Честное слово

( Из цикла “Кухонные монологи”)
-...У меня папа русский, мама ассирийка. Внешне полная противопожность друг друга.
Папа высокий, светловолосый, голубоглазый и курносый, мама маленькая, низенькая в лучшем случае метр пятьдесят будет, брюнетка.
Так уж получилось, что мой папа вырос у моего деда в доме. Дело было так. В краснодарском крае одна семья потеряла кормильца. Осталась вдова с тремя детьми. Чтобы как-то выжить, переехали в Грузию, где с продуктами всегда было полегче. Моему папе тогда было лет 12. И он поступил батраком к моему деду помогать по хозяйству. Благо работы было много и коровы и прочая живность. У деда кроме него было своих три дочери и три сына. Потом усыновил еще и моего папу потому что без оформления нельзя было объяснить властям его пребывание у нас. Паспортный режим и все такое. Так прошло несколько лет. Папа ассирийский выучил и говорил на нем настолько хорошо, что все забыли, что он приемный. С матерью он виделся и помогал растить своих братьев.
Потом в 41 ом началась война и моего папу призвали на фронт. Когда дед провожал его на вокзал, то взял с него слово.
- Если вернешься живым, то обещай мне, что женишься на одной из моих дочерей. Много людей погибнет и девочкам будет трудно выйти замуж.
Папа дал слово незадумываясь, настолько он уважал моего деда.
Что уж там на фронте произошло, детали не знаю. Только в начале войны папа попал в плен. Выжил чудом. Вспоминать о том, что было в концлагере, не любил. Только плакал, когда потом смотрел фильмы о войне. В 1945 году работал у одного бюргера на ферме. Причем с такой отдачей, что в него даже влюбилась дочка хозяина. Как я уже сказала, папа был внешне очень хорош собой. С такой внешностью люди обычно снимаются в фильмах и имеют кучу поклонниц. Немец был невредный человек и, видя, что война идет к концу, даже предложил моему папе жениться на его дочери и остаться в Германии на всем готовом. Но папа сказал:
- Я дал слово и должен вернуться домой. Моя жена будет там.
Какими уж путями он возвращался, что именно сделал, чтоб миновать фильтрационные лагеря, не знаю. Тогда тех, кто был в плену, отправляли в Сибирь. И папа всю жизнь прожил под страхом, чтоб за ним не пришли люди из органов. Потому никогда ничего не рассказывал о пережитом. А мы, дети и не спрашивали. В Тбилиси папа оказался в 1946 году. К этому времени две старшие сестры были уже замужем и дома его встретила только самая младшая сестра, моя будущая мама.
Они поженились. Скорее всего никаких особых чувств не было, но слово есть слово. Мама рассказывала, что у нее было много завистниц. Тогда мужчин, вернувшихся с войны, катастрофически не хватало. Из каждых ста ушедших на фронт, домой вернулись только трое. И насколько здоровые, уже никто на это не смотрел.
Начали супруги все с нуля. В 1947 родился мой старший брат, потом я через два года. Всего нас шестеро детей. Два старших сына закончили школу на отлично.Старший получил золотую медаль,на красный диплом окончил в Баку физмат.Имел звание заслуженного учителя России. О каждом можно рассказывать долго и с любовью.
Жили мои родители не совсем ровно. Сказывалась разница в характерах.
С годами у папы ноги очень болели. В конце 80ых ему ампутировали обе конечности поочередно.10лет мама за ним ухаживала. При этом они все время одаривали друг друга "комплиментами".
О разводе никто из них никогда не думал. Держали слово, данное деду, которого давно не было в живых.


Рецензии