История одной маски
Напомнили мне о всех посещениях Венеции удивительные КАРНАВАЛЬНЫЕ МАСКИ, которые я успела привезти домой. Их совсем немного - три. А по факту таковых в Венецианской карнавальной традиции очень много. И пришла мне в голову мысль: почему бы не познакомить вас с ними в преддверии новогодних праздников.
Начну с самой любимой. Первой маски в моей коллекции. Точной реплики в миниатюре, сделанной мастером в маленькой мастерской на набережной Венеции, чуть не доходя до моста Вздохов.
МАСКА АРЛЕКИНА. Удивительно нужная и важная. По венецианскому поверью, эта маска никогда не впустит в твоё жилище плохого человека, не даст нанести тебе вред. Я когда-то, будучи в душе неизлечимым скептиком, во всю эту, как мне казалось, чепуху, не верила и даже где-то посмеивалась над этим "пережитком". Однако, как показала практика, А МАСКА-ТО РАБОТАЕТ! С тех пор, как она "поселилась" в моей комнате, ни один человек с дурными мыслями, камнем за пазухой, да просто с грязной душой, в моей комнате не задерживается. Арлекино второго раза не допускает!
История этой маски восходит к двум историческим моментам: к венецианскому Карнавалу (традиционно он проводится в феврале-марте) и к комедии масок дель-арте. Арлекин(о) входит в основной набор масок карнавала, как раз взятый из комедии масок. Персонаж сопровождает главное действующее лицо Карнавала - Короля в его свите.
Что касается сути маски в комедии, то характеристика её весьма примечательна.
Он считается маской второго дзани (первый - Бригелла). В отличие от Бригеллы, наивен, простодушен, весел, очень непосредствннен. В нём много какой-то смешной беспомощности. Очень общителен, коммуникабелен и открыт, но потому всегда получает множество проблем и неприятностей, частенько даже бывает бит. Не может приспособиться к жизни так, чтобы извлечь из неё максимальную пользу, по большей части всегда работает за других и на других за гроши. Этакий бессеребренник. Арлекин импульсивен, не умеет рассчитывать и взвешивать действия и их последствия. Он действует наугад, по вдохновению. Виртуозно импровизирует. Очень позитивен, никогда, даже при неудачах, не вешает нос, не теряет весёлости и оптимизма, светлого и наивного взгляда на мир. Арлекин - очень доверчив и любвеобилен, живет чувствами и эмоциями, но не разумом.
Если отвлечся от маски, которую в Венеции обычно изготавливали мастера по особой технологии из папье-маше, выклеивая тканевый колпачок с тремя язычками, на концах украшенными бубенчиками или бусинами, и прорези для глаз обводя красками или выклеивая тканью в форме очков (иногда и без этого обходились), то хочется вспомнить об особенностях костюма персонажа Комедии, который также называется маской. Но это - совсем другая история.
Побывав в Милане, в музее театра Ла Скала, я обнаружила там статуэтки комедии масок, сделанные из фарфора. И, конечно, среди них - Арлекин.
А пару лет назад мне довелось побывать на удивительно атмосферной выставке в Петербурге, привезённой из Италии, где были представлены разнообразные маски венецианского карнавала. Нашла я там и свою любимую маску.
Ну, и как еще не вспомнить замечательную музыкальную киноленту, в основу которой легли традиции и венецианского Карнавала, и Комедии масок дель-артэ - "Труффальдино из Бергамо"! Совершенно феерично исполнил здесь роль главного героя, в котором явно просматривается суть Арлекино, Константин Райкин.
И еще...Я долго думала...Может это покажется странным, но мне думается, что от Арлекина и во мне есть, пусть маленькая, но частичка его души.
Свидетельство о публикации №223020500765