Ждановщина

После окончания Великой Отечественной войны  особое внимание уделялось идеологической работе, неусыпному контролю за деятельностью учёных-обществоведов, историков, литераторов.
Несмотря на победу СССР во Второй мировой войне, Сталин считал, что война привела советское общество к серьёзным идеологическим потерям.
 В состав СССР как накануне войны, так и после неё вошли миллионы новых людей, которые относились к большевистской идеологии, политической системе и экономическому порядку отрицательно.
Поэтому, по мнению Сталина, режим должен был вновь усилить контроль над обществом, особенно в идеологии.
Укрепить «идеологическую чистоту» общества было поручено одному из ближайших помощников Сталина А. Жданову.
Хотелось бы обратить внимание вот на что.
 В эти же годы в западных странах также проявились тенденции к идеологическим чисткам, поискам врагов.
В США особый размах «охота на ведьм» приняла в 1-й половине 1950-х годов.
 Эта эпопея вошла в историю как период маккартизма.
Суть «ждановщины» состояла в широком наступлении сталинского режима в отрасли идеологии, культуры (науки, литературы, искусства) с целью установления жёсткого контроля над духовным развитием советского общества.
•    Украинский историк А. Бойко считал, что «ждановщина» была обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов:
«Погромные идеологические кампании были реакцией на развёртывание и углубление «холодной войны»; способом усиления культурно-идеологической изоляции страны; формой укрепления тотального идеологического контроля за общественными процессами; средством реанимации образа внутреннего врага – важного фактора функционирования тоталитарного режима; методом нейтрализации активной патриотически настроенной национальной элиты».
Сталинское руководство развернуло борьбу против «безыдейности, беспринципности, формализма, космополитизма и низкопоклонства перед гнилым западом», против «буржуазного национализма».
Непосредственным толчком к началу кампании против низкопоклонства перед Западом, названной «борьбой с космополитизмом» стало письмо выдающегося советского учёного Петра Леонидовича Капицы (2 января 1946 года) направленное Сталину.
С начала «холодной войны» Сталин постоянно обращал особое внимание на воспитание советских людей в духе самоуважения и избавления их от чувства неполноценности перед иностранцами и заграницей.
С лета 1946 года власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры.
В 1946 – 1948 годах был принят целый ряд постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам развития культуры:
•   «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 года).
Эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных призведений».
Особой критике подверглись сатирик Михаил Зощенко, известная поэтесса Анна Ахматова. Они были названы в постановлении «пошляками и подонками литературы».
В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует «гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность» с целью дезориентации советской молодёжи, «изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме».
 А Ахматова является типичной представительницей «чуждой нашому народу пустой безыдейной поэзии», пропитанной «духом пессимизма и упадничества».
Журнал «Ленинград» был закрыт.
А в журнале «Звезда» заменено руководство.
Союз писателей на своём собрании исключил Ахматову и Зощенко из своих рядов.
Правда, с 1947 года рассказы Зощенко снова стали публиковаться, и больше они не подвергались нападкам.
А Анна Ахматова в 1951 году была восстановлена в Союзе советских писателей.
Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии.
- Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскртикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия».
 В нём, по мнению Сталина, было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками.
- Популярный поэт-песенник М. А. Исаковский подвёргся нападкам критики за стихотворение «Враги сожгли родную хату» ( за пессимизм).
- Великий писатель А. П. Платонов, автор таких шедевров, как роман «Чевенгур» и повесть «Котлован», был лишён возможности жить литературным трудом.
- Критике подверглись драматург А. П. Штейн, писатели Ю. П. Герман и Э. Г. Казакевич, М. Л. Слонимский.
Литературная критика перерастала и в прямые репрессии.
В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П. Д. Маркиш и Л. М. Квитко.
Велось следствие по «делу» И. Г. Эренбурга, В. С. Гроссмана, С. Я. Маршака.
• «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 года).
В нём осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвящённым «пафосу борьбы за коммунизм». А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают «примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами», а события изображены «надуманно и лживо». Критиковался Комитет по делам искусств за наличие в репертуаре пьес, «идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож», за «внедрение в репертуар театров пьес буржуазних западных драматургов, открыто проповедующих буржуазне взгляды и мораль».
Развивая идеи этого постановления, специально созданный еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 года начал кампанию против «декадентских тенденций» в театре и потребовал исключения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов.
•   «О кинофильме «Большая жизнь» (4 сентября 1946 года).
Оно было посвящено критике «безыдейности» ряда кинофильмов.
В их числе были названы фильмы:
- «Большая жизнь» (2-я серия) Л. Лукова, рассказывающий о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников» и отсутствие показа «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток»).
- «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина.
- «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна.
По мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя – нерешительного и бесхарактерного, как Гамлет.  Неправильно, в негативном виде показана опричнина. Мудрость же Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в страну не пускал, а ввёл монополию внешней торговли.
- Критике были подвергнуты выдающиеся кинорежиссёры Г. Козинцев, Л. Трауберг и другие.
•   «Об опере В. Мурадели «Великая дружба».
 В них подвергались осуждению практика популяризации зарубежных «буржуазных» авторов, сурово клеймились отечественные произведения, в которых увидели очернение советской действительности, или проповедь идей, чуждых советской жизни, или использование художественных форм, малопонятных широким массам советского народа.
Так, постановление об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 года осуждало композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского за сочинения, в которых «особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками являются отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии… отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдаёт духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик».
Кстати. Многие видные деятели культуры, осуждённые в постановлениях ЦК ВКП(б), не только исключались из творческих союзов, но вскоре были награждены Сталинскими премиями.
 К примеру.
 В 1950 и 1952 годы две Сталинские премии были присуждены Д. Шостаковичу, в 1951 году эту же премию получили С. Прокофьев и А. Хачатурян. Н. Мясковский был удостоен этой премии дважды – в 1950 и 1951 годы.

В 1948 году в начался 2-й этап идеологической кампании.
Она была направлена на усиление патриотического воспитания.
 Основой стала борьба против «низкопоклонства перед Западом».
А позже – и против «космополитизма».

• Сигналом к решительной атаке против космополитов стала редакционная статья «об одной антипатриотической группе театральных критиков», опубликованная в январе 1949 года в газете «Правда».

Как считают современные украинские историки Гисем А. В., Мартынюк А. А., Трухан А. Ф. «ждановщина» привела к следующим результатам и последствиям:

-  Произошло торможение развития науки, литературы и искусства, была ограничена свобода творчества.
- Породила уродливые явления в среде интеллигенции (в первую очередь, доносительство), вызвала её раскол и размежевание.
-  Произошло окончательное противопоставление власти и народа, были ликвидированы патриотический подъём послевоенных лет и ростки возрождения украинской культуры.
-  В литературе и театре, по сути, исчезло понятие «художественной школы». Театральная и литературная критика из средства стимулирования творческого развития превратились в средство удержания художников в границах официальной идеологии.
-  Усилила оторванность советских культурных деятелей от достижений мировой культуры, стала идеологическим обоснованием конфронтационной внешней политики СССР.

Я не согласен с такой точкой зрения.
  Ведь при всей заидеологизированности этой кампании, при всех имевших место в период её проведения перегибах, она несла мощный заряд глубинного патриотизма и принципиально была правдива.
Конечно, не обошлось и без шапкозакидательства, псевдопатриотизма, а то и просто дурости.
Но был же  и потрясающий, феноменальный результат:

• Как на особых дрожжах поднялись и окрепли научно-популярные журналы, имевшие миллионные тиражи и крайне низкие, доступные практически всем цены.

•    Многомиллионными тиражами издавались различные научно-популярные брошюры для различных слоёв населения.

•   В массовом порядке были созданы кружки научно-технического творчества молодёжи, где на смену прославленным русским и советским учёным, инженерам и конструкторам подрастало новое славное поколение покорителей вершин науки.

•   Блестящие писатели и популяризаторы науки, такие как В. Агапов и Б. Розен, своими фантастически привлекательными трудами вводили жаждавших открытий мальчишек и девушек в волшебный мир науки и техники, открывая им невиданные горизонты радостного и светлого будущего, наполненного смыслом и разумом.

•   А кто в те годы взахлеб не читал великолепные, по сию пору непревзойдённые труды Перельмана «Занимательная физика» и «Занимательная математика». Кто не зачитывался тогда астрономией от Воронцова-Вельяминова или или геологией от Обручева и Ферсмана?! Эти величайшие умы нашей науки, блестящие популяризаторы сделали невероятное – советская молодёжь рвалась к знаниям так, как их отцы штурмовали Берлин. Стремилась в вузы не для уклонения от армии, а для того, чтобы верой и правдой служить Отечеству.

Сталинская школа давала высокую грамотность и культурный кругозор.
Сталинские вузы воспитывали отличных инженеров и учёных.
 А самое главное, Советское общество того времени в целом радостно верило в науку, искренне сопереживало ей, было хорошо осведомлено о её достижениях и полезности.
Кто бы и как бы ни пытался опорочить кампанию по борьбе с низкопоклонством (космополитизмом), но именно она дала потрясающий результат, - именно тогда окончательно была выкована прочная советская система образования, никем и никак до сих пор так и не превзойдённая.
Именно она гарантированно обеспечила огромные, а зачастую и фантастические успехи советской науки в 1950 – 1970-е годы.

•   А. Б. Мартиросян писал:

«Вы только вдумайтесь в грандиозный масштаб реальных последствий этой кампании.
1. С 1946 года были резко интенсифицированы работы по созданию атомного оружия и уже в 1949 году ликвидировали атомную монополию США. А в 1953 году ликвидировали и монополию США на водородную бомбу.
2. Были развёрнуты работы по созданию мощной ракетной техники, в том числе и космической. Только благодаря этому уже в 1957 году СССР первым в истории человечества запустил в космос искусственный спутник Земли, а в 1961 году – и первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
3. Усилиями отечественных учёных впервые в мире началась автоматизация технологических процессов на производстве: в 1946 году была пущена в эксплуатацию 1-я в мире автоматическая линия, в 1948 году впервые в мире было автоматизировано управление сразу 25 крупнейшими ГЭС, в 1949 году пущен в эксплуатацию 1-й завод по производству промышленных автоматов.
4. Широчайше были развёрнуты работы по созданию и внедрению новейшей вычислительной техники – в 1950 году в стране была роздана 1-я ЭВМ.
5. На основе лучших достижений советских учёных и инженеров была развёрнута промышленность по производству бытовой техники – новейших радиоприёмников, фотоаппаратов, часов, телевизоров, стиральных машин, пылесосов и т. д.
…При всей неказистости и непривлекательности основного термина, коим обозначалась её суть, затеянная кампания была уникальным, глобальным проектом Сталина по принудительному вырыванию советских учёных и деятелей культуры из прочно удерживавших их сетей научной и культурной периферийности. Но не ради указаного результата, а прежде всего для создания условий для глобального и мощнейшего ривка в особо приоритетной области – в образовании. Именно поэтому-то и было организовано широчайшее наступление, что называется, по всему фронту. На решение поставленных задач были мобилизованы идеологи, писатели, журналисты, историки науки, учителя. Максимальной эксплуатации были подвергнуты и без того до максимума разогретые в ходе прошедшей страшной, но победоносной войны патриотические чувства…
Максимально были использованы немногочисленные в те времена преимущества централизованного, но вполне демократического по структуре общества – образование всех уровней было действительно всеобщим и действительно равнодоступным для всех.
И всё это ради того, чтобы практически напрямую воздействовать на тех., ради кого и был затеян весь сыр-бор, то есть на подрастающее поколение. Образно говоря, проект был не для галочки или отчёта с непременным последующим забвением, а для неукоснительного выполнения всем обществом. Идеологическим апогеем реализации проекта явилась юбилейная сессия Академии Наук СССР, проведённая в 1949 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) по случаю 225 летия её основания. Именно тогда впервые и беспрецедентно широко была показана исключительная роль русской науки в истории человечества. В результате на многие десятилетия вперёд в сознании общества, прежде всего, его научной элиты, намертво была закреплена идея опоры на собственные силы в научном поиске, идея поиска новых оригинальных решений, идея собственного пути в мире науки и техники. Именно это и дало исторически беспрецедентный результат в резком научном, техническом и технологическом рывке, совершённом СССР в 1950 – 1970-е годы, высочайшую эффективность которого, несмотря на все изгибы и перегибы политики постсталинских руководителей Советского Союза, Россия ощущает и до сих пор. Ибо она ещё по многим позициям до сих пор сохраняет главенствующее положение в мире науки и техники.
Такова подлинная правда истории борьбы с космополитизмом…»


Рецензии
Чтобы оценить роль какого-то явления, нужно сравнивать его результат с тем, что было бы, если бы этого явления не было. Это оправляет в сослагательное наклонение истории. И если уж в него вдаваться, то сравнивать результат какой-то работы надо не с отсутствием этой работы, а альтернативой этой работе. Т.е. не сводить всё к "было сделано так-то и результат получится такой-то, а если бы этого не было сделано, то было бы сяк-то...", а начинать с "если бы не было тех, кто это делал, то что было бы: вообще ничего, или на их место смогли бы встать другие, которые смогли бы сделать лучше?". Вот этот момент почему-то все обходят.
<- Популярный поэт-песенник М. А. Исаковский подвёргся нападкам критики за стихотворение «Враги сожгли родную хату» ( за пессимизм)>
Ну если уж даже до такого дошло, то всё и так ясно.

Роман Дудин   05.02.2023 11:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.