Речения Василия Ширяева

Василий как-то предлагал поменять шрифт журнала Урал на греческие буквы.  Но суть тут в том, что греческий алфавит и русская кириллица практически одно и то же. Особенно это видно на заглавных буквах. Василий, кстати, от слова «базилевс», что на греческом значит «царь»  (и одновременно «патриарх», поэтому «базилика»). В русской азбуке есть добавки: Ш, Ж, Щ. Но в европейских языках везде почти латиница, но везде добавки. В каком-то смысле тут весь Ширяев. Открывает нечто, но всё в шутку.
Поначалу читая критику Ширяева, я был уверен, что никакого Василия Ширяева нет, а это Курицын изгаляется. Когда прочитал, что «Ширяев» живет в поселке Вулканный, где расположены военно-космические силы, я увидел Йоду из звездных войн и, засмеявшись, точно уверовал, что это Курицын.
Но Ширяев, оказалось, что есть. Эдаким лохнесским Йети он появился вдруг в ЕКБ.
Ширяев «типа» критик. Но как бы и не критик, а используя жанр орудает художественно. Под видом критики худлит. Хитрая хитрость.
Ещё Ширяев погружается в язык. Поверхностно если, то это филология, лингвистика. Но к лингвистике у него тоже подход художественный.  Полиглот, эрудит, но всё же поэт. Поэтическое же возникает так. Не только чтобы у Ширяева, а вообще. Нужно что-то вырвать из контекста, поломать предикативность (подлежащее-сказуемое), и в остатке остается проза-поэзия. Нарицательное, банальное превращается в имманентное (слово можно поменять) и становится лироэпическое полотно. Другой прием в том, чтобы информацию сделать неточной, приблизительной, сфуматической. 
Так что всё довольно просто. Но Ширяев особенно почитает конспект и список.  «Словарь» - для него просто троп. Очень здорово.  Иногда он и сам в алфавитном порядке излагает свои однострочья.
Так что вот он «список-конспект» речений Василия. Попытался вытащить их из контекста, чтобы ещё больше заиграло.  Что получилось то получилось.
Но вот ещё особенность. Василия рекомендуют как «уникум».
Но тут попались в руки мне идеи с гороскопом. У Ширяева так выглядит. Ничего особенного. По 144-летке Дракон, по 12-летке Крыса, по году – Лошадь, по месяцу  - Петух. Но если взглянуть на место бытия Васи (что многие замечают), он обитает далече. На Камчатке, которая вон она инде - … аж на камчатке.  90 % россиян  обитают в меридианальной полосе 5 (много рефлексии, змеинной мудрости). Но есть ещё четыре зоны с первой по четвертую. А самый восток Чукотки даже 12 зона. Зона номер 1-  торможение, упорство, самый первичный традиционализм (даже без традиции), язык.  Ни рефлексии, ни рационализма этой зоне не свойственны, только первичные  программы.  Что вижу, о том пою, то и фиксируем без разъяснялок... Традиционализм, причем эмбриональный без традиции.  Сначала важное и важнейшее, концепции там всякие – потом, после, тем более, что хорошая мысля приходит опосля. Поэтому Василий и говорит, что худлит – это просто уровень языка. Первая начальная зона (где Камчатка)  – зона языка, упорства, властности. Поначалу было слово, если помнится. 
Итак, речения Василия Ширяева, просеянные нами, поскольку фигурантов его критики мы как-то так почти и не знаем. Так что, Василий, не обессудь. Тут-здесь как бы конспект-список твоих «Колодцев». Как-то раньше такая  выжимка назвалась «заархивировать»,  то  есть, ужать. Это немного лучше, чем жечь книги, чем их не писать. Заархивировал  и всё - уже не так тесно.  А заодно и попонятней стало. Итак, под звездочкой цитаты-речения, те,  в которых на наш взгляд  «дер хунд беграбен» (зарыта собака).
*
Я раньше книги жег в печке, а теперь файлы с компьютера удаляю. Конечно, книги жечь эстетичнее,  «тепло горящих страниц».
*
Сложно сосредоточиться на книге. Если не собираешься писать на неё критику.
*
Всё надо понимать неправильно. И всем в салоны: говорить, говорить, говорить.
*
Вчерашние книги без именных и предметных указателей скоро будут темны.
*
Правильный читатель должен уметь сам составить к чтомому предметный указатель - а нужно было бы и указатель идей.
*
Нужно уметь конспекты, а не какие-то сраные блоги. Гаспаров пишет, что школьных конспектов по истории Европы ему хватило на всю жизнь.
*
Только вот почему у него там «Мир как воля и представление» Шпенглер написал?
*
Те, кто говорит, что рэп – тоже поэзия,  смски – тоже проза. Что сериалы – это новый роман,  и прочую чуждь, - работают по схеме: «плохо – это и есть хорошо». Таких сразу бейте ногами – они пришли отнять у вас последнее.
*
Метамодерн как любая идеология – стремление делать из нужды добродетель. Идеология дигитальной дебильности. Почему автор умер? Потому что дигитальные дети не могут его имени запомнить.
*
Мемы создадут необходимую кашу в головах, и никто не усомнится, что творог добывают из вареников.
*
Постмодернисты – кочевники, метамодернисты – шатуны. Только шатаются они не «меж двор», а просто шатаются – как пьяные.
*
Когда в руки при чтении берешь карандаш, внимание обостряется.
*
Реклама и пропаганда хотят, чтоб мы ходили как собаки Павлова.
*
Берегите анархия, мать вашу.
*
В 1990-е мноие переоценивали свою рекламную резистентность. Разум их переоценил свою разумность.
*
Го Гумилев этап пройденный. Сейчас главный исторический писатель и нет ему конца – это Рональд Руаль Толкин.
*
Нам задали прочесть Дракулу. Что он написал?
*
Венгерский  язык похож на кубик Рубика. Там даже аффиксы разбираются на составные. Все слова развинчиваются до мельчайших габаритов.
*
Париж – стим0панк-соцсеть, только лучше. «Tout Paris – это 20 салонов», прообразующих Youtube-каналы и «100 избранников, навязывающих свое мнение Франции»…За Рейном начинаетсяСибирь…
*
Роялистя- романтики, либералы – классики.
*
Надо было Марксу написать вместо «Капитала» комментарий к Бальзаку.
*
Знал ли Высоцкий, что … исламская революция, как и популярность Высоцкого – производная от вызрыва распространенных аудиокассет?
*
Ктати, я свято верю, что оба Лжедмитрия были настоящие.
*
Зачем О. Шепелев пошео в брахманы?  Он осознал, что войну выигрывают те страны, где больше часов отдано под литературу.
*
Шепелев, как и многие, питал иллюзию, что паутина (интернет) нам поможет и создаст пространство для свободы. Нихера она нам не помогла. Принесла под видом свободы новое рабство.
*
Содержание надо постигать интуитивно как буддизм.
*
Брахманы ненавидят кшатриев, и агитируют вайшь и удр против кшатриев, потому что кшатрии захватили страну.
*
Редки истории о кшатриях, которые «сменили масть» красиво. Это МДжина Махавира… Это Будда. Это Лев Толстой.
*
Литбрахман может принять кшатрия только в водевильном виде «сколько же я резал, сколько перерезал», либо в мелодраматически-антивоенном №нахера война».
*
Навскидку помню 8 аористов: чу – от «чуять»(то есть «слышать»), бы – от «быть», еп – от «еб.ть», де – от «деть», мол – от «молвить», еже писах, писах» - из Понтия Пилата, «с бессмысленными скоты пасохся окаянный» - из «Университетов» Горького, «и любезно её лобызаше» из «Братьев Карамазовых» про отрубленную голову, правда это походу имперфект.
*
Аориситос – гр. «безначальный», одно из имен Бога.
*
Великая литератору не может существовать без аориста. Следовательно, если в великой литературе нет аориста, то эта великая литература вовсе не великая.
*
Парадокс. Люди малописьменные до сих пор верят, что язык «иже не подвижется», но именно благодаря несознательному болтанию малописьменных людей движется язык. Письменные же люди , напротив, в курсе, что язык постоянно движется(мутирует), но никто из пишущих не принимает это к употреблению , напротив: пишут, как если бы нормы даны навсегда.
*
«Начальник Чукотки» видал?.. Ничего нет,нет ничего, Чюкотки нет, начальник нет. Белый человек нет. Ленин-портрет нет…
*
Тундровые литературоведы долго пили чай и спорили, является ли повесть «Мэбэт2 сюдбабц (эпос) или дюрюмэ (неэпос). Или это новый жанр сюдбабц-дюрюмэ (эпос-неэпос)7 Или сюдбабц пополам с хюнсэре-дюрюмэ (историческая повесть)?.. Или это сюдбабц в форме дюрюмэ или д.р.мэ в форме сюдбабц?...
*
213 году, генваря в 3 день, явился в Свердловском в приказной избе камчатский критик Васькоъ Шароъ и сказал…
*
Вспомнил анекдот про сына брюсовской кухарки, который приехал погостить на Москву и, осмотрев квартиру, сказал: «А господа живут небогато. Всего-то скота – собака да кошка».
*
Петропавловск по климату похож на Ленинград, а по устройству на Москву, если затопить Внутримкадье. Город размазан по краям бухты…
*
Интеллигенция на Камчатке спортивная – горные лыжи, лыжи, горные велосипеды, минифутбол.
*
Люди интересуются в основном погодой, про погоду шутят: «Когда лето? – Было в прошлую среду».
*
Рефлексия камчадалам не свойственна.
*
Каменная береза тяжелее воды и страшно крепкая – топор её не берёт. История берёзы- история камчатки в миниатюре.
*
Быстрый интернет пришёл на Камчатку в 2015 году, и медведей стало много.
*
Кто еси? – Есмь словесный письменный мужик, черный человек, сущий критекъ имярек. Бывый думный человек больших бояр Безъименных.
*
И ради их неистового и прелюбословного смутного ****омудрия все людишки словесные вконец обезумели и пошли врозь.
*
Я посмотрел « Как я провел этим летом». Вы думаете, реализм – если снято длинными планами? Нет, ребята, вы назвали горбушу гольцом.
*
Я к любому тексту отношусь как к священному. Меня не трогает реальная критика в духе» погоны не того оттенка». Текст первичен, реальность вторична.
*
От Василия Быкова и Быкова внутренние шатания, рекомые экзистенциализм. От экзистенциализма же «бяларускае» и рязанское «яканье».
*
Всемирная литература началась в 1814 г. в городе Беч, когда Вук Караджич создал 6 новых слов (по-сербски «букв»), глаголизировав кириллицу. «Пиши као што говориш, а читаj као што jе написано».
*
Риторические заходы Манцова – переложение чапаевского «все, что вы здесь наговорили – наплевать и забыть». Манцов как Чапаев всегда впереди.
*
Спас  литературу Виктор Степанович Черномырдин. Он стал излагать без связи и падежей. Таким образом он пошёл: 1) по пути Вука Караджича: 2) гораздо дальше «Вука» Минайчева; 3) в соответствие с ц/у тайного советника фон Гёте графу Уварову «пользуйтесь незнанием грамматики – я сам постоянно мечтаю её забыть».
*
Черномырдин – мастер солецизма, анакулофа, тавтологии, эллипса, гипербатона и ещё многих тропов и фигур, которые только предстоит изучить. «На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом стараюсь не пользоваться». Виктор Степанович – ктобой языка.
*
Черномырдин – оратор-даос. Он героически боролся с фигурой умолчания. Знающий не говорит, говорящий не знает. Черномырдин знал и говорил. «Надо же думать, что понимать. Если  бы я всё назвал, чем я пасполагаю, да вы бы рыдали здесчь!»
*
Черномырдин – фигура трагическая в единоборстве с нормами языка. «Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто».
*
Виктор Степанович – профессиональный экзистенциалист: «Были, есть и будем. Только этим и занимаемся сейчас». Черномырдин гениально формулировал идеи Сартра: «От этих тошнит от всех. И Вас тоже, наверное. Я же вижу по глазам. Вас же тошнит!» Канта: «Мы всегда можем уметь».
*
Черномырдин – гениальный футуролог: «Многое может сбыться. Сбудется, если не будем ничего предпринимать».
*
Черномырдин – Гаргантюа помноженный на Кафку. Писатели новой России на его фоне долго будут сосать дверную ручку.
*
Писать законы надо так, чтобы их никто не понял.
*
Мошеничество на доверии – это и есть словесность, сказ сказывается. Риторитка цветет.
*
Настоящий писатель должен бояться, что его прочтут.
*
ЧитаетсЯ хорошо, когдачто_нибудь переводишь, голова перегревается, и после этого никакая современная литература не страшна.
*
(Генеалогия толстгожурнальной статьи)
Никакой литературы нет, потому что я её не читал.
Некоторые книжки я осилил – они действительно существуют.
Важно ли авторство? – «нет, и более того». Все люди одинаковы.
Боги – разные. И их больше , чем людей.
*
(Как делать критику)
Перовая часть – о чем. Зануды полагают, что статья должна писаться о книгах.
Берешь и собираешь их книги всё, что понравилось. Набегает полстраницы. Потом собираешь всё, что не понравилось, и делаешь коллаж.
Читателю не интересно, как написана книга, как она выстроена, и какие общие идеи в ней проводятся. Читателю интересно, что кого-то от этой книги колбасит («бомбит», по-современному).
Не церемоньтесь ни с читателем, ни с с писателем. Оба альтернативно одарены: один не понимает то, что он пишет, другой не понимает то, что читает.
*
Критические статьи пишутся филологами, которые считают, что лекции в университете и есть русская речь.
*
Ненавижу романтиков всеми фибрами. Они думают, что, чем в языке слов больше, тем язык богаче. Ну не идиоты ли?!! Чем в языке слов больше, тем язык мертвее, потому 200-300 000 слов в отдельно взятой голове безопасно поместить не получится.
*
Покупайте общее тетрадо, чернил на копейку, и пишите.
*
Если гениальный писатель появится, мы просто не сумеем его прочитать.
*
Автор-первая из двух надписей на обложке книги.
*
актуальный язык – слова на повторение.
*
атмосфера романа_ запах свежей печати.
*
барокко – любой текст, требующий комментария.
*
бессознательное – думает за нас
*
большая литература – толстые непонятные книги
внутренняя цензура – цензура, которая внутри
диалог – короткие предложения, начинающиеся с тире
идеал – хорошая идея
иро6ния – издевательство
классика – проходят в школе
культовый – очень хороший
лирика – не обязательно понимать
маргинальный – не наш
мейнстрим – «я говорю, что говорят все»
нарратив – см. дискурс
нон-фикшин – честная неправда
полифония – сумбур, в котором что-то есть
проза – не поэзия
сюжет – то, что можно кратко пересказать
трэш – чем хуже, тем лучше
хтонический – страшный
*
Любое непонятное слово миф, который пока уразумеешь, легко зауважать себя за это.
*
Никакой личной оценки чего-либо у вменяемого критика давным-давно нет, Он все отрефлексировал 10 лет назад и разложил на влияния и веяния.
*
Как говорил Виктор Топоров, «своему» ставим четверку с минусом. А «чужому» тройку с плюсом. – и сохраняем видимость объективности.*
Или: «книжка средняя, но попала в нерв». Публика привыкла, чтоб её время от времени били током.
*
Интонация Топорова хороша: знающе-деловая и хамски-элегентная: «больше цинизма – людям это нравится».
*
Каждая шутка основана на многословном сравнении че-нибудь щем-нибудь, шутит он часто.
*
Стражи границ – земледельцы-параноики, нарушители границ – шизофреники-кочевники.
*
Где Гегель, там и Гоголь. Рацеи построены так: периоды  с «абстрактной» лексикой: артикуляция, стратификация, абстрактный, социальный – уравновешивается пословицами и поговорками: «На безрыбье и рак рыба», «ни Богу свечка ни черту кочерга».
*
Совершенный профессионал – это аутист, который хорошо работает, но человеческого в нем немного и в герои романа он не годится.
*
Но что Россия- крестьянская страна, такой же миф, как и ее готовность к социальной революции по Марксу. Откуда она будет крестьянской в условиях рискованного земледелия? Французский крестьянин только 2 месяца в году не проводил в поле, а русский крестьянин только 2 месяца проводил.
*
Срезонируем от противного: а не будет ли лучше для всехЮ если мы никаких книжек не будем читать  и даже поглупеем елико возможно?.. А ведь , пожалуй, будет.
*
Жанр господствующего класса – господствующий жанр, Шудрам – компьютерные игры, вайшьям – сосети, кшатриям - - романы, брахманам  -литературная критика.
*
Частая фигура речи принципиального провинциала: «Не я с ними несогласен - они со мной несогласны!»
*
Почто, боярин. Отстаиваешь свою маргинальность? _ спросили мы его. Это не маргинальность, а фронтир… Фронтир пре5следует меня.
*
Современная поэзия – это А гунда Цирихова, которая «луна не знает пути, но летит».
*
Между тем число только столичных писателей исчисляется тысячами.
*
Бойкость мне понравилась. Михаил говорил правильные вещи. Но были грамматические ошибки. Вместо слова «критик» следовало употребить личное местоимение.
*
Много умных слов: стигматы, эпифеномен, траблмейкер, Ressentiment, эмпатия, аскеза, эстетика, ананкаст, патография, интерсубъектный, корпия, метаморфозы…
*
Когда человек хочет уразуметь нечто для себя, он подбирает однородные: умное и ещё более умное – получается непонятное. Фигура уточнения…
*
Если книг слишком много, то зачем ждать, когда их уничтожат. Можно их просто не писать.
*
Информация не нужна, нужна сенсация.
*
Информация есть пускание судороги, информационной волны.
*
Человек, который в одной фразе использует «кажется» и «абсолютно»: «Мне кажется, это абсолютно» - это человек, котрому абсолютно кажется.
*
Первое право писателя - не понимать того, что он пишет.
*
Вы в какой парадигме онтологизируете?
*
Полноте засорять наш логос кухонной латынью, Парамон Ипатич. Автокефальней надо быть!
*
Настоящий филолог просто обязан лгать,  врать и изворачиваться – для красоты фразы, для красоты картинки, для красоты сюжета.
*
Поскреби немца, найдешь славянина.
*
Вопросы бар? – Вопросы ёк.
*
 Современный роман – отнюдь не источник достоверной информации. И не источник положительных эмоций. Это поляна для закладок и звездное небо для гадать и гадить, гадить и гадать.
*
Когда ты встречаешь нечто, что представляется тебе полным уйхнйе, не следует объяснять . почему сие уйхян, рассуждать об этом уйхен и всячески ломать голову над этим уйхнйе, следует ответить на его уйхюн своим уйхнйе.
*
Как говорил тов. Сталин, «субъективно или объективно – это всё равно». Поэтому прошу считать эту статью современным бессубъектным стихотворением в прозе.
*
Неук я человек и несмыслен гораздо, живый убо на брезе окиана , дидаскалства и логофетства неискусен, книги держю старыя , а чтомое по данной мне благодати толкую, чтучи.
*
Как-то учил Михаил Веллер, непременно надо написать, кто блевал на лестнице, кто блевал на отцов своих, кто блевал на самого Бога нечестивые глаголы.
*
Внешне мужрствующие антихристовы шиши знают: когда разводишь антиномии, надо обострять, а потом проводить «соединение несоединимого».
*
Мир и война – гибридная война.
*
Святость и грех – юродство.
*
Народ и интеллигенция – журналисты.
*
Почва и воздух – пыль.
*
Писатель –паренёк.
*
Писательница – г-жа авторесса.
*
Надо своего внутреннего Шендеровича как-то сдерживать.
*
Вы просто наковыриваете из автора неправильного изюма и бодяжите с усмешнителями.
*
Словарь усмешнителей
Примкнувший к ним Шепилов (что тоже очень смешно)
Утром в газете, вечером в куплете
Вусмерт – это значит «очень», но тоже смешно
Знамо – тоже такой усмешнитель, из срединного Шукшина
*
Но в интернетах схема простая: кто быстрее говорит, тот и умнее.
*
Критика его похожа на пассивно-агрессивное урчание.
*
Юрий Быков, когда приехал на Москву , очень огорчился , когда узнал, что ватники с либерастами вместе пьют водку. Он-то думал, они друг друга по подворотням метелят.
*
Тут два мотива. Корпоративный. Вроде бы всем хорош, да не наш.
*
Призывы же бултыхнуться в живую жизнь плюс ожидание большего небывалого есть элементарный сатанизм.
*
Любое это=христианство, Бердяев, Булгаков – это ересь, о чем другим Булгаковым написан роман «М&М» («любимая книга отечественных поп-сатанистов»).
*
Литература нужна молодым, чтобы язык учить, и старым, чтобы язык не забыть.
*
Идеология – ****омудрие
Категорически –решительно
Доминировать – господствовать
Нигилизм – ничтожествование
Террор – пугачевщина
Максимализм –большевизм
Минимализм – меньшевизм
Сублимация – возгонка
Оппозиционность – отрицалово
Герой – терпилда
Ирония – издевка
Антагонист – супостат
Публика – люди
Глобализм – земшарство
Хаос – бардак
Офис – служба
Маска – личина
Оптимис – лучник
Банальность – пошлость
Модный – ходовой
Миф – байка
Шоумен –клоун
Деконструкция – разруха
Презумпция – наглость
Хеппениг-событие
Перфоманс – трюк
*
В этом году слова, чтобы культурно похвалить за стихи, - это «глубина», «горечь» и «ирония». Марианская впадина глубока, следовательно, она – поэтична. Водка – горька, следовательно – экзистенциальна. 
*
Я всем в Липках говорил: «обедняйте словарь».
*
Аллюзия – намек. Бывает двух типов: 1) «ну это вы и сами знаете»; 2) «спросите у Ивана Петровича».
*Алогизм – абсурд, ахинея, бредятина.
*
Гипербола – вранье в пределах УК.
*
Какофония – любой иностранный язык.
*
Перечисление – через запятую. Идеальное произведение этим тропом – словарь
*
У них статьи настолько информативные, что их даже и читать не надо.
*
Альтернативная шизофрения – метафизика. Непонимающая метафор. Говорят, такое бывает, когда у человека вырезают полмозга, - человек перестает понимать юмор, тропы и аллегории. У нас есть такие критики.
*
Разрушение мозга соцсетями – вещь реальная.
*
Человечество – коллективный больной Альцгеймером. Повторяет одни и те же вопросы и сразу забывает ответы.
*
Теперь немножко надо от цитирования перейти к моей речи. Можно ли какие-то тут выводы выдать? Тут говорит-излагает уж не Вася, а я - А.К. Традиция для резюме напрашивает что-то вроде «срывания всех и всяческих масок». Но в том и дело, что времена, а с ними и идеи-мысли меняются. Василий в одном из своих «колодцев»  заметил, что он «формалист». То есть, он как-то почитает «формы». Он ценит конспекты, списки, словари (и чтобы в алфавитном порядке). И оные он считает разновидностью тропов. Тропы –художественно-литературные приемчики. И он не только оные ценит, но он  их сотворяет. Но разбавляет, впрочем, свои «списки» не-списками, не-конспектами. Мы попытались удалить «случайные черты», чтобы, какбэ, мир оказался прекрасен. Это, какбэ, как в алгебре  выражение, длинное-длинное, надо преобразовать, сократить, раскрывая скобки, сокращая дроби, так чтобы получилось как в «ответах» конца задачника: 3а, 2а или даже вообще просто «а».  Новое в литературе (списки, словари, конспекты – часто конспекты даже и эффективней оригиналов ). Худлит – лишь уровень языка. Чтобы язык был живее, чтобы попонятней и всё такое. И больше не для чего. Языка достаточно, «срывание масок» - тоже троп. На этой пафосной ноте и опустим занавес.
                02.02. 2023,  Екб , ул. Бажова, Андрей Козлов
 




 


 







 


Рецензии