Загадочная смерть Петра Машерова

Работая над материалом о многолетнем председателе КГБ и коротком времени работы Генеральным секретарем ЦК КПСС Юрии Андропове, я прочитал немало материалов о нем всевозможных авторов.  Не один и не два из них написали, что Андропов очень хотел занять пост Генерального секретаря после смерти Леонида Брежнева и поэтому отправил на тот свет более молодых, чем он был сам, конкурентов. К ним относили секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Кулакова и первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Машерова.  Убрал Андропов и второго секретаря ЦК КПСС Суслова, который противился карьерному росту Андропова. Да и против еще одного конкурента, первого секретаря Ленинградского горкома партии Романова тоже опубликовали компроментирующие материалы в центральных газетах.
Но в этой заметке речь пойдет о загадочной смерти первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова.

Тяжелый бронированный ЗИЛ без труда бы выдержал лобовой удар о ГАЗ-53, но у красивой представительской "Чайки" просто не было ни малейшего шанса — ее передняя часть сложилась в гармошку, похоронив под рассыпавшейся из грузовика картошкой троих человек — водителя, охранника и первого секретаря ЦК КПСС Белоруссии Петра Машерова.

Его гибель объявили несчастным случаем. Виновным в ДТП признали водителя грузовика, которому после недолгого следствия и суда дали 15 лет колонии общего режима. Дело закрыли, а у народа еще долго оставались сомнения в случайности гибели их любимого руководителя. Да, Петра Мироновича Машерова в Белоруссии любили, поэтому такая трагическая нелепая смерть породила подозрения — действительно ли на трассе Минск–Москва 4 октября 1980 года произошла обычная авария?

Первый человек в республике
На момент гибели Петру Машерову было 62 года. Он к этому времени руководил Белоруссией 15 лет, в течение которых республика уверенно занимала первые места в Союзе по многим показателям. Белорусы правда любили и уважали Петра Мироновича, причем их отношение не было показушно-парадным. Люди действительно ощущали, что руководство республики реально, а не с газетных страниц заботится об их жизни. Колхозники на селе и рабочие в городах получали достойную зарплату. Купить на нее можно было много всего такого, что в средней полосе СССР днем с огнем было не сыскать. Продовольственные магазины в крупных белорусских городах поражали даже москвичей своим изобилием, а по количеству легковых машин на душу населения Белоруссия обгоняла все другие республики Союза.

Немалая в том заслуга была и лично Петра Машерова. Это был не совсем типичный советский руководитель. Он проводил свое время не в пыли кабинетов, а мотаясь по городам и селам республики и руководя процессом, что называется, "в ручном режиме". Он знал многих руководителей колхозов на своей земле, а его вертолет Ми-8 мог запросто приземлиться на каком-нибудь картофельном поле и Машеров, легко выпрыгнув из кабины, шел общаться с селянами.

Московский холодок
Но вот в Москве к главе Белоруссии относились уже не с такой теплотой, как в его родных краях. И хоть стареющего и "золотеющего" Брежнева с Машеровым роднило общее боевое прошлое, близки они никогда не были. Возможно потому, что Машеров не умел льстить и дарить дорогущие подарки, как это делали лидеры среднеазиатских республик, возможно по другим мотивам. Однако факт, что Петр Машеров так и не стал членом Политбюро, а проходил в кандидатах 14 лет, говорил уже о многом.

Нет, разумеется, он не был никаким фрондером — линию партии исполнял в республике неукоснительно. Но вот на выборах в Верховный Совет СССР кандидат Машеров упомянул фамилию Брежнева всего 3 раза, а другие кандидаты 15. Да и Брежнев на вручении звезды городу-герою Минску в 1978 году назвал первого секретаря ЦК КПСС республики "деятелем местного масштаба". А на прощание у трапа самолета поцеловал Петра Мироновича всего один раз вместо трех, да и как-то некрепко...

Все это может сейчас выглядеть странным и смешным, но тогда очевидцам и тем, кто внимательно следил за политической жизнью в стране, так не казалось. Им было очевидно, что руководство республикой — это машеровский потолок и дальше он не прыгнет, как бы ни старался. Тем удивительней был слух, который пронесся в 1980 году — мол, Петра Машерова забирают в Москву на место Косыгина руководить Советом Министров СССР. Как потом вспоминала дочь руководителя Наталья Машерова, "отец действительно начал готовиться к переезду в Москву".

Гибель под грудой картошки
Но судьба распорядилась иначе. 4 октября 1980 года глава республики поехал инспектировать уборку картофеля (в "Правде" вышла статья, критикующая уборочную), и через 29 минут его машина на скорости 108 км/час столкнулась с грузовиком, груженым картошкой.

Как это могло произойти? Тут и в самом деле много непонятных деталей. Например, почему Машеров отправился на объезд не на бронированном ЗИЛ-111, а на ГАЗ-13 "Чайка", которая совсем не была предназначена для поездок по области? Говорят, накануне у ЗИЛа оказались разбиты задние фары. Кто это сделал, как такое случилось?

Второй вопрос — почему Машеров в нарушении инструкции оказался на переднем сиденье, а его охранник майор Чесноков расположился сзади? Третий — почему кортеж был сформированным не по правилам? Впереди шла "Волга" без опознавательных знаков с сотрудниками милиции, а замыкала кортеж машина ДПС без мигалок, но с громкоговорителем.

Сама авария была, что называется, "разложена на молекулы" и действия ее участников определены посекундно. Навстречу кортежу двигался синий МАЗ, за которым тащился ГАЗ-53, груженый картофелем. Водитель МАЗа увидел выскочивший из-за пригорка кортеж и услышал, как замыкающая его машина по громкой связи командует ему взять вправо. Шофер Тарайкович выполнил требование, но поскольку МАЗ был груженым, он сбросил скорость не тормозом, а снизил обороты двигателя (стоп-сигналы не зажглись).

В это время водитель ГАЗ-53 сократил дистанцию, собираясь обогнать МАЗ, но вдруг увидел, что тот останавливается. Чтобы избежать столкновения было два выхода — съехать в кювет (тогда машина бы перевернулась) и взять влево. Водитель ГАЗа Николай Пустовит выбрал второй вариант и винить его в этом не за что — инстинкт самосохранения сработал правильно.

Но по встречке на скорости 120 км/час несся кортеж Машерова. Водитель милицейской "Волги" сумел избежать столкновения и резко увеличив скорость, проскочил по дороге перед самосвалом. Водитель "Чайки" Зайцев, как потом показало расследование, сначала пытался затормозить, но затем решил повторить маневр "Волги" и попытаться проскочить вслед за ней. Не получилось — правительственная машина на скорости 108 км/час врезалась в самосвал.
На заставке фото «Чайки» с Машеровым после аварии. Видно, что передняя часть автомобиля превратилась в месиво.

Трое сидевших в "Чайке" людей погибли на месте. Удар был настолько сильным, что сотрудники ГАИ смогли растащить машины только с помощью проходящего автокрана.

Неслучайная смерть?
Эта трагическая смерть стала настоящим шоком для белорусов. "Машерова убили", — шептались на кухнях. Только вот зачем это было делать, никто так и не сказал. Нет ответа на это и сегодня, хотя сторонники конспирологической версии до сих пор считают, что это была отлично спланированная ликвидация.

Так считают родные Петра Машерова, например его дочь Наталья. Прямых улик, указывающих на факт убийства нет, но есть косвенные признаки. Так, по ее словам вызывает подозрение, что первыми на место аварии прибыли сотрудники 9-го управления КГБ СССР, причем это произошло уже на пятой минуте после рокового столкновения. Подозрительно быстро "нашелся" и автомобильный кран, который растащил машины. А бронированный ЗИЛ? Машерову было все равно на чем ехать, почему же его охранник (кстати, работавший в этой должности всего лишь месяц) настоял на "Чайке"?

Но за всеми этими предположениями остается неясным ответ на главный вопрос — зачем? Зачем было убивать Петра Машерова, что такого секретного он знал или что мог предпринять, что остановить его могла только лишь смерть? Да, у него, возможно, были натянутые отношения со стареющим генсеком, но ведь тот сам предложил Машерову занять место Косыгина.

Косвенно в пользу версии несчастного случая может свидетельствовать судьба виновного водителя Николая Пустовита. Получив 15 лет, он через 5 лет освободился по УДО, вернулся в родную деревню и жил до самой старости, не особо привлекая к себе внимание. Если бы Машеров погиб в результате тщательно спланированного убийства, то разве бы исполнитель преступления мог оказаться простым человеком, а если бы даже и так, то разве бы ему позволили выйти по УДО и дожить в спокойствии до самой старости? Хотя есть преступники, которых используют втемную, как, например, водителя автомобиля, который взорвался на Крымском мосту.  Но тогда и водителя впереди  ехавшей машины нужно включать в число тех, кто готовил эту аварию.

Что бы ни говорили сторонники конспирологии, вероятно, придется признать тот факт, что причиной гибели Петра Машерова стала цепь роковых случайностей и результат безалаберности и нарушения четких инструкций.


Рецензии