Движение по спирали метафизики любви

"Невысказанная любовь" режиссёр Людмила Никитина.
Художник по костюмам –Анастасия Панфилова.
Художник по свету – Мария Колоколова.
Роли и исполнители:
 Абель Знорко – Кирилл УЛЬЯНОВ.
Эрик Ларсен – Валентин ВОРОБЬЕВ.
Премьера состоялась 18 февраля 2023 года в Театральной Долине, АРТМУЗА.
В спектакле «Невысказанная любовь» Людмила Никитина обращается к драматургии Эрика-Эмануэля Шмидта известного своими литературно-драматургическими исследованиями внутреннего мира человека, процессов и факторов, оказывающих влияние на парадигму человеческого существования. В массиве литературных и драматургических произведений Никитина фокусирует наше внимание на одном исследовании великого автора, которое он облёк в драматургическую форму. В нём в массиве различных психо-эмоциональных факторов человеческой жизни, он выделил фактор любови, чьё влияние на парадигму существования человека и пространство его жизни является многовековым объектом исследования известных мыслителей науки и искусства. Возникновение его в человеке происходит в пространстве внутреннего мира, сфере, в котором реальные события, явления и люди окружающего нас мира - эти факторы, пробуждают в нас эмоции и чувства. Их аккумуляция в этом замкнутом пространстве запускает синтез процесс, в результате которого в каждом из нас формируется индивидуальной концепции восприятия людей и окружающего нас мира, возникает парадигмы существования, система жизненных ценностей и многого то, что определяет наше сознание и бытие на всех его уровнях. В сценической проекции мысли великого драматурга спектакль Людмилы Никитиной «Невысказанная любовь» предлагает сценическую проекцию исследований Шмидта, возможность совершить собственный путь исследования любви, которую он рассматривал в качестве доминанты человеческой жизни высшего порядка, явления природа которой сложна и до конца не изучена. 
В этом обращении к этой сложной многовековой теме плоскость его исследования - это пространство, выстроенное вокруг образа женщины, в котором она доминанта, полностью определяющая само пространство, его контент и форму и направление нашего познания любви. Особенностью этой пространственной доминанты заключается в самой героини этой истории, пространство её образа здесь создаёт окно возможности, направляющее процесс нашего познания по витиеватой тропе через яркие декорации эмоций и чувств их лики здесь слегка отдалены и оттеняют объект нашего познания. Эта тропа подводит наше познание к особой точке, в которой объект нашего познания предстоит перед нами в виде сложного многомерного метафизического объекта, его природа и характерные черты открываются нам в процессе нашего погружения в глубины  истории запечатлённой Шмидтов в его произведении.
  Познание метафизики любви в спектакле начинается с изучения образа героини, чей лик на сюжетном холсте этой истории нарисован силуэтно, контурными линиями, многое в нём находится за границами сюжетного пространства этой истории и это создаёт зрителю возможность тонкой прорисовки её образа, которое он осуществляет в процессе проникновения в сюжетное пространство этой истории. В этом процессе он соединяет различные небольшие детали- мозаичные фрагменты её образа возникают и таким образом рисует свой собственный протрет героини. Примечательной особенностью её образа в диспозиции его присутствия во времени и пространстве, в нем он дуален, так как героиня незримо перманентно присутствует в пространстве, в котором она оказывает прямое и косвенное влияние на персонажей и на всё происходящее в пространстве.
В истории под названием «Невысказанная любовь» этот сложный образ воплощён в силуэте женщины, чьё существование полностью предопределена суровой, инкурабельной болезнью. Её жизненное пространство по своей форме и содержанию абсолютно подконтрольно болезни, под чьим суровым влиянием пространство её жизни сжимается подобно бальзаковской шагреневой коже, в нём таймер обратного отсчёта минусует дни и часы её жизни. Изучения пространства образа героини в спектакле предоставляет нам уникальную возможность познания особой формы экзистенциального существования, при котором человек абсолютно бессилен изменить чего-либо в собственной жизни так как затягивающаяся удушающая петля болезни затягивается и приближает финал жизни. Фактор болезни в жизни героини форматирует сознание героини, он создаёт особую призму взгляд через открывает иную картину окружающего её мира, людей и событий, происходящих в её жизненном пространстве.
В исходной точке пути нашего познания метафизики любви происходит событие, которое задаёт точку символического начала нашего изучения фактора любви, здесь пересечении оси времени и пространства происходит встреча двух персонажей, двух мужчин, жизнь каждого из которых связана сильными узами с героиней. В этой истории - это Абель Знорко (Кирилл Ульянов) и Эрик Ларсен (Валентин Воробьёв), это диаметрально-противоположные личности – антиподы, каждый из которых живёт в своём собственном мире, занимает собственное место в общественно-социальной лестнице, их жизненные пространства и круги социализации не соприкасаются, их разделяют километры дорог.  В этой истории точка пересечения их жизненных путей и дорог материализуется в момент возникновения пред ними образа героини и этот момент предопределяет их дальнейшее существование. В спектакле событие их первой встречи находится за границами сюжетной плоскости этой истории, мы узнаём о нём постфактум из их диалога, из которого мы узнаём, что их главной точкой притяжения является героиня, на неё направлены их жизненные устремления.
В спектакле встреча этих персонажей создаёт отправную точку для их диалога, в котором вопросы и ответы по своей остроте подобны хирургическому скальпелю, прорезающемуся через оболочку словесной мишуры и бутафории к желаемой точке познания, к первопричине того или иного явления и события. Диалог между ними создаёт особую плоскость изучения фактора любви главным объектом познанием которого является их отношения и моменты их жизни которые они провели с героиней. Другой примечательной особенностью этой плоскости заключается в том, что в ней этот диалог имеет мульти-временной формат, в нём условно выделены несколько замкнутых временных плоскостей, в них происходят встречи персонажей и диалоги откровений.
 Различные аспекты их отношений с героиней в их диалогах выступает в качестве некой отправной точкой познания, но в процессе смыслового расширения базовых понятий определяющих взаимоотношения персонажей с героиней этой истории тема их разговора расширяет диапазон познания и выводит его из прокрустово ложа треугольника взаимоотношений. Это расширение происходит по причины направленности диалога, его траектория развития и вектор имеет нелинейный характер, он мульти-направлен.
Другой примечательной особенностью этого диалога заключается в его спиралевидном характере, в его основе находится треугольник отношений, выстроенный по классической схеме запечатлённой в мириаде произведений мировой литературы. Эта литературно-геометрическая модель здесь выступает в качестве базовой плоскости познания любви, в ней характер взаимоотношений героев задаёт некие первичные условия –данные для нашего изучения метафизики любви. С этой исходной точки познания каждая встреча персонажей и их диалог создаёт символический виток спирали познания метафизики любви. В финальной точке этого витка диалог персонажей приводит их к иному пониманию исходных условий и своей роли в этой истории. Наше внимание, сосредоточенное на этих выделенных плоскостях познания предоставляет нам уникальную возможность многостороннего изучения реальной проекции философии любви, сопряженной и коррелированной с экзистенциализмом обречённого существования героини. Одновременно начальная точка каждого из витков этой спирали познания– это точка, с которой каждый из двух персонажей начинает свой тернисты путь познания, проходящий через особые критические точки осмысления. В них участники диалога оказываются в ситуации, в которой когнитивный диссонанс заставляет их подвергнуть критическому анализу и переосмыслению собственной концепции и контента их жизненного пространства, парадигму существования и мироздания и систему жизненных ценностей.
Диалоговое окно персонажей позволяет им глядят на мир и реалии собственной жизни через призму их любви к героине, призму её неизлечимой болезни.  Их осмысление всего познанного в этих диалогах откровений и критический анализ парадигмы собственной жизни подводит их особой смысловой точке, в которой они открывают иную концепцию любви и жизни. В этом процессе они приходят к пониманию любови как неотъемлемой жизненно-важном основе человеческой жизни, в финальной точке эволюции этой концепции, они ставят знак равно между понятиями жизнь и любовь и это приводит их к пониманию необходимости сохранения любви как главного источника жизни и существования человека. Живущий в их сознании образ героини направляет их устремления к взаимо-поддержке и необходимости бережного сохранения источника любви в жизненном пространстве каждого из них.
В спектакле «Невысказанная любовь» Людмила Никитина предлагает нам уникальную возможность вместе с персонажами Шмидта проследовать по спирали познания и таким образом вновь открыть для себя великую силу любви, в которой каждый из нас очень нуждается в суровых реалиях нашего времени.   
Видеофрагмент и краткий разбор спектакля вы можете увидеть на моём авторском YouTube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/YpTPZsm82RI


Рецензии