Степные гости

      Прошла холодная зима с лютыми трескучими морозами и несущимися стеной буранами. Исчезли завывающие в трубах печи ветры с жестоким гибельным голодом для тех, кто невовремя вылез из норки. Весна разбудоражила своим теплом всё живое.
      Чувствуя прекрасное время года, Яшка всё чаще и чаще бегал по подоконнику, принюхивался к щёлочкам в рамах и прислушивался к звукам за окном. За долгую зиму вместе с Мурзиком они перевели в доме всех мышей и пауков. Но Мурзик давно уже праздновал весну своими кошачьими джазами на крыше бани, Дружок нашёл себе подружку во время вечерних прогулок по улицам, а Яшка безвылазно пребывал в доме. В утешение Генка принёс ему большого дождевого червяка и, недолго повоевав с ним, Яшка быстренько его съел. После этого Генка стал каждый день приносить ёжику то червей, то какого-нибудь жука или личинку.
      А однажды в открытую форточку в комнату залетела большая яркая бабочка. Она забилась по стёклам окон в поиске выхода, а Яшка увидел, что она вкусная, как нарядное пирожное! Но чтобы её поймать ему пришлось очень потрудиться. Он потешно вставал на дыбочки, подпрыгивал на тонких ножках с чёрными кожаными пяточками и свистел коготками лапок по стеклу. Наконец пёстрая красавица удачно была схвачена зубами, и Яшка на несколько секунд остановился, чтобы отдышаться. Бабочка так затрепыхалась в его зубах, что показалось, будто нарядными крылышками машет его нос, чтобы взлететь с фыскающей мордочки.
- Ой, какой у него бабочный нос! Он сейчас улетит! – захохотали Алёнка с Иринкой.
      Генка тоже уморительно захохотал над ёжиком, а тот аппетитно захрустел, уминая красавицу вместе с её роскошными крылышками.
      А с весной в доме объявились степные гости, когда Генка стал активно знакомиться с местными окрестностями. В отличие от сестрёнок, которые ещё не осмеливались осмотреться во весь размах своего приключенческого любопытства, их брата необъятная ширь поволжской степи каждую минуту звала бродить по своим просторам в поисках чего-то интересного. Там была своя жизнь. Она била ключом в трелях жаворонков, в пронзительном свисте сусликов, в неугомонном стрёкоте степных сорок в лесополосах у реки Волги, с которой доносились далёкие гудки проходящих пароходов. И если в марте вся степь была белая от подснежников, то сейчас она ещё окрасилась красными тюльпанами. Всего этого добра Генка даже накопал лопатой и принёс матери на посадку в палисадник.
      И много ещё было в степи того, что до этого только изучалось в учебнике «природоведения» и виделось на картинках. Сейчас, когда Маша кормила дочерей, Генка вбежал на кухню и попросил:
-  Ма, дай мне из моей комнаты кусок жмыха!
      Со жмыхом он убежал на улицу и минут через десять вернулся с небольшим посылочным ящиком. В нём тихо сидели четыре маленьких зверька.
- Ой, какие миленькие! На белочек похожие! – вспомнив белок в лесу у дядьки Корнея, сразу выскочили из-за стола сёстры и во все глаза стали рассматривать незнакомых зверюшек. С огромными, чёрными, блестящими глазами в обрамлении ровной белой каёмочки на живописных мордочках они действительно были похожие на белочек, если бы не их тоненькие хвостики, совсем другие ушки и аккуратные рядки белых крапушек по бурым спинкам.
- Ну что они не белочки, это точно, – заглянула в ящик и мамка, и полюбопытствовала у сына: - Это не суслики?
- Суслики, – кивнул он и рассказал: – Я их выменял у пацанов на жмых. Они их в степи из нор водой выливают. Взрослые суслики удирают из запасных выходов, а суслята лезут в главный. Тут их и хватают! – и, ласково тюкнув в макушку зверька, он вдруг словно прибил всех сообщением, глядя на зверьков безо всякого аппетита: - Из них здесь тушат очень вкусное мясо под соусом.
      Сёстры остолбенели, а мать опешила и мгновенно ответила:
- Ну-уу, я таким ни за что заниматься не стану! Так что, отдай их обратно. В коробке они навряд ли будут сидеть, а вылезут, всё у нас перегрызут! Вон какие у них зубы бобрячьи!
      Один суслёнок встал столбиком, повертел головкой и тихонько пискнул.
- Гляньте, пикает! – придя в себя, умилилась Алёнка.
- А можно погладить? – почесала Иринка руки.
      Но мамка отрезала:
- Лучше не надо! А то ещё, как тяпнет!
      Генка же смело погладил сразу всех суслят. Прижимаясь друг к другу, зверюшки присмирели, а он стал рассказывать:
- Пикают у них только детёныши, а большие суслики свистят. В степи же их видимо-невидимо! Вот местные казахи и делают из их шкурок себе стельки в обувь, а мясо едят, как мы кроликов или тех же диких зайцев, - и он искренне произнёс: - А мне их жалко.
      Мамка же предостерегла, глядя на суслят:
- Чтобы их есть, надо знать, что они не бешеные. Это же своего рода тот же хомяк или крыса А то съешь какого-нибудь грызуна и сдуреешь! Поэтому лучше выпусти их в степь, раз выменял у кого-то.
- Вот и я так решил, поэтому и выменял их у казаха Лёньки Садыкова, – честно признался сын. –  Пацаны их ловят и ему за деньги продают или на что-нибудь меняют. Он нам и давал пробовать суслятину под соусом.
- Ну, казахи и пусть едят суслятину под соусом, а мы обойдёмся обычным домашним мясом, - отозвалась мать. Алёнка же нетерпеливо сказала, жалея суслят:
- Да, Генка, выпусти их скорее в степь. А то их наверно уже ищут ихние папа и мама.
      А Иринка с довольной улыбочкой проговорила, зная доброту брата:
- Погостили у нас немножко и пусть домой бегут.
      И, полностью с ними со всеми соглашаясь, Генка унёс суслят из дома и выпустил в степь. Потом забрал одинаковые марки со спичечных коробков и обменял их на коробку комбикорма для рыбок и рыболовный крючок на сома. Лучше сом под соусом, чем какой-нибудь бешеный суслик! Пусть радует глаз живописной шкуркой, свистит возле своей норки и благодарит мальчугана Генку за то, что он не съел его, а выпустил в родную степь. В доме и без сусликов пока всем хватало ёжика Яшки. Его озорство добавляли неугомонные Алёнка и Иринка.

продолжение следует.........................


Рецензии