Долгоживущий позитив Чаплина

Читаю речь Чаплина на собственное его 70-летие (16 апреля 1959 года). По автору и теме – "любовь к себе" – найти текст в сети просто, например, на сайте позитивного мышления. Мне не очень нравится привнесение определённости (позитивности) в то, что с определённостью плохо ладит – в мышление, но текст интересен.

Сколько же прожил Чарльз Спенсер Чаплин? – 88 лет (1889-1977). Набоков родился на десять лет позже, а умер в том же 1977-м. Мой дед, в начале прошлого века служивший на флоте, был на два года старше Чаплина, прожил 82. Любопытная компания образовалась: Чарльз Спенсер, Владимир Владимирович и Порфирий Капитонович. Усаживаю за одним столом персонажей несхожих сюжетов – артиста, писателя и деда, кронштадтского моряка. Внука, за отсутствием дарований и породы проводящего время в малосодержательных размышлениях, устраиваю рядом с артистом и миллиардером, которого в любой момент могу увидеть в котелке, с тросточкой, трогательного человечка с забавной походкой утёнка.

Вторая жена Чаплина, Лита Грей, вышла за него когда ей было 16 лет, а ему 33. Отношения Чаплина и Литы Грей легли в основу романа Набокова «Лолита» – предположение биографа Чаплина. Неожиданно. Сомнительно. Мало ли их, союзов и сближений вопреки различиям во времени рождения!

Последняя, четвёртая жена Чарли, Уна О’Нил (1925-1991), на 36 лет младше Чаплина. Её восемнадцатилетию, когда был заключён брак, предшествовали три года близости.

Любопытный факт обнаруживаю в кратком описании жизненного пути великого комика. Оказывается, Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги, его знаменитого персонажа, и не прошёл в финал. Берём на заметку. Не так-то просто бывает отличить оригинал от подделки ("Белая голубка Кордовы", "Лучшее предложение", …). Иной раз подделку предпочитают.

Итак, речь Чарльза Спенсера Чаплина, озаглавленная «Когда я начал любить себя…»:

   Когда я начал любить себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истинности. Сегодня знаю, что это называется «Подлинность».

   Когда я начал любить себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение его же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня называю это «Признание».

   Когда я начал любить себя, я перестал стремиться к другой жизни, и вдруг увидел, что всё, что окружает меня, приглашает меня расти. Сегодня называю это «Зрелость».

   Когда я начал любить себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в нужный момент, поэтому я могу быть спокоен. Теперь называю это «Уверенность в себе».

   Когда я начал любить себя, я перестал красть свое собственное время и проектировать грандиозные проекты на будущее. Сегодня я делаю только то, что приносит мне радость и счастье, то, что я люблю делать и что приводит мое сердце в радостное настроение. Я делаю это своим собственным способом и в своем собственном ритме. Сегодня называю это «Простота».

   Когда я начал любить себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что тянуло меня вниз и уводило прочь от себя. Сначала я назвал это позицией здорового эгоизма. Сегодня называю это «Любовь к самому себе».

   Когда я начал любить себя, я прекратил пытаться всегда быть правым, и с тех пор я ошибаюсь меньше. Теперь узнал, что это «Скромность».

   Когда я начал любить себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом, в котором все происходит. Теперь я живу каждый день, день за днем, и называю это «Осуществление».

   Когда я начал любить себя, я осознал, что ум мой может расстраивать меня, и что от этого можно заболеть. Но когда я объединил его с моим сердцем, мой разум стал моим ценным союзником. Сегодня зову эту взаимосвязь «Мудрость сердца».

   Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций или разного рода проблем с собой или с другими. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня знаю «Это – Жизнь».

Всё. Десять пунктов. Неплохо для семидесятилетнего актёра, которому предстоит ещё 18 лет сверять пункты с реальностью.

Можно наговорить правильных слов, наиграться смыслами, пропеть песню песней и ничего не изменится в этом мире… в собственном мире. Отказаться от слов? – но я не готов сесть скрестив ноги и улыбаться блаженной улыбкой Будды, не созрел ещё, поэтому остаюсь со словом в отношениях доверительных, надеясь на лучшее.

Между прочим, у последней жены Чаплина, Уны О’Нил, ещё до её встречи с Чаплиным, в 1941-м был роман с Джеромом Сэлинджером ("Над пропастью во ржи"), но Уна предпочла Чарли. Ей было 15 лет, с Чаплиным она была счастлива 35 лет, до самой его смерти, родила Чарли 8 детей. Судя по всему, сделала правильный выбор. Сэлинджер тоже долгожитель (1919-2010), но характер…

Надо разобраться в любви к самому себе, иначе и с ближним окружением не разберёшься, да и с дальним тоже… на другом берегу.

Возлюбить ближнего как самого себя, себя теряя – одна из религиозных версий, в которой себя следует считать худшим из людей и каяться до потери пульса. Если ребёнка всё время бранить и говорить ему, что он хуже всех, можно сделать его несчастным человеком. С возрастом всё больше чувствуешь себя ребёнком, то ли впадая в детство, то ли становясь мудрее. Скорее первое, потому что снова пытаешься воспитывать себя, как ребёнок, верящий в свою правоту, а сам наступаешь всё на те же грабли, выражаясь при этом совсем не по-детски.

Смирись и кайся, – говорит христианство. Прими происходящее как должное, улыбайся – успокаивает Восток. Принять и жить – лучше, чем смириться, отказываясь от личного. Восточное мне ближе. Не оттого ли, что родился на берегах Тихого океана? – Вряд ли. Ближние предки обитали в Засурском Стане (западный берег средней Волги, река Сура). Не находя места меж двух стульев, оставляю вековые премудрости любителям священных текстов. Лучше вооружиться здравым смыслом, не теряя чувство юмора. Всё хорошо, и лучше не бывает.

P.S. Шпаргалка:

 • Подлинность
 • Признание
 • Зрелость
 • Уверенность в себе
 • Простота
 • Любовь к самому себе
 • Скромность
 • Осуществление
 • Мудрость сердца
 • Это – Жизнь

В центре Любовь, начало и завершение – подлинная жизнь.

Надо сделать перевод – с берега на берег, с русского на русский.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/03/03/1953


Рецензии
бывают же люди!
мне не повезло, если я полюблю себя, мне придется признать, что у меня испорченный вкус.
всё индивидуально.

Сергей Зо   24.02.2023 21:31     Заявить о нарушении
Не всё так просто с Чаплиным.
Уж не роль ли это - любящий себя?...
Мне эти 10 пунктов подозрительны.
Надо как-нибудь их перетряхнуть, перевести на другое... стрелку перевести...)

Владимир Каев   24.02.2023 22:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.