Немножечко о снах

"Не надо рассказывать подводнику, какие могут быть сны, а какими они уж точно быть не могут… Сны подводника - это волшебная сказка. Неизвестно, кто ещё на земле видит такие сны. Говорят, только заключённые в одиночных камерах. Яркие краски, чёткие зримые образы…" ©Вильгельм Шульц. "Вода твёрже стали."

В море мне ничего, связанного с подводной лодкой, не снилось. Вообще. Мичману моему, Зиновкину Владимиру Егоровичу, по его рассказам, чаще всего снился родной город Людиново Калужской губернии. И он, на пенсии! Совсем скоро он уйдёт на пенсион по сокращению штатов, так что можно сказать, что тут - сны в руку!!! Нашему подчинённому, химику-санитару, матросу Гапанович, постоянно снилось одно и то же. Мы его с Егорычем периодически прихватывали на КРХП (*). Где он, убаюканный мерным шорохом шагового искателя корабельной дозиметрической установки КДУС-1М, обычно левой щекой, привычно мусолил вахтенный журнал химической службы.

-"Олег, ****ь, ты опять спишь?!!"

Первоначально-испуганно:

-"Никак нет, тащщщ!!!"

А немного погодя, с лёгким оттенком сожаления:

-"Тащщщ! Если бы Вы знали, какая мне баба снилась?!!"

-"Олег, ****ь!!!"



Мои сны были настолько разнообразны и зачастую фантастичны, что так просто и не расскажешь. Но, например, если мне снился лес, я чувствовал его запах… Солнце ласково грело кожу, и чуть слепило, как в настоящей жизни… Вода из ручейка утоляла жажду, вплоть до мельчайших физиологических подробностей путешествия по пищеводу в желудок… А какое мне снилось небо! И, что характерно, даже тогда, когда оно было по северно-зимнему свинцово-хмурым, и швырялось в меня, неизвестно куда (в такую-то погоду!) в темень бредущего, злыми колючими зарядами; просыпался я всегда в отличном настроении. А ещё говорят, что консервированным воздухом из банок комплекта В-64 (**) тяжело дышать!
Как всё это мной ощущалось, и почему это так зримо, осязаемо, ярко и явственно происходило со мной в море - я не могу Вам объяснить…



В базе же, мне часто снился один и тот же сон:

Абсолютно бездымный (почему-то) огонь, весело потрескивая, горит на верхней палубе четвёртого отсека. А я всё бегу, бегу, бегу и никак не могу добежать до кормовой переборки центрального… последнее усилие - ведь переборочная дверь открыта… нужно же задраить её, почему этого никто не сделал со стороны третьего? Нет, опоздал - на пути уже пламя, оно окружает меня… и… я, судорожно сглатывая, просыпаюсь в каюте дежурного по подводной лодке, минуту с ненавистью смотрю на грелку, опять сожравшую весь кислород; а затем беру с полочки пачку сигарет и зажигалку, и, привычно уже, поднимаюсь наверх на перекур - так сразу уже всё равно не уснёшь!

Когда же нас вывели в ОФИ (***), и я окончательно перебрался на свой боевой пост (в восьмом отсеке рядом автомат приёма питания с берега, а это важно), проблем пожирания кислорода уже не было - собранная, как положено, грелка именно грела, а не кипятила окружающий воздух докрасна раскалёнными ТЭН*ами (****). Плюс наша химическая каморка была негерметична. В маленьком помещении поэтому было уютно и тепло.

Вы знаете, я радовался, когда на моей вахте шёл дождь. Резина (*****) на кормовой надстройке уже была практически полностью ободрана, но дождь не барабанил, нет! Он ласково шуршал по лёгкому корпусу далеко не юной уже подводной лодки. Лодки возраста 40 +, создавая неповторимый фон, под который можно было уснуть со счастливой улыбкой на губах. Что я с удовольствием, в отведённое дежурному время с 02.00 до 06.00 (а иногда, что греха таить, в неположенное время тоже), и делал.



Моя 149 -ая подводная лодка, и всё, с ней связанное, мне активно начало сниться, когда я окончательно перебрался служить на берег. Ну, или почти на берег - ведь наш штаб 74 однремпл базировался на плавказарме ПКЗ-141, и официально считался плавающим. То есть, в теории - отремонтировали лодку, завелись - и в море. Проверять качество ремонта.

Причём накрывали меня "лодочные" сны (и далеко не всегда самые приятные), как на службе, так и дома.


После ухода на пенсию мне часто снился сам процесс увольнения, причём зачастую, в откровенно фантастическом виде и сказочных декорациях. А вот лодка стала сниться всё реже и реже. Но когда это всё же происходит, я, проснувшись, не вскакиваю резко с кровати. А тихо лежу, с закрытыми глазами, несколько минут, пытаясь запомнить то, что мне снилось ночью.

Ведь эти редкие теперь сны - это единственный тоненький мостик в прошлое. В нашу офицерскую юность, когда мы были молоды. Полны сил и здоровья. Мы мечтали и строили планы на будущее. И вся жизнь была у нас впереди…
05.02.2023
.

Сноски:

(*) КРХП - боевой пост химслужбы.

(**) Подробнее про В-64, и как на самом деле работает химическая регенерация воздуха, можно прочесть здесь, ссылка: ( https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:. ).

(***) ОФИ - отдел фондового имущества флота. "Перевести (вывести) в ОФИ" - то есть вывести лодку из боевого состава флота и начать подготовку к её списанию и
утилизации.

(****) ТЭН - трубчатый электронагреватель.

(*****) Речь про специальное противогидролокационное покрытие. Правда, толщиной всего семь (восемь?) миллиметров, но применено на отечественных атомоходах первого поколения впервые в мире.
.


Рецензии