4. 5. Кемерово старше Санкт-Петербурга
Иллюстрация: Раскопки на территории города Кемерово, подтверждающие наличие в культурном слое предметов, относящихся к ХVIII веку.
=====
По традиции отсчитывать возраст столицы Кузбасса принято с 1918 года. А по версии профессора Кемеровского государственного университета культуры и искусств Анатолия Кулемзина, наш город постарше Санкт-Петербурга.
Корр: Анатолий Михайлович, это правда, что Вы собираетесь заняться раскопками в Рудничном районе Кемерова?
АМ: Сам я на этом не настаиваю. Но если возникнет необходимость, то поучаствовать в раскопках готов. Хотя я неоднократно говорил: чтобы установить истинную дату рождения города, археологические раскопки не обязательны. Принято считать датой основания любого населенного пункта дату первого упоминания о нем в письменном документе.
Корр: И что это за документы?
АМ: Самый первый – это «Большой чертеж всех сибирских градов и земель», который составил первый российский картограф Семен Ремезов. На нем и обозначена деревня Щегловка – будущий город Кемерово. Чертеж был опубликован в 1701 г. На титуле рукой Ремезова написано: «Сей чертеж всех градов и земель сибирских писан 18 сентября7206 года». По современному календарю – первого октября 1698 года. Из этого следует, что 1 октября2005 года нашему городу должно было исполниться 307 лет. Есть и другие документы, например перепись 1703 года или дневниковые записи путешественника Крашенинникова, который в1734 году здесь проплывал. Он записал: «В 5 верстах выше Улуса (сейчас здесь деревня Мозжуха, – прим. ред.) стоит деревня Кемерово. Все подтверждения есть в архивах.
Корр: Истина для Вас – дело принципа?
АМ: Я – историк, значит, за достоверность исторических фактов. Поэтому выступаю против «омолаживания» города. Наши историки и чиновники продолжают пресмыкаться перед старой идеологией, утверждавшей, что «настоящая» история России началась после победы пролетарской революции. А до этого была «предыстория». В России все было плохо – глупые цари, угодливые вельможи… Мы в свое время историю свою охаяли и изгнали из учебников. А кто же, по-вашему, сделал Россию великой страной? В дискуссии о происхождении Кемерова мне не столь важно, каким именно годом оно будет датировано. В этом вопросе сфокусировались две позиции: искаженная, унаследованная от советской эпохи, и демократическая, основанная на реальных фактах. Наш спор с представителями власти идет не вокруг даты основания города, а вокруг мировоззренческих идей.
Корр: И когда начался спор «менталитетов»?
АМ: Я всегда был оппозиционен власти в этом вопросе. Впервые с этим предложением выступил на областной конференции Общества охраны памятников истории и культуры 25 лет назад. Тогда мне был дан однозначный ответ: «Вам не дорог партийный билет?!». У нас в государстве раньше именно так ставились вопросы. Хотя при чем здесь партбилет? Я хотел лишь исторической справедливости. Сейчас есть возможность высказать свою точку зрения, не опасаясь репрессий.
Корр: Что нужно, чтобы изменить дату основания города? Собрать исторический конгресс?
АМ: Никаких конгрессов не нужно. Но чиновников никто такими полномочиями не наделял: устанавливать историческую истину или её отвергать. Они говорят: «Подтвердите свои слова раскопками». А если раскопки ничего не подтвердят? Если место первых поселений смыто водой, разрушено современным строительством? Значит, города не было? Но он был.
Корр: И все-таки раскопки были бы Вам интересны…
АМ: Конечно. Но не для того, чтобы подтвердить, был ли город. Интересны материальные остатки, которые вполне могли сохраниться: какие пуговицы были у наших предков, какие сапоги они носили, какими ложками ели…
Корр: Реально ли проводить раскопки в нашем городе?
АМ: Это стоит немалых денег. По современному законодательству платить за проведение работ должен заказчик. Кто станет заказчиком этих раскопок? К тому же нужно иметь лицензию, которую выдает Институт археологии РАН. Ведь в процессе раскопок идет разрушение уцелевшего культурного слоя. После раскопок остаются только музейные экспонаты, а культурный слой разрушается навсегда.
Корр: Анатолий Михайлович, есть шансы, что историческая справедливость все-таки восторжествует?
АМ: Как краевед, я сделал свое дело – рассказал об истине. Принимать или не принимать её – дело народа, а не властей. Согласитесь, эти вопросы должны решать не «коммунальщики», а профессионалы-историки.
(Беседовала Оксана Ленская. «Город». Кемерово. 2010. 10–14 июля.)
Свидетельство о публикации №223020701165