Вечное движение. Мельница и Крест

ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЭПИГРАФ: "В беде человек хочет благополучия. В благополучии - беды".
ЭПИГРАФ: "Жизнь - это экстравагантное путешествие". Карлос Кастанеда.

В общем-то, человек хочет счастья. А что такое для него счастье? Исполнение его желаний. Допустим, он добился исполнения своих желаний. Он не работает, у него много денег, женщин (мужчин). Он вхож в общество, которое ему, в общем, не нужно. Потому что, когда все есть связи не нужны.

Понежившись некоторое время, человек начинает чувствовать недовольство. Ему чего-то не хватает. Скорее всего, движения. И тогда, будучи мультимиллиардером, он включается в процесс деятельности. Какой? Такой, какой занимаются все люди в его связке - добычей денег.

Нет, ему деньги не нужны, но процесс добычи их для него интересен. В процессе добычи он может наслаждаться властью - качать елей лести, калечить и возносить карьеры и судьбы других людей. Получив все это, человек понимает, что ему нужна, скорее, власть, чем деньги. Деньги для него - это, скорее, подпора в охоте за властью.

При этом, человек понимает, что он находится в зоне риска, так как окружающие его люди тоже сильны, обеспечены деньгами, как и он сам. Они также, как он обладают властью и охотятся за тем, за чем только и можно охотиться в их положении.

Вот почему западная философия утверждает, что важна не цель сама по себе, а процесс движения к ней. Иначе говоря - охота.

Процесс - это просто движение к чему-то. Не важно к чему. К достижению карьеры, к соблазнению женщины (мужчины), к созданию семьи, к получению абсолютной власти, в конце концов.

Но это - достаточно бессмысленно. Потому что человеку не нужно так много, на что он замахивается. Ведь он такой маленький. В пространстве он занимает площадку 2 на 1 метр. Единственное, что ему по-настоящему нужно - это движение. Не важно куда. Лишь бы было куда идти. Поэтому он начинает искать причину того, что подвигло бы его на движение - работу, карьеру, друга, партнера, жену (мужа) и так далее.

Не двигаться нельзя, иначе будет застой и смерть. Человеку нельзя не двигаться, даже в состоянии абсолютного счастья. Потому что, спустя некоторое время, застоявшемуся человеку кажется, что он попал в капкан этого самого счастья.

Возьмите ситуацию, когда мужчина добивается женщины, женится на ней, получает в подарок ребенка, а потом чувствует удавку на шее. Этот семейный воз. Это надоедливая и глуповатая жена, которая постоянно названивает по телефону, шлет эсемески и спрашивает "ты меня любишь?"

Вот тогда, в состоянии достигнутого счастья для человека вдруг приключается беда. Он начинает давиться счастьем. И тогда он начинает двигаться к несчастью. Он начинает двигаться от полного благополучия к неблагополучию. Он находит любовницу, он проводит много времени вне семьи, он вспоминает старых друзей, партнеров и с ними проводит все свое время, успокаивая  себя и жену уверением, что "делает деньги". Он ищет беду. И получает в ответ раздрай скандалы, слезы, развод, потерю детей, горе и все прочие прелести семейной жизни.

То же самое может произойти и с женщинами, которые, родив нескольких детей, вдруг сбегают с любовниками в неизвестном направлении. Или начинают делать карьеру в ущерб семье. Или становятся актерами, которые постоянно гастролируют.

Человек не может жить спокойно. Поэтому он движется. И это бессмысленное движение от благополучия к неблагополучию и обратно он называет "поиском счастья". Этот "поиск" кажется ему страшно важным и осмысленным. Хотя, в действительности, ничего более глупого не придумаешь. Потому что неограниченная свобода плутания делает человека не только бессмысленным, но часто предателем и подлецом. Потому что понятно, что свобода одного всегда происходит за счет свободы другого.

А ведь давным давно было сказано, что в человеческом обществе всегда существовали и будут существовать ОГРАНИЧИТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ. Если человек сознателен, то он будет добровольно ограничивать себя нормой. А НОРМА - это состояние, когда он не только потребляет, но еще и бескорыстно отдает. В философии такой алгоритм называется СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ, КОТОРЫЕ УРАВНОВЕШИВАЮТ ДРУГ ДРУГА.

Необходимость - это долженствование.

Если человек не ограничивает себя долженствованием и говорит, что он "никому ничего не должен", потому что безмерно "любит себя больше всего на свете", то блок ему поставит само общество или связка тех людей, в которой он находится. В крайнем случае, его свободу ограничат тюрьма или смерть.

Бесконечную обеспокоенность человека, вызванную необходимостью движения ФРИДРИХ НИЦШЕ назвал "ВОЛЕЙ К ВЛАСТИ". Процесс движения этой воли он выразил в образе канатоходца:

"Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель".

МИХАИЛ ВЕЛЛЕР в своей теории "ЭНЕРГОВИТАЛИЗМА И ЭВОЛЮЦИОНИЗМА", развивая мысль Ницше, повторил, что цель человека всегда состоит в достижении того высшего результата, на который он способен. В этом и только в этом он видит свою миссию. И результат этот не обязательно должен быть положительным.

Гитлер, например, не только достиг своего результата, но и перестиг его. Если бы он вовремя озаботился долженствованием и поставил своему своеволию блок, Германия не пережила бы того, во что вверг ее фюрер. Наполеон не смог остановиться вовремя и его также поглотила пропасть. Он получил ограничитель в виде острова Святой Елены. Эстрадная певица Алла Пугачева - а также и все прочие актеры, которые не ушли вовремя - получили блок в виде насмешек и ненависти публики.

Никогда не надо достигать окончательной цели. Никогда не надо строить абсолютно законченный дом. Его надо постоянно достраивать, как это делал Карл Густав Юнг со своим средневековым замком. Он его ломал и строил, строил и ломал, выполняя завет природы о бессмысленном движении от беды к радости. Он предпочел спокойное перемещение в лоне своего дома, получая то покой, то временные неудобства в виде ремонта. Он понимал, что если он не будет этого делать, то сама природа воздвигнет для него блок жизни. Природа, знаете ли, не любит безудержных выскочек. Так или иначе, но она ограничивает их прыгучесть.

Поэт Вильгельм Мюллер однажды написал стихи, которые затем композитор Франц Шуберт положил на музыку, создав цикл "Прекрасная мельничиха". Его открывает песня мельника под названием "Вечное движение".

В движеньи мельник жизнь ведёт,
B движеньи!
В движеньи меьник жизнь ведет,
В движеньи!

Плохой тот мельник должен быть,
Кто век свой хочет дома жить,
Всё дома! Все дома!
Всё дома! Все дома!


Вода примером служит нам,
Примером!
Вода примером служит нам,
Примером!

Ничем она не дорожит
И дальше, дальше в путь бежит —
Всё дальше!Всё дальше!
Всё дальше!Всё дальше!

Колёса тоже не стоят,
Колёса!
Колёса тоже не стоят,
Колёса!

Стучат, кружатся и шумят —
С водою в путь они хотят,
С водою!С водою!
С водою!С водою!

Вертятся, пляшут жернова,
Вертятся.
Вертятся, пляшут жернова,
Вертятся.

Кажись бы — им и не под стать,
Но ведь нельзя от всех отстать —
Нельзя же!Нельзя же!
Нельзя же!Нельзя же!

Движенье — счастие моё,
Движенье!
Движенье — счастие моё,
Движенье!

Прости, хозяин дорогой,
Я в путь иду вслед за водой —
Далёко!Далёко!
Далёко!Далёко!

Эта песня просто и доступно раскрывает незамысловатую механику жизни. Поэтому мельница стала неким печальным символом жизни - философской категорией вечного движения от благополучия к беде и от беды к благополучию. Человек, словно крутящаяся мельница, перерабатывает массу событий, осмысливая их и сохраняя в себе в виде чувств и переживаний. Истощившись в этой работе, он умирает, возвращая свой образ, сотканный из впечатлений, Богу, который их поглощает.
________
* Обратите внимание на иллюстрацию взятую из фильма "Мельница и Крест". Путники ненадолго останавливаются и осмысливают то, что увидели. Они стоят между мельницей - символом жизни и безголовым крестом - символом смерти. Между этими полюсами и пролегает вся человеческая жизнь.
________

4 февраля 2023 г.


Рецензии