Процоенная музыка

Сегодня вся влюблённая в русский рок общественность дружненько справляет 60-летие Виктора Цоя. Увы, этот музыкант не дожил до столь почтенного юбилея, оставив этот мир всего лишь в 28. Пропустить такую дату я, конечно же, не имею права... или имею, но хочу не иметь... в общем, в искусстве, как и в жизни, всё сложно и легко одновременно. А потому, не мудрствуя лукаво, хотел бы рассказать вам о своём личном отношении к этому артисту.
Отчасти для того, чтобы закрыть эту тему раз и навсегда...

В 2012 году журнал "Rolling Stone Russia" включил Цоя в двадцатку "лучших музыкантов в большом кино"
Думаю, не сделаю открытия, если скажу, что творчество группы "Кино" мне никогда не было близко. Даже при всей моей (в своё время - бешенной) любви к року советского производства, песни этой группы всегда казались мне уж слишком простыми и неинтересными в музыкальном и текстовом плане. Нет, конечно, и у меня есть любимые песни "Кино". По сути их всего две - "Дерево" и "Кончится лето".

По иронии судьбы, с первого и последнего альбома коллектива. На мой взгляд, две эти композиции, чистые и ясные, как июньское солнце, и стоит включать во все сборники лучших композиций русского рока.
Однако отрицать "киноманию" и её влияние на отечественную музыку - столь же глупо, как отрицать существование собственного сердца. Корни этой самой "мании" вполне ясны: как я и сказал выше, песни Цоя просты по музыке и достаточно понятны по тексту, и потому хорошо усваиваются большинством слушателей. Безусловно, это не радийная жвачка - во многие "кино"-песни заложен глубокий смысл, трогающие душу чувства. Но и рядом с условной "Stairway to Heaven" творчество "Кино" лучше не ставить, дабы не сравнять последнее с землёй.

Скажете, несравнимые вещи? В чём-то да. Но подумайте сами, что скорее станет массовым гимном нескольких поколений: 10-минутная многочастная, напичканная смыслами и неясными образами "Лестница в небеса" или условная "Группа крови" с лёгким ритмом драм-машины и простейшими гитарными партиями? Думаю, ответ очевиден. Это не значит, что что-то лучше или хуже: такова се ля ви.

Конечно, "киномания" в первую очередь видна на примере музыкантов, профессионалов и любителей. Для многих песни "Кино" становятся первыми песнями, которые они разучивают на гитаре (а для многих становятся последними). Культ гитары в нашей стране, возникший в своё время в связи с появлением бардов-шестидесятников, ныне во многом зиждется на материале русских рокеров, и в первую голову - на материале "Кино". А любовь народных масс к этим песням заставляет уличных музыкантов вновь и вновь выходить на улицу с "Переменами" и "Кукушкой", а профессионалов записывать всё новые и новые трибьюты памяти звезды. В результате всестороннего "процоевания" массовой музыкальной культуры с творчеством этого человека происходит то, что уже произошло с наследием таких величин, как Пушкин и Чайковский - оно начинает страшно бесить.
Ты уже не можешь спокойно воспринимать любое воспоминание о Цое, а любому уличному гитаристу, вне зависимости от его способностей, подчас и весьма высоких, при первых аккордах "Кукушки" хочется прокричать: "Молю Господом нашим, замолчи!". Я живу в городе Питере и прекрасно знаю о чём говорю...

Не стоит ли немного притормозить с Цоем? Не такая уж это великая музыка, чтобы поднимать её из глубин каждый божий день. Может, уличным музыкантам стоит хоть чуть-чуть скорректировать репертуар, а слушателям обратить внимание на других артистов?
За музыкантов я не в ответе, но вот за слушателей...
В каждой новой статье я стараюсь рассказывать об интересных музыкантах и песнях, на свою пока что небольшую аудиторию вещать о роке, блюзе, джазе, диско, евродэнсе, мало ли о чём ещё. Так что заходите иногда: может, разнообразите свой плейлист.

Никакого негатива к поклонникам Виктора Цоя и группы "Кино" я, разумеется, не испытываю. Каждый волен слушать то, что он хочет, и не дай Бог кому-то мешать или что-то навязывать. Мне просто не хочется, чтобы уже откровенно надоевшая многим музыка превратилась в затёртый томик Пушкина, на который ученик пятого класса взирает со вздохом усталости, рвущимся из молодой груди.


Рецензии