2. От автора
Изучая древнюю историю, будучи совсем молодым человеком, я понял еще в середине 70-х годов прошлого века, что эта теория ошибочна. Она противоречит историческим фактам, доказывающим, что в прошлом люди обладали высокой духовностью и культурой, создавали высокие цивилизации, делали великие научные открытия и технические изобретения, создавали замечательные художественные творения, поражающие своей величественностью наших современников.
Строители светлого коммунистического будущего в нашей стране, в частности в нашей области, возомнили о себе, что они единственные творцы истории. Однако это оказалось не так. Отрицая достойное прошлое своего народа, создавшего великую мировую державу, они обедняли его духовную жизнь, обесценивали выработанные в течение многих столетий народные традиции, силой идеологической пропаганды подчиняли сознание советских людей своей воле. Народ верил им до тех пор, пока страна не вступила в эпоху «расцвета застоя», которая стала высвобождать сознание людей от подчинения обанкротившимся коммунистическим идеалам. И только «перестройка» на время вернула людям веру в возможность перемен к лучшему. Поэтому я включился в общественную жизнь области и создал областную общественную организацию «Мемориал». К сожалению, у перестройки, как оказалось, были иные скрытые замыслы.
Бросать открытый вызов существовавшему режиму в условиях безраздельного господства КПСС было бесполезно. Да это и не входило в мои задачи. Я не был врагом нашей «руководящей и направляющей силы». Я наивно верил в неё, в её мудрость и справедливость. Но я был не согласен с её наплевательским отношением к нашему прошлому. Я вырос в селе, знал истинную жизнь народа, тяжесть его труда, его вечную нужду и полное бесправие. Мне было его жаль. По профессии я историк, защитил кандидатскую диссертацию по археологии, докторскую – по культурологии. В силу своей специальности увлекся краеведением, изучением и сохранением исторического и культурного наследия, музееведением.
В ходе работы мне приходилось соприкасаться с руководителями области научного и культурного профиля. И здесь я обнаружил не только непонимание с их стороны необходимости знать, изучать и сохранять объекты исторического прошлого – живые свидетельства достоверной истории, но и прямое неисполнение, нарушение законодательства в области музейного дела и историко-культурного наследия. Однако мои неоднократные обращения в областные и республиканские органы власти не имели успеха. Все оправдывалось тем, что на ноябрьскую демонстрацию выходили все студенты, несли плакаты «Слава КПСС», проходя мимо трибуны, дружно кричали: «Ура». За попытки критиковать недостатки в области сохранения исторического и культурного наследия мне грозили партийными взысканиями, лишением партбилета, оказывали давление по месту работы. Это было очень опасно. Лишившись партийного билета, человек автоматически лишался работы в вузе.
Для иллюстрации противоположности наших взглядов приведу лишь два красноречивых примера.
В конце 70-х годов я увидел, что центре города, в 100 метрах от обкома КПСС, во дворе моего дома мальчишки вместо футбольного мяча гоняли человеческий череп. Я сказал, что этого делать нельзя, и спросил, где они его взяли. Мальчишки указали на котлован строящегося нового дома. В настоящее время этот дом находится на улице Красной №4 в Кемерово, что напротив третьего корпуса КемГУ. Сейчас на университетском здании висит мраморная доска с надписью «В этом здании в годы Великой Отечественной войны располагался военный госпиталь № 1242». Я побывал на месте котлована. Там, действительно, виднелось много человеческих костей. Среди них я подобрал латунную солдатскую пуговицу со звездой. Во время войны на этом месте, видимо, хоронили солдат, умерших в госпитале. С этим черепом я пришел к партийному секретарю Центрального района. Тот сказал, что череп, видимо, со старого «поповского» кладбища, которое располагалось здесь до того, как снесли церковь. Я возразил, что это кощунство, и надо эксгумировать и перезахоронить человеческие останки, чьи бы они не были. С этими словами я положил на стол солдатскую пуговицу, но удовлетворительного ответа не получил.
Другой неприятный случай также показал мне отсутствие высокой нравственности у наших партийных руководителей. В 1989 году, созданная мною областная общественная организация «Мемориал» занялась поиском мест, связанных с репрессиями в отношении политических заключенных. В Чебулинском районе на окраине поселка «Восход», бывшего 4-го отделения Ново-Ивановского лагпункта, в обрыве берега мною были обнаружены человеческие кости, вывалившиеся из берега Кии во время весеннего разлива реки. Пожилой рыбак, сидевший на берегу, использовал эти кости для подставки под удилище. Он разъяснил, что умерших и расстрелянных заключенных сваливали в овраг и зарывали бульдозером. С этими костями я пришел к секретарю партийной организации совхоза. Им оказалась пожилая женщина, которая пояснила, что знает об этом, но никаких гуманистических мероприятий совхоз проводить не будет, так как это останки предателей Родины. С фотографиями этого места я пришел к заведующему идеологическим отделом областного комитета КПСС. Тот ответил, что так этим врагам народа и надо. Однако, как было впоследствии установлено, в этом лагере «отсиживались» не только «враги народа», но и заслуженные люди из числа репрессированных представителей науки и культуры. В настоящее время на этом месте установлен поклонный крест.
За свое «непослушание», научную ошибочность и антисоветскую идеологическую позицию я подвергался критике со стороны историков, представителей, так называемой «лучшей научной школы Кузбасса». И, что самое интересное, ни один из многих сотен остепененных историков ни разу не вступился за меня. Приходилось быть одному в поле воином. После очередной публичной «проработки» некоторые сочувствующие «товарищи» незаметно для окружающих дружески похлопывали меня по плечу со словами: «Правильно, Михалыч, сказал, ты молодец». Поддерживал меня лишь доктор исторических наук профессор Анатолий Иванович Мартынов, за что публично приношу ему благодарность. Слава Богу, что прошли те мрачные времена, и мы можем более свободно обсуждать волнующие нас общественные проблемы, не боясь подвергнуться репрессиям. В этом я вижу и свою некоторую заслугу.
Странно другое: прошло больше трех десятков лет с тех пор, как мы официально распрощались с большевистской идеологией и методикой духовного насилия, но многие из числа даже не совсем пожилых историков, преподавателей вузов, при встрече в неофициальном разговоре продолжают упрекать меня в том, что я среди них был «белой вороной», а не помалкивал, как они. Мол, добился бы большего по службе. Но я не жалею, что не пресмыкался, подобно им. Время показало, что я был прав. Прав в том, что добился создания областной службы охраны памятников, что первый в стране еще в советское время начал подготовку специалистов музейного дела, что открыл первую в Сибири кафедру музееведения, что выступил против создания в университете культуры и искусств научно-исследовательского института толерантности, что проводил выявление мест массовых репрессий политических заключенных, что настаивал на развитии туризма, что отстаивал исторически достоверную дату основания города Кемерово.
Времена изменились. Сейчас в стране и в Кузбассе существенно улучшилось отношение руководства области, научных работников и населения к нашему прошлому, к нашим историческим ценностям, к духовным народным традициям. Однако нерешенных проблем еще много. И, слава Богу. Значит, есть над чем работать, есть куда двигаться. Значит, я в строю и в состоянии еще сделать что-то полезное.
В настоящей книге я собрал некоторые сохранившиеся в моем домашнем архиве публикации в средствах массовой информации о том, по каким вопросам приходилось полемизировать и доказывать свою правоту в отношении к прошлому, к историческому и культурному наследию, к состоянию музейного дела в Кемеровской области. К ним я приложил некоторые фотографии тоже из своего архива. Эта тема – не только моя работа, но и неотъемлемая часть жизни.
Своё откровение закончу стихотворением, которое отражает мои мысли и переживания. Хотелось бы, чтобы современная молодежь прониклась ими, чтобы мой стих вызывал чувство причастности к нашей общей истории, придал силы и формировал душу, отзывчивую и неравнодушную.
ПАМЯТНИКИ ОТЧИЗНЫ
Седые древности Отчизны!
Вы всюду на моей земле.
Немые памятники жизни,
Ушедшей, сгинувшей во мгле.
Курганы древние и церкви,
Окопы, избы и дворцы –
Лишь только вам, лишь вам поверю,
Как жили пращуры, отцы.
Уйду в дела. От дел устану,
Но вновь к святыням я вернусь.
И вновь разгадывать я стану,
Как родилась, жила, творила Русь.
Где прах далеких предков под курганом,
Где кровь и слезы в землю пролились,
Где умирали мы, залечивали раны
И вновь из пепла родились.
Отечество мое – святые наши камни!
Позвольте – к вам руками прикоснусь.
Вы – боль моя, негаснущая память.
От вас лишь сил я наберусь
И встану вновь на кабинетном бранном поле.
Ура! Мы ломим! Вы, стихи-гонцы,
Трубите, что по чьей-то воле
Не рухнут больше церкви и дворцы.
------------------
Иллюстрация: Творческий момент. Анатолий Михайлович за созданием картины «Здесь будет город».
Свидетельство о публикации №223020500959