Морские беспилотники

Атака украинских морских надводных беспилотников на военно-морскую базу в Севастополе продемонстрировала опасность этого вида оружия.
Родоначальником морских дронов вероятно можно считать телеуправляемый кораблик известного ученого Николы Теслы (1856;1943). Этот управляемый по радио аппарат длиной около 1,8 метра был впервые представлен публике в 1898 году в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке. В то время это казалось совершенно фантастическим!
Патент «Описание метода и аппарата по управлению механизма движущихся судов или транспортных средств» на это изобретение был выдан 8 ноября 1898. В нем упоминается и возможность военного применения устройства: «Гарантированная и безграничная разрушительность моего изобретения позволит установить и поддерживать вечный мир среди народов». Для этого предполагалось оснастить аппарат зарядом взрывчатки.
Впервые в военном деле подобный вид оружия был применен немцами в годы Первой мировой войны. В первом десятилетии XX века по проектам германского инженера Вильгельма фон Сименса были построены управляемые по радио и проводам катера. С началом первой мировой войны работы в этой области активизировались.
Инициатором создания взрывающихся катеров выступила фирма "Siemens - Schuckert", использовавшая свои довоенные наработки в области дистанционного управления кораблями.
В сентябре 1915 года кайзеровский флот заказал первые 12 дистанционно управляемых катеров FL (Fernlenkboot - лодка с дистанционным управлением). Всего в строй вступили 17 таких катеров.
Катера водоизмещением 6 т несли 230 кг взрывчатки и развивали скорость 28-30 узлов. Управление осуществлялось с берега через кабель длиной 20 км и общим весом 800 кг. Подрыв взрывчатки осуществлялся контактным взрывателем, сигналом по кабелю или при обрыве этого кабеля. Для размещения постов управления на побережье Северного моря строились специальные вышки с которых обеспечивалась видимость до 25 км.
В качестве корректировщиков использовались самолеты и дирижабли морской авиации, что позволяло увеличить дальность действия телеуправляемых катеров до 50 километров. К осени 1917 года на катерах FL-8, FL-14, FL-16 была установлена аппаратура радиоуправления, обеспечивающая . дальность действия катеров до 100 км.
Катера типа FL использовались на Балтике и у побережья Фландрии. Для этого в Либаве, Кольберге, Зеебрюгге и Остенде были построены 30-метровые вышки постов берегового управления.
Успехи катеров были весьма скромными, часть из них были потеряны по техническим причинам. Первая успешная операция с участием телеуправляемых катеров была проведена 1 марта 1917 года. Катер FL-7 врезался в мол в передовом пункте базирования британского флота на бельгийском побережье и полностью разрушил его на протяжении 50 метров.
У побережья Фландрии главной целью стали британские мониторы, производившие обстрелы германских позиций. 6 сентября 1917 года во время атаки на мониторы был потоплен радиоуправляемый катер FL-8. Однако, 28 октября немцы взяли реванш. В районе бельгийского порта Остенде FL-12 атаковал монитор «Эребус», следовавший в охранении 15 кораблей. Катер нанес удар в правый борт «англичанина», взрывом был разрушен противоторпедный буль и произошел подрыв боезапаса в кормовом погребе. Несмотря на повреждения, «Эребус» остался на плаву, но ему пришлось стать на двухнедельный ремонт.
3 ноября 1917 года в Рижском заливе катер FL-4 попытался атаковать русский эсминец, но был потоплен артиллерийским огнем.
Из-за малой результативности и проблем с системами дистанционного управления девять катеров FL было решено превратить в обычные сторожевые катера вооруженные 37-мм пушками.
Самыми крупными, хотя еще довольно примитивными, морскими дронами стали корабли-мишени. В 1920 году в США в строй вступил первый из них - устаревший эскадренный броненосец «Айова», построенный ещё в 1896 году, был переоборудован в корабль-цель СВ-4.
Система дистанционного управления машинами и рулем, разработанная фирмой «Дженерал Электрик», позволяла кораблю выполнять пять простейших радиокоманд. Это давало возможность достичь реальной имитации морского боя для учебных артиллерийских стрельб и авиационного бомбометания. Экипаж выводил корабль-мишень в район учений, покидал CB-4 и в дальнейшем управление велось по радио со специально оборудованного корабля. В дальнейшем американцы переоборудовали в радиоуправляемые корабли-цели старый линкор «Юта» и несколько эсминцев.
Вскоре аналогичные телеуправляемые корабли появились и на флотах Великобритании, Германии, Италии и Японии. Один из немецких кораблей-мишеней «Гессен» по репарациям достался СССР.
Эскадренный броненосец «Гессен», построенный в начале XX столетия, в середине 30-х годов был переоборудован в корабль-цель: вместо паровых машин были установлены турбины, смонтированы новые котлы на жидком топливе, система радиоуправления фирмы «Сименс» могла выполнять 200 команд, включая постановку дымовой завесы и имитацию ответного огня. В качестве корабля управления использовался старый миноносец «Блиц».
СССР получил оба корабля в 1946 году. «Гессен» был переименован в «Цель», а «Блиц» – в «Выстрел». Корабли вошли в состав Балтийского флота и активно участвовали в учениях кораблей, морской авиации и береговой артиллерии. В отличие от немецкого периода службы, во время использования корабля-цели  но назначению, на его борту оставалась «для гарантии» часть экипажа, что было довольно опасно. Опасные условия службы пытались компенсировать двойным окладом, усиленным пайком, выслугой «год за два». Служба «Цели» - «Выстрела» закончилась в конце 50-х годов.
В настоящее время таких дорогостоящих дронов-монстров заместили радиоуправляемыми катерами, физические поля которых современными методами можно имитировать любой тип корабля, что широко используется при учебных пусках противокорабельных ракет с различными системами самонаведения.
В СССР в межвоенные годы также велись работы по созданию телеуправляемых видов вооружения - самолетов, катеров, торпед и даже танков и подводных лодок. Этими вопросами занималось, в частности, Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения) во главе с В.И. Бекаури.
В начале 1930-х годов под руководством К.В. Старчикова была разработана аэротранспортабельная сверхмалая подводная лодка АПСС (Аэро-Подводный Самодвижущийся Снаряд). Лодка имела надводное водоизмещение 7,2 т, подводное - 8,5 т. Электродвигатель мощностью 8,1 киловатта, придавал ей подводную скорость до 4,5 узлов, дальность хода в погруженном положении составляла 45-50 км.
Доставлять АПСС в район применения, а при необходимости и эвакуировать, предполагалось путем подвески под МК-1 («Морской Крейсер») – шестимоторную двухкорпусную летающую лодку, спроектированную в ЦАГИ в начале 1930-х годов.
Подводную лодку предполагалось использовать в двух вариантах - пилотируемом (экипаж состоял из одного человека) или телеуправляемом. В первом случае АПСС вооружался одной торпедой, во втором - зарядом взрывчатки весом 500 кг.
«Волновое управление» осуществлялось с так называемых «водителей» - надводных кораблей или самолетов с помощью разработанной Остехбюро аппаратуры «Кварц», включавшая в себя приемники УКВ и ДВ-диапазонов.
При этом АПСС мог исполнять до 24 команд. Так как при погружении на большую глубину лодка не могла принимать команды, то переключалась на автоматическое программное управление. Для определения местонахождения лодки с воздуха в ночное время служили прожектора, направленные вверх, а в дневное - зеленый фосфоресцирующий состав, оставлявший на поверхности ясно различимый след.
В 1935 году на ленинградском заводе «Судомех» были построены два АПСС, которые успешно прошли заводские испытания, но уже в следующем году работы по проекту прекратили, а лодки разобрали. Причиной этого были серьезные проблемы с системой дистанционного управления, а также наличие всего лишь единственного экземпляра самолета-носителя. Строить же такие дорогие и сложные в эксплуатации машины исключительно для ношение АПСС посчитали просто непрактичным.
В сентябре 1924 года Остехбюро начало испытания катера-торпеды «Пионер» с дистанционным управлением, а вскоре свой радиоуправляемый катер «Оса» продемонстрировал А.Ф. Шорин (1890-1941), известный советский изобретатель в области техники связи, звуковой кинематографии и телемеханики.
Командование РККФ заинтересовалось этими разработками и, посчитав их перспективными, выдало задания на разработку систем «волнового» управления для торпедного катера Остехбюро и Центральной Лаборатории Проводной Связи под руководством Шорина.
Основные отличия предлагаемых концепций радиоуправления состояли в том, что оператор Остехбюро располагался на другом корабле или катере, а ЦЛПС помещали его на борту самолета управления, что обеспечивало лучшее наблюдение.
В 1931 году в Финском заливе были проведены заключительные испытания катеров этих двух типов. Наблюдавшая за ними комиссия весной 1932 года предложила принять на вооружение комплекс А.Ф. Шорина, а Остехбюро доработать свою аппаратуру.
Система «волнового управления» состояла из приемно-исполнительной аппаратуры «Вольт-Р» на борту торпедного катера и командно-передающей аппаратуры «Кварц» на станции управления.
К середине 30-х годов было налажено производство радиоуправляемых торпедных катеров на базе серийных Щ-4 (30 единиц) и Г-5. Всего было выпущено около 200 комплектов систем телеуправления. Для управления катерами использовался гидросамолет МБР-2ВУ с двумя наблюдателями-операторами на борту, что позволяло управлять двумя телемеханическими катерами.
В 1934 году было начато формирование дивизионов катеров «волнового управления» (по 24 катера в каждом) и «особых эскадрилий волнового управления» с МБР-2ВУ в каждой из бригад торпедных катеров Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.
В октябре 1937 года во время учений в атаке на «неприятельскую» эскадру в Финском заливе участвовало и около полусотни торпедных катеров-роботов. Несмотря на то, что часть из них оказались небоеспособными из-за технических неполадок и учитывая сложность управления, было отмечено, что катера в состоянии выполнить поставленную боевую задачу.
Тем не менее, из-за низкой надежности системы автоматического управления, а также невозможности использования самолетов управления в условиях плохой видимости и превосходства авиации противника в начале Великой Отечественной войны спецаппаратура с катеров была снята.
В ходе войны советские торпедные катера с телеуправлением применили только в 1943 году на черноморском театре военных действий в качестве катеров-камикадзе. В феврале-декабре были предприняты три неудачные попытки атаковать немецкие корабли в Камыш-Буруне (Крым) с баз на кавказском побережье.
Более широко и успешно телеуправляемые катера применяли немцы. Разработка катера «Линзе» началась в 1942 году на основе итальянского взрывающегося катера МТМ и в апреле 1944 года первые катера поступили на вооружение K-Verb;nde (Kleinkampfverb;nde der Kriegsmarine - Подразделение малых боевых сил Военно-морского флота). В отличие от итальянских МТМ, на конечном участке атаки «Линзе» управлялись по радио. Всего было выпущено около 1400 единиц нескольких модификаций.
«Линзе» представлял собой катер водоизмещением 1,8- 1,85 тонн, длиной 5,5- 5,98 метра, шириной 1,58- 1,75 метра, снаряженный зарядом взрывчатого вещества весом от 300 до 480 килограммов. Бензиновый мотор мощностью 95 лошадиных сил обеспечивал скорость до 33 узлов. При экономической скорости 15 узлов дальность плавания составляла 80-100 морских миль. Экипаж «Линзе» состоял из одного человека.
Катера применялись звеньями, состоявших из двух ударных телеуправляемых катеров и катера управления с экипажем из трех человек - водителя и двух операторов систем радиоуправления. Атаки производились только ночью.
Катера тихо подкрадывались к неприятелю со скоростью 8-12 узлов, используя специальные глушители, при этом ударные катера управлялись водителями. За несколько сот метров до цели по сигналу с катера управления водители взрывающихся катеров давали полный ход, включали дистанционное управление и выбрасывались за борт, после чего их подбирал катер управления. Ни разу не случалось такого, чтобы командир звена вернулся на базу, не подобрав людей со своих штурмовых катеров.
Атакующие катера направлялись на цель радиосигналами с катера управления и при ударе в судно противника или по радиокоманде оператора происходил подрыв вспомогательного заряда и катер начинал тонуть. Затем с задержкой 2-7 секунд взрывался основной заряд, когда он уже находился под днищем цели, что наносило наибольший ущерб кораблю неприятеля.
Катера «Линзе» находились на вооружении соединения Lehrkommando 200, состоявшего из флотилий K-Flottille 211—221. В наиболее крупных масштабах взрывающиеся катера с радиоуправлением применялись для противодействия десантной операции в Нормандии. Ценой серьезных потерь им удалось потопить несколько кораблей и судов.
В декабре 1944 года немцы попытались применить «Линзе» и на Восточном фронте. Для уничтожения мостов через Вислу в этот район было переброшено несколько катеров, но операция была отменена из-за начавшегося ледостава.
Немецкие конструкторы вели работы над катерами-роботами еще более совершенных конструкций. Так, в 1945 году был разработан катер-торпеда «Торнадо». Этот катамаран оснащался реактивным пульсирующим двигателем, аналогичным используемому на самолете-снаряде ФАУ-1, его скорость должна была составить 65 узлов.
Телеуправляемые катера применяли и союзники, хотя и в намного меньших количествах. Американские подрывные катера проекта «Стингрей»/»Апекс» пытались использовать в 1944 году для проделывания проходов в противодесантных заграждениях.
Проект «Стингрей» предполагал использование в качестве брандеров десантных катеров LCVP, груженных несколькими тоннами взрывчатки. Попытки их применения при высадке десантов на острова Тихого океана окончились полным фиаско из-за технических сбоев.
Их усовершенствованную версию (проект «Апекс») американцы применили в ходе десантной операции на юге Франции. На этот раз большинство катеров (контроль над остальными был потерян) успешно выполнили свою миссию.
Теперь метод использования катеров изменили - использовались два типа брандеров. Более легкие и быстроходные загружались 1 тонной взрывчатки, а более тяжелые и тихоходные несли 3,6 тонны. Предполагалось, что легкие катера атакуют первыми и благодаря высокой скорости и малой осадке создадут первые бреши в линии заграждений. А идущие за ними тяжелые брандеры мощными взрывами расширят их, образовав проходы для десантных катеров.
Свою вторую жизнь «Апексы» получили в 1946 году во время ядерных испытаний на атолле Бикини, где они использовались для взятия проб воды из лагуны.
Пытались американцы также превратить в роботы гусеничные транспортеры-амфибии типа LVT-2, широко использовавшиеся в десантных операциях. Загруженные взрывчаткой машины должны были уничтожать подводные и береговые припятствия, а также прибрежные укрепления на Тихоокеанском театре. В условиях плохой видимости для управления ими использовался радар. Серия испытаний беспилотных LVT-2 была проведена во Флориде в 1945 году, но после окончания войны дальнейшие работы были прекращены.
В конце 1960-х годов в ходе войны во Вьетнаме американцами на катерах-тральщиках устанавливалась аппаратура дистанционного управления для траления мин. Часть таких средств была приписана к 113 й дивизии минных тральщиков, базировавшейся в порту НхаБе в районе Южного Сайгона.
В послевоенные года, благодаря бурному развитию электроники и созданию новых конструкционных материалов, требованиям «холодной» войны и подводной нефте-и газодобычи, а также научных исследований глубин океанов и морей, появилась возможность и потребность в создании беспилотных подводных аппаратов. Первое автономное подводное судно было разработано Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета в 1957 году.
Стали применяться два их вида: телеуправляемые (ТНПА или ROV), управление которыми производится с поста управления сигналами, передаваемыми с помощью электрических, электроннооптических кабелей, или гидроакустических систем; автономные - действующие по предварительно заданной программе. Аппараты могут снабжаться телекамерами и акустической аппаратурой, способной выдавать изображение в режиме реального времени, различными датчиками и манипуляторами для выполнения подводных работ. В какой-то мере к подводным беспилотникам можно отнести также самонаводящиеся торпеды и самотраспортирующиеся морские мины.

Основные направления использования подводных беспилотных аппаратов:

1. Противоминная борьба
2. Поиск и подъем подводных объектов (затонувших кораблей, судов, предметов и т.п.), археологические работы
3. Подводная диверсионная, включая постановку подводных минных заграждений, и противодиверсионная деятельность
4. Строительство, обследование и ремонт морских нефте-и газодобывающих сооружений, подводных трубопроводов и кабелей
5. Обслуживание рыбных ферм
6. Научная деятельность в Мировом океане и других водных бассейнах.

В связи с развитием после Второй мировой войны минного оружия, в первую очередь донных неконтактных мин, потребовались и новые методы борьбы с ними (даже после окончания войны отсутствовали достаточно эффективные средства борьбы с такими минами военного периода). Одним из них стал телеуправляемый подводный аппарат, способный такие мины обнаруживать и даже уничтожать, не подвергая опасности человеческие жизни.
Первый отечественный СТПА (самоходный телеуправляемый подводный аппарат), шифр «Луч-3», был спроектирован и изготовлен в ЦНИИ-45 в 1963 г. Управление и питание СТПА осуществлялось по специальному кабелю. Однако, в дальнейшем эта тема развития не получила и по сей день отечественный флот похвастаться такого рода оборудованием не может.
Поистине легендарным противоминным СТПА стал французский PAP-104 и его дальнейшие модификации, который многие считают самым массовым и результативным «убийцей мин» современности.
PAP-104 был разработан на рубеже 60-70-х годов и поступил на вооружение тральщиков типа «Сирсе». Он применялся следующим образом: при обнаружении миноподобного подводного объекта гидроакустической станцией  миноискания тральщика для его дообследования и классификации отправляется РАР-104,. Если его оператор определял , что это мина , то сбрасывался заряд взрывчатки, подводный аппарат возвращался на тральщик, а заряд подрывался по гидроакустическому каналу. Имеется также манипулятор-резак для перерезания минрепов якорных мин. РАР-104 может действовать на удалении до 500 метров от носителя на глубине до 300 метров при волнении море до 3 баллов.
Свою эффективность эта система продемонстрировала в ходе войны в Персидском заливе 1991-1992 годов. Ираком было выставлено около 2000 мин, включая новейшие итальянские донные мины Manta. Действиям противоминных сил припятствовали большие скорости течений, крайне низкая видимость, заносы поставленных мин песком. На первом этапе боевых действий на минах подорвались вертолетоносец «Триполи» (флагманский корабль противоминных сил) и крейсер УРО «Принстон».
Для борьбы с минами была развернута группировка сил Коалиции в составе 23 тральщиков-искателей мин 7 стран, которой удалось уничтожить 1150 мин различных типов, включая донные. При этом хорошо зарекомендовал себя PAP-104.
Вероятно, наиболее известными аппаратами, применяемыми для поиска мин, является серия REMUS (Remote Environmental Monitoring UnitS - устройства для удаленного мониторинга окружающей среды) производства норвежской фирмы Kongsberg Maritime. Существует четыре варианта данных аппаратов, наиболее распространенным из которых является REMUS 100.
Данные аппараты активно применялись в ходе разминирования в водах Ирака в 2003 году. Вероятно, шесть REMUS 100 были переданы Великобританией Украине в 2022 году для борьбы с минами, поставленными в северо-западной части Черного моря ВСУ.
REMUS 100 получил свое название от максимальной рабочей глубины 100 метров. Его вес - 29-49 кг, скорость до 5 узлов, время работы до 22 часов при скорости 3 узла или 8 часов при 5 узлах.
Данный аппарат не является средством нападения и не оснащается подрывным зарядом. Основная задача REMUS 100 состоит в обследовании заданной акватории, включая обнаружение мин и передачу данных о них операторам. Для нейтрализации мин (закладки зарядов и уничтожения) используются водолазы.
Используются также более дешевые малогабаритные аппараты-уничтожители мин разового действия, одним из самых удачных из которых стал SeaFox C фирмы Atlas Elektronik (серийно производится с 1998 г.) весом всего лишь 43 кг. Аппарат снабжен телекамерой и кумулятивным зарядом и управляется с носителя на расстоянии до 1 км по электроннооптическому кабелю. При положительной идентификации миноподобного объекта SeaFox C подрывается вместе с миной по команде оператора. Существует также многоразовый вариант SeaFox COBRA с отделяемым боевым зарядом.
Нельзя сказать, что работы по созданию современного противоминного вооружения в СССР-России не велись. В начале 70- годов был создан комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-1. Он состоял из гидроакустической станции МГ-79 и СТИУМ-1 (самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин). КИУ-1 – комплекс первого поколения, по своим техническим характеристикам находился вполне на уровне иностранных аналогов.
До развала СССР в 1991 году удалось создать СТИУМ второго поколения «Кетмень», ставший составляющей частью комплекса КИУ-2. Были также начаты работы над СТИУМ 3-го поколения «Маршрут», которые должны были обеспечить СССР паритет в качестве инструментов минно-тральной борьбы. Однако разработку «Маршрута» не удалось завершить до 1991 года.
По каким-то причинам руководство ВМФ недооценивало современные средства поиска и уничтожения мин, и, несмотря на появление новейших КИУ, предпочитало использовать тралы. Таким образом, ВМФ СССР, несмотря на наличие телеуправляемых подводных аппаратов, так и не приобрел сколько-то богатого опыта борьбы с минной опасностью посредством КИУ.
И только в конце 90-х годов был выдан заказ государственному научно-производственному предприятию (ГНПП) «Регион» на создание нового комплекса, который должен был включать в себя:

1) Автоматизированная система противоминных действий (АСУ ПМД) «Диез»
2) ГАС миноискания с подкильной антенной «Ливадия»
3) ГАС миноискания на самоходном телеуправляемом подводном аппарате «Ливадия СТПА»
4) СТИУМ для уничтожения мин «Маёвка»
В результате этих работ в 2009 году флоту России был сдан первый и на то время  единственный современный противоминный корабль (ПМК) - морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе по проекту 02668 Центрального морского конструкторского бюро (ЦМБК) «Алмаз».
В 2002 году ЦМКБ «Алмаз» было возобновлено проектирование базового тральщика «Александрит» проекта 12700 (главный конструктор О.К. Коробков) в корпусе из стеклопластика, приостановленное в 1994 году. В 2018 году эти тральщики были переклассифицированы в морские.
В 2004 году по техническому заданию «Алмаза» предприятие «Регион» приступило к созданию интегрированной системы поиска и уничтожения мин (ИСПУМ) для противоминных кораблей проекта 12700 «Александрит-ИСПУМ». Главным конструктором по разработке ИСПУМ был назначен М.И. Аржанов. Согласно данным разработчика, ГНПП «Регион» (входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»), новая интегрированная система поиска и уничтожения мин предназначена для борьбы с морскими минами на глубинах до 300 м.
Тральщики-искатели мин проекта 12700 планировалось оснастить противоминным комплексом «Александрит-ИСПУМ» и тралами отечественного производства. Однако, в Министерстве обороны решили, не ожидая окончания разработки российского комплекса, приобрести во Франции весь спектр требуемой аппаратуры. Для каждого тральщика требовалось:

1) Два автономных противоминных подводных аппарата типа Alister 9 с рабочей глубиной до 100 метров;
2) Два телеуправляемых необитаемых подводных аппарата типа K-Ster Inspector с рабочей глубиной до 300 метров;
3) Десять одноразовых телеуправляемых подводных аппаратов-уничтожителей мин типа K-Ster Mine Killer.
4) Комплекс противоминной обороны «Диаманд» фирмы ECA, который включает безэкипажный катер Inspector Mk.2, оснащенный буксируемой гидроакустической станцией бокового обзора TOWCA и носовой опускаемой станцией ISSS, а также подводные противоминные аппараты Seascan Mk.2 и соответствующие информационные системы.
Однако, к моменту введения антироссийских санкций удалось получить только три комплекса «Диаманд» (на них санкции не распространялись), которые оказались практически малопригодными, так как габариты (длина 9,5 м) не позволяли разместить катера на палубе тральщиков, а только буксировать. Вдобавок ко всему, «Инспекторы» имеют крайне низкую мореходность и сомнительную эффективность противоминного оборудования. Поэтому от дальнейших их поставок, как и от предложения ECA Group наладить производство в России отказались.
Взамен французских на вооружение тральщиков начали поступать отечественные комплексы «Александрит-ИСПУМ» разработки ГНПП «Регион». Впервые комплекс был представлен на 9-м Международном военно-морском салоне (МВМС-2019), проходившем в Санкт-Петербурге.
Комплекс предназначен для обнаружения с помощью гидроакустической и телевизионной систем и уничтожения подрывными зарядами мин или их обозначения буями на глубинах от 10 до 300 метров при волнении моря до 3 баллов. Самоходный аппарат при заглублении 300 метров может действовать на расстоянии до 500 м от носителя, его скорость составляет 3-6 м/с.
Для замены катеров Inspector Mk.2 Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» создало безэкипажный катер «Сканда» на базе полужесткой лодки БЛ-680 разработки и производства компании «Мнев и К». На борту тральщиков размещаются два таких катера. В противоминном варианте беспилотник транспортирует 60-килограммовый аппарат-уничтожитель мин. Первый такой катер разместили на борту «Ивана Антонова» в мае 2018 года.
Неоценимую роль играют подводные дроны при поиске и обследовании затонувших судов, осмотре гидротехнических сооружений и подводной части судов, буровых платформ и т.п., гидрографических работах, включая картографирование морского дна, изучении подводных живых организмов.
17 января 1966 года под Паломаресом (Испания) потерпел катастрофу американский стратегический бомбардировщик B-52G. В результате были потеряны четыре термоядерные бомбы. Три из них были найдены на суше, а четвертая упала в море и была обнаружена лишь после двухмесячных поисков.
В поисках приняли участие 34 корабля и более трех тысяч человек, включая водолазов. Поиски на больших глубинах выполнялись подводными пилотируемыми аппаратами «Алвин» и «Алюминаут» и дистанционно управляемым необитаемым аппаратом CURV.
Бомба была обнаружена на глубине почти 800 метров на 70-градусном склоне. После нескольких неудачных попыток, через 81 день после катастрофы с помощью аппарата CURV бомба была поднята на палубу спасательного судна.
Американский исследователь Роберт Баллард использовал телеуправляемые аппараты для увенчавшихся успехом поисков затонувших в 1960-е годы американских атомных подводных лодок «Скорпион» и «Трешер», пассажирского лайнера «Титаник», германского линкора «Бисмарк» и многих других кораблей и судов.
В 2020 году после 20 лет поисков у берегов Крыма на глубине 1500 метров был обнаружен погибший во время Великой Отечественной войны теплоход «Армения». Для его обследования применили телеуправляемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ». Аппарат типа “Scorpio” использовался для обследования затонувшей 12 августа 2000 года подводной лодки «Курск».
Телеуправляемые необитаемые подводные аппараты на «гражданке» стали особенно востребованными начиная с 1980-х годов, когда значительная часть новых морских районов добычи нефти и газа с прокладкой сопутствующих трубопроводов сместилась в районы с большими глубинами, что превышало возможности водолазов, или осложняло их работу. ROV осуществляли разведку дна, бурение, прокладку трубопроводов, для чего применялись аппараты на гусеничном ходу, осмотр трубопровода и подводного оборудования на наличие поломок, выполнение операций с вентилями и задвижками.
Велись работы над созданием необитаемых подводных аппаратов в СССР и России. В 1968-1972 годах Институтом океанологии Академии наук СССР были созданы ТНПА «Манта» и «Краб». В 1973-1976 годах появился первый советский автономный подводный аппарат (АНПА) «Скат-гео».
В те же годы на вооружение ВМФ СССР принял телеуправляемый комплекс А-1–40 с глубиной погружения до 1500м, а в 1976–1980 годах его дополнили автономные Л-1 (глубина погружения 2000м) и Л-2 (глубина погружения 6000м). С помощью этих аппаратов проводились поиск и обследование затонувших атомных подводных лодок «К-8», «К-219» и «Комсомолец».
В дальнейшем в СССР и России самостоятельно или в сотрудничестве с иностранными компаниями спроектировали и построили несколько типов необитаемых телеуправляемых и автономных подводных аппаратов. Однако, они производились в ограниченных количествах.
Один из таких АНПА - «Клавесин-1Р» - в 2007 году использовался на Северном Ледовитом океане для сбора доказательств принадлежности арктического шельфа Российской Федерации. Сейчас этот подводный аппарат находится на вооружении МО РФ. «Клавесин-1Р» имеет длину 5,8 метра и вес 2,5 тонны, может погружаться на глубину 6 000 метров, имеет дальность плавания 300 км и скорость 2,9 узла. Движение осуществляется от аккумуляторных батарей. Позднее была создана более мощная версия - «Клавесин-2Р-ПМ». Его длина 6,5 метров, масса – около 3,7 тонны. «Клавесин-2Р-ПМ» также поступил на вооружение российского ВМФ. Основная задача «Клавесинов» – обследование акватории с помощью мощного гидролокатора бокового обзора. В разных режимах «Клавесин» может обследовать полосу шириной от 200 до 800 метров. Эти АНПА работают как в интересах Министерства обороны, так и гражданских ведомств.
Созданная в 2000 году в Волгограде Лаборатория подводной робототехники «The Whale» («Кит») разработала и производит ТНПА «Моби Дик», способный погружаться на 12 км.
8 мая 2020 года произошло знаменательное событие - АНПА «Витязь-Д», спущенный с борта буксира-спасателя Тихоокеанского флота «Фотия Крылова», достиг дна Марианской впадины – 10 028 метров, прошел целых три километра вдоль него, провел картографирование поверхности, фото и видеосъемку морского дна, получил различные данные о морской среде и установил вымпел в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. «Витязь-Д» стал первым в мире полностью автономным аппаратом достигшем дна впадины.
В комплекс помимо АНПА «Витязь-Д» входит также донная станция связи и навигации, аппаратура пункта управления. Опущенная предварительно на дно впадины соединенная кабелем с судном-носителем донная станция служит ориентиром для аппарата, через нее осуществляется гидроакустическая связь с АНПА, посредством которой передаются необходимые команды управления, а обратно - телеметрическая информация и даже видеоизображение.
«Витязь-Д» имеет нулевую плавучесть. Его корпус изготовлен из титановых сплавов и сферопластика повышенной прочности. Масса аппарата составляет 5650 кг, длина - 5,5 м, ширина - 1,3 м, высота - 1,471 м. Для перемещения служат 4 маршевых и 10 подруливающих электродвигателей. Радиус действия АНПА достигает 150 км, автономность - около 1 суток.
Разработчиком «Витязя-Д» является АО «Центральное конструкторское бюро морской техники Рубин» в сотрудничестве с Научно-исследовательским институтом гидросвязи «Штиль», Центральным научно-исследовательским институтом робототехники и технической кибернетики, Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук и другими организациями. Главный конструктор - Дмитрий Семенов.
Большой ажиотаж в мире, в первую очередь в странах Запада, вызвала информация о создании в России подводного беспилотника Судного дня - «Посейдона» (по терминологии НАТО - “Canyon”). Впервые официально о разработке подводного дрона сообщил президент РФ Владимир Путин в 2018 году. В результате голосования «Выбор народа» аппарат получил название «Посейдон». Ранее он именовался «Статус-6». По ряду сведений, в настоящее время ведутся испытания данного беспилотника.
Информация об этом беспилотнике крайне скудна в отечественных источниках, а в иностранных полна домыслов, дезинформации и «ужастиков». Попытаюсь обобщить доступную информацию.
«Посейдон» представляет из себя своего рода межконтинентальную мегаторпеду с атомной силовой установкой и мощной термоядерной боеголовкой. Разработчики системы - «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» и Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» имени академика Николая Исанина.
Судя по опубликованным фото- и видеоматериалам «Посейдон» имеет следующие размерения: диаметр корпуса — 1,8 м, длина — 20 м, масса — около 100 т. Аппарат оснащен водометным движителем, кормовыми вертикальными и горизонтальными рулями. Предполагаемая максимальная скорость составляет 100 узлов, дальность плавания - 10 000 миль, мощность на гребном валу около 10 мВт, глубина погружения до 1000 метров. Мощность термоядерной боеголовки может достигать, по разным оценкам, от двух до десятков мегатонн в тротиловом эквиваленте. Для навигации «Посейдона» может быть использована заложенная в память его «мозга» карта рельефа морского дна.
Носителями «Посейдонов» (а также «Клавесинов» и других подводных аппаратов) будут атомные подводные лодки проекта 09852 «Белгород» (вступила в строй в 2022 году) и 09851 «Хабаровск» (в постройке). Каждая такая лодка может принять на борт до шести подводных беспилотников. Кроме того, носителями «Посейдонов» могут быть также надводные корабли.
«Посейдоны» будут предназначены для нанесения ударов по авианосным соединениям, а также береговым объектам противника. Главное назначение аппарата - уничтожение военно-морских баз и крупных промышленных объектов противника в прибрежной зоне. В результате взрыва его ядерного заряда мощностью 2 мегатонны возникнет цунами, при котором высота волн (по оценке ученых США) может достигать от 20 до 50 метров, что уничтожит все прибрежные объекты, а в районах с равнинной местностью волны могут проникнуть на глубину до 50 километров. Кроме того, местность повергнется радиоактивному заражению. На «Посейдоне» вместо ядерной боевой части может быть установлено разведывательное оборудование и/или оборудование для имитации характеристик подводных лодок.
Вероятно, одной из самых закрытых разработок ОПК является проект первой в стране подводной лодки-робота «Цефалопод». В 2014 году между МО РФ и ЦКБ МТ «Рубин» был заключен контракт на «Исследования по созданию робототехнических комплексов с автономными необитаемыми подводными аппаратами повышенной автономности» с шифром «Цефалопод». В свою очередь, в 2014-15 годах «Рубин» заключил несколько договоров с субподрядчиками на проведение составных частей научно-исследовательской работы. Это были: Пермский завод «Машиностроитель», Концерн «Моринс «Агат», НИИ мортеплотехники , Концерн «МПО-Гидроприбор» , ОКБ «Новатор». Этот список в некоторой мере помогает оценить направление проекта.
Толком не известны ни состав вооружения, ни тип силовой установки «Цефалопода». В различных публикациях в СМИ выдвигаются предположения, что этот аппарат может быть оснащен ядерной силовой установкой или литий-ионными аккумуляторами и вооружаться либо 324-мм противолодочными торпедами, либо противокорабельными крылатыми ракетами.
Аналогичную сверхмалую субмарину-робот “Orca” по заказу ВМС США разрабатывает фирма Боинг на базе гражданского аппарата “Echo Voyager”. Работы над АНПА планировалось завершить к июню 2022 года. Всего предполагается построить четыре единицы.
“Orca” представляет из себя дизель-электрическую подводную лодку водоизмещением 50 т с дальностью плавания до 6500 миль. Она сможет уничтожать морские мины, подлодки, надводные корабли, вести радиоэлектронную борьбу. Вооружение будет состоять из торпед Mk46 и Mk48. Подобные АНПА разрабатываются и в других странах.
В декабре 2016 года ЦКБ МТ «Рубин» впервые сообщил о разработке в инициативном порядке АНПА «Суррогат». Длина изделия составляет около 17 м, водоизмещение - от 40 до 60 т, максимальная скорость - до 24 узлов, экономическая - 5 узлов, что обеспечивает дальность плавания 600 миль  продолжительностью 15-16 часов. Глубина погружения - 600 м. Силовая установка - электрическая с литий-ионными аккумуляторными батареями.
«Суррогат» может имитировать физические поля атомных и дизель-электрических подводных лодок различных типов, что может обеспечивать тренировку своих противолодочных сил и введение в заблуждение сил противника. При установке соответствующего целевого оборудования этот АНПА может вести разведку и картографирование морского дна.
В последние десятилетия семейство подводных роботов пополнилось аппаратами, работающими на других физических принципах - подводных глайдерах (планерах). Они представляют собой АНПА, которые не имеет движителя и перемещается в воде за счет изменения плавучести. Перемещаясь со скоростью 0,2-2 узла на глубинах от 0 до 1000 метров, аппарат может непрерывно находиться в воде в течение нескольких месяцев.. Принцип движения подводных планеров в 1989 г. впервые предложил океанограф Генри Стоммел (Henry Stommel).
Примером такого глайдера является «Морская тень». Его разработка осуществлялась силами нескольких организаций. Основные разработчики – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) и научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос». Проект реализуется при поддержке и под контролем Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники министерства обороны.
Длина глайдера – 3 м, диаметр корпуса – 310 мм, масса – 150 кг, он способен брать на борт до 15 кг полезной нагрузки. Аппарат имеет форму торпеды с управляемыми горизонтальными и вертикальными плоскостями. Источником энергии служит литий-ионный аккумулятор емкостью 70 А•ч. Время автономной работы может достигать 8 месяцев.
Движение «Морской тени» осуществляется следующим образом: последовательно принимая в балластные емкости воду и удаляя ее, а также используя управляемые плоскости, глайдер осуществляет плавание в вертикальной плоскости по синусоиде.
Наряду с подводными, в последние десятилетия все шире применяются надводные беспилотные аппараты (USV - Unmanned Surface Vehicles), а также автономные суда. Наибольшее применение USV получили для борьбы с морскими минами. Их применяют в качестве прорывателей минных заграждений, тральщиков, катеров управления противоминными подводными аппаратами, таким образом устраняя риск для экипажей минно-тральных кораблей.
Работы над надводными беспилотными противоминными аппаратами велись и в СССР. В 1966-1980 годах на Петрозаводском заводе «Авангард» было построено 10 тральщиков-шнуроукладчиков (ТЩШУ) проекта 1253 «Алмаз» с радиоуправлением. Назначением ТЩШУ являлось срочное пробитие фарватеров в заграждениях с донными магнитными минами с помощью шнуровых зарядов. Так как при укладке ШЗ «Алмазам» приходилось идти по минному полю с риском собственного подрыва, то требовалось их безэкипажное использование. Для этого в 1971 – 1972 гг. по проекту 1253В на заводе «Авангард» было построено два корабля-водителя ТЩШУ. На кораблях устанавливалась разработанная ЦНИИ-49 аппаратура «Кожимит», обеспечивающая телеуправление двумя тральщиками-шнуроукладчиками.
В 1979-1986 годах Средне-Невский судостроительный завод построил 5 речных-рейдовых прорывателей минных заграждений - самоходных телеуправляемых магнитоакустических тралов пр. 1300 «Челнок», а в 1990 году к ним присоединились 2 корабля-водителя проекта 12255 «Лазурит». Для телеуправления кораблями использовались система «Кожимит» и аппаратура удержания строя «Строй-М». Данный противоминный комплекс мог перевозиться к месту применения железнодорожным, автомобильным и водным транспортом.
Примером современных тенденций совместного применения надводных, подводных и воздушных беспилотников для борьбы с морскими минами является бельгийско-голландская программа “City”, реализация которой стартовала в 2021-2022 годах.
Согласно программе будут созданы противоминные комплексы в составе кораблей-маток водоизмещением 2800 т, каждый из которых предназначен для транспортировки в район предполагаемых минных заграждений дистанционно управляемых катеров ”Inspector 125”, оснащенных дистанционно управляемыми и автономными необитаемыми подводными аппаратами для поиска и идентификации мин и одноразовыми ТНПА “K-STER C” для их уничтожения. Для разведки и ретрансляции радиосигналов управления морскими дронами будут использоваться БПЛА вертолетного типа “Skeldar V-200”. Для борьбы с якорными минами катера могут оснащаться легкими механическими тралами.
Программа предполагает строительство для ВМС Нидерландов и Бельгии в в 2021-2030 годах двенадцати противоминных кораблей-маток с необходимыми беспилотниками.
Надводные беспилотники используются также в качестве патрульных катеров, для поиска подводных лодок и ударов по портам или военно-морским базам (дроны-камикадзе).
Например, израильская компания Rafael Advanced Defence Systems производит дистанционно управляемые патрульные катера “Protector”. Катер развивает скорость до 40 узлов и может нести более тонны груза. Его стандартное вооружение состоит из дистанционно управляемого боевого модуля с 7,62-мм пулеметом. Кроме того, может устанавливаться стабилизированный боевой модуль с четырьмя ракетами Spike, оснащенными кумулятивными, осколочными и комбинированными боеголовками.
В сентябре 2022 года у берегов Севастополя был найден беспилотник (некоторые СМИ писали о двух), похожий на небольшую закрытую шлюпку. А ночь на 29 октября 2022 года украинские надводные беспилотники пытались атаковать корабли Черноморского флота и гражданские суда в бухте Севастополя. Несмотря на то, что единственным успехом этой атаки было повреждение боновых заграждений, украинская и западная пропаганда подняли громкий шум по поводу очередной «перемоги» ВСУ. Хотя украинские власти официально не признали свою причастность к этой атаке, средства массовой информации утверждают, что применялись дроны «Мыкола-3» украинского производства.
«Мыкола-3» представляет собой катер длиной 5,5 м, максимальной скоростью 45 узлов с автономностью до 60 часов. Боевой заряд может достигать 200 кг. Катер в основном комплектуется коммерческим оборудованием, используемым в гидроциклах. Это австрийский бензиновый двигатель Rotax мощностью до 300 л. с., водометный движитель и электроника китайской фирмы Fujian Jinhua (с 2018 года в санкционном списке США). Пишут о наличии на борту катера спутникового терминала Starlink, обеспечивающего связь с дроном на расстоянии до 400 км.
СМИ утверждают, что «Мыкола-3» создан на базе американского дрона UUV MANTAS T-12, поставлявшихся на Украину с апреля 2022 года.
Примером крупного противолодочного дрона дальнего радиуса действия является американский тримаран “Sea Hunter”, вступивший в строй в 2016 году. Он входит в состав ряда экспериментальных USV ВМС США. Стоимость дрона оценивали в 23 миллиона долларов.
Его полное водоизмещение составляет 145 т, длина - 40 м. Двухвальная дизельная установка обеспечивает скорость до 27 узлов. Запас дизельного топлива - 53 м;, дальность плавания - до 10 000 миль. Первоначально корабль разрабатывался как невооруженный USV для поиска подводных лодок, мин и наблюдения за морской акваторией, но в 2018 году “Sea Hunter” предполагалось вооружить противолодочными торпедами. Использование таких дронов даст флоту огромную экономию: суточные эксплуатационные затраты составили бы 15 000-20 000 долларов, тогда как для эсминца - около 800 000.
В СМИ появилась информация о том, что ВМС США к 2023 году планируют разместить до 100 морских беспилотников в регионе Ближнего востока от Красного моря до Персидского залива, а ведь в этом регионе проходят важнейшие торговые маршруты между Азией и Европой.
Не забывали о надводных беспилотниках и на «гражданке». В феврале 2020 года в истории мирового судоходства произошло эпохальное событие - норвежский пассажирско-автомобильный паром “Bast; Fosen VI” совершил рейс через Осло-фьорд в полностью автоматическом режиме, включая отход от причала и швартовку в порту назначения. При опытной работе в автоматическом режиме паром следовал расписанию с точностью до двух секунд.
В апреле-июне 2022 года полностью автономный тримаран “Mayflower” пересек Атлантику, преодолев 3500 миль. Это судно стоимостью 1,3 млн долларов, корпус которого изготовлен из алюминия и углепластика, спроектировано компаниями IBM и ProMare при участии ряда других фирм и построено на польской верфи. Его длина составляет 15 м, ширина - 6,2 м, водоизмещение - 5 т, вес полезной нагрузки до 0,7 т. Гребной электродвигатель с питанием от солнечных батарей позволяет достигать скорости 10 узлов. Для аварийных случаев был установлен генератор с приводом от ДВС. Дрон управлялся бортовой системой искусственного интеллекта, созданной IBM. “Mayflower” был также оснащен оборудованием для сбора океанографических данных.
В феврале-марте 2022 года японский контейнеровоз “Suzaku “ дедвейтом 1 800 тонн совершил четырехсуточный рейс в полностью автономном режиме протяженностью 426 морских миль, контроль за ним осуществлялся с берегового поста управления. В ходе эксперимента специально отрабатывались приемы маневрирования как на основном маршруте, так и при выходе из порта, а также при швартовке к причалу в пункте назначения.
На Международном форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра» генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт сообщил, что в 2022 году предприятие будет использовать в тестовом режиме надводные автономные необитаемые аппараты для исследований акватории Севморпути.
5 декабря 2020 года правительство РФ приняло постановление №2031 «О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОНОМНЫХ СУДОВ ПОД ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФЛАГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
В нем, в частности, указывалось:

«1. Провести в период с 10 декабря 2020 г. до 31 декабря 2025 г. эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных капитанами морских портов, расположенных в Краснодарском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Астраханской области, Калининградской области, Ленинградской области, Магаданской области, Мурманской области, Ростовской области, Сахалинской области, г. Санкт-Петербурге.»
В «Постановлении» давалось и определение автономного судна:
«автономное судно» - самоходное судно, используемое в целях торгового мореплавания, процессы управления которым частично или полностью могут осуществляться в автоматическом и дистанционном режиме без участия членов экипажа судна на борту.

В последние годы как на национальном, так и международном уровне ведутся работы над правовыми основами эксплуатации автономных судов. Так, 19 января 2021 года Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ опубликовало Рекомендации по применению Международных правил предотвращения столкновения судов 1972 года (МППСС-72) автономными судами. Основным вопросом 105-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (IMO), прошедшей с 20 по 29 апреля 2022 года, стала разработка международно-правовых рамок для эксплуатации морских автономных надводных судов (МАНС).


Рецензии