У бабушки Мелании

Как то в детстве  отец привёз меня   на месяц пожить у  бабушки по женской линии Мелании Скосыревой. Наша семья в ту пору теснилась в пятистенке  деда Петра. У деда своих детей было шесть человек по лавкам, а тут еще наша семья, где мой отец был сам четвертым.

 Дом Мелании стоял  в селе  Казывань, это в   Бондарском районе Тамбовской области. Однажды за окнами дома потемнело, а потом спустилась сильная гроза. На улице хлынул  ливень, а потом с такой оглушительной яростью ударил гром, что затряслись стены. Испуганная бабушка, подошла к  иконостасу  и стала креститься.  Губы её   шептали какую-то защитную молитву.

 -Господи Боже наш, утверждай гром, -шептала бабушка,- и претворяй молнию, и вся деяй ко спасению дел руку Твоею, призри Твоим человеколюбием, избави нас от всякия скорби, гнева и нужды,   помилуй рабы Твоя. Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
 
Опять раздался такой сокрушительный удар грома, что заскрипели брёвна нижнего венца дома. Видно  бабушке показалось, что Бог не расслышал слов ее молитвы.
Мне было велено опуститься на колени, и стоя на них, глядеть на иконы и бить поклоны. Я беспрекословно повиновался.

 Пол был в доме Мелании земляным, и я легко перенес это испытание. Гроза ушла, а ливень постепенно стих. В то лето я тонул в местной речушке, но меня успел спасти дядя Витя. Тем летом Бог  пощадил нас, но когда на следующий год к бабушке Мелании приехал гостить  мой младший брат Толя, то в Казывани случился страшный пожар,  огонь шел от одного дома к другому.  Люди выстроились в одну большую цепочку, и передавали друг другу ведра с водой.  Пожар остановили.

 Однажды бабушка, стоя на пороге избы,  сказала
-Юра, вон идёт твой отец.
Папа прибыл за мной на попутной машине, что приехала  за работницами смычинского торфопредприятия.

Я вышел за калитку двора и выглянул на улицу. По ней шел невысокий мужчина в тёмном осеннем  пальто. На том же попутном грузовике мы уехали с отцом  в Тулиновку. В кузове полуторки  кроме нас  ехали на работу    еще несколько молодых женщин. ( «торфушек)

Дорога шла  через сосновые боры мимо редких лесных кордонов.  Остановились только  один раз возле двух рабочих. Они готовили древесный уголь. Часть большой ямы была заполнена сосновыми бревнами, их засыпали песком, чтобы во время их нагревания к ним не поступал воздух. Одним из рабочих  был  мой дед Пётр Герасимович Баранов.

Папа, не слезая с машины,  перебросился с ним парой предложений.
-Когда теперь приедешь домой?-спрашивал отец
-Недели через две, - отвечал дед.

В прошлом году брат  прислал мне копии трудовой книжки нашего родителя.
В графе поощрения нашел только одну запись:
По случаю награждения Баранова Александра Петровича юбилейной медалью «За победу над Германией» отметить его премией в сумме пять рублей. За эти деньги можно было купить бутылку водки и даже еще что - то на закуску. А с фронта отец вернулся инвалидом.


Рецензии
Повеяло грустью. Как жаль, что мы были детьми и не всё запоминали. Сейчас бы поговорить, расспросить своих бабушек. А всё ушло. Только вот такие сюжеты сохраняют прошлое.
С уважением и благодарностью!

Татьяна Немшанова   21.06.2023 19:31     Заявить о нарушении
Я недавно написал про св. деда Петра небольшую повесть. Вошла в книгу "За синей птицей"
Дед был ездовым тачанки в одном из буденовских эскадронов. Повесть так и наз. "Эскадрон". Мы с ним часто ходили в лесные походы. Он рассказывал и о войне. Он прошел их три. Мировую гражданскую и ВОВ

Юрий Баранов   22.06.2023 07:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.