И снова о старости

Как-то попался мне небольшой томик. Сборник советской поэзии.   Еще советское издание.  В книгу вошли только наиболее маститые авторы. И из их творчества выбраны стихотворения наиболее, по мнению составителей, значимые.  Ну, конечно, о родине и подвиге советского народа. Но очень многие поэты отметились стихотворением о старости.   Каждый   что-то особенное, своеобразное в старости   подмечал. Почитав книгу, я сделал два вывода.

Первый -  все поэты этого сборника, написавшие о старости, дожили до нее. Никто на дуэли не погиб, как некоторые известные. Никто не покончил собой, как другие известные.  Посчастливилось выжить им и во время войны. Поэты, погибшие на войне молодыми, о старости просто не успели написать.

Второй вывод. Можно догадаться, что составители сборника тоже были в летах. Потому из обилия всего, написанного поэтами, они выбрали и стихи о старости.

 От старости никуда не денешься.  Цицерон посвятивший ей трактат, подметил, что все мечтают дожить до старости, а потом ее же и обвиняют в своих хворях. Я как старый человек, больше контактирую со своими ровесниками, и, понятно, молодым не интересный, решил я сделать подборку, собрав цитаты из знаменитых поэтов, касающиеся старости. Это было пару лет назад. И я бы больше не возвращался бы к этому вопросу, если бы я не заметил одной тенденции. При общении стариков противостояние старости – постоянная повестка дня.  Нет у стариков вихря идей и вагона новостей. Живут не тем, что их окружает. А больше тем, что там шевельнется у них внутри. Не обязательно в желудке или сердце. Но и в голове.   А в голове перекатывается туда-суда такая тема: годы над нами не властны, мы еще хоть куда. Пусть сердце шалит и скрипят суставы, мы молоды душой.   

Не «о времени и о себе», как сказал поэт, а прежде всего о себе. А время прицепом. Как прицепившаяся колючка.  И потому предлагается такой способ общения с миром: первое - заглянуть в себя, покопаться в себе, оттуда, из себя извлечь ценное.  Второе -  если из мира извлечь ценное для себя, то извлечь то специфическое, что нам в нашем возрасте интересно. а нам в нашем возрасте интересно то, что касается нашего возраста.
 С начала перенесемся на воспоминания о вашем личном счастье. Это так окрыляет.  Прежде всего четко определить: моменты счастья были. Счастья заслуженного.  Разве нечего вспомнить? А чтобы купаться в воспоминаниях, нужно абстрагироваться от окружающей действительности. Никакой политики. И цементирующем раствором для всей этой мозаики служит главная мысль – «старость меня дома не застанет.»  И если это повторять, как заклинание, закрепится убежденность, что действительно не застанет.
 
В этой упрямой сосредоточенности, сродни религиозной веры, нет ничего удивительного. Это своего рода сопротивление печальной очевидности - старости. Хочется быть здоровым. И молодым. Не получается быть молодым и здоровым, хочется КАЗАТЬСЯ молодым и здоровым. Не удается обмануть посторонних, попробуем обмануть себя. И зашагаем нога в ногу с нашим самообманом. Зашагаем, прихрамывая, с палочкой, а самообман пританцовывает рядом, как юнец. И чувствуешь себя моложе. 

  И кажется, что чеканишь шаг. Сложно посмотреть на себя глазами других.  И, чтобы не портить настроение, рекомендуется это делать как можно реже. Когда человек смотрит на себя в зеркало, то в момент встречи со своим отражением он выстраивает лицо таким, как хочет, себя видеть. И осанку инстинктивно подправит. Я себя ловил на этом.  Удивлялся снимкам, где случайно попадал в кадр. Там я выглядел хуже, чем я себе казался.  Особенно заметно это в женщинах.  Почему многие женщины заявляют, что они не фотогеничны. А проще говоря, на фотографии она выглядит хуже, чем хотела бы себя видеть.
 
Годы не воротишь. Бубни сам себе: я молодой, я молодой. Кто это услышит?  Чтобы слышать друг друга – объединяются в группу.  И бубнят хором.  Вместе заблуждение уже приобретает форму веры. В группе разговор, казалось бы, о разном. Но, о чем бы ни говорили, подтекстом идет: мы еще орлы. Таких групп полно. Они принимают различные формы. И просто группы и, а сейчас много телефонных сообществ. И вот мне в телефон сыплются стишки о возрасте манной небесной. Тема все та же: мы, старики, но дух наш молод, еще можем горы свернуть, лет до ста расти нам без старости.
 
Не могу заглянуть в душу к тем, кто это повторяет.  Видят ли они, что это фантазии?   А может быть, часть из них думает, что они и в самом деле крутые? В чем? Да часто оказывается, что их великая крутизна в том, что они привержены старым идеям. И вот это свое упорное нежелание хоть одним глазком заглянуть в суть новых идей, а потом сравнивать их со старыми и выбирать, они считают великим своим достоинством под именем непоколебимость. А дальше логика проста: мы не поступаемся принципами, мы все те же, не стареем душой.  Мы в норме. Время нас не обгонит. И они не видят в такой позиции отклонения от нормы. Не считают, что клиническое сосредоточение на воспоминаниях о молодости, желание на т ой же телеге въехать в новый мир и казаться молодым себе вопреки всякому здравому смыслу, и еще претендовать, что этот самообман представляет какую-то ценность для общества – это уже признак, что крыша поехала?   Ценность для общества в таких собраниях стариков только в том, чтобы не путались под ногами.  Если в головах стариков реализм заменен старческим идеализмом, обществу это не мешает. Но понемногу идеализм превращается в некий сюрреализм. Благостное витание в облаках превращается в карикатуру. Призывы смотреть на себя по возможности более трезво отметаются как происки врага. Приятнее пребывать в иллюзии. Но против фактов не попрешь. Вот они факты.

 - Человек, рождается, страдает и умирает, как сказал царь Соломон. Авторитетная личность. Царь, еврей и мудрец в одном флаконе. Кто-то скажет, что он сгустил краски, что не обязательно человек в жизни страдает. Бывают и светлые полосы. Я допускаю, что Соломон понимал под словом страдает переживания в целом, и радостные, и печальные. Как сказал великий писатель Киплинг, - а сам Путин сказал, что он великий писатель, - «удаче и несчастье в сущности одна цена.» Как бы там ни было то, что человек рождается, стареет и умирает, - это неоспоримый факт.  Неприятный. И какая-то часть людей, не желая признавать печальный факт, пытаются ускользнуть от старости, повторяя что старость и м нипочем. Другая часть, тоже в попытках избежать печальных фактов, ударяется в веру и говорит, что умирает тело, а душа бессмертна.  И тех, что признает, что он стар, лет жизни остается все меньше, а вероятность смерти все больше, - таких не так уж много.


Следующий факт –это то, что на протяжении жизни у человека меняется взгляд на жизнь. Вспомните себя в пять лет, десять лет, двадцать лет, сорок, шестьдесят, и так далее. Присмотритесь к   своим детям, внукам. В десять лет, двадцать лет, в сорок и т.д. у человека и мысли и жизненные ориентиры разные. Это видит каждый. «Блажен кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел» писал Пушкин. Будь было иначе, не было бы детских площадок, паровозиков, горок, где детям интересно, а взрослым нет.  Не было бы отдельных детских песен, детской литературы. Детям интересно в своем мире, и не интересно в мире взрослых. Иногда про ребенка говорят, что он не по возрасту умен. Не по возрасту - ключевое слово. Или наоборот, о дурачке говорят, что он недоразвит, словно несмышленый ребенок.  То есть, параллельно старению тела идет процесс созревания (старения) души.  Если хотите, назовите душу, взглядом на жизнь.  Вполне естественно, что каждому возрасту соответствует свой взгляд на жизнь. 


Верующий спросит, а если тело человека истлевает, а нетленные души переселяются в мир иной?  Я неверующий. Но страшно себе представить картину: пыльный безразмерный архив, забитый душами стариков.  И раз мы согласились, что души стареют, то душами старыми, измотанными годами, бедами и болезнями.  И если в жизни эти души как-то принимали участие в жизни, как-то направляли своего владельца, то что делают они, осиротев, после его смерти? При жизни владельца они менялись, старились. А теперь встретившись с вечностью, зафиксировались в каком-то состоянии?  И вне времени страдают в аду или наслаждаются в раю?  Им самим без тела ни туда, ни сюда.  И в этом бесконечном вместилище душ преобладают не просто души стариков, а души, искалеченные теми болезнями, которые истязали тела их владельцев и довели до смерти. Часто людей сводит в могилу тяжелая болезнь. И болезнь, и страдания, и осознание невозможности избавиться от страданий и неизбежности и близости конца, - все эти мысли не возвышают человека, меняют его взгляд на жизнь.  То есть, меняют душу. И не в лучшую сторону. Веселая там, во вместилище душ, компания

 Что же касается теории переселения душ, тут загадка, каким же образом душа старого человека, переселившись в душу молодого, молодеет. Ведь, исходя из факта   соответствия души возрасту тела, душа при переселении в молодое тело, должна, соответственно, помолодеть.  Богословы прошлых веков исписали по поводу души сотни томов. Я буду оперировать словом душа в чисто прикладном смысле. В смысле взгляда человека на жизнь. Взгляды на жизнь в течение жизни не просто меняются по ориентирам и интересам. Они еще меняется по процентному соотношению в них реальности и иллюзии. Средний возраст - это возраст реального, трезвого взгляда на жизнь.  Минимум витания в облаках. Дети же склонны к игре, они в игре познают настоящую жизнь: куклы, сказочные детские городки. И старики начинают впадать, если не в детство, так в иллюзию. Конечно, у большинства стариков искажения мышления почти незаметны.  Тут, во-первых, грань между приемлемой нормой и отклонением от нормы очень тонкая. А во-вторых, сама норма – явление плавающее.  Но как смотреть на желание стареющего человека обмануть природу? Как на норму или как на отклонение?  Если женщины, например, красятся, завиваются, делают подтяжки. Где норма? Но это касается тела. Как сделать подтяжку душе? Повторять – я молодой, я молодой? Это как раз показатель, что уже уходишь в область иллюзий.  Может быть, в медицине и описан этот старческий синдром желания не замечать возраст.

Вот, к примеру, я пишу эти записки и сам себе говорю, что способен не заблуждаться насчет своих возрастных возможностей, что мой, как мне кажется, трезвый взгляд на жизнь, показатель, что меня нет у меня старческого размягчения мозгов.  А может быть, как раз это желание быть реалистом и есть одно из проявлений бегства от старости?   

  Старость   невеселая штука.  колет, как заноза, которая, если попытаться ее выковыривать, еще глубже залезет. Еще большую рану сделаешь, а старость не извлечешь. У некоторых тема старости так глубоко впивается, что становится пунктиком. И вот поговоришь с таким – на все смотрит трезво, за исключением возраста. И чем более одинок человек, то по мере старения мысли о возрасте все больше овладевают им.

Возраст - проблема не одних стариков. Ребенок болезненно переживает, что он еще не взрослый, спешит стать взрослым, подражает взрослым. Девочки красятся, как взрослые тети. Мальчики курят потому, что курят взрослые.  А как не терпится коснуться таинств любви, доступных взрослым. Однако, превращение из ребенка во взрослого происходит быстро. Только - только желал повзрослеть. Бац, и уже хочется помолодеть. Желание скорее повзрослеть сопровождается огорчениями.  Этого еще не могу и этого. Но ребенок все-равно понимает, что взрослым он станет. У стариков же все гораздо трагичнее. Этого уже не могу, и этого. И уже не смогу.  Как ни делай себе пластических операций и не ходи в фитнес клуб, время возьмет свое. 

 Для того, чтобы описать особенности процесса старения, смоделируем его как оседание на дно в водоеме. В верхних слоях этого водоема дети. Они ведь с первого дня начинают взрослеть, по сути, стареть. Но их слои оседания, верхние слои, прозрачны и пронизаны светом. Те, кто старше, оседают на дно уже в более темных водах. А старики бултыхаются в придонной мути. Чем больше человек дергается, пускает пузыри, изображая себя молодым, тем больше мути поднимает вокруг себя.  И тем меньше видит вокруг. Только муть и собственные пузыри.

 Но эта муть – прекрасная почва для творчества.  Раз мы начали со стихов о старости, на них и сосредоточимся.  Их можно разделить на два лагеря. В первом произведения, в которых чувствуется некоторая ирония по отношению к неминуемому.  Для таких стихов нужны и талант, и твердость духа. Ну, к примеру, Боккаччо написал «Декамерон» в годы разгула чумы в Европе, угрозы близкой смерти. Но его книга пронизана весельем и радостью.  Она о жизни. Во втором лагере произведений о старости вроде бы то же самое. То да не то.  Тут уже причитания о бренности отдают неподдельной печалью, а ирония, желание, забившись в угол, не рыпается.  И если человек берет себе за образец такой подход, все, чем он занят: общение с друзьями, чтение, просмотр телевизора, сочинение стихов, гимнастика, прогулки на свежем воздухе, - все подчинено доминирующей, пусть в самых дальних глубинах души упрятанной мысли: чувствовать себя не старым, доказать, что он еще не стар. Все, что он ни делает, например, поет в хоре, делает с главной мыслью: я пою, значит еще не стар. И в общении все заслоняет одна тема: старость.  Все остальное уже не интересно.  Среди внешней информации он выбирает эту тему: рецепты, полезных продуктов, сколько нужно ходить в день пешком, как правильно дышать, омолаживающие кремы и тому подобное.  А другое, о новостях науки, что нового построили, что там археологи откопали, –  все становится не интересно. На этих глубинах свет снаружи едва проходит через придонную муть. Старик сосредоточен только на себе и том, что касается непосредственно его. 

А если старые объединились в общество? Тут вступают в силу законы сообщества. По законам сообществ, темы для всей группы выплывают такие, чтобы всем было понятно, всех интересовало.  А что интересует каждого, если объединились люди преклонного возраста?

  Пока человек работает, живет жизнью рабочего коллектива, коллектив своей разновозрастной пестротой хоть как-то разбавляет муть. Какой бы нетворческой была его работа, но она требует хоть минимум творчества. Хоть чуть-чуть нужно шевелить мозгами. А когда человек выходит на пенсию, и окунается в диван и телевизор, то там, какой бы программа ни была, - спортивная передача, фильм, театральное шоу, политическое шоу -  это все зрелище, все уже разжевано. Мозги напрягать не нужно, не нужно творчества. Даже если он смотрит не телеканалы, а интернет, и выбирает себе тему для просмотра по интересу, как только он влился в сообщество стариков, он его интересы корректируются сообществом. И чаще всего интересы идут не наружу, а внутрь – в его старость.   

 Но разве объединение людей преклонного возраста - это плохо? Ни в коем случае. Ведь собирается вместе молодежь. Тут и агитировать не нужно. Почему же старикам киснуть по своим квартирам? Общаться, общаться и общаться. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.»  Но как общаться? Сформировать футбольную или хоккейную команду старперов, чтобы покрасоваться на камеру, - такое простым старикам недоступно. Лото во дворе проще и доступнее. Так путь же старики собираются на свои заседания. И там в приятной атмосфере, оседая на дно, пускают пузыри.  Но и тут общие темы для обсуждения ходят вокруг одного: мы еще о-го-го как можем. Что именно? Подискутировать, поговорить о жизни, попеть, потанцевать. Для чего? Для себя самих.


Молодой читатель, если такой найдется, (а он найдется. Кто не считает себя молодым?) скажет: кто, о чем, а старый о старости. Для кого он пишет? Молодым это не интересно.  Пусть старые сходят с ума, как хотят. Лишь бы не мешались. Но дело в том, что следующая ступень старости – болезни и смерть.  А смертельно больной человек кардинально отличается от просто старика.  Онкология, например, тем страшна, что она разрушает не только тело, но и душу. И гораздо эффективнее, чем, например, сердечно сосудистые болезни. Человек страдающий сердцем, но не видит своего срока. Он может прожить долго. А человек, угасающий от онкологии, все видит и имеет время подумать о ценности жизни.  посмотреть на жизнь взглядом умирающего. И нужно отметить, что такие рассуждения оказывают влияние на людей не умирающих. Потому что никто от этого не застрахован. А старики – первые кандидаты. По Интернету гуляет печальное прощальное письмо Стива Джобса. Стив Джобс заслуженно признан одним из толковейших наших современников. И очень богатым. Наверное, поэтому к его письму приковано внимание. Одни пересылают другим, словно это евангелие. Многие читали, но я приведу полностью.       


  О самом ценном в жизни - последние слова Стива Джобса (он умер миллиардером в 56 лет):
«Я достиг пика успеха в деловом мире, в глазах других моя жизнь является сущностью успеха.
Однако, кроме работы, у меня мало радости. В конце концов, богатство — это просто факт жизни, к которому я привык.
В этот момент, когда я лежу в кровати больной и вспоминаю всю свою жизнь, я понимаю, что всё признание и богатство, которые у меня есть, бессмысленны и лишены высшего смысла перед лицом неминуемой смерти.
Вы можете нанять кого-то, чтобы водить машину для Вас, зарабатывать деньги для Вас, но вы не сможете никого нанять за все Ваши деньги, чтобы он понёс эту болезнь вместо Вас.
Можно найти и купить материальные вещи. Но есть одна вещь, которую нельзя найти и купить, когда она потеряна – нельзя купить «жизнь».
Побалуйте понимаем, что себя хорошо. И уважайте других.
Чем старше мы становимся, тем больше мы умнеем, и постепенно мы часы, которые стоят $30, и часы, которые стоят $300, показывают одно и тоже время.
Будем ли мы носить с собой кошелек, который стоит 30$, или кошелек, который стоит 300$ — оба вмещают одинаковую сумму денег.
Будем ли мы ездить на автомобиле стоимостью 150 000 долларов или на машине стоимостью 30 000 долларов — дорога и расстояние одинаковы, и мы достигаем того же места назначения.
Если мы выпьем бутылку стоимостью 300 долларов вино стоимостью 10 долларов, то «кайф» будет одинаковым.
В доме, в котором ты живешь, площадью 300 кв. метров или 3000 квадратных метров – ты одинаково одинок.
Ваше истинное внутреннее счастье исходит не из материальных вещей этого мира.
Если вы летите в первом классе или эконом-классе, и если самолет падает, то ты падаешь вместе с ним.
Итак ...Надеюсь, вы понимаете, что когда у вас есть друзья, или кто-то, с кем можно поговорить, то это настоящее счастье!
Пять неоспоримых фактов:
1. Не воспитывайте своих детей, чтобы они были богатыми. Воспитывайте их, чтобы они были счастливы. Поэтому, когда они вырастут, они будут знать ценность вещей, а не их цену.
2. Ешьте еду как лекарство. В противном случае вы должны есть свое лекарство в качестве пищи.
3. Те, кто вас любит, никогда не покинет вас, даже если у него есть 100% причин отказаться от Вас — он или она всегда найдет одну причину быть стойким и не оставить Вас.
4. Существует большая разница между тем, чтобы быть человеком и тем, чтобы быть человечным.
Если вы просто хотите идти быстро, идите в одиночку! Но если вы хотите уйти далеко, идите вместе!
Шесть лучших врачей мира:
1. Солнечный свет. 2. Отдых. 3. Спортивная зарядка 4. Диета. 5. Уверенность в себе.6. Друзья
Держите их на всех этапах жизни и наслаждайтесь здоровой жизнью».
Стив Джобс

  Факт смерти Стива Джобса свидетельствует о том, что современная медицина еще не может победить природу. Человек богатый и известный уходит из жизни далеко еще не старым. Уж, наверное, самые передовые методы лечения перепробовал. Но медицина оказалась не в силах ему помочь.   Многие болезни  наследственные. И онкология бывает наследственной. И тут ничем не поможешь. 
В том, что долго и тяжело умирающий мир воспринимает именно так, как Стив Джобс, ничего удивительного. К нему претензий нет. Но, мне кажется, что логика умирающего (в данном случае богача Джобса) отличается от логики не умирающего.
 
«Кроме работы у меня было мало радостей» пишет Джобс. Но, когда он был здоров, он ощущал радость от работы и от ее великолепных результатов.  Радость от достигнутого, это счастье. Он жил своей работой. Например, работа Микеланджело по росписи Ватиканского собора, это огромный труд, который приносил ему много страданий, но и много радостей. Можно привести еще огромное количество примеров. Так разве тут есть, о чем сожалеть? Не побывал лишний раз на Багамах? Зато весь был в творчестве. Ведь больше половины человечества проживает свой век, видя в работе докучного врага, живя мелкими целями и мелкими результатами, которых и то не всегда добивается.

 «Богатство - это факт жизни» Пишет Джобс. Богатство - это факт жизни, конечно, уже не важный для умирающего, но очень существенный для живущего и не собирающегося умирать, когда он имеет много целей. А осуществление целей требует часто вложений.  Богатство значимо и для больного, когда ему нужны средства для лечения. 

 «Все бессмысленно перед лицом смерти» пишет Джобс. И тут я с ним категорически не соглашусь. Так простительно рассуждать тяжелобольному человеку, если он имеет в виду лично себя, больного. Но не стоит адресовать такую мысль людям еще живущим активной жизнью.   В подобном духе писали средневековые схоласты: смерть все равно придет, нужно к ней готовиться с самого рождения, все - тлен. Тогда и жизнь в целом бессмысленна. Тогда резонно, едва родившись, застрелиться. Нет, для живущих жизнь имеет смысл. Даже в страданиях. Например, страданиях любви. А вот, если такая мысль Джобса (по крайней мере в русском переводе) кочует по русскоязычному сегменту Интернета, это вызывает удивление. Раз кочует по Интернету, значит, завоевывает сердца,

Стив Джобс пишет «Вы можете нанять кого-то, чтобы водить машину для Вас, зарабатывать деньги для Вас, но вы не сможете никого нанять за все Ваши деньги, чтобы он понёс эту болезнь вместо Вас.»  Подозреваю, что он болел куда в более комфортных условиях, чем многие другие. Нанять болеть вместо вас не получится. Но воспользоваться своим богатством, чтобы мучиться как можно меньше – вполне реально 
 Его мысли о несоответствии стоимости дорогих брендов их ценам справедливы до определенной степени. Дорогие вещи удобнее, надежнее.  Разбиться на дорогой машине и на дешевой - одинаково. Но на дорогой у вас гораздо меньше шансов разбиться. И машина покупается не для того, чтобы разбиваться. Ездить на удобной, не ломающейся, навороченной, и потому и дорогой машине и долбаться у обочины с внезапно поломавшейся дешевой машиной – не одно и то же.  И на самолете летают не для того, чтобы падать. Толкаться в аэропорту и ждать в вип-зале – совсем не одно и то же.  Летать на хорошем самолете в люкс- классе, с хорошим обслуживанием или сидеть так что ноги не вытянешь, руку на подлокотник не положишь, и в тебя упирается сосед сзади –  большая разница. 
Стив Джобс сравнивает дорогие вина с дешевыми. Такое впечатление, что это писал не Джобс, если он не видит разницы в хорошем натуральном вине и суррогате, а говорит только о кайфе. 

 Джобс пишет «В доме, в котором ты живешь, площадью 300 кв. метров или 3000 квадратных метров – ты одинаково одинок.»   Как видно, для Джобса минимум площади – 300 квадратных метров.  В хорошем доме со всеми удобствами и жить приятнее. И сосредоточиться для работы можно. И уединиться для любви можно.  И уединиться во время болезни можно. И выспаться можно. И гостей принять можно. И гости с радостью приедут.  И пригласят в гости к себе. В свои 3000 квадратов с садом и бассейном.  А в плохой квартире не до любви, не до болезни, не до гостей. А что бы он сказал о квартире в пятнадцать квадратных метро, где воду пить не безопасно и ее дают по графику, и электроэнергию вышибает, и батареи не греют, и лифт за стеной не дает заснуть, и тараканы. Какие к тебе друзья в гости пойдут? И как эта реальность соотносится со словами Джобса: «Не воспитывайте своих детей, чтобы они были богатыми. Воспитывайте их, чтобы они были счастливы. Поэтому, когда они вырастут, они будут знать ценность вещей, а не их цену.»   Что живя в пятнадцати, даже сорока, метрах почувствуют дети?  Не будут ощущать богатство как счастье?


  «Ваше истинное внутреннее счастье исходит не из материальных вещей этого мира.» пишет   умирающий миллиардер Джобс. Да, не в деньгах счастье. Но хорошо так говорить, когда в деньгах нет недостатка.
Под конец Стив Джобс перечисляет советы, как жить. Но эти советы очевидны и общеизвестны, как дважды два. Ничего в них нового.

 Желание умирающего человека обратиться к людям вполне понятно и естественно. И такое желание нельзя осуждать. Удивительно, что мысли умирающего, (а с некоторыми можно и поспорить) ходят по Интернету как истина в последней инстанции и катехизис. Это письмо американского миллиардера получило признание. С особой легкостью оно может быть взято на вооружение российскими пенсионерами. Потому что российскому пенсионеру согласиться с великой истиной, что не в деньгах счастье –  как голому подпоясаться.
   
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.