Актер Михаил Волков
Выбор профессии
Родина Михаила Волкова (Вильфа) Украина, он появился на свет двадцать шестого сентября тридцать второго года. До войны отец служил в Наркомвнуделе, мама по профессии была фармацевтом. Михаил Волков родился 26 сентября 1932 года в Проскурове Хмельницкой области. У родителей была мечта о том, чтобы Михаил связал свою биографию с медициной, но сына интересовали театральные подмостки.
Когда парень окончил школу, он стал студентом актёрского факультета Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого, который закончил в 1954 году. По распределению попал в областной театр города Николаева. Через пару лет Михаил уже играл на подмостках Киевского ТЮЗа.
Ленинградский БДТ часто гастролировал по Украине. Волков побывал на нескольких спектаклях, и оценив мастерство артистов решил перейти в их коллектив. Михаилу повезло, Товстоногов планировал ставить «Горе от ума», и на роль Чацкого искал артиста. Немного позже кандидатуру Волкова, по рекомендации режиссера, утвердил худсовет.
Театральные роли
Окрыленный такой удачей Михаил вместе с женой и годовалой дочкой переехал жить в Питер. Как оказалось, артист рано радовался, и причина была не в его профессионализме, а украинском акценте. Товстоногов принимает решение на роль Чацкого взять другого артиста. Михаил сильно переживал по этому поводу, тем не менее уговорил режиссера быть во втором составе и играть Молчалина (в первом играл Кирилл Лавров). Товстоногов согласился, а через время эта роль стала одной из лучших в репертуаре Волкова.
Оттачивая мастерство, Михаил Давидович понимал, эмоциональной искренности и актерской грамотности недостаточно, чтобы раскрыть своего героя. Актер всё больше работал над созданием своего неповторимого стиля игры, и это ему вскоре удалось.
После премьеры постановки «Сто четыре страницы про любовь» у всех на устал только и были разговоры о талантливом и харизматичном артисте. Амбициозный, с ироничным взглядом и убийственным спокойствием – таким предстал перед зрителями на сцене его герой.
Многие режиссеры хотели видеть на своих подмостках фактурного артиста, Эфрос приглашал в театр на Малой Бронной, а Волчек в «Современник». Несмотря на довольно сложные отношения с Товстоноговым, родному театру он был верен сорок лет.
Михаил Давидович не всегда играл тех героев, которые были ему по душе. И всё же артисту посчастливилось принимать участие в «Ревизоре, «Трех сестрах», «Истории Лошади» и др.
В советское время очень часто удачные постановки экранизировали. Как тонко раскрыл Волков все градации падения своего героя в телеспектакле «Макбет». Так же артисту удалось показать трагедию и душевное состояние Джейка Варне в «Фиесте».
Роли в кинематографе
Всесоюзную популярность артист ощутил в шестьдесят седьмом году, после премьеры военных детективов «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна» (1967). Через пять лет артисту представилась возможность участвовать в съемках киноленты «Бой после победы». Персонаж отважного русского агента оказался очень естественный, органичный, без пафоса и фальши.
Режиссером Вилленом Азаровым актер был утвержден на главную роль в кинематографическую историю, состоящую из трех частей «Путь в «Сатурн”», «Конец «Сатурна”» и «Бой после победы», которая стала самой значимой в творческом пути Михаила Волкова. Образ советского разведчика Сергея Крылова актер сыграл гармонично и очень естественно, в этом образе сочетались природная мужественность актера, спокойная тактичная манера игры, а также способность четкой передачи внутреннего психологического рисунка. В итоге Крылову удалось создать не надуманный шаблонный образ, а очень естественным и получившим одобрение и доверие публики.
После того, как Волков сыграл советского разведчика, ему стали поступать приглашения участвовать в других кинопроектах. Например он сыграл князя Тихвинского в ленте «Достояние республики», Рудакова в фильме «Командир счастливой «Щуки»», Шутина в кинопроекте «Выстрел в спину», однако в большинстве случаев режиссерам по душе было использование внешних данных артиста, которые как нельзя кстати подходили для образов героев в остросюжетных лентах.
Режиссеры старались использовать благородные внешние данные Волкова, в основном он играл людей в погонах. Самые значимые роли: замполит экипажа субмарины Рудаков – «Командир счастливой «Щуки», Шефер – «Крах инженера Гарина», художник Шутин – «Выстрел в спину», полковник Данилов – «Кодовое название «Южный гром», резидент Гутман – «Кольцо из Амстердама», генерал Ларионов – «Привал странников» и др.
За свою жизнь Волков принял участие почти в 20 картинах, а над каждой своей ролью он тщательно работал, вживался в образ, чтобы она была запоминающейся. Михаил Волков в последние годы почти не снимался, предпочитая съемочному процессу игру на сцене БДТ им. Горького.
Личная жизнь
Зрители на экранах привыкли видеть артиста мужественным, суровым, сдержанным и хладнокровным. В жизни Волков был добрейшим, доверчивым человеком, всегда всем приходил на помощь. И в то же время он умел отстоять свою точку зрения, проявляя твердость характера.
Михаил Давидович очень следил за своим внешним видом, занимался спортом, не курил и не употреблял спиртные напитки, предпочитал вегетарианские блюда. Дружил с Валентинов Ковелем, Вадимом Медведевым, умел играть на гитаре, превосходно исполнял произведения советских бардов, участвовал в творческих встречах и капустниках.
Его верной спутницей была Алла Боровикова, супруги бережно относились друг к другу, и пронесли любовь через всю жизнь. Алла Павловна на телевидении занимала должность - редактор отдела постановок. Дочь не захотела стать актрисой, училась в ЛГУ на факультете иностранных языков. После окончания обучения работала в местном издании.
В середине 1990-х годов у Михаила Волкова была диагностирован наиболее распространенный тип деменции — болезнь Альцгеймера, которая постоянно прогрессировала. Актеру пришлось уйти из актерской профессии. За короткий период времени из жизнерадостного, полного сил и энергии человека он превратился в беспомощного и немощного старика.
Особенно сильно расстраивал Михаила Волкова тот факт, что бывшие коллеги очень быстро забыли о существовании артиста и не оказали тому внимания, которого он ожидал. Незадолго до смерти Михаил обратился к супруге с просьбой о том, чтобы после его кончины в стенах ставшего для него родным театра не устраивали прощальную церемонию. Умер 22 июля 2001 года. Алла Павловна выполнила просьбу мужа, в последний путь Заслуженного артиста пришли проводить два человека - Кирилл Лавров и Георгий Штиль.
Похоронен в городе Пушкине на Казанском кладбище, рядом с могилой тещи. Спустя 14 лет рядом с ним была похоронена супруга.
Избранная фильмография
Командир счастливой «Щуки»
Путь в «Сатурн»
Конец «Сатурна»
Бой после победы
Достояние республики
Свидетельство о публикации №223020500645