Нейтралитет США - тормоз полноценному ленд-лизу

Нейтралитет США - тормоз полноценному ленд-лизу


Великобритания колониальная империя того времени, на просторах которой никогда не заходило солнце. Но сдерживать наверняка самостоятельно и без посторонней помощи угрозу вторжения на туманный Альбион гитлеровской Германии оказалось империи проблематично. Уж слишком близко от берегов туманного Альбиона находился нацистский «супостат».

К тому же, как теперь стало известным, имела место Директива №16 от 16 июля 1940 г. о подготовке операции по высадке в Англии, а данная военная операция была названа, как всегда, помпезно – «Морской лев». В ней фюрер германской нации определил основную цель для вермахта:

«Поскольку Англия, несмотря на свое бесперспективное военное положение, все еще не проявляет никаких признаков готовности к достижению взаимопонимания, я принял решение: подготовить и, если это станет необходимым, провести операцию по высадке войск на ее территории.

Цель операции устранить английскую метрополию как базу для продолжения войны против Германии и, если потребуется, полностью захватить ее».

Да и кто тогда был в состоянии войны с нацистской Германией и фашистской Италией?

США формально придерживались нейтралитета, Советский Союз заключил с Германией пакт о ненападении. Надо заметить, что в «Красной звезде» военное противостояние Англии и Германии преподносилось не иначе как «англо-германская война».

Выходит, что против стран оси, когда президент США Рузвельт проталкивал закона о передаче взаймы или в аренду вооружений, реально воевали три государства: Великобритания противостояла на «законных» основаниях – именно Англия в сентябре 1939 года первой объявила Германии войну; Греция с конца октября 1940 года, которая отстаивала свою независимость от посягательств Италии. Причиной вторжения Италии в Грецию опять оказалась Англия, которая использовала по мнению Италии территориальные воды и саму территорию Греции в военных действиях против Италии. И Китай, который противостоял Японии, оккупирующей часть китайских провинций и даже создавшей на его территории марионеточное государство Маньчжоу-Го.

Англо-германская война после капитуляции Франции 22 июня 1940 года перед Германией и 24 июня перед Италией, в основном протекала на воде – в Атлантике, и в воздухе – над Западной Европой. А на суше - где бы только, лишь бы подальше от туманного Альбиона и то без особых успехов: в Греции – против держав оси - Италии и Германии, и с ними же в Восточной и Северной Африке.  К тому же перед странами Передней Азии стоял незавидный выбор: либо продолжать оставаться в сфере влияния Великобритании, либо примкнуть к Германии и Италии, которым в качестве трофея перешло французское влияние на эти территории.  И, главное, не от их желания этот выбор определялся, а от предстоящих результатов противостояния между Великобритании и держав оси.

По ходу военных действий выяснилось, что британская империя основательным ресурсом, чтобы «свернуть башку» нацистской Германии, оказывается, не располагала, и еле-еле держала равновесие в этой борьбе. Но когда единоборство происходило на материках в районах, где Великобритания имела весомое колониальное влияние – это сказывалось в пользу англичан: Сирия и Ирак в Азии, Египет в Африке удерживались англичанами благодаря сухопутным, ранее налаженным, коммуникациям из Индии. А вот в Европе доминировала во всю Германия и Англия там не имела никаких шансов – балканские события весной 1941 года это лишь подтвердили.

Растрезвонив на весь мир, что Соединенные Штаты намерены стать мировым военным арсеналом в борьбе с гитлеровским нацизмом и итальянским фашизмом, с еле скрываемым намерением дальнейшего обогащения с этой войны, перед ними встала проблема – как доставлять оружие и военные грузы странам, воюющим против Гитлера и Муссолини, оставаясь в нейтральном статусе?

Вряд ли, кроме Англии, и та с трудом даже с ее мощным морским флотом, кто-то сможет самостоятельно обеспечить надежную доставку военных грузов через Атлантический океан. Но куда? Это возможно лишь на территорию самого туманного Альбиона или туда, где основательно доминирует Британия с минимальной возможностью контролировать эту территорию и пути подхода к ней со стороны военного флота и авиации Германии и Италии. К примеру, на это вполне сошла бы Индия. Но дальнейшая уже сухопутная доставка военных грузов к месту назначения – это сплошные проблемы: пока «арендованный танк» доставят конкретному нуждающемуся в нем танкисту, военные действия могут уже закончиться.

В преодолении сопротивления американским морским торговым потокам со стороны стран оси, особенно Германии, в американских определенных кругах политиков и экспертов развернулась бурная полемика. Необходимо было определиться: либо конвоировать торговые суда своим военно-морским флотом, что нарушит сразу нейтралитет Штатов и неминуемо вовлечет их в военные действия, либо обойтись патрулированием в раннее закрепленных за собой районах Атлантики, но соблюдая нейтралитет. За пределами этих районов ответственность за сохранность грузов перекладывалась бы уже на их заказчика. Но это признавалось полумерой. И стоит ли вооружать американские торговые суда, что сразу с них снимется торговый статус.

И американская пресса не оставалась в стороне. Газетные публикации призывали США более смело оказывать англичанам помощь в области судоходства, наконец-то решить для Англии вопрос о получении баз на побережье Эйре (Ирландия), осуществлять ремонт поврежденных английских судов, а также призывали использовать американский флот для безопасности морских путей.

Премьер-министр Черчилль 18 марта выступил с речью на банкете англо-американского общества. Он сетовал на германские подводные лодки и германские крейсеры, которые проникли на запад вплоть до 42 меридиана в Атлантическом океане и регулярно топили британские торговые суда, шедших без охраны. В Атлантике разгорелась ожесточенная борьба за обеспечение бесперебойного снабжения Англии боеприпасами и продовольствием, без которых военные усилия Англии, где бы она не противостояла державам оси, могут оказаться проблематичными…

В заключение Черчилль отметил рост английского воздушного флота, а также увеличение военно-морского флота за счет американских эсминцев и выразил уверенность в том, что Англии удастся преодолеть стоящие перед ней трудности.

25 марта сенат США большинством 67 голосов против 9 одобрил ранее одобренный палатой представителей законопроект об ассигновании 7 млрд. долларов на оказание помощи Англии на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружений. Законопроект незамедлительно был доставлен самолетом президенту Рузвельту. Находясь на борту президентской яхты «Потомак», он тут же подписал этот документ.

В Англию прибыл американский четырехмоторный бомбардировщик «Консолпдейтед» типа «В-24», перелетевший через Атлантический океан за рекордные тогда 7 часов 30 минут, и Англия заказала в США 26 таких бомбардировщиков.

Полковник Доновен, прозванный в народе - «Дикий Билл», возвратился в США из неофициальной инспекционной поездки по Европе. 26 марта он заявил по радио, что «американская помощь Англии будет бесполезна, если военные материалы не будут доставляться по месту назначения». И потребовал определиться – «готовы ли США пойти на риск доставки военных материалов в Англию», иначе, если Англия потерпит поражение, то США окажутся под угрозой с востока, запада и юга.

26 марта Берлин официально включил Исландию в военную зону вокруг Англии, использующую этот остров в качестве опорного пункта для морских транспортов, идущих к ее берегам.

Еще 17 августа 1940 года Германия, создавая тотальную блокаду туманного Альбиона, заявляла, что всякий пароход, который окажется в военной зоне вокруг Англии, может быть уничтожен. Отныне военная зона значительно расширяется: от берегов Гренландии вдоль Датского пролива до берегов Франции и Бельгии.

Весной 41-го США и Англия настойчиво и последовательно предпринимают военные и дипломатические мероприятия, чтобы обосноваться в Гренландии, и опираясь на воздушные базы в Гренландии и Исландии, обеспечить контроль морского пути от Канады до Англии.

При наличии обеспеченных воздушных баз на Ньюфаундленде, на юге Гренландии в районе мыса Фарвель, на юге Исландии в районе Рейкьявика и на севере Шотландии, имея в баках самолета запас горючего на 1500 км, можно было бы не только летать в Северной Атлантике, но и активно содействовать охране морских коммуникаций из Канады в Англию.

В условиях Гренландии и Исландии каждая радиостанция является потенциальной авиабазой. При современном развитии аэронавигационной техники в вождении самолетов с помощью радио, каждая радиостанция не только снабжает самолет метеосводками при суровых метеорологических условиях, но и обеспечивает летчику выход на цель и посадку в любых условиях видимости. Снабжение горючим, организация ремонтных мастерских на базе существующих поселений не является сложной проблемой. Глубокие, хорошо защищенные фиорды обеспечивают безопасное базирование самолетов в летнее время.

В то время трансатлантические караваны, как правило в составе от 30 до 70 кораблей, формировались не в Бермудах, как прежде, а в Нью-Йорке или в канадском Галифаксе. Часть конвоев шло по маршруту, огибающему северную часть Ирландии с проходом по Ирландскому морю. Другая часть конвоев освоила более северный маршрут, опирающийся на Исландию. Это позволило использовать систему английских баз, расположенных на Фарерских, Оркнейских, и Шетландских островах. И хотя этот путь оказался длиннее на сутки, чем прежние, но стал более безопаснее из-за значительного удаления от германских баз на атлантическом побережье, особенно во время года, когда плавучие льды позволяют судам проходить мимо южного и восточного берега Гренландии.

В то время Германия действовала против Англии со своих военно-морских воздушных баз на французском, бельгийском, голландском и норвежском побережье.

На 120 тысяч населения Исландии на острове в тот момент находились около 80 тысяч английских и канадских солдат, а побережье острова было под защитой английских орудий береговой обороны.

27 марта в Лондоне было подписано соглашение о передаче в аренду Соединенным Штатам Америки английских баз в Атлантическом океане.

Северная Атлантика с началом весенней кампании и усилением помощи США Англии становится одним из важных театров англо-германской войны.

1 апреля германское и итальянское посольства заявили американскому правительству протест против конфискации американскими властями германских и итальянских пароходов, находящихся в портах США. А моряков этих судов американские власти намеривались привлечь за саботаж, который имел место при их конфискации. По законам США им грозило до 20 лет тюремного заключения. Эти протесты правительством США были отклонены, и к тому же Вашингтон потребовал незамедлительного отзыва морского атташе Италии адмирала Лапса, за участие в организации саботажей команд итальянских судов.

19 французских торговых пароходов, в том числе океанский пароход «Нормандия», находящихся в американских портах, были взяты под контроль береговой охраны. И это невзирая на суверенитет Соединенных Штатов.

1 апреля правительства Перу, Венесуэлы, Эквадора, Коста-Рики, Кубы и Мексики конфисковали 16 судов общих водоизмещением 94000 тонн, принадлежащих Германии и Италии, 11 других пароходов общих водоизмещением в 55000 тонн были сожжены своими командами. Однако правительства Аргентины в Чили отказались конфисковать германские и итальянские суда.

Германские пароходы «Фрисланд», водоизмещением 8000 тонн, стоящем в перуанском порту Панта, и «Кериго», водоизмещением 1100 тонн, находящемся в эквадорском порту Гваякиля подожжены их командами.

А уже 16 мая сенат большинством 59 голосов против 20 одобрил законопроект, дающий президенту право конфисковать иностранные пароходы, находящиеся в американских портах и передавать конфискованные суда одной воюющей страны другой.

И хотя закон о нейтралитете запрещает американским судам доставлять вооружение воюющим странам, но на апрельских пресс-конференциях президент США Рузвельт заявил, что США намерены охранять американские торговые суда, где бы они не находились, при условии, если они не заходят в зоны военных действий и что американские корабли с военными грузами могут заходить в Красное море и Аденский залив до конечного пункта Суэцкого канала Исмаилии. Президента не беспокоит возможность передачи в будущем вооружения воюющим державам.

Морской министр США Нокс сетовал прессе, что против пароходов, которые курсируют от Америки до Европы, брошен сильный флот германских рейдеров и подводных лодок, а с баз, расположенных в Северной Норвегии и Западной Франции, летают огромные соединения их тяжелых бомбардировщиков, нанося тяжелые потери торговым судам.

Потери судов неуклонно растут и притом быстрее, чем их можно возмещать. Куда бы ни двинулись США — на восток ли вокруг мыса Доброй Надежды, или на запад через Магелланов пролив, они повсюду попадают в воды, кишащие вражескими рейдерами, цель которых не дать США осуществлять их политику.

В результате действий германского ВМФ в апреле месяце было потоплено 60 английских судов общим тоннажем 293089 регистровых брутто-тонн, 43 парохода союзников общим тоннажем в 189473 регистровых брутто-тонны и 3 парохода нейтральных стран общим тоннажем 5562 регистровых брутто-тонны. Общий итог — 106 судов тоннажем 488124 регистровых брутто-тонны.

И все же при действующем нейтралитете в США было выбрано патрулирование нейтральных вод, а не конвоирование торговых судов. Как заявил прессе президент США Рузвельт, Штаты расширяют патрулируемую нейтральную зону, а американские патрульные суда уже оперируют на расстоянии в 1000 миль на восток от средней части атлантического побережья США вместо прежних 300 миль. Этому способствует приобретение США морских и воздушных баз. США будут распространять патрулирование на все океаны, когда это будет необходимо для обороны Западного полушария.

А уже 30 апреля Рузвельт заявил, что патрульные суда США будут заходить и в военные зоны, а германское определение зоны военных действий вокруг английских островов не касается американских военных кораблей.

Такой подход одушевил премьер-министра Англии Черчилля, который публично заявил, что Британия теперь будет способна сконцентрировать свои военно-морские силы, охраняющие коммуникации на путях, более близких Англии, и более решительно расправляться с подводными лодками.

И дела ратные Англичан не разошлись со словами политиков. Вот два весьма характерных эпизода в этой жестокой борьбе «добра со злом», которые прямо в дальнейшем повлияли на обеспечение проведения американской политики по ленд-лизу после вероломного нападения нацисткой Германии на Советский Союз. Но об этом будет впереди.

В первой половине мая ожидалось прибытие в Красное море 27 американских грузовых пароходов через Тихий и Индийский океаны. Предполагалось, что американские суда начнут совершать рейсы в Красное море на постоянной основе.

И как подтверждение ожиданию этого важного события в коммюнике английского морского министерства от 9 мая сообщалось, что германский вспомогательный крейсер, действовавший в качестве рейдера в Индийском океане, был перехвачен и потоплен английским крейсером «Корнуолл». 27 моряков английского торгового флота, находившиеся на борту германского судна, спасены. Команда рейдера в составе 53 человек взята в плен. «Корнуолл» получил легкие повреждения.

Американский военно-морской флот отправил в Индийский океан эскадру военных кораблей для «наблюдения» за Сингапуром, а также за передвижениями американских и английских грузовых пароходов, проходящих через Индийский океан в Красное море.

И как результат совместных действия американцев и англичан отмечалось, что «на Ближний Восток прибыло большое количество американских бомбардировщиков и истребителей. В настоящее время американские техники готовят эта самолеты к сдаче в эксплуатацию». А это говорит, что техника не перелетела «своим ходом» к месту своего назначения, а была доставлена в «разобранном» виде.

И уже к концу мая 26 мая было отмечено, что «в составе английской авиации в Ираке, в районе Хаббании, действуют американские бомбардировщики «Глен-Мартин» и одноместные истребители «Томагавк».

А в Северной Атлантике разворачивалась другая трагедия.

Вечером 23 мая в районе Датского пролива английские крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили германский линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Евгений», которые шли на полной скорости на юго-запад. Навстречу германским кораблям были направлены другие английские корабли и на рассвете 24 мая английский линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» вошли в соприкосновение с противником. Началось сражение, в результате которого «Бисмарк» получил повреждение - на нем вспыхнул пожар. А вот снаряд, пущенный с расстояния в 23 тысячи ярдов с германских кораблей, попал в артиллерийский погреб линейного крейсера «Худ», и тот взорвался. «Принцу Уэльскому» были причинены легкие повреждения.

Как сообщает «Красная звезда», «Вечером 24 мая линкор «Принц Уэльский» снова вошел в соприкосновение с противником. После короткого боя германские корабли взяли курс на запад, а затем — к югу. Английские корабли продолжали преследовать их. В это же время в районе преследования появились другие английские корабли, в том числе авианосец «Викторпос». В ночь на 25 мая самолеты-торпедоносцы с авианосца «Викторпос» сбросили несколько торпед на неприятельские корабли. Одна из торпед попала в «Бисмарк». Линкор «Принц Уэльский» и крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» продолжали преследовать противника вплоть до 3 часов утра 25 мая, после чего неприятельские корабли вследствие плохой видимости скрылись из виду».

На поиски неприятельских кораблей немедленно вышли главные силы английского флота, базирующегося в портах Англии, во главе с линкором «Кинг Джордж V», а также английские корабли из Гибралтар, в числе которых находился линкор «Ринаун». Днем 26 мая «Бисмарк» был замечен самолетами английской военно-морской авиации примерно в 550 милях к западу от мыса Лэндс-Энд английского полуостров Корнуэлл. «Бисмарк» шел один без крейсера «Принц Евгений».

Вскоре после 17 часов 30 минут крейсер «Шеффилд» вошел в соприкосновение с «Бисмарком» и стал преследовать его. Английские самолеты-торпедоносцы снова атаковали «Бисмарка». Одна из торпед попала в центральную часть германского линкора, другая упала на правой стороне линкора. Скорость «Бисмарка» снова уменьшилась. После 23 часов 26 мая эсминцы «Коссэк», «Зулу» и «Маори» вошли в соприкосновение с «Бисмарком» и около 2 часов 27 мая атаковали его. В результате прямого попадания торпед в носовой части «Бисмарка» вспыхнул пожар. Германский линкор остановился, находясь примерно в 400 милях от французского Бреста. После рассвета 27 мая «Бисмарк» снова подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны английских кораблей и был потоплен в 11 часов 27 мая.

Ход бурно развивающихся событий в мире требовал от Соединенных Штатов наконец-то окончательно определиться: что делать со своим нейтралитетом?

Военный министр призывал США рассмотреть вопрос об отмене закона о нейтралитете. Стимсон заявил, что этот закон «Нарушает одну из важнейших традиций нашей внешней политики — свободу морей». Морской министр Нокс также призывал США к отмене закона о нейтралитете. Американская пресса предполагает, что эти заявления Стимсона и Нокса являются подготовкой к проведению правительством кампании с целью убедить конгресс отменить закон о нейтралитете, а это позволит американским судам доставлять снабжение и вооружения непосредственно в Англию. 

Однако отмена нейтралитета может произойти и автоматически – кто-то должен объявить Соединенным Штатам войну! «Летая» по четвертым страницам «Красной звезды» и «переваривая» пережитое от сего действия, неожиданно срабатывает ощущение, что с такой внешней политикой, которая явно отдает приоритет всем воюющим против держав оси, Соединенные Штаты аж взывали – ну нападите же вы, наконец-то, и у нас будут развязаны руки… «обдирая»-помогая всякого, кто будет против вас, но на вас напавших, мы всем скопом, да под нашим руководством, американским, любого нацистского «супостата» все равно задавим… лишь бы он был…


Рецензии