Феральные люди

Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных людей  не стали находить в лесах. Самые известные феральные дети древности – это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой. Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей. 
Джозеф Редьярд Киплинг в рассказе «Маугли» поведал историю о мальчике Маугли, который вырос среди волков. Даже в этом произведении Киплинг показал, как сложно бывает дикому  человеку понять обычаи и нравы других людей. Прототипу Маугли так и не удалось стать полноценным  членом человеческого общества, хотя он двадцать лет прожил среди людей.
 Прототип Маугли — Дина Саничар. Дина Саничар известен так же как "индийский мальчик-волк", живший в 19-м веке. Своё прозвище он получил потому, что действительно был воспитан волками, и многие считают, что именно его история вдохновила Киплинга на написание «Книги джунглей».
В 1872 году Дина Саничар был обнаружен группой охотников в штате Уттар-Прадеш, недалеко от местечка Минспури. Когда они его заметили, мальчик шёл на четвереньках за стаей волков
Охотники привели мальчика в детский дом Секандра, где его крестили и он получил имя Саничар, что на урду означает «суббота», потому что именно в этот день недели он прибыл в детский дом. Его рост едва составлял 150 см, у него были очень большие зубы и низкий лоб. Проведя большую часть своего детства с волками, он ощущал себя чужим среди людей, и чувствовал, что его насильно держат вдали от дома.
Мальчику приходилось очень тяжело в мире людей, считается, что у него был очень низкий интеллект. Отец Эрхардт, возглавлявший в то время детский дом, описывал мальчика, как "несомненно умственно отсталого, но проявляющего признаки разума и логики".
Кроме того, мальчик никогда не умел говорить. Многие в приюте пытались учить его, но он так и не смог научиться  ни говорить, ни читать, ни писать.
В 1895 году Дина скончался от туберкулеза в возрасте 29 лет.

 К сожалению, люди, которых  долгое время «воспитывали»  животные не могут стать полноценными членами общества, так как они имеют очень серьёзные отклонения в психике.   Таких людей называют «феральными» -  от лат.   feralis означает “мертвый, погребенный”. ”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества. В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”.  «Феральные люди» — это люди, выросшие без каких-либо контактов с обществом, но в постоянном контакте с какими-либо дикими животными: обезьянами, волками  и т.д.). Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns,  а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.   Даже при самым лучшем уходе со стороны диких зверей феральныму человеку, чтобы выжить нужно иметь хорошо развитые органы чувств, быть устойчивым к любым погодным условием  и принимать те повадки, которые имеют «приёмные родители».   
Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 3,5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы.
Жан Марк Гаспа;р Ита;р утверждает следующее: «Наш вид является особенным, поскольку члены нашего социума нуждаются друг в друге». Если ребенок остается изолированным или лишенным стимуляции, функции его мозга ослабевают, развитие не является достаточным, и это может привести к следующим последствиям:
1. Мозг не растет, и поэтому тело остается частично атрофированным. Наблюдается недостаток материи головного мозга.
2. Это влияет на то, как эти дети обрабатывают информацию, когда они слышат речь людей или видят движущиеся объекты.
3. Они не в состоянии действовать так, как от них того требует окружающая среда.
4. Когда они начинают осознавать, что им не под силу действовать должным образом, они начинают вести себя агрессивно или, наоборот, замыкаются в себе.
Все эти обстоятельства вызывают у них негативные чувства, поведенческие и эмоциональные проблемы. Эти выводы  сделал Жан Марк Гаспа;р Ита;р на основании исследования дикого ребёнка Виктора. Он был найден в возрасте 12 лет,  сколько находился вдали от людей неизвестно. С 1801 -1806 гг. Жан Марк Гаспа;р Ита;р занимался изучением и социализацией этого подростка.  Однако, учёный  так и не смог заставить Виктора говорить, что он считал своим личным провалом. Он задавался вопросом, почему Виктор решил молчать, если было очевидно, что он не глухой. Также Виктор не понимал интонации голоса. Итар заявил: «Виктор был ментальным и психологическим эквивалентом кого-то рождённого глухонемым. Было бессмысленно пытаться научить его говорить нормальным способом повторения звуков, если он на самом деле не слышал их».
Шаттак критиковал  процесс образования Итара, удивляясь, почему он никогда не пытался научить Виктора использовать язык жестов.
Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное. Потребовалось очень много времени,  чтобы не  срывал  с себя одежду и ел из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.
К сожалению, феральных людей можно найти не только в дикой природе, но и в городах, когда взрослые не уделяют детям достаточного внимания. Наблюдаемый в современном обществе рост нищеты и алкоголизма, наркомании и психических заболеваний, а также отсутствие должной родительской любви и заботы, недобросовестность социальных служб и равнодушие общественности способствуют появлению новых “Маугли“. Это - дети, проживающие в “каменных джунглях”, но искусственно лишенные возможности общения с людьми (близкими и дальними), что и делает данную проблему актуальной. В исторических документах нет подтверждений того, что маленькие дикари после своего возвращения в человеческое общество успешно адаптируются. Вместе с тем, «городские Маугли», не будучи полностью исключенными из социума, более восприимчивы и приспособлены к обучению и переобучению.
Оксана Малая родилась в 1983 году в селе Новая Благовещенка Херсонской области. Несмотря на то, что родители Оксаны всю свою жизнь злоупотребляли алкоголем, появившаяся на свет девочка не имела никаких видимых отклонений. По словам специалистов, при должном уходе, воспитании и обучении ребенок развился бы во вполне дееспособную личность. Но ничего из выше перечисленного Оксана в семье не получила. Более того, в возрасте 2-3-х лет нетрезвые отец и мать просто забыли ее на улице. В поисках тепла и защиты их дочь залезла в находившуюся во дворе дома собачью будку и уснула, прижавшись к дворняге по кличке Найда.
В течение последующих 5-6-ти лет Оксана Малая практически жила вместе с животным. Робкие попытки девочки вернуться в дом ее отец тут же пресекал ударом сапога. Вскоре Оксана смирилась со своей участью: она делила с Найдой не только крышу над головой, но и скромную пайку. Кроме того Оксана переняла у Найды многие повадки: Малая бегала на четвереньках, лаяла, выла, кусалась, лакала из миски и даже ловила зубами блох. В таком состоянии Оксану и обнаружили сотрудники опеки.
Воспитатели Одесского интерната, куда отправили девочку-собаку, первое время пребывали в шоке. За всю свою практику они никогда не видели ничего подобного. Оксану пришлось обучать буквально всему: спать на кровати, а не на полу, умываться, пользоваться зубной щеткой и полотенцем. Новая воспитанница даже ложку держать не умела. Впрочем, столовые приборы девочке были не нужны: она просто сливала суп и компот в тарелку со втором блюдом и лакала получившуюся жижу.
Несмотря на то, что Малая явно понимала человеческую речь, она всегда предпочитала отвечать на все вопросы односложно: «да» или «нет». Однако именно поэтому специалисты предположили, что Оксана все-таки иногда общалась с людьми. Возможно, среди ее собеседников были и местные жители. По этой причине до сих пор непонятно, почему за столько лет никто из них не забил в колокола и не обратился в соответствующие органы.
До своего совершеннолетия Оксана Малая жила в Одесском доме-интернате для детей с отклонениями в развитии. Там благодаря усилиям персонала она наконец стала разговаривать, научилась считать, читать, писать, приобрела необходимые навыки самообслуживания. Тем не менее, как признавалась сама Оксана, полностью избавиться от собачьих повадок ей не удалось. В состоянии сильного эмоционального возбуждения (например, если ее кто-то обижал) Малая могла залаять или укусить. Кроме того, бывшая девочка-собака по-прежнему отстает в психическом и умственном развитии от своих сверстников.
Окончив школу-интернат, Оксана поначалу хотела вернуться к своему отцу, который был не против принять к себе дочь. Но Малая изменила своё решение и поселилась в психоневрологическом интернате, расположенном в селе Барабой Одесской области. Там 35-летняя Оксана ухаживает за лошадьми и коровами. Благодаря огласке этой истории у Малой даже появился жених по имени Федор из Казани. Молодой мужчина несколько раз навещал возлюбленную, но та в конце концов ему отказала, сославшись на небольшой рост кавалера.
Ещё один пример из нашей жизни. 3-летний Антон Адамов, найденный осенью 2003 года в одном из домов деревни Горицы Ивановской области,  вел себя словно настоящий кот: мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Всю недолгую жизнь мальчика с ним общалась только кошка, вместе с которой ребенка запирала 28-летняя родительница - чтобы не отвлекал от выпивки.
Возможна только частичная социализация и адаптация ферального человека после его возвращения в  общество. Все зависит от возраста, в котором человек попал в изоляцию и в каком возрасте  вышел из нее; от генетической предрасположенности; от того, где именно он воспитывался, были ли там хоть какие-то проявления человеческой цивилизации; от уровня здоровья. Но, чтобы развить минимальные социальные навыки, необходимо прикладывать много усилий, постоянно заниматься и учитывать психологию ферального человека.  Даже если человек «воспитанный» животными сможет хорошо взаимодействовать с другими людьми. Время, которое он провёл вне общества,  всё равно будет откладывать отпечаток на его психике и поведении. Поэтому родители, органы опеки  и другие члены общества не должны  быть равнодушны к детям. Только тогда одичавших людей будет меньше.      
Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных. Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения.
Список литературы:
1.Прототип Маугли
imagestudiotouch.ru
. -(Дата обращения: 24. 10 21)
2.Оксана Малая
.-(Дата обращения: 24. 10. 21)
 3.Итар, Жан Марк Гаспар
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
.-(Дата обращения: 25. 10. 21)
4.Мальчик -  кот
.-(Дата обращения: 25. 10. 21)
5.Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5 [ © Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016 www.medconfer.com 591 ID: 2016-05-27-T-6977 Тезис Шелудько А.Н., Жданова Ю.К., Павлова Л.А. Феральные люди ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии  PDF


Рецензии