрепанного синтаксиса.
3. Изменение отношения к слову. Увеличение словаря новыми словами.
Вот общие положения, единственно позволяющие подойти критически к писателю.
Так каждый писатель должен внести новое слово, потому что он прежде всего седой судья, вписывающий свои приказания в свод законов человеческой мысли.

Штатская шрапнель: Вравшим кистью* (1914)
А ну-ка возьмите вашу самую гордящуюся идею, самую любимую идею вас, ваших Верещагиных, Толстых – не убивай человека, – выйдите с ней на улицу к сегодняшней России, и толпа, великолепная толпа, о камни мостовой истреплет ваши седые бороденки.
Из-за многочисленных помарок в моей вчерашней статье «Поэты на фугасах» досадная нелепость: впечатано перечеркнутое четверостишие Лермонтова:
Свистел булат и т. д.
Пропущено четверостишие Пушкина:
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет и т. д.
Не изменяя смысла статьи – обильный материал досужим репортерам.


И нам мяса!*
Солдаты, я вам завидую!
Вам хорошо!
Вот на ободранной стенке отпечаток пятерни шрапнели клочьями человечьих мозгов. Как умно, что к глупому полю приделали сотни обрезанных человечьих голов.
Да, да, да, вам интереснее!
Вам не нужно думать, что вы должны Пушкину двадцать копеек и почему Яблоновский* пишет статьи.


Как бы Москве не остаться без художников
Позвольте, как Коровину!.. Ведь он в жизни портретов не писал. Раз попробовал написать Шаляпина, выставил на «Союзе» красочный этюд, где к кулаку-голове были приставлены ноги, громадные, как у памятника Пушкину, – так даже безобидные ученики смеялись!


Пришедший сам*(1913)
I.   Слово – самоцель поэзии (рождение и развитие поэтического произведения обусловливается внутренней жизнью самого слова).
1) Слово против содержания.
2) Слово против языка (литературного, академического).
3) Слово против ритма (музыкального, условного).
4) Слово против размера.
5) Слово против синтаксиса.
6) Слово против этимологии.
II. У нашей поэзии нет предшественников.
Поэзия до нас.
1) Литературность поэзии.
2) Пушкин, Достоевский, Толстой, разница количественная, а не качественная.
3) Отсутствие импрессионизма.
4) Бальмонт: парфюмерия мысли.
5) Брюсов: бумажный оруженосец XX века.
III. Мы.
1) Возрождение истинной роли слова (народная песня).
2) Кубизм в слове.
3) Футуризм в слове.
4) Мы и эго-футуристы.
5) Мы и критики («Аполлон», ощипанный посланец античного мира).

*****
В Примечаниях к тому:

Строка 3. «Запирую на просторе я!» – перефразированная строка из поэмы Пушкина «Медный всадник»: «И запируем на просторе»
Строка 64. Говорящая рыбешка. – Маяковский имеет в виду золотую рыбку из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина
И блеск, и шум, и говор балов… – из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник»
Янтарь на трубках Цареграда… – из «Евгения Онегина» Пушкина (гл. I). В «Евгении Онегине» третья строка читается: «И чувств изнеженных отрада»
Летит как пух из уст Эола… – строка из «Евгения Онегина» (гл. I). У Пушкина: «Летит как пух от уст Эола»

***

Истопник:
Маяковский В. В. Полное собрание сочинений В 13 т.  АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. Худож. лит., 1955—1961


Рецензии