Акын

 Акын слово доброе и хорошее! Поэт, певец, сказатель! Человек мудрый и много повидавший. Морской буксир, проекта А202, «Акын Джамбул» был построен в 1954 году для Каспийского морского пароходства на судостроительной верфи в румынском городе Галац, который находится в самом устье Дуная. Проект удачный, буксир очень мореходный, с удлинённым баком и название просто замечательное! Выдающийся поэт казахского народа и лауреат Сталинской премии ! Зная как подходили к выбору лауреатов этой премии, то сразу понимаешь значение этого выдающегося человека!
 
  Это было первое судно, куда Виталий попал после завершения учёбы в Бакинской мореходке и именно здесь, на буксире, он сделал довольно удачную карьеру, став капитаном. Бакинская мореходка была настоящим интернационалом. Сюда в трудные после военные годы приезжали, в надежде стать моряками, пацаны из самых разных уголков нашей Великой Родины. Было много и местных мальчишек, из простых семей бакинских окраин. Воспитатели и командиры были сплошь морские офицеры прошедшие  Великую Отечественную войну на самых сложных и трудных её этапах. Командир- отец родной это  при них! Были даже два офицера ещё Российского Императорского флота…
 
Александр Александрович Морозов, капитан первого ранга, морской офицер, который получил свой первый офицерский чин ещё при последнем российском императоре Николае|| преподавал астрономию одновременно и в Бакинском мореходном училище имени Героя Советского союза Кафура Мамедова, и в Каспийском Высшем военно-морском Краснознамённом училище имени Сергея Мироновича Кирова. Сан Саныч, как его с уважением за глаза называли курсанты, был настоящим человеком и всё в нём, и слова, и действия, и форма полностью соответствовали высокому званию офицера русского императорского и советского военно-морского флота. Он был классным руководителем у курсантов второго курса штурманского отделения и преподавателем, самой штурманской дисциплины в училище, астрономии. Он и подписывался этим словом. Сан Саныч где-то оставил классный журнал и в поисках журнал заглянул в учебную аудиторию, где находились курсанты-будущие штурмана. Поискав и ни чего не обнаружив, направился к выходу, но его остановило обращение писаря Геннадия :» Товарищ капитан первого ранга! А может Вы остановились завязать шнурок на ботинке и куда-нибудь положили журнал и забыли?» Морозов остановился, развернулся и громким , командным голосом сказал:» Товарищ курсант! Я морской офицер и шнурки никогда не носил! У меня штиблеты!»

 

Тогда, в середине 60-х, на всё училище их было только двое бывших офицера Российского императорского флота, которые вполне органично и естественно, когда пришло время, продолжили свою службу в составе советского военно-морского флота. Один, уже знакомый нам капитан первого ранга Александр Александрович Морозов, а второй тоже капитан первого ранга Шахгединов, преподаватель теории корабля. Он к стати служил на линкоре «Новороссийск», который трагически погиб от взрыва мины времён второй мировой в октябрьскую ночь 1955 года. Имя и отчество, к большому сожалению, за давностью лет вспомнить не представляется возможным. Очень жаль, конечно.

   
 Жизнь стремительно летела дальше, забывая притормаживать на поворотах! А за морским буксиром пошли танкера, сухогрузы, паромы! Моря и океаны. Штормовые переходы и нудные, выматывающие душу, стоянки на рейде, в ожидании свободного причала. Нефтяные камни, Красное море, Генуя и Неаполь, Александрия, Варна, Ливорно и Стамбул с его устремлёнными ввысь минаретами, Босфор и Дарданеллы, и так далее. Прошло время и Виталий стал капитаном дальнего плавания!
 Этой фотографии уже более 50 - лет. Над поверхностью моря возвышается стальная громада большого корабля. Линия форштевня, остриём входящая в воду, стремительно расширяется к верху, к бронированной полётной палубе и напоминает Атланта, держащего на плечах целый небесный свод. Уходящая в небо кубообразного вида остров-надстройка подчёркивала мощь и силу этого плавучего гиганта. Фотографию сделал судовой радист и теперь Виталий, немного щурясь, возраст, разглядывает этот снимок. Пройдёт время и гений советского инженера создаст фантастический корабль, ударный экраноплан - ракетоносец проекта 903, вооружённого ракетами морского базирования "Москит", который сведёт на нет эту пугающую морскую мощь США…
 
 Средиземноморская эскадра бесспорно являлась гордостью советского Военно - Морского флота . Это соединение боевых кораблей эффективно противостояло американской морской армаде, но небольшое количество пунктов базирования - Тартус(Сирия) и Порт -Саид ( Египет до 1972 года) наверное создавало определённые трудности со снабжением. И тогда в Средиземку шли танкера , которые доставляли необходимые нашим боевым кораблям топливо и воду. На старой фотографии из семейного архива на ходовом мостике судна, идущего через проливы Босфор, Мраморное море и Дарданеллы , стоит Виталий с товарищами. Настоящий интернационал: русские, азербайджанцы, армяне, татары. Благословенное советское время. На отдельном снимке , сделанном в Босфоре , за спинами моряков видны башни и стены Румельской крепости.
 
 Виталий рассказывал, как несколько раз, уже будучи капитаном, принимал участие в передаче топлива на корабли Средиземноморской эскадры. Самое сложное - это прием топлива, что называется "на ходу", да ещё в условиях неспокойного моря. Для капитана танкера и командира корабля это очень сложная, порой выматывающая, процедура и самая не любимая. Корабль и танкер , соединённые буксирными или швартовными концами , по несколько часов следуют в такой связке , пока не будет передано необходимое количество солярки. И совсем неслучайно знаменитый фильм о советском Военно - Морском Флоте "Нейтральные воды" завершается именно такими словами командира корабля : " Передайте в штаб! Нам необходимы топливо и вода! Возможный район заправки юго - восточная часть моря." Нарастающей, с характерным свистом, гул мощных турбин набирающего ход советского ракетного крейсера в этом замечательном фильме всегда оставлял надежду, что наш флот вернётся в этот стратегически важный район мира, в нейтральные воды.
 


Рецензии