Земля, вода и грязь

  - Мам, а, мам! Грязь — это плохо?
- Гриша, встань! Я же стою, а ты сидишь на земле. При таком положении вещей не стоит разговаривать.
— Значит, разговаривать стоит только стоя? Да, мамочка?
- Нет, сынок! Разговаривать стоит на одном уровне. Я- человек, ты- человек. Мы с тобой ровня.
— Вот и не так. Ты же большая, а я маленький. Ты выше. И табуретки нет, чтобы мы стали одинаковыми.
- Табуретки нет. Но сидя на земле, ты ещё меньше.
- Тогда ты сядь.
- Я с удовольствием бы присела рядом. Но испачкаюсь. Ты же понимаешь?
- Грязная станешь. Да? Значит грязь — это плохо?
Мама улыбнулась и протянула сыну руку. Пятилетний сын схватился за её руку и поднялся.
- Сынок, а почему что-то плохо должно быть? И что такое грязь? Что ты имеешь ввиду?
- Ну вот утром был дождь и потому я испачкал свои штаны. Потому, что земля стала грязной. На неё упал дождь, и она теперь мокрая и пачкается. А пачкаться это плохо. Ты же сама говорила так.
- Ну, предположим, что никто тебя не заставлял пачкаться. Это ты сам решил присесть на неё, зная, что она мокрая.
- Вчера она была сухая и я садился. И ничего не было. Значит, если добавить воды, то земля становится грязью? Да, мам?
- Нет, сын.
- Мам, тогда вода — это плохо? Если земля не плохо, то вода виновата? Она землю превращает в грязь. Я понял. Пить хочется. Мам, дай воды.
- Нет, сын. Ты всё неправильно понял. Но если вода плохо, то зачем тебе пить воду?
- Ой, мам! Я же не стану грязью?
Мама рассмеялась. Достала бутылку с водой, открыла и протянула сыну. Гриша с удовольствием и без раздумий попил. И внимательно осмотрел себя.
- Ты смотришь, не стал ли ты грязью?
- Мам! Ты шутишь. Это невозможно.
- Я знаю. Просто ты у меня такой любопытный, что я даже не знаю, до чего ты додумаешься следующий раз.
- Мам, но я честно не понимаю. Почему грязь — это плохо, если земля — это хорошо, вода тоже хорошо. А вместе они, это плохо? Как так получается?
- Как-так. – мама передразнила сына.
- А вот так! Понимаешь, всему своё время и место. В природе всё гармонично. И земля, на которой растут разные растения, и вода, которая дождиком проливается на эту землю. Ведь благодаря воде растениям есть что пить. И так выглядит гармония. Так что твои испачканные штаны чисто твоя ответственность. Ты же сел на мокрую землю, а не она подпрыгнула и испачкала тебя. Не так ли, мой хороший мальчик?
— Это значит, что плохой это я?
— Это ничего не значит кроме одного. Ты просто поступил неправильно. Но это не говорит о том, что ты плохой. Это значит, что ты ещё маленький и не всё знаешь. Но ведь это поправимо. Да и любых вещей есть такая особенность, как пачкаться. Да и ты ещё только растёшь и впереди у тебя большая жизнь. А для испачканных вещей у нас есть стиральная машинка.
— Значит грязь — это не плохо.
- Нет, сынок. Не плохо. Это естественно. Особенно, если садиться в неё и не думать, чем это всё закончится. Вот так. Всё относительно. К твоему миру относительно. Можно испачкать штаны просто от легкомыслия и баловства. А можно спасать котёнка, который попал в эту грязь и не может выбраться. Испачкаешь штаны и в одном, и в другом случае. Грязь такая же… А поступки разные. И цена этих поступков разная и результат тоже. Так что я думаю, что тебе просто надо подумать заранее. И оценить свои действия до того, как их совершать. А грязь…грязь сынок это просто факт.
- Мам, а вы, взрослые, всегда думаете заранее?
- По-разному. Всё зависит от человека. Кто-то думает. А кто-то нет.
- И что? Садятся в лужу? Взрослые?
- Наверное, такое тоже бывает. Но это не самое страшное. Хуже, когда бросаются друг в друга грязью. Но тебя пока что это никак не касается. У тебя есть ещё время, чтобы понять и узнать. Вот тогда и решишь, что делать с грязью. Ведь она в природе нормальное явление. А вот в твоей жизни, ты выбирать будешь сам. И есть ли в твоей жизни ей место? Грязь бывает тоже разной, как и поступки. Ведь есть грязь и лечебная. Человека лечит. Но выбирать только тебе, что делать в твоей жизни. Человек же ты, не правда ли?
- Да, мам! Я и я подумаю.
— Вот и замечательно! Ну что, пошли стирать твои штаны. Кстати, стирать тоже будем в воде. Вода всё умеет. И сделать грязь и отмыть её. Такая она, волшебная Фея!
- Как хорошо, что есть вода. И земля тоже хорошо, мам. Я теперь знаю. А грязи нет, это просто вода с землёй дружить учатся. В природе все дружат. Правда, мам?!
- Можно и так сказать.
    отрывок из цикла миниатюр "Что нам стоит дом построить?"


Рецензии