Пушкин Онегин и Сеятель свободы

1 декабря  1823 Пушкин написал  А.И. Тургеневу письмо с просьбой ходатайствовать перед  императорским само всё держащим Двором Романовых  завершить его командировку на юга и разрешить жить в первопрестольной и северной столицах. В качестве оснований для такого ходатайства он привел вассально-оммажные аргументы и пособия:
- признался, что перебесился и теперь «свой» в доску и до доски гробовой
- признался, что покончил с «либеральным бредом« (его дефиниция)
- признался, что на свободы народа он смотрит как на «чушь собачью» (по ВВП).
Для доказательства последнего он вложил в письмо лист с  двумя строфами:

                Изыде сеятель сеяти семена своя

    Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

    Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Эти строфы исходно не были  одним стихотворением  «Свободы сеятель пустынный», а принадлежали черновикам разных нереализованных замыслов.
Историю этого легендарного шедевра наиболее детально анализировал рижский пушкинист  Гуданец
(см. Гуданец Николай Леонардович.  Загадка Пушкина.   Гудагнец Николай. «Ты сам свой высший суд» или Трагикомедия пушкинской двойственности,  Гуданец Николай «Чести клич» или Свидетельство благонадежности   и   Гуданец Никола Певец свободы или гипноз репутации (2021))
         
Оказалось, что эта метаморфоза  пустынника  еще не вся:  Вл. Козаровецкий в кн . «Новый комментарий к "Евгению Онегину" (2021) показал = в черновике  второй главы уже романа «Евгений Онегин» есть стих <Свободы <сеятель пустынный>. Этот стих был пародией на девиз масонов «сеять семена свободы в пустыне мира» (наверное чтоб они не взошли…  их же надо поливать…):

(ЛБ 69, л. 24 об.)
Один среди своих владений
Чтоб только время проводить10
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить11
Свободы [сеятель пустынный]1
Закона сеятель пустынный
Ярмо он барщины старинной2
Оброком легким заменил
И Небо раб благословил —3
За то в глуши своей надулся
Его расчетливый сосед —4
Увидя в этом страшный вред5
Другой лукаво улыбнулся
И в голос все решили так —6
Что он опаснейший чудак —7

Пародия: пушкины с онегиными (декабристами без декабря и попутчиками республиканцев)  дальше замены барщины оброком идти были не готовы или вовсе и не хотели:

Глава вторая строфа IV:
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Раб у Пушкина судьбу благословил = народу достаточно этой псевдореформы, не меняющей основ обществ. устройства и крепостного рабства и не затрагивающих никак  сословных прав рабовладельца (крепостного помещика, которым вскоре станет сам поэт).

И следом пародийный едкий по сарказму масонский мотив с иронией в виде фар «фармазона» :

V.
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги: —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
„Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да, да нет; не скажет да-с
Иль нет-с“. Таков был общий глас.


Прим. Иной намек = Он дамам к ручке не подходит = это пожалуйте в кабинет к сексопатологу и потом с кучей итожных анализов продуктов жития плоти  на кушетку к психоаналитикам и душеведам разных толков бестолковщины

Источник стихов :  Евгений Онегин. Т.6 ПСС 1937,  ред.  Б. В. Томашевский

Приложения:

(1)
А. И. ТУРГЕНЕВУ
1 декабря 1823 г. Из Одессы в Петербург

Кстати о стихах: вы желали видеть оду на смерть Наполеона. Она не хороша, вот вам самые сносные строфы:
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года — впрочем, это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа (Изыде сеятель сеяти семена своя):

Свободы сеятель пустынный... 1)

(2)
А вот откуда вторая часть Сеятеля:

Бывало, в сладком ослепленье
Я верил избранным душам,
Я мнил — их тайное рожденье
Угодно властным небесам,
На них указывало мненье —
Едва приближился я к ним
.......................
Мое беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим навек соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный.
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Примечания ФЭБ:
БЫВАЛО, В СЛАДКОМ ОСЛЕПЛЕНЬЕ (стр. 143). Черновой набросок. Здесь впервые затронуты темы, развитые в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный». Последние стихи прямо перенесены во второе стихотворение.
ДЕМОН (стр. 144). Напечатано в «Мнемозине», 1824 г., ч. III. Стихотворение это было понято современниками как психологический портрет Александра Раевского. По этому поводу Пушкин написал заметку «О стихотворении „Демон"» (см. т. VII).
СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ (стр. 145). При жизни Пушкина не печаталось. Написано в ноябре 1823 г. Ср. «Мое беспечное незнанье» (стр. 143). См. письмо А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г. Стихотворение вызвано поражением революции в Испании, подавленной франц.войсками. Эпиграф из Евангелия от Матфея,гл.13,ст. 3.


***
ИТОГ

Итого, други друзей:
1) Сеятель  сбежал к нам из романа об отказе Жени на предложение «Я твоя» Тани и об отказе потом княгини уже Тани быть Женькиной свободной женщиной из-за обета «и буду век ему верна» … ну, и о попутно, о провидческом убийстве поэта на январской дуэли из-за вздора и ревности
2) Стадо народное с гремушками да бичом, недостойное никакой свободы из роды в роды, притопало к нам из стихотворения "Бывало, в сладком ослепленье"
3) Это было та самая пора, когда поэт наш весь покончил с либеральным бредом и написал  кощунственную Гвриилиаду, Демона и первую песнь Хандра сатирического романа = ЭРЖд


Рецензии