Из наследия И. Кона. Будущее России в ее прошлом
В 2019 году я смог опубликовать в двух выпусках журнала «Телескоп» (№№2, 3) фрагменты моей переписки с И.С. Коном. Первая из этих статей начинается так: «Жизнь подарила мне множество встреч, дружеских отношений, форм сотрудничества с людьми, которые внесли значимый вклад в науку и культуру российского общества. Игорь Семенович Кон (1928-2011), безусловно, одна из ярчайших фигур в советском / российском обществоведении и в процессе укрепления в современной России гражданских, гуманистических ценностей и норм поведения. Переписка с Игорем Семеновичем Коном стала для меня не только школой историко-социологических поисков, не только источником фактов, неожиданных реминисценций о становлении и развитии отечественной социологии, но и пятилетней беседой с глубоко интеллигентной личностью, с человеком, десятилетиями погруженным в науку и по-настоящему переживавшим драмы общества и драмы отдельных людей. По-моему, никто другой из отечественных социологов не подвергался столь жесткой критике со стороны ряда ключевых в стране институтов и организаций и никто кроме него не получал такое огромное количество благодарных слез и светлых улыбок от тех, кому он помог в жизни, а в некоторых случаях — спас жизнь.
Даже легкое прикосновение к письмам И.С. Кона показывает, как щедро он дарил мне самое ценное, чем он обладал: время и память. Времени у него было мало, он стремился сохранить его для работы. Память его была бесконечной, но я знаю, насколько сложно, иногда больно залезать в прошлое и находить в себе силы рассказать о нем» [2].
В то время, когда я «пытал» Кона, он работал над мемуарами «80 лет одиночества» и все же активно помогал мне в моих моих историко-биографических поисках. Наша переписка началась весной 2005 года и оборвалась 5 марта 2011 года, менее чем за два месяца до смерти И.С. Кона. Но до сих пор мне удалось опубликовать все его письма, так как в том же 2019 году журнал «Телескоп» вынужден был прекратить свою работу, и новых статей не последовало.
Иногда я перечитываю письма Кона и заново все переживаю, иногда улыбаюсь, но в целом – грущу. почти каждое письмо могло бы стать отдельной публикацией.
Ниже расположен текст И.С. Кона, присланный мне 26 ноября 2008 года. Пятью днями раньше он был размещен на портале «Полит.Ру» под заголовком «Будущее России – в ее прошлом» http://www.polit.ru/article/2008/11/21/history/. Текст был написан за два с небольшим года до смерти Кона и, думаю, что Игорь Семенович более нигде его не публиковал. Проделанному Коном анализу движения социально-политической жизни России уже 14 лет, но это не архаика, все остро современно.
Лишь надо дополнить географию послевоенных войн, упоминаемых Коном, Украиной. Позицию Кона можно обозначить безошибочно. Он сразу назвал бы эту войну движением России в прошлое.
Игорь Кон. Будущее России – в ее прошлом
В юмореске «Крот истории и сова Минервы» (https://polit.ru/article/2008/10/30/kon/) я легкомысленно осмеял этот слоган Александра Дугина. С точки зрения пошлой позитивистской логики, он действительно нелеп: если идти вперед, глядя назад, ты даже на ровном месте будешь спотыкаться и падать. Но это верно лишь для тех, кто куда-то идет. Тем же, кто бродит по цепи кругом, будущее не сулит ничего нового.
Давно сказано, что у России непредсказуемое прошлое, потому что ее историю постоянно переписывают в интересах меняющихся начальников (достоверно известно, что Иван Грозный собственноручно редактировал русские летописи). Зато в нем кристально ясно отражается наше будущее. Если не считать всем известных Дорог и Дураков, в российской истории четыре константы: Славное Прошлое, Плохие Соседи, Мудрый Вождь и Светлое Будущее. А поскольку в ней все течет и ничего не меняется, у нас каждый старик может быть пророком. Почему бы и мне не поработать в этом жанре?
Я начал читать взрослые газеты и разбираться в политике еще до войны и все помню, не хуже Пиковой дамы. В 1940 году по просьбе прибалтийских республик (остряки тогда говорили, что прибалты обратились с просьбой: «Протяните нам руку помощи, а ноги мы сами протянем»), мы ввели туда войска, после чего они пожелали навсегда стать нашей составной частью. А теперь болтают об «оккупации»…
Потом была тяжелая война, но уже в 1946 г. товарищ Сталин четко обрисовал наши перспективы. Указанные им нормативы производства чугуна и стали мы превзошли, до райской жизни было рукой подать. Но тем временем чугун и сталь потеряли былое значение. Кроме того пришлось спасать от американо-ооновской агрессии Северную Корею, затем давить танками поддавшихся влиянию западной пропаганды берлинских рабочих, потом, чтобы гедеэровские немцы не разбежались, сооружать берлинскую стену. В 1956 г. от западной интервенции пришлось спасать венгров, в 1968 г. – чехов и словаков, очень много хлопот было с Польшей. Все они были нам благодарны.
В 1961 г. наши долгосрочные светлые перспективы окончательно прояснились. Очередной съезд партии твердо обещал, что через 20 лет мы будем жить при коммунизме. Правда, по поводу обещаний догнать и перегнать США по производству мяса и молока злые языки преподавателей научного коммунизма говорили, что догнать – это хорошо, а вот перегонять не надо, чтобы американцы не увидели нашей голой задницы. Тем не менее мы единодушно голосовали за. Впрочем, когда от развернутого строительства коммунизма мы вернулись в развитой социализм, тоже никто не возражал, нас радовал собственный реализм.
Зловредный Запад нас опять подвел. Очень дорого стоило возить ракеты туда-обратно на Кубу, поддерживать революции в Африке, Азии и Латинской Америке, а потом списывать их безнадежные долги. Наша многолетняя борьба с израильской военщиной помогла становлению центров международного терроризма, которые позже стали действовать против нас. Потом мы оказали бескорыстную (честное пионерское – ничего, кроме убытков!) интернациональную помощь народу Афганистана, где нас все обожали, но американские империалисты развязали против нас партизанскую войну, так что и оттуда пришлось уйти.
Разве это не славное прошлое?
Огромных денег стоила борьба за мир во всем мире, против размещения американских ракет в Европе. Мы уже почти выиграли эту мирную историческую битву, но тут упали мировые цены на нефть, а других источников дохода у нас не было, и американские империалисты, с помощью гайдаровской пятой колонны, коварно разрушили нашу страну.
С трудом пережив страшные 90-е, когда было непонятно, кто кого прихватизировал, благодаря нефтяному буму мы все-таки встали с колен, нашли нового Национального Лидера, вернулись к своим духовным истокам, вспомнили «Москву – третий Рим», «православие, самодержавие и народность», создали новое морально-политическое единство и национальное согласие. Оценили и заслуги незабвенного товарища Сталина. Очередной 20-летний экономический план затмил жалкую программу КПСС, в нем все рассчитано до копейки, это тебе не «экономика должна быть экономной»… Мы снова стали бряцать оружием, углеводородами и нанотехнологиями, перепугав не только ближних, но и дальних соседей. Глубоко порочной европейской идее прав человека противопоставили свои традиционные морально-религиозные ценности, зримым воплощением которых наша страна была от Ивана Грозного до Сталина.
Западный империализм по-прежнему загнивает, но не сдается. Наглая грузинская агрессия (как будто это не мы в свое время отдали им Абхазию и Южную Осетию?) , украинский реваншизм (и зачем только мы освобождали Западную Украину от польского владычества?) , британские разведчики-отравители… Несмотря на общие семейные ценности и личную дружбу с нашим президентом, Джордж Буш специально, чтобы досадить нам, подорвал американскую и мировую экономику, и это, вопреки научным прогнозам наших экспертов, отрицательно отразилось на российском рынке.
Верные традициям, мы и на сей раз не растерялись. Помня пословицы «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты» и «С кем поведешься, от того и наберешься», вместо подлых старых завистников мы приобрели новых замечательных друзей (не буду называть их имена к ночи) и предложили миру новые захватывающие планы всеобщего консервативного обновления.
Главное – вера в Национального Лидера. Общеизвестно, что наши оценки любимых вождей меняются по стандартной формуле «Ну, а потом его немножечко того, тогда узнали мы всю правду про него…». В данном случае «того» невозможно, нас может разлучить только смерть, его или наша, дай Бог ему здоровья! Да и как можно не любить человека, который персонифицирует наши лучшие свойства и чаяния?
Признаюсь, в глубине души мне всегда было немного жалко наших вождей. Их, как правило, хвалят и ругают не за то, что они сотворили, а за то, в чем они ни сном, ни духом не виноваты.
Однажды Бог вызвал для отчета глав великих держав. Американский президент (это было задолго до обоих Бушей), рассказывая о своих трудностях, не выдержал и заплакал. Господь потрепал его по плечу и сказал: «Ничего, как-нибудь образуется». То же самое повторилось с английским премьером, Господь сказал: «С Божьей помощью и это пройдет!» Но когда наш генсек гордо поведал о достижениях своей страны, Господь, молча, сел рядом с ним и заплакал…
Наша главная беда – неверие. До 1917 г. мы свято верили в Вертикаль Власти, простиравшуюся от Бога, Царя и Отечества до последнего городового. Сегодня мы не знаем, кого больше бояться, бандита или милиционера, и кому сочувствовать – прокурору, адвокату, обвиняемому или судье. Беспощадные подковерно-публичные (никогда бы не поверил, что такое единство возможно) разборки спецслужб сделали подозрительным даже чекистский крюк, на котором, казалось, так надежно подвешено наше государство и каждый из нас в отдельности. Философский вопрос - верить кому (и чему) или в кого (и во что)? – кажется еще более неразрешимым, чем практический (в старинном оригинале речь идет о сексуальных услугах) - «заплатить или надуть?»
А может быть нужна не вера, а доверие (эти чувства различны и даже противоположны)? Но как оно может сформироваться в атмосфере глобального обмана и тотальной коррупции?
Даже если прилетит вдруг волшебник в голубом (неужели и здесь подвох?!) вертолете и бесплатно развезет всю нашу правящую элиту по ее совсем не воздушным испанским замкам, в нашей жизни ничего не изменится. После очередного мучительного передела власти и собственности, мы найдем нового доброго Кощея Бессмертного (он же – Иван-царевич в зрелости), который отмстит, наконец, неразумным хазарам и гарантирует очередной виток нашего славного прошлого.
Для предсказания нашего будущего не нужно ни социологии, ни футурологии. Наша история – повторение одних и тех же грабель (недаром мы страна древней земледельческой культуры). Вот если бы мы научились различать право и лево, верх и низ, перед и зад, и перестали вечно бродить по заржавевшей цепи (оригинальную златую в торгсин снесли еще в 1920-х, когда у Лукоморья дуб срубили, Кота в котлеты изрубили, а Лешего сослали в Соловки), наше прошлое, возможно, стало бы более определенным, а будущее – вариабельным.
Но за прошлое в ответе наши славные предки, а кому нужно непредсказуемое будущее? И что скажут по этому поводу наши нерожденные потомки, от имени которых кричат народные витии? Нет уж, пусть все идет, как всегда…
Смайлики расставьте сами, по вкусу
Литература
1. Докторов Б. Вот и зима завершилась. Последнее письмо И. Кона. http://proza.ru/2022/04/30/188
2. Докторов Б. Игорь Кон: «От истории ничего утаить нельзя» Из электронной переписки с И.С. Коном. Часть I. 2005-2006 гг. / Телескоп. 2019. №2. http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/2019-2-01.pdf
Свидетельство о публикации №223020600124