По Москве известной и не очень!

 
               
     Было! Было!Ох, было! Ранее, когда ноги мои были легкие, я с большим интересом посещал любопытные исторические места Москвы.  А нынче  остались воспоминания, какими  я и делюсь с читателями.

   А мы командировочные  прибыв в Москву  на поезде из Чебоксар,  а приходил он очень рано,    на метро ехали перекусить  в котлетную,  что работала круглосуточно  в цоколе здания  смоленского гастронома. Потом оформляли пропуска в здание Минхимпрома по адресу Кирова 20.
 
  В этом старинном здании, построенным в самом начале 18 века потомками Рюриковичей,  на углу Кривоколенного переулка, задолго до революции после нескольких предыдущих владельцев был доходный дом шотландских предпринимателей братьев по имени Мюр и Мерилиз. И в центральном вестибюле на плиточном полу  была изображена большая синяя звезда а в ней с ятями Мюръ – Мерилизъ.  Кстати они же основали в Москве тот самый  ЦУМ.

      Оформив пропуска мы из центрального вестибюля спускались в цоколь здания  и  пили  кофе у армянина Алика.  Он готовил его в турках с длинными деревянными ручками на противнях с раскаленным песком.  Это было нечто! Оно почти полностью  излечивало нас от ночных возлияний в поезде.

       Затем по широкой  лестнице мы поднимались вверх на этаж своего главка. А на ней были  фотопортреты героев соц труда Минхимпрома. И  среди них наш  генеральный директор Л.С. Шевницын.
 Проходя мимо,   докладывали – Леонид Сергеич! Мы не опоздали. Находимся на месте, совершенно трезвые и готовые к работе!

      А чуть ниже здания Минхимпрома направо был малый переулочек. Назывался он тогда улицей Мархлевского (Ныне Мясницкий переулок).  А в самом конце его у выхода на Сретенку был маленький магазинишко, где в те времена жутких горбачевских запретов, торговали спиртным.
  А ниже по Кирова,   левый поворот в  Златоустьинский переулок,  где была  уютная стоячая пельменная. Там мы под то, что приносили с Мархлевского, угощали своих министерских кураторов из нужных отделов.

      А если нам после поезда  удавалось перекусить прямо на вокзале, то мы ехали на метро до станции Кировская (Чистые пруды) и неспешно по правой стороне улицы передвигались к зданию Минхимпрома  по адресу Кирова 20. Сразу же перед нами был полукруглый фасад  старого здания училища зодчества и ваяния им Сурикова. О чем напоминала  мемориальная табличка на стене здания.
    Правда,  после торжества советской власти уже в 1918 году это заведение было переименовано во  Всесоюзные ХУдожественные ТЕнические  МАСтерские.
   Именно  про это упомянул наглый Бендер, выдавая себя за художника-профессионала,  при посадке на пароход Скрябин.
-- Как же! Как же! Окончил ВХУТЕМАС!

    Далее напротив старого здания Московского почтамта  удивительной красоты необычный чайный домик купца Перлова.   До нынешних дней я при посещении этих мест  захожу туда и покупаю кофе в зернах,  а мне его здесь же перемалывают. Запахи стоят невероятные! Лучшего подарка для мой супружницы и быть не может!

    А  еще подалее  по правой стороне за аркой во дворе на втором этаже была двухкомнатная квартирка легендарного актера Алексея Грибова. Он жил там со своей третьей женой Натальей.    
   Она была на  26 лет моложе  его. Несколько лет боролась с его  жизненными  излишествами, а потом два года ухаживала за ним лежачим после инсульта до самой  его кончины.

     А мы возвращаемся в здание Минхимпрома. Там на площадке последнего этажа центральной лестницы находилась  каморка администратора Министерства по фамилии Саде.
      На ее двери висело объявление – Оформление командировочных удостоверений, выдача направлений на гостиницы  и ПРИКРЕПЛЕНИЕ(!) печатей от…. до…
       Эдакий маленький и сгорбленный дедок.  Про него ходили слухи, что еще в довоенные  30-е годы он разоблачил в министерстве иностранного шпиона и получил здесь должность пожизненного администратора.

      А мы ждали хорошего направления в ведомственные гостиницы. Но очень редко нам удавалось попасть в шикарное   Свиблово.  Нас,  как правило,  отправляли в Большой Козловский переулок, что находился за Южным входом станции метро Лермонтовская (ныне  Красные ворота).

  Это было большое помещение в полуцокольном этаже здания со сводчатыми потолками. Два десятка кроватей в одном зале. В предбаннике под лестницей  титан с горячей водой.  Рядом умывальник и туалет.
   Ну, натуральное "общежитие студентов химиков имени монаха Бертольда Шварца" (это по Ильфу и Петрову).
      Но! Но! Совсем рядом был легальный магазинчик по продаже спиртного! А потому  все особо и не  возмущались!
 Мы же Химики!

   На фото: Старинное здание построенное потомками Рюриковичей еще в 18 веке.
      Продолжение следует.
      
 Дополнение: Уже после опубликования этого текста узнал интересное. Оказывается эта улица имела 6(!)названий. После революции она была Первомайской. А Кирова стала по причине, что тело застреленного в Ленинграде Сергея Мироновича везли с вокзала в Кремль как раз по ней. Вот такие сторические повороты!


Рецензии
Чайным домиком много раз любовался, но даже не знал, что и кофе там же. В Мо кве ведь всегда бегом, в егда спешишь. Но места знакомые, как-нибудь осмотрюсь. Основатели ГУМа, надо же! Иниересный очерк.

Михаил Бортников   08.04.2023 08:07     Заявить о нарушении
Сколько же хожено, перехожено по заветным тропкам Москвы!

Владимир Островитянин   08.04.2023 09:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.