Несчастный преступник

Гладко выбритый, с пустыми глазами, без особого смысла живущий и во всем разочаровавшийся, прежде всего в себе самом, Федор собирался на очередное преступное дело. Только совершение преступления, нарушение общепринятых норм на время его оживляло, дарило остроту ощущения бытия. Жажда наживы, обогащения двигала им. Ощущение власти над беспомощной жертвой возвышало его над самим собой. Росший и воспитанный в детском доме с шести лет, он не впитал в себя родительскую любовь. В четырнадцать лет за непокорность и грубое отношение с окружающими детьми, его отдали в дом для перевоспитания трудных подростков. Никому не нужный, Федор привык сам пробиваться по жизни. Как умел: грабя, убивая, обманывая.

В это же время на другом конце города всеми любимая, умненькая и послушная старшеклассница Маша собиралась на всероссийскую школьную олимпиаду по химии. Дочка выдающихся потомственных врачей, она собиралась продолжить дело своих предков и выучиться на генетика, чтобы предотвращать страшные болезни, от которых страдают люди. В качестве талисмана мама надела на тонкий пальчик дочки бриллиантовое кольцо, доставшееся ей от дворянки прабабушки. Это кольцо передавалось по женской линии и приносило личную и профессиональную удачу своим обладательницам уже много веков. Легенда гласила, что это кольцо когда-то принадлежало царевне Екатерине, пока она не подарила его своему придворному фавориту. А тот, в свою очередь, передарил его своей любимой женщине. Эта любимая женщина-дворянка и была родоначальницей медицинского рода, дожившего до сегодняшних дней. 

Для Маши это кольцо было символом их рода, талисманом. А для Федора – желанной очень дорогой целью охоты. Он узнал об этом кольце с уникальным бриллиантом от знакомого ювелира, по наводке которого частенько работал. Именно к этому ювелиру приносили кольцо для укрепления золотого обрамления драгоценного камня.
Любимая бабушками, родителями и друзьями, Маша еще не знала, что такое зло. Родители гордились учебными успехами дочки и поддерживали ее во всех начинаниях. Вот и сегодня они помогали ей собираться и внушали, что она обязательно победит на этой важной олимпиаде. Накормив ее сытным завтраком, мама с папой поцеловали дочку в обе румяные щечки и проводили. После чего вышли на балкон, чтобы проследить, как она доберется до автобусной остановки. В семье была традиция провожать любого уходящего из дома, махая ему рукой с балкона, пока тот не скроется из вида.

В это же время из своего дома на другом конце города вышел надушенный, элегантно одетый в твидовое пальто красавец Федор. Да, он был красив, но холодной красотой. Потому порой его прямой нос, высокий белый лоб, выписанные губы, холенная кожа и черные бархатные глаза начинали вызывать отторжение у окружающих людей. Не было души в этой физической красоте. В отличие от Маши, его никогда никто не провожал и не встречал. Жил он в роскошной квартире, купленной на ворованные деньги, совершенно один. Сходился с людьми очень неохотно и тяжело.
Федор и Маша вместе с разных концов города погрузились в пасть подземного метро. Маша была поглощена мыслями о предстоящей олимпиаде и возможных задачах. Федор был одержим идеей похитить бесценный бриллиант с уникальной историей. Он знал, что сегодня кольцо будет на пальчике беспомощной хрупкой девушки, которая одна пересекает полгорода, чтобы добраться в центр. От метро ей надо будет пройти пятьсот метров по дворам. Вот там они и встретятся внезапно для Маши. Федор давно вел наблюдение за семьей врачей, их образом жизни, поездками. Небогатые, но достойные. Его всегда раздражали люди, которые, не имея много денег, умели сохранять достоинство. Откуда оно? Где его купить? Почему он со всеми своими деньгами и властью над беззащитными людьми никогда не ощущал этого загадочного чувства достоинства? Мысли об этом сильно злили Федора. Он уже ненавидел эту залюбленную, разбалованную вниманием девчонку. Предвкушал, как покажет ей другую сторону жизни, полную ненависти, мрака, страданий, унижения. Ту часть жизни, которая хорошо ему известна.

Приехал. Поднялся из шумного метро на свет и притаился у выхода. Сейчас вот-вот и она появится. Федор дрожал изнутри, но был совершенно спокоен внешне. Внутренние эмоции никогда не выходили за пределы его мрачного мира.  Он сильно нервничал, потому что до этого дня в случаях ограбления ему приходилось иметь дело только с подобными себе преступниками. Федор строго следовал принципу «грабь награбленное». А сейчас ему придется связаться с законным хозяином. Вообще он был трусоватый и потому действовал всегда очень осторожно. Жертвы его либо никогда не знали и не видели. Либо сами были замараны в крови. Потому он до сих пор не был пойман стражами порядка.

Вот она, светловолосая, высокая, худенькая и немного нелепая. Вышла летящей походкой и устремилась во дворы по узкой улочке. Он взял ее след, словно сыскной пес. Внимательно всматриваясь, он обратил внимание на руку, спрятанную в карман. Именно на ней было желанное колечко. Как же ему хотелось скорее завладеть им. А еще больше ему хотелось внушить страх и ужас этой беззаботной девушке.
Словно почуяв его пристальный взгляд, Маша обернулась. Заметив элегантного мужчину средних лет, который показался ей жутко несчастным, несмотря на свою красоту и лоск, она приветливо улыбнулась ему. В ответ лицо незнакомого мужчины изуродовала гримаса ужаса и отчаяния. Девушка словно почувствовала его боль…Ей захотелось как-то помочь этому страдальцу. Желание помогать слабым и обделенным было чертой ее характера, которая и подтолкнула пойти в медицину по стопам родителей.  Маша остановилась, поджидая, когда мужчина подойдет ближе. Нежная улыбка не сходила с ее некрасивого, но полного шарма и очарования лица. Именно улыбка красила ее, как пальчик украшал дорогой чистый бриллиант с множеством граней, выполненных умелым ювелиром. Но она сейчас не думала о камне. Все ее внимание занял мужчина с очень красивым, но удручающе несчастным лицом, на котором лихорадочным блеском сверкали бархатные темные очи, полные отчаяния. Загнанный человек очень опасен. Маша это почувствовала.

«Какого черта! Что она делает? Почему она мне улыбается? Она режет меня без ножа! Что происходит?», - мысли Федора спутались. Он не знал, как действовать дальше. Одно дело напасть со спины, прижав к белой тонкой шейке холодное лезвие ножа. Совсем другое дело встретиться с жертвой лицом к лицу. Федор всегда действовал скрыто, исподтишка, нападая со спины. Жертвы его никогда не видели, и он никогда не осмеливался смотреть им в глаза. Он вообще избегал прямого взгляда любого человека. А эта девушка словно поймала и держала его взгляд своими прозрачно-голубыми смеющимися глазами. И вдруг она вытворила такое, что Федора прошиб ледяной пот. Маша доверчиво протянула для рукопожатия свою нежную ручку, на которой сверкал бриллиант:

- Добрый день! Мне показалось, что Вы хотели обратиться ко мне. Чем я могу помочь Вам? – открыто спросила Маша, смотря прямо на своего потенциального губителя.
- Отдайте мне кольцо…, – ответил хриплым тихим голом Федор, когда смог обрести снова дар речи.
- Вот это? – уточнила девушка, подняв руку, на которой сверкал камень, чистый, как слеза младенца. Зачем вам оно?
- Нужно.
- Но мне оно сейчас намного нужнее. Я иду на олимпиаду. Это кольцо – семейный талисман. Оно приносит удачу, дарит силы.
- Мне тоже нужны силы, и я очень люблю деньги.
- Любовь к деньгам губительна.
- Любовь вообще губительна, – неожиданно буркнул Федор, окончательно раздосадовавшись наивностью девчонки. 
- Ну что вы, только не любовь к человеку, - искренне удивившись, молвила девушка.
- Разве каждый человек достоин любви? Даже тот, который любит деньги больше жизни?
- Такой человек особенно нуждается в любви. Ведь злые и корыстные – это те, кто не дополучил любви.
- Откуда ты такая умная? – скептически спросил Федор.
- Я еще совсем не умная. Я пока только учусь. Надеюсь, что наука о генах даст мне ответы на многие вопросы. В частности, на вопрос, откуда берутся злые люди, готовые убить человека за какой-то камушек…

Федор опешил. Он нервно сжимал рукоятку ножа в кармане. Откуда эта девчонка догадалась о его замысле?

- Давайте поступим так. Я оставлю кольцо себе, успешно пройду олимпиаду. Для меня она очень важна, потому что по ее итогам будут набирать студентов в научный медицинский институт. Туда очень большой конкурс. Если я успешно пройду, то смогу выучиться на генетика. Это моя главная мечта. А по завершению института – это через шесть лет - я отдам вам кольцо. Таким образом вы получите камень, и вам не придется совершать лишнее преступление.
- Мне он нужен сейчас же! Я не готов ждать! – Федору показалось, что к нему вернулась сила, контроль над собой. Он снова хотел удавить эту заумную улыбчивую девушку, которая обладала чем-то ему недоступным. И это нечто точно был не камень.
- Нет, сейчас он вам не нужен. Потому что прямо сейчас он приведет вас к тюрьме….
Федор вздрогнул и проследил за взглядом Маши. В стороне  припарковалась патрульная полицейская машина.
- Я не буду кричать и звать на помощь. А вы дадите мне спокойно уйти. И обещайте не искать меня в ближайшие шесть лет. А потом я вам позвоню. Дайте мне свою визитку, - решительно предложила Маша.
- Дура! – только и смог крикнуть Федор в отчаяние и бросить ей в ноги карточку с номером мобильного телефона.

Он злился, что повелся на эти дурацкие разговоры, упустил время, пока никого не было рядом. Повел себя, как слабак. Простая улыбка девчонки вывела его из строя. Сбила все планы.

Девушка удалилась, снова спрятав руку с бриллиантом в карман. Неужели она оказалась сильнее его, прожжённого циника, мужика сорока семи лет. Человека, который ради наживы ни перед чем не останавливался. Которому жалость неведома. Или он стареет, сдает. Теперь вся злость была направлена против него самого, его слабости, ничтожности. Весь лоск с него сошел. Он неспешно побрел в сторону метро, трусливо озираясь на патрульную машину в стороне. Для Федора метро было главным убежищем, потому что там, среди серой массы, толп, хаотичного движения, всегда можно прошмыгнуть незамеченным.

***

С того дня прошло шесть лет. За это время многое изменилось в жизни Маши: ее работа по химии заняла первое место на всероссийской олимпиаде. Она успешно поступила в медицинский научный институт и с отличием его окончила. Про тот инцидент со странным мужчиной девушка никому не рассказывала. Но хорошо помнила день, когда жизнь свела ее с ним. Мужчина произвел на нее очень сильное впечатление. Он пробудил в Маше одновременно жалость и ужас. Потому что в процессе беседы, заглядывая в пустые глаза, она вдруг разглядела в них холодящий мрак смертельного отчаяния, говорившего о том, что человек ни во что не ставит жизнь, прежде всего чужую жизнь. Но и свою тоже. Ее разрывали противоречащие желания: спасти его и бежать от него. Чувство собственного достоинства не позволило ей бежать. И именно это спасло того мужчину. Но об этом Маша узнала позже, после обещанного звонка. 

Да, она не забыла о своем обещание. Но при этом ей совсем не хотелось отдавать кольцо. Она надеялась в будущем передать его своей дочке, если повезет. Дальнейшая судьба того мужчины вызывала какой-то нездоровый интерес у Маши. В процессе обучения, она пришла к выводу, что истинные бандиты, убийцы, жулики, садисты – это итог генетического сбоя, уродства. Именно эта тема «Влияние генетики на специфику развития и патологий мозга» стала ее выпускной научной работой. Но был ли тот мужчина генетическим уродом или жертвой неблагоприятных обстоятельств? Маша склонялась ко второму варианту, потому что генетического уроды не страдают от своего уродства. А тот человек был явным страдальцем.
Собравшись с мыслями, она все же позвонила по номеру, указанному на черной лаковой визитке под имеем Федор. Долго никто не отвечал. Она звонила в течение всего дня. И к вечеру уже потеряла всякую надежду дозвониться. Его могли посадить, он мог умереть в битве за богатства или он вообще дал не свой номер.
Как вдруг раздался ответный звонок. Маша поднесла трубку к уху, затаив дыхание. На той стороне зазвучал очень мягкий, спокойный голос, совсем не похожий на голос того страшного человека с исковерканной душой.
 
- Мария, это вы?
- Да, Федор, это я.
- Спасибо, что не забыла меня. Я бы очень хотел встретиться с тобой. Мне есть что сказать.
- Да, я помню о своем обещании, - с грустью в голосе ответила Маша, не первый раз сожалея о данном тогда в страхе за свою жизнь обещание подарить бриллиант. – Где я могу вас найти?

Ответ Машу изумил…

На встречу с Федором она поехала в монастырь, расположенный в двухстах километрах от города. К ней вышел совсем другой человек. И это касалось не только внешности, но и его содержания. Когда-то холенное лицо поросло черной бородой и усами. Вместо элегантного пальто на нем была надета темная ряса. А в глазах читалось блаженное смирение.

- Маша, спасибо тебе. Ты меня спасла. Тогда я тебя ненавидел, потому что ты меня сломала. Я понял, что закончу свои дни в заточении, меня преследовал страх расплаты за все содеянное. Потому что любой преступник заканчивает жизнь либо от шальной пули, либо сгнивая в тюрьме. И вместо тюремного заключения я выбрал монастырь. Случилось это через полгода после нашей с тобой встречи. Я больше не смог грабить, воровать и убивать. Возможно я постарел, устал. Начал сдавать и боялся дать осечку. Но позже я понял, что это твое влияние на меня. Ведь ты первый человек после моей матери, который отнесся ко мне не с отвращением и ужасом, а с любовью и жалостью. Ты меня пожалела, как в детстве меня жалела мама. И я это почувствовал всем своим прогнившим нутром.
- Расскажите про вашу маму.
- У меня была замечательная, красивая и очень ласковая мама. Я ее боготворил. Но не смог защитить от отца, который в припадках ревности избивал ее, пока однажды не избил до смерти. Я ненавидел отца, ненавидел всех мужчин. Его посадили, а меня отдали в детский дом. Там не было любви. Только формальный поход и правило джунглей – каждый сам за себя. Там я и научился отвоёвывать место под солнцем, как мог. Выйдя из детского дома, я начал страдать от изъедающей меня завести к тем, кто вырос в любви. Я возненавидел всех людей, хотел делать им больно. И наживаться за их счет.
- Что же привело вас в монастырь?
- Усталость и чувство вины. При этом я не считаю себя виноватым перед государством, потому с повинной идти и в тюрьме отсиживаться не готов был. А вот перед богом и людьми – да. В монастыре, ближе к богу, я обрел столь недостающую мне любовь. В монахи меня не постригли, не заслужил еще. Потому просто прислуживаю здесь, помогаю вести хозяйство и молюсь в свободное от работы время. И я знаю, что ты успешно выучилась и будешь не менее успешно заниматься наукой. Потому что я каждый день молюсь за тебя и родителей, подаривших тебе жизнь и тебя этой жизни. И буду молиться до конца дней своих.
- Федор, спасибо. Я очень рада слышать это.
- Кстати, камень мне твой больше не нужен, - вдруг сказал он, заметив сверкающий бриллиант на руке Маши. - Он впитал в себя любовь всего твоего рода, пусть дальше оберегает тебя и твоих потомков. У меня к тебе только одна просьба.
- Какая? – не без облегчения спросила Маша.
- Пожалуйста, занимайся наукой как следует и сделай так, чтобы душевные уроды, подобные моему жестокому отцу, не рождались на этот свет и уж точно не размножались!
 - Думаю, что какой-то процент зла нужен для того, чтобы могло существовать добро. Природой так задумано, и человек не вправе вмешиваться в эту часть генетики, которая является природным шифром. Но я буду стараться свести такие уродства к минимуму, прежде всего исключая душевные и умственные патологии.

Маша дала слово и сдержала его. Наука не стоит на месте, генетики работают, служители церкви молятся в храмах, родители старательно воспитывают своих детей, искусство процветает, наполняя души и мысли светом, медики спасают изувеченных физически и душевно. И вся эта слаженная человеческая машина работает на борьбу со злом. Получается, что именно зло стимулирует эту светлую и нужную работу.

 


Рецензии