Выход на поверхность
Никто уже и не помнил, что произошло. Раньше человек жил в природе, вёл себя, как природа, сам был природой. Однако затем покорность сменилась гордыней, он начал подчинять то, что его окружало, называть себя царём. Но плох тот царь, который с подчинёнными своими не считается. Обычно такие владыки покидают свои высокие троны недобровольно. Вот и пришлось человечеству оставить свою империю и уйти вниз. Там люди стали разводить огородики, на которых солнечный свет заменяло электричество. Это были совсем не те фрукты и овощи, которые росли наверху, но это никого не волновало – главное, что есть можно.
Потом люди привыкли к такой жизни, им уже не хотелось покидать свои катакомбы. Некоторые пытались выходить на поверхность, активно распространяли идеи о возвращении, но их никто не слушал. Они становились объектом насмешек, друзья и родственники разрывали с ними все связи, и в итоге они просто ушли. Большинству было достаточно знать, что небо синее, облака белые, солнце жёлтое, растения зелёные… были. Что происходило на планете сейчас, никто не знал, люди просто занимались своим делом – работали на огородиках, пытались разводить каких-то животных сверху, контролировали работу источников электричества или учили детей. Уроки проходили в помещениях, где жили преподаватели.
Однажды во время одного из таких уроков в коридоре раздался крик:
-Эребои сбежали!
Лицо молодой учительницы преобразилось.
-Закройте дверь! Быстро! – закричала она.
После того, как команда была выполнена, одна из учениц спросила:
-А кто такие эребои, Мария Васильевна?
Мария Васильевна порылась в своей сумке и достала лист бумаги. На нём был нарисован волк.
-Это волк. Такие животные жили на поверхности вместе с людьми. Потом они либо умерли, либо приспособились к новым условиям и стали эребоями. Эребой больше и сильнее волка, у него более тёмная шерсть, более крепкие зубы.
-А человека эребой… может убить? – теперь в голосе девочки чувствовался страх.
-Может. Только он один не нападает. Это стайные животные.
Тут учительница осторожно приоткрыла дверь. Люди уже не прятались. Мимо прошёл главный зоолог (так в подземелье называли тех, кто выращивал животных). Марья Васильевна поинтересовалась:
-Ну что, Константин Дмитриевич, поймали зверей?
-Не волнуйтесь, Марья Васильевна, всё хорошо! Они правда покусали двух наших ребят, но сейчас снова в клетках. Можете зайти в гости с классом.
-Прямо сейчас?
-Почему нет? Животные не причинят им вреда. Если, конечно, они будут соблюдать правила безопасности.
Учительница вошла в комнату.
-Дети, сейчас мы с вами отправимся на экскурсию.
Каких зверей тут только не было! Зоологи показали детям и упомянутых ранее эребоев, и вариссов (существ, внешне похожих на зайцев), и даже одного маленького гамерона – очень опасное существо, внешне напоминающее барсука, но по размерам схожее скорее с медведем. Были там и птицы. Нас с вами они вряд ли заинтересовали бы, но дети, живущие под землёй, были в восторге.
Экскурсоводы рассказывали, юные посетители удивлялись, учительница смотрела и слушала вместе с ними. Нашей истории не произошло бы, если бы не Кеша.
Это был обычный мальчик, не выделявшийся абсолютно ничем. Он, так же, как и все, с интересом рассматривал каждое существо сверху. Но ему не давал покоя один вопрос:
-А где вы взяли этих животных? – наконец, спросил он.
Зоологи замялись. Но не Константин Дмитриевич.
-Сверху, - ответил он, - ты ведь знаешь, что некоторые люди ушли туда? Они и дали нам этот зверинец.
-Разве они смогли выжить?
-Не все. Но большинство.
-Почему тогда все говорят, что они умерли?
-Потому что не понимают. Сам посуди: они отказались от обычной жизни и пошли непонятно куда. Разве обычные люди, которым хорошо и в подземелье, способны на такое. Нет. Поэтому им и кажется, что эти люди идут на смерть. Они просто не верят, что там можно жить.
-Ну зачем вы так, Константин Дмитриевич? – вмешалась учительница, - это же дети! Откуда вы знаете, что они придумают завтра? Может они сами решат пойти наверх и назовут себя героями. А если они там погибнут?
-Ну и что? Если дети, значит от них надо скрывать всю правду? А потом они повзрослеют и просто не поверят.
-Ну и что?
-Как это ну и что?!
Тут учительница остановила своего собеседника жестом и сказала:
-Дети, сейчас вы можете сами посмотреть на животных. Только будьте осторожны!
-Особенно с гамероном, - добавил зоолог.
Затем они отошли в сторону, и спор продолжился. Дети разбрелись по всему помещению. Кешу тоже очень заинтересовали сидящие в клетках существа, но сейчас ему не хотелось их рассматривать. Он попрощался и отправился домой.
Мать мальчика говорила, что его отец ушёл на поверхность и погиб там. Его спутников якобы ждала та же безрадостная участь. То же самое утверждали все знакомые «чудака-первооткрывателя». Но сегодня выясняется, что люди наверху живы, и говорит это не кто-нибудь, а человек, который с ними контактирует. Да и из слов Марии Васильевны (она говорила достаточно тихо, но Кеша всё слышал) можно сделать вывод, что это тщательно скрывалось от детей, чтобы они не натворили глупостей. Но ведь они уже не маленькие! Кеше было очень обидно, он не понимал, почему его все обманывали. Даже родная мать.
Дома матери не было. Но была сестра Катя.
-Чего так долго? – спросила она.
-На экскурсии были. У зоологов.
-Что там видели?
-Да много чего, зверей разных. Знаешь, Константин Дмитриевич сказал, что люди наверху живы и что это они дают животных зоологам. Значит наш отец тоже, может быть, жив!
Катя посмотрела на брата. В её глазах читалось сильное волнение.
-Ты знаешь, - осторожно начала девушка, - я… почти всегда… верила в это. Ведь из-за этого была та ситуация…с Дмитрием Петровичем.
Дмитрий Петрович был, пожалуй, одним из самых неприятных педагогов. Да, он был умным человеком, хорошо преподавал, но при этом был весьма несдержанным и часто повышал голос, даже на детей. Так же он всегда считал себя правым, и ему не нравилось, когда кто-то вступал с ним в спор. Особенно если это был его ученик.
Однажды на уроке в Катином классе он заявил, что люди, отправившиеся на поверхность, совершили большую ошибку и практически подписали себе смертный приговор. Девочка гневно ему возразила. Дмитрий Петрович был очень зол, но сдержался. Тогда сдержался. Но в дальнейшем он часто спрашивал Катю, придирался к её ответам, а когда она однажды не справилась с заданием, сказал:
-Ты лучше уроки учи, а не защищай этих болванов!
-Это вы болван! – крикнула девочка и ушла с урока. Придя домой и захлопнув дверь, она долго плакала, а следующие два дня не ходила на занятия, якобы из-за плохого самочувствия.
Когда Дмитрий Петрович узнал, что отец его ученицы тоже ушёл наверх, он неожиданно извинился, и ситуацию забыли. Но Катя иногда вспоминала этот конфликт и сильно переживала.
-Я не понимаю одного, - в голосе Кеши чувствовалась обида, - почему мама всё это время нас обманывала?
-Наверное потому, что она с ним не согласна. Но не уверена, что не согласишься и ты. Ведь сын часто хочет подражать отцу.
-Я считаю, что он поступил правильно. И я бы очень хотел поговорить с ним.
-Я тоже. Но ведь это невозможно. Ты же не хочешь идти наверх?
-Хочу, - мальчик сам не ожидал от себя такого ответа.
-Что?!
-Хочу! – теперь его голос звучал уверенно, - там же живут люди. Значит там не то, чтобы безопасно, но… если мы ненадолго поднимемся, то не погибнем.
-Ты с ума сошёл! Я не пущу тебя! – Катя встала в дверном проёме, словно испугавшись, что её брат уйдёт прямо сейчас.
Кеша не ждал от неё другой реакции, однако не смог быстро подобрать слова, и на несколько минут в комнате воцарилось молчание.
-Послушай, сестра, - наконец, заговорил он, - я понимаю, что ты считаешь моё решение безумным… Но вспомни. Ты заступилась за людей с поверхности перед Дмитрием Петровичем. Ведь ты была уверена, что он тебе этого никогда не простит, так? Но всё равно заступилась. Все эти годы ты верила в то, что наш папа жив. Неужели это всё зря?
Катя задумалась. С одной стороны, она была согласна с братом. С другой… не слишком ли опасное путешествие он задумал?
-Я… - она замялась, - я тебя, конечно, понимаю, мне тоже очень хочется увидеть папу. Но мы ведь ничего не знаем о том мире наверху. И не знаем точно, жив ли наш папа.
-Я уверен, что он жив. Мне кажется, что я даже это чувствую, - Катя вошла в комнату и села на кровать. Брат приземлился рядом, - а насчёт того мира ты не совсем права. Мы знаем, что там живут люди. И они точно ничего не знали, но не побоялись уйти.
-Значит это очень сильные люди.
-Поверь, Катя, я тоже сильный! Такой же, как папа! Ну… почти, – мальчик умоляюще глядел на сестру.
-Ну ладно, - тихо ответила она, - только ради тебя… и папы…
-Катька…, - Кеша не смог найти слова и просто бросился на шею сестре.
Дверь открылась. В комнату вошла женщина лет сорока с небольшим. Она выглядела довольно уставшей.
-Что нового в школе? – спросила она у детей.
-Да всё как всегда, - ответила Катя.
-Мы сегодня на экскурсию ходили, - добавил Кеша, - к зоологам. Там столько разных зверей!
-Я знаю, как-то была там, - ответила мать.
Кеша удивлённо взглянул на сестру.
-Мам, можно мы с Катей… погуляем?
Женщина бросила на него недовольный взгляд. Потом села на стул и около минуты смотрела в пол, громко дыша и кусая губы.
-Ладно, - тихим голосом ответила она, - только недолго.
Кеша встал с кровати и, направляясь к выходу, поцеловал мать. Катя сделала то же самое.
Детям повезло. Направляясь к заброшенному выходу, они никого не встретили. Впереди было самое трудное.
Кеша понимал, что его сестра права, и было бы неплохо сначала узнать что-нибудь о мире, в который они направляются. Но такой возможности у них не было, поэтому он предложил сначала ненадолго выглянуть наружу, а потом сразу же зайти. Но у судьбы были другие планы.
Внезапно юные покорители планеты услышали голоса. Двое мужчин говорили о поверхности, о её обитателях, о возможности выхода людей из подземелья… Первого дети узнали сразу – Константин Дмитриевич. А кто второй?
Его голос был знаком и брату, и сестре. Но при этом ни один человек из тех, с которыми они разговаривали в течение… как минимум недели, не обладал таким голосом – низким, чуть хриплым, но при этом достаточно звонким. Ребята морщили лбы, хватались за головы, но так и не могли вспомнить его обладателя.
-Может аккуратно посмотрим? – предложила Катя.
Кеша кивнул. Брат и сестра чувствовали, что этот человек чем-то притягивает их к себе. Чем-то таким, чему очень тяжело противостоять. Поэтому они осторожно выглянули из-за стены.
-Что вы здесь делаете?! – вдруг раздался строгий голос зоолога.
Незнакомец обернулся. Это был человек лет сорока пяти, высокий, с густой бородой и грубым, но при этом добрым лицом. По его глазам можно было понять, что на его долю выпало немало трудностей, однако он к ним привык и готов преодолевать их и дальше. Он выглядел очень удивлённым.
-Кеша? Катя? Что вы здесь делаете?
Несмотря на долгую разлуку, дети сразу поняли, кто перед ними. С радостными криками они бросились к отцу. На глазах у всех троих были слёзы.
-Да, Борислав, достойная смена подрастает, - с улыбкой заметил Константин Дмитриевич, когда Кеша всё рассказал, - сын весь в тебя!
-Это точно, - усмехнулся Борислав, - у нас с ним даже имена необычные! – однако на его лице тут же появилась озабоченность, - только не знаю, что с вами мать сделает, если узнает.
-По-моему она обо всём догадалась, но тем не менее отпустила нас, - заявил Кеша.
-Хорошо, если так.
-Папа, покажи нам, как вы живёте наверху, - вдруг попросил мальчик.
Отец замялся:
-Хорошо… Только обсудим с Константином Дмитриевичем один вопросик…
-Ну какие тут вопросы, Борислав? – перебил зоолог, - потом обсудим!
-Вы пойдёте с нами, Константин Дмитриевич?
-Я только что оттуда, Кеша, - улыбнулся в ответ зоолог.
-Тогда идём! Вы обещали матери, что не будете долго ходить.
Если бы мы с вами увидели, что произошло с планетой, то ужаснулись бы. Нет, она была не мертва, но, казалось, пребывала в летаргическом сне. Поверхность Земли была практически лишена растительности, можно было заметить только мхи, лишайники и маленькие колючие стебли. Но дети понятия не имели, что происходило на Земле в наши дни. Они смотрели вокруг и удивлялись. К их сожалению, небо и Солнце увидеть не удалось из-за облаков. Однако было светло, и ребята хорошо видели, что происходит вокруг них. Вот, к колючкам подошли варрисы и начали с хрустом их поедать.
Вдали показалось поселение. Это были просто камни, покрытые шкурами животных – деревьев на Земле не было. Мимо пробежали мальчик и девочка. Увидев незнакомцев, они смутились.
-Детей своих наверх вывел, - сказал им Борислав.
-Здрасьте, - робко поприветствовали гостей юные аборигены.
-Привет, - ответили ребята.
-Так у вас тут и дети есть? – изумлённо спросила Катя, когда мальчик и девочка остались позади.
-Как видишь, - усмехнулся отец, - подожди немного.
Он вошёл в одно из сооружений. Дети заметили, что шкура, выполняющая функцию его крыши, была не такой, как на других. Через пару минут Борислав вышел и жестом пригласил их внутрь.
Там была молодая женщина с младенцем. Она представилась Марией. Отец рассказал, что она – первая женщина, которая родила ребёнка наверху. Именно поэтому крышей её жилища служила шкура старого гамерона, который по неосторожности вышел навстречу поселенцам. Остальные «дома» были накрыты шкурами эребоев.
Вскоре ребята познакомились со всеми жителями поселения, за исключением нескольких дежурных. Брата с сестрой тепло принимали и взрослые, и дети, хотя последние всё-таки держались достаточно робко и сдержанно.
Когда на улице начало темнеть, Борислав сказал детям, что им пора возвращаться. Все колонизаторы вышли с ними проститься, а отец вызвался проводить.
-Понравилось вам у нас? – спросил он.
-Очень! – ответил Кеша, - так всё необычно!..
Тут к ним подбежал взволнованный дежурный.
-Что такое? – забеспокоился Борислав?
-Гамероны! Сюда идут!
-Проклятые звери! Быстро вниз! – отец побежал в сторону поселения.
Перед тем, как войти, дети ещё раз взглянули на всё вокруг. Они увидели больших чёрно-белых существ, идущих в сторону поселения.
-Как думаешь, что с ними будет? – уже под землёй спросила Катя?
-Не могут они так просто погибнуть, - возразил ей брат.
-Поверить не могу, я была наверху, - тут девушка села на камень, лежащий у стены, - я надеюсь, ты не будешь рассказывать об этом всем подряд?
-Нет, зачем? Главное, что мы там были. Мы видели этих людей, видели нашего отца. Мы знаем, что он жив, - Катя сидела, и Кеша понял, почему. Он сел рядом и взял её за руку, - а маму ты не бойся. Я уверен, она всё поймёт.
Подумав, он добавил:
-Если ещё не поняла…
Этот рассказ занял 14 место в 133 конкурсе фонда ВСМ
http://proza.ru/2023/03/25/651
Свидетельство о публикации №223020701178
Тогда еще компьютеров не было. Елена.
Елена Шихова-Карпова 15.02.2024 00:11 Заявить о нарушении
Юнь Фен 15.02.2024 16:07 Заявить о нарушении
где пахнет войной откидывала напрочь. Встречаются дублежи... так что, не спорю. Елена.
Елена Шихова-Карпова 15.02.2024 17:49 Заявить о нарушении
Это не претензии и не попытки оправдаться (причин это делать я не вижу). Мне действительно интересно, в чём дело
Юнь Фен 15.02.2024 18:08 Заявить о нарушении
Елена Шихова-Карпова 15.02.2024 18:18 Заявить о нарушении