Калино или Потревоженные тени -5 В отставке
Предыдущая глава http://proza.ru/2023/02/05/490
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
Смерть любимой жены и младенца не забывались. Продолжались приступы чудовищной тоски. Иван Карлович не знал, куда себя деть, чем заняться, даже судьба детей его перестала волновать. Однажды очнувшись от горя, он понял, что покой он найдёт, только поселившись рядом с могилой жены и сына.
В 1833 году Иван Карлович Калино выходит по собственному желанию в отставку с награждением чином коллежского советника. С детьми и прислугой переселяются на постоянное место жительства из города Тулы в имение, принадлежащее его покойной жене - Елизавете Ивановне Калино, село Гурово Алексинского уезда.
Чтобы отвлечься от грустных мыслей и тоски, Иван Карлович решил перестроить «Большой дом» на высоком берегу речки Потрясовки. Рядом с усадебным домом начал строить просторный, одноэтажный флигель – важный атрибут практически каждой помещичьей усадьбы. Жилое строение будет служить для размещения в нём посетителей, друзей или дворовых людей.
Избы крестьян, разбросанные хуторами вокруг барской усадьбы, были похожи на жилища вятичей X –XII века, срубленные из сосновых или дубовых брёвен. В избе, как правило, ставилась большая глинобитная печь, вдоль стен устраивались широкие дощатые лавки для спанья, полати, хоры. Вокруг избы хозяйственные постройки: амбары, сараи, скотные дворы. Такие строения являлись неотъемлемой частью пейзажа Центральной России.
На следующий год Иван Карлович посадил яблоневый сад на сотню корней, затем строились добротные хозяйственные дворы и амбары. Постепенно усадьба преображалась. При въезде в усадьбу был разбит парк с липовой аллеей. Как ни странно, липовая аллея сохранилась до сегодняшних дней, но уже не в том состоянии, в котором она была до средины двадцатого столетия, деревья, постаревшие и не такие стройные, как раньше, а грунтовые дороги имеют особенность зарастать и менять направление.
Гражданская и военная государственная служба, получение наград за военные заслуги перед отечеством, и имея достойное образование, по закону давали Ивану Карловичу право на подтверждение звания потомственного дворянина. Он почувствовал уверенность своего положения и по совету тестя принял предложение жениться на его второй дочери – Екатерине Ивановне Шрейдер.
– Здесь уже не о любви нужно думать, а о малолетних детях, которым нужна заботливая любящая мать, - сказал Иван Иванович. Иван Карлович подумал и решил, что лучше Катерины жены он себе не найдёт. - Пусть погостит у меня, а там решим быть или не быть семье. Жить придётся не как хочется, а как Бог велит. – Ответил он своему тестю.
Катерина любила своих племянников и, не задумываясь, согласилась на предложение отца пожить в усадьбе некоторое время.
- Поживёшь, приглядишься, попривыкнешь, а потом сама решишь быть тебе женой Ивану Карловичу или нет. На всё твоя добрая воля. Неволить не буду. А сейчас нужно ему помочь, детей жалко. Без матери ребёнок сирота. Где он найдёт мать детишкам? - сказав эти слова дочери, Иван Иванович прослезился и, отвернувшись, вышел из дома.
Катерина быстро собралась, и они с отцом поехали в деревню, которая находилась в двадцати пяти верстах от их усадьбы и принадлежала теперь И.К. Калино. Иван Карлович не мог поверить своим глазам, когда к дому подкатила карета Ивана Ивановича Шрейдера и из неё, с очаровательной улыбкой на лице, вышла Екатерина Ивановна, на ходу поправляя роскошное зелёное платье. Иван Карлович встретил Катерину, как близкую родственницу, расцеловав её алеющие щёки. Иван Иванович Шрейдер, сопровождая свою дочь, был сдержан, в его потухшем взгляде не было ни радости, ни слёз. Весь его внешний вид говорил о том, что траур по любимой дочери для него никогда не кончится.
Погода соответствовала его настроению. Над парком сгущались чёрные тучи, порывистый ветер раскачивал деревья и кусты сирени под окнами дома. Во всём этом чувствовалось что-то зловещее, судьбоносное и, несмотря на радость встречи, в душе каждого поселилась щемящая тоска. На улицу выбежали ребятишки, не скрывая радости встречи с дедушкой и тётей Катей. Малышей подхватили на руки и все вместе вошли в дом, где ещё витал дух утраты большой любви. Екатерина Ивановна приехала сюда на время, а задержалась надолго.
КАТЕРИНА - ВОЛШЕБНИЦА
Катерина Ивановна была умной и высокообразованной женщиной, строгая и в тоже время любящая и ласковая. Дети её обожали. Они были благодарны за придуманные ей забавы в дни праздников и семейных вечеринок, от которых из-за траура в доме почти отвыкли. Их любимая тётя Катя сама прекрасно музицировала, и старалась научить детей танцам, игре на фортепьяно, красиво петь и декламировать стихи. Эта необычная женщина могла распоряжаться своим временем словно волшебница. Она всё знала, давала советы прислуге, что готовить и как украсить дом. Дворовые девушки по её эскизам шили и вышивали элементы одежды и даже платья для детей. Она ревностно следила за здоровьем малышей. Перед сном измеряла у них температуру и поила травяным чаем.
Ивану Карловичу она рассказывала, как правильно вести севообороты, чтобы повысить урожайность культур, сама, просматривая каталоги, составляла списки необходимых семян для теплиц, сада и огорода. Иван Карлович, как военный человек, не имел никакого опыта в ведении сельского хозяйства и принимал советы Катерины с благодарностью. Она в гимназии прошла курс обучения выращивания различных культур. Ей было приятно применить свои знания, показать свою значимость, находясь в доме своей покойной сестры. Это их сближало и давало повод Ивану Карловичу чаще обращаться к Катерине за советом.
Екатерина с благоговением относилась к современной художественной литературе. Два раза в год она выписывала книги и журналы московских издателей, так что библиотека Ивана Карловича периодически пополнялась русской, немецкой и французской литературой. Дети уже с пятилетнего возраста самостоятельно начинали читать, писать и рисовать.
Катерина, играючи с детьми, рассказывала, как необходимо любить природу. «Растения все разные, как люди, и растут они в разных условиях, и любят жизнь так же как люди» - говорила она. Много интересных историй из жизни растений тётя Катя рассказывала детям. Так непроизвольно подростки сами изъявили желание ухаживать за комнатными и садовыми цветами. Весной старший сын Володя, вместе с садовником, готовил грядки для цветов, а Надежда и Ольга сажали и пересаживали астры, гортензии, хризантемы, розы. Дети и весна – это единое целое, когда ликует природа, когда парит земля, расцветают подснежники, поют скворцы и смеются дети, - жизнь превращается в сказку.
У каждого были свои любимые цветы. Маленькой Софье доверили сеять гвоздики. Она сеяла и поливала их играючи, как могла и этим гордилась. Потом каждое утро бегала посмотреть на свою грядку, как растут гвоздики. Долго она ходила расстроенной, пока не появились первые зелёные ростки. А когда они начинали цвести, она забывала про них. Однажды, гуляя по саду, Софочка спрашивает старшего брата:
- Чем это так хорошо пахнет?
- Да это твои гвоздики так воняют! – смеясь, отвечает Владимир.
- Какой ты невоспитанный молодой человек! Скажу маме, чтобы она тебя перевоспитала, - огорчённо сказала Софья. Так незаметно для себя она тётю Катерину стала называть мамой, а остальные дети, с лёгкой руки сестрёнки, начали, шутя, называть её маменькой.
- Не престало маленькой девочке пререкаться со старшими.
- Ой! Ой! Он старший…..! – передразнила Софочка, убегая от Владимира.
- Беги! Беги! Жалуйся своей маменьке… - весело прокричал её вслед Володя.
Екатерина Ивановна по своему вкусу облагородила комнаты, вокруг дома по её указу были высажены кусты майских цветов, в парке разбиты сиреневые аллеи. Несмотря на частые головные боли, она была в курсе всех событий дома и вне дома. Требовала, чтобы няня докладывала ей о проблемах, которые возникали у детей в отсутствии отца. Иван Карлович к детям относился более лояльно. Прощал мелкие шалости, разрешал бегать на деревню и играть с крестьянскими ребятами. Он часто говорил им:
- Нужно знать свой народ, от которого мы зависим, быть вежливыми, умными и достойно нести звание дворянина, делиться с ними своими знаниями, чтобы у них тоже возникло желание учиться».
Выслушав наставления отца, дети вприпрыжку спускались к речке, где крестьянские ребятишки руками ловили пескарей, ютившихся под снопами льна или конопли, которые женщины вымачивали на мелководье для будущей обработки. Владимир сразу включался в работу. Шустро ощупывал снопы и, если удавалось удержать в руках скользкого огольца, он громко ликовал.
- Тише! Тише! Рыбу распугаешь! – почти шёпотом возмущались девочки.
Надежда стояла на берегу и считала, кто сколько поймал. Потом прибегали затейники постарше, и, в одну минуту менялось настроение, и все вихрем, наперегонки неслись за деревню играть в лапту, жмурки, в прятки, или ловить майских жуков.
Продолжение - http://proza.ru/2023/02/07/590
Свидетельство о публикации №223020600597