Отец

Огромная благодарность моему замечательному соавтору Михаилу Сборщику
За оказанную помощь в выпуске этого материала.
http://stihi.ru/avtor/michelmon

 

    У Кузьмича с самого утра не заладилось настроение. Какое-то нехорошее предчувствие. Он давно остался один с маленькой дочкой на руках. Жена молодой ушла в мир иной. Со временем мужчина стал понимать, что мешает дочери. Она часто задерживалась на работе. Приходя, запиралась в своей комнате. Он даже боялся о чём-то попросить. Если просил, то дочь сразу вставала на дыбы.
   -- Папа, сделай сам, что ты, как маленький ребёнок. Тебе недавно исполнилось восемьдесят, а ты как немощный старик. Посмотри, многие в твоём возрасте спортом занимаются. Давай, папа, не ленись.
   Иногда она подолгу говорила с кем-то по телефону. Может жениха себе нашла, ей уже скоро сорок, а всё одна. Однажды, Сергей, так звали старика, но все обращались к нему по отчеству, услышал разговор о том, что дочь хочет продать их квартиру. Отец пытался что-то спросить, но женщина остановила его.
   -- Папа, не лезь в мои дела.
   -- Иришка, а как же я?
   -- Что, ты? О тебе я не забываю. Узнаешь всё позже. Сегодня я слишком устала. Давай, потом поговорим.
   Но и потом разговора не получилось.
   В выходные мужчина был один дома. Хорошо ещё ноги ходят. По квартире можно передвигаться. Чай себе налить, еду подогреть в микроволновке. Правда, на улицу одному тяжело выходить. По ступенькам трудно спускаться и подниматься. Ноги болят уже лет десять. За это время Кузьмич не раз лежал в больнице. Дочь навещала редко, ссылаясь на занятость. Хорошо сосед Виктор предлагает свою помощь иногда. Но у него своих дел много.
    На улице ещё лежал снег, но уже веяло весной. Ещё неделя и наступит долгожданный март. А там и до лета рукой подать. Так захотелось подышать свежим воздухом. Кузьмич с осени не выходил на улицу. В воскресенье, ближе к обеду дочь кому-то позвонила и спешно ушла.
   -- Ты куда это, - спросил Сергей. - Опять одному сидеть. Мне бы на улицу.
   -- Я скоро вернусь, папа. И не вздумай звонить Виктору. Не хватало ещё соседей беспокоить. Что люди обо мне подумают? Неужели я за тобой не ухаживаю. Буду свободна, выведу тебя на улицу.
   Но это только отговорки.  Это скоро, продлилось до позднего вечера. Как хорошо, что мать этого не видит. Видимо где-то я упустил воспитание. Надо было быть строже, но она ведь девочка.
   Выждав минут десять, он всё-таки позвонил Виктору,  попросил помочь выйти во двор. Во дворе можно отдохнуть.
   -- Хорошо, я рад помочь. Сейчас буду.
   -- Жду, - сказал Кузьмич и стал одеваться.
   С этим он справлялся сам. Хорошо, что я не лежачий, а то давно бы оказался в доме престарелых. Вдруг на душе стало как-то нехорошо. Сердце забилось лихорадочно. Нет, что это я, Ирка такого точно не позволит. Но предчувствие заставило его заглянуть в шкаф, где лежали документы. Вроде бы всё на месте. Ну, слава богу. Он даже не заподозрил, что дочь его уже успела выписать из квартиры. Успокоившись, мужчина продолжил одеваться. Виктор позвонил в дверь.
   -- Ну что, готовы?
   -- Да, можно идти.
   Оказавшись на улице, мужчина вдохнул полною грудь весеннего воздуха.
   -- Спасибо, Виктор. Дальше я сам.
   -- Ничего. Мне не трудно. Могу и компанию составить, а потом, вместе и по домам.
   -- Я, конечно, не против, но если у тебя времени нет, ты скажи.
   -- Сегодня выходной, мне некуда спешить. Как мамы не стало, я можно сказать одинок.
   -- Виктор, так может тебе пора женщину завести.
   -- Спасибо, Сергей Кузьмич, вы помните, какая у меня мама была разборчивая в выборе. Сколько я приводил с ней знакомить. Теперь видимо сам свыкся, что лучше одному.
   -- Конечно, помню, как не помнить. Ульяна была привередливой дамой. Ну, что теперь, она всё-таки подняла тебя одна, без мужа. И ты за ней до самой смерти ухаживал. Лучше любой дочери смотрел. А вот у меня что-то с Иркой отношения не складываются. Вечно у неё на меня времени не хватает. Даже не знаю, где мне помирать придётся.
   -- Рано вам ещё об этом думать.
   -- Рано, не рано, а уже девятый десяток пошёл.
   -- Всё будет хорошо. Думаю, Ирка не бросит вас. Странно, что это с ней случилось.
   -- Сам не пойму. Я ведь жил только ради неё. Старался всё сделать, чтобы дочь не почувствовала не хватки материнского тепла. Одевал, как куколку. В общем, всё лучшее ей. В институт денег вложил на обучение. Теперь вижу, что мои труды напрасны. Скорее всего, с ней что-то случилось. На днях я услышал, как она разговаривала с кем-то по телефону о продаже нашей квартиры.
   -- Что вы такое говорите, а как же вы?
   -- Вот и я о том же. Сам в неведении. Виктор, может,  ты поговоришь с ней. Думаю, тебе она расскажет о своих проблемах. Наверное, меня не хочет расстраивать.
   -- Хорошо. Я попытаюсь с ней поговорить. Можно, прямо сегодня. Вы мне дайте знать, как она вернётся. Я сразу же приду. Тем более, что у меня сегодня день рождения. Одному, как то не привычно. Первый год без мамы.
   -- Ой, извини Виктор, я совсем забыл. Да старый стал, что делать, памяти совсем нет.
   Посидев ещё немного, они вспомнили о многом: и о хорошем, и о плохом.
   -- Ну, что пора домой идти. Уставать я что-то стал.
   -- Тогда пойдёмте потихоньку.
    Придя домой, Кузьмич пообедал и прилёг отдохнуть на диван. Сон быстро сморил его. Он даже не слышал, как вернулась дочь. Проснулся Сергей от того, что Ирина с кем-то громко разговаривала по телефону.  Нервничая, ходила из комнаты в кухню.
   -- Доченька, что-то случилось, - пытался узнать он. В ответ она огрызнулась, но потом присела к нему на диван и завела разговор.
   -- Папа, я давно хотела с тобой поговорить.
   -- Так что же ты ждёшь, давай поговорим. 
   Ирина встала. Ей не хотелось смотреть отцу в глаза, подойдя к окну, она продолжила разговор.
   -- Ты знаешь, папа, я влюбилась, да, да влюбилась.
   -- Ирина, так это же хорошо, очень хорошо. Когда ты меня с ним познакомишь?
   --  Какое знакомство, папа? Ты многого не знаешь. Мне нужно будет уехать с мужем за границу на постоянное место жительство. Пойми, у него свой бизнес. Он приезжал в Россию ненадолго. Время - оно не ждёт. На днях придут покупатели на нашу квартиру. Зная, что ты один не справишься, мы нашли для тебя хороший пансионат.
   -- Мы? - спросил Кузьмич.
   -- Папа, тебе там очень понравится, - Ирина говорила, и даже не заметила, как отцу становилось плохо. Такого поворота он никак не ожидал от родной дочери. Были предположения, но чтобы вот так.
   Услышав, что завтра за ним должны приехать, Кузьмич совсем сник, сердце неожиданно закололо. Раньше у него не было особых проблем со здоровьем. Сегодня это впервые.
   -- Папа, ты у меня сильный. Я знаю, ты справишься, - сказала дочь, поворачиваясь. - Мне надо жизнь устраивать. Деньги от продажи квартиры пойдут на расширение бизнеса. Алекс, мой будущий супруг, оплатил твоё пребывание в пансионе, - Ирина хотела обнять отца, но он отстранился от объятий.
   -- Зачем, не надо. Кому нужны немощные старики.
    -- Папа, что ты такое говоришь. Я по возможности, буду навещать тебя.
   -- Навещать?! Дочка, когда умерла мама, я обещал у её могилы, что достойно выращу тебя. Выведу в люди. Видимо, я в чем-то ошибся.
   Кузьмич хотел сказать ещё что-то, но в дверь позвонили. Мужчина вспомнил, что не позвонил Виктору. Ирина открыла дверь, на пороге стоял Виктор с тортиком.
   -- Ты?
   -- Ирина, это ко мне. Проходи Виктор не стесняйся, что застрял в двери.
   -- Здравствуйте, вот решил соседей угостить тортиком в день рожденья. Одному скучно стало. Надеюсь, не прогоните.
   -- Проходи на кухню. Я сейчас чайник поставлю.
   Ирине не понравилось присутствие Виктора. К счастью она собиралась уходить.
   -- Мужчины, вы как-нибудь без меня. Мне надо отлучиться. Папа, я завтра утром буду, и не одна. Так, что будь готов.

   -- Что это с ней? Раньше она такой не была.
   -- Не обращай внимания, Виктор. Решила отцу подарок сделать на старости лет. Видимо, плохо я её воспитывал. Надо было в детстве пороть, пока поперек лавки лежала. Всё жалел, одна она у меня.
   -- Так, что за подарок? Может, расскажите?
   -- Что говорить-то, тут уже ни чем не поможешь. Родная дочь решила от отца избавиться. Завтра ближе к обеду уезжаю.
   -- Куда если ни секрет.
   -- В пансионат.
   -- Это, что по-нашему «дом престарелых»?
   -- Он самый. Это надо же такое удумать квартиру продать.
   -- Сама-то, где жить будет?
   -- За границу решила сбежать, думает, там жизнь лучше. Ухажера нашла из тамошних. Он обдерет её, как липку и вышвырнет.
   -- Вы тортик ешьте,  Сергей Кузьмич. А с Иркой мы ещё повоюем.
   Посидев ещё пару часиков, Виктор собрался домой.
   -- Пойду я, завтра рано вставать, но с вами я не прощаюсь.

   Всю ночь Виктору не спалось, снились какие-то кошмары. Проснулся ни свет ни заря. На работу ехать мужчина не собирался. Позвонив начальнику, он отпросился и стал ждать, когда Ирка приедет, из окна хорошо было видать подъезд. Квартира трехкомнатная. Одному места много ли надо. Вот он и решил Кузьмича к себе забрать. Вдвоём веселее будет. Ну, наконец-то дождался. Пусть Ирка не беспокоится об отце.
   Как только соседка вместе с незнакомыми людьми поднялась на этаж. Виктор тут же открыл свою дверь.
    -- Привет, Ирина, что это ты удумала?
    -- Ой, Виктор, не до тебя сейчас.
   -- Знаю я, что ты Кузьмича в дом престарелых выписала.
   -- Кто тебе сказал об этом. Хотя знаю, откуда ветер дует. Жаловался, - дочь злобно посмотрела на отца. - Это престижный пансионат.
   -- Так может, ты сама туда переедешь, а старика оставишь в покое.
   -- Не мешай, иди куда шёл.
   -- А я как раз за Кузьмичом, он теперь будет жить у меня. Хочешь ты этого или нет. Надо будет, и прописать смогу. Забыла, сколько он для тебя сделал? За рублём погналась. А если тебя выгонят, куда пойдёшь? Давно ли ты этого ухажера знаешь. Без году неделя. А отец у тебя один. Ты знаешь, как там со стариками обращаются. Дура ты, Ирка. Я за мамой парализованной ухаживал и ни разу не задумался, чтобы её куда-то сбагрить. Сотрудники пансионата такого поворота не ожидали.
   -- Я думаю, нам тут больше делать нечего, - сказала одна из дам. - Мы умываем руки. Пусть Алекс звонит заведующей и сам всё решает.
   Женщины удалились, а троица продолжила беседу.
   -- Ты отца заберёшь?! Ты у него спросил, он захочет или нет.
    Ирка ещё раз глянула на отца.
   -- Виктор, а я согласен. Я тебя знаю, как свои пять пальцев, ты на моих глазах вырос. Так, что дочка квартира твоя, ты в праве делать с ней, что хочешь. Витя поможешь мне выписаться?
   -- Конечно, помогу.
   -- Этого делать не придётся, папа. Я уже тебя выписала.
   -- Как, без моего ведома. Как же так. Выходит я для тебя совсем чужой человек.
   Кузьмич достал паспорт и открыл в том месте, где должна стоять прописка. И действительно выписан, оказывается уже месяц назад.
   -- Чтоб ты знал, квартира продана, на неделе должны заехать новые жильцы.

   -- Виктор, подожди меня, я быстро.
   Кузьмич собрал самое необходимое и переселился к соседу. В этот день дочь ночевала одна. Не один мускул на лице не дрогнул от того, что она поступила так с отцом. Деньги уже лежали на карте. Неужели деньги самое главное в этой жизни. Утром она уехала к своему дружку, с которым собралась за границу за новой жизнью. Деньги, потраченные на пансионат, вернули не в полном объёме. Как говорится, они лишними не бывают. Вскоре в квартиру заехали новые жильцы. Люди оказались доброжелательными. С двумя детьми, с которыми Кузьмич и Виктор охотно подружились. Их даже на новоселье пригласили. Потом мужчина был частым гостем в своей старой квартире. Это его радовало. Вот только о дочери он всё-таки переживал. Как бы она с ним не поступила, всё-таки родная кровь. Берегите стариков, какими бы они немощными не стали. Кто знает, какую шутку сыграет с вами судьба.


       Марина Мальцева,
   гКрасноярск. 05.02.2023г.


Рецензии