Белорусы, приготовьтесь
Общежитие населяла в подавляющем большинстве рабочая молодежь, недавние деревенские жители. Из русскоязычных в общежитии – около пяти выпускников местного политеха, как и я, молодые инженеры. Вот с ними у меня и наладилось общение. Поскольку молдавского я поначалу вовсе не знал. Впрочем, ребята молдаване, мои соседи по общежитию, вполне могли говорить по-русски. Но у них, недавних сельчан, и у меня, недавнего московского студента было мало точек соприкосновения. Но гораздо меньше общего было у меня с коренными кишиневцами, имеющими квартиры. Хотя заводчане представляли собой обычный средний класс. Но они жили в другом мире, в квартирах. Другая каста по сравнению со мной бесквартирным. Такой была тогда табель о рангах в Кишиневе.
Кишинев в те годы был в основном русскоязычным городом. Вполне проживешь без молдавского. Правда, велась политика на насыщение национальной столицы национальными рабочими кадрами. И за три года в общаге я видел немало примеров, как молодые ребята из молдавских сел понемногу обустраиваются в городе. Жизнь в молдавских селах патриархальна. Там часто мальчик и девушка образуют пару еще в старших классах. В селе это не скроешь. Родители друг друга знают. И вот новоиспеченные выпускники школы неразлучной парой приезжают в Кишинев и поступают на завод. Для работы никаких препятствий. Рабочие руки нужны. Селят их в общежитии. Он в мужском. Она в женском. А родители, таков порядок, скидываются на первый взнос на кооперативную квартиру в Кишиневе.
Там этот метод отработан. В городе активно велось кооперативное строительство. В молдавских селах население зажиточное. Откладывать на квартиру для детей – в порядке вещей. Так что уж однокомнатная квартира вполне по силам. Молодые ждут своего часа в общежитиях. Если и женятся, ждут места в семейном общежитии. Но комнаты в семейной общаге нужно ждать. Поэтому чаще всего ждут, не расписываясь. Так проще, хотя бы потому, что молодым остается пространство для маневра. Парня забирают в армию. Но девушка, как правило, его дожидается. А если не дожидается, что бывает, не беда. Но чаще дожидается. Семейное гнездышко, которое уже на подходе – весомый аргумент в пользу того, чтобы дожидалась. Ее суженный служит, а квартира строится. Таков был незамысловатый поточный метод насыщения города национальными рабочими кадрами.
Ребята из сел, по-русски объясняться могли. Никаких языковых проблем, тем более антагонизма, у меня не возникало. За разовым исключением. Комнаты в общежитии были на двоих. Первым моим соседом был молдаванин по имени Ваня. Был он, до какой-то степени, националистом. Выпускник молдавского отделения университета. Он мне доказывал, конечно, на русском, что русские поработили Молдавию, что без Союза Молдавия была бы гораздо богаче, и что молдавская культура подавляется. Я в такие споры не вдавался. Единственно мог ему ответить, что лично я и те русскоязычные, с которыми я вместе работаю, никак не подавляют молдавскую культуру, что я бы с удовольствием приобщился к молдавской культуре, да обстановка не дает. Тут он подчеркивал, что вот такая обстановка, когда тебе удобнее в национальной республике говорить не на национальном языке, и есть форма подавления. Возможно. Но таких, как Ваня, были единицы. В основном языкового антагонизма не возникало. И не возникало у меня необходимости учить молдавский. Я бы как раз был за то, чтобы учить. Освоить еще один язык естественным образом – дело хорошее. Наверное, не столько молдавский меня привлекал, сколько то, что, как я заметил, некоторые мои знакомые, знавшие молдавский, понимали и итальянский, и французский. Но выучить мне удалось немного.
Как-то в центральном парке Кишинева увидел я вдоль аллеи бюсты. Прочитал. Негруци. Эминеску. Мне объяснили, что это молдавские поэты – классики.
Отработав свои три года, я уехал. И не из-за национального вопроса, а из-за квартирного. Дома строились в основном кооперативные. На это денег у меня не было. Получить квартиру по очереди на заводе я мог ближе к пенсии.
И вот спустя много лет мне попался сборник стихов румынских поэтов. А в нем те же фамилии. Негруци, Эминеску. Румынские поэты? Я ведь их знал, как молдавских. Если заглянуть в Интернет, то там так и будет против этих фамилий – «румынский и молдавский поэт.» Обратите внимание – румынский и молдавский. Из Интернета же я узнал, что молдавский литературный памятник «Миорица» также и румынский. Эти факты - убедительное доказательство, что румыны и молдаване, в принципе, один народ, поскольку язык у них один, культура одна. То, что есть диалекты, картины не меняет. Конечно, что после долгого времени разделения у них появились собственные деятели культуры. Но все равно и базис культуры общий и даже политически разделенные два народа культурно подпитывали друг друга.
Этот пример, думаю, подчеркнет и обратное: два народа с похожими, но не одинаковыми языками, не одинаковой культурой, и далеко не одинаковой историей – это разные народы. И каждый имеет основание жить своей жизнью и быть самостоятельным народом. И приходит на ум вопрос о взаимоотношениях России с Украиной. Не встречал таких идиотов, чтобы оспаривать право русского народа на самостоятельность. Но вот со взглядами России на Украину сложнее.
Казалось бы, не тайна для россиян, что у Украины собственная история, собственный язык, хоть и похожий на русский, собственные писатели и поэты, и их немало, собственные театральные деятели, собственные композиторы и так далее. Например, украинских писателей и поэтов: Шевченко, Франко, Лесю Украинку, Котляревского, Коцюбинского и других вовсе нельзя назвать русскими. Да нынешние россияне кроме Шевченко никого и не знают. Но последнее время самостоятельность украинского народа отрицается. Кем же? Братским российским народом.
Возникает вопрос – русский народ заявляет это только от своего имени, как имеющий давние претензии со времен Киевской Руси, или он отрицает право украинцев называться народом от имени всех народов многонациональной Российской Федерации? Эта ненависть к украинцам, которая так широко рекламируется, есть консенсус всех народов России? Ведь в Думе заседают депутаты от разных регионов. Судя по тому, представители каких национальностей воюют в Украине, так именно тувинцам и дагестанцам украинцы больнее всех наступили на мозоль. Именно им киевляне мешают процветать в мире и достатке. Что думают нерусские народы Российской федерации по поводу Украины? А разве у них есть собственное мнение?
А как на это смотрят другие страны? За исключением Беларуси, КНДР или Эритреи независимость Украины больше ни у кого не вызвала вопросов. Да она и у России не вызывала вопросов, когда Россия подтвердила, что она обязуется защищать Украину от внешнего врага. Но украинцы разозлили россиян своими майданами и прочим сатанизмом. Наверное, сатанизмом же украинцы ужасно разозлили Эритрею. Сложнее с Беларусью. Она поддержала Россию. Но основополагающего высказывания, как причины военной операции, о том, что украинцы – это неправильные русские, а часть украинских земель – русские земли, я не слышал. И уж не слышал от их официальных лиц, что украинцы – это испорченные белорусы, а украинские земли – это захваченные белорусские. А ведь, следуя за логикой России, могли бы. Но у остальных европейцев, народов Азии, народов Африки антагонизма у Украины не оказалось. Наоборот многих беженцев из Украины приняли европейские страны.
Из Интернета:
В мире насчитывается около 45 млн украинцев. Крупные диаспоры имеются в США (1,5 млн чел.), Канаде (1,3), Польше (0,3), Молдавии, (0,2) Белоруссии (0,2), Словакии (0,2), Аргентине (0,2), Бразилии (0,2),
Например, в Канаде существуют украиноязычные школы, украинский преподаётся в начальных и средних учебных заведениях, как государственных, так и католических. Украинский язык можно изучать в университетах Западной Канады.
В 1953 году в целях объединения украинского студенчества в Канаде, организации обучения украиноведения в канадских университетах, проведения конференций был основан Союз украинских студентов Канады, который объединял около 30 студенческих общин при университетах и колледжах.
А вот про Россию, которая с Украиной никак не поканается, кто древнее и правильнее, я не слышал, чтобы в ней были украинские общины, украинские школы, печатались газеты или журналы на украинском языке. Словно украинцев, или граждан с украинскими корнями в России нет. А вот в Украине все ровно наоборот. Огромное количество русскоязычных. До недавнего времени были и телеканалы, и газеты, и книги на русском.
Для среднего россиянина, вполне нормально мало знать культуру Украины. Он может назвать больше французских или английских писателей, чем украинских. Да средний россиянин и не обязан. Он знает то, чему его учат. Но лидеры страны не среднее россияне. Когда они выступают с речами о неправильности украинцев, о том, что в Новороссии никогда украинцев не было, они либо не знают культуры Украины и ее истории, либо, скорее всего, нужно намеренно передергивают. Тому примером речи российского президента, обращенные к гражданам России, о том, что украинцы есть неправильные русские, что нет такой нации вообще, что Новороссия – это Россия, что это Ленин нарезал такие несправедливые границы. Причина таких выступлений желание поддерживать у россиян великодержавное сознание на основе незнания.
Ведь достаточно открыть любой учебник, даже советского времени, более подробный, чем школьный, чтобы ознакомиться с фактами. Мне скажут, что учебники могут искажать факты, могут быть написаны в угоду веяниям времени. Тогда почитаем писателей. Откроем «Тараса Бульбу» Н. В. Гоголя. Я его изучал в школе. По Гоголю Украина существовала, имела свою историю. И в какой-то момент ее истории для украинцев больше значила Польша, чем Россия. Украина боролась с Польшей за свою свободу на протяжении многих лет. Нам из истории Украины преподавали про хорошего гетмана Богдана Хмельницкого, который подписал документ о соединении с Россией, и про плохого гетмана Мазепу, который предал Русских. а история Украины этим не ограничивается. Тот же пресловутый украинский националист Бандера боролся за самостоятельность Украины с Польшей. Но почему-то современная Польша не считает из-за этого современную Украину врагом, не претендует на ее земли. Что же касается Бандеры, (я не отрицаю, что он был националистом и террористом) то и с гитлеровцами у него отношения не сложились. Сидел он у них в лагерях. Двое его братьев погибли в концлагере Аушвиц. Третьего брата расстреляло гестапо. А вот Россия, в отличие от Польши, считает украинские земли своими и объявляет украинцев нацистами, а именно, последователями Бандеры. Даже сатанистами.
Говорят, поэт в России больше чем поэт? Это вопрос. А вот президент в России, больше, чем президент. Не поэт, а президент в нынешней России лидер и вождь, и пророк. Шестикрылому серафиму, который мог вырвать грешный язык и празднословный, и лукавый крылья одно за другим пообломали. Но можно ли обвинять в этом россиян, и даже российского президента? Они, подобно Ньютону, могут заявить, что стоят на плечах гигантов. Ведь разговорам об окончательным решении украинского вопроса много лет.
Достал в книжных развалах брошюрку со статьями Владимира Жаботинского. Всегда интересно узнать мнение человека, глядящего с другой точки зрения. Для несведущего читателя поясню, что Жаботинский один из идеологов сионизма. И что любопытно, несколько статей за 1911 год Жаботинский специально посвятил вопросу взаимоотношений русских (великороссов) с украинцами. Казалось бы, зачем еврею, сионисту, заниматься не своим вопросом. Он сам объясняет. Потому что такой вопрос - вопрос общего характера. В нем проявляется имперская внутренняя политика. И потуги империи задавить украинцев очень наглядны. Если евреев легче задавить из-за бытующей в России религиозной предвзятости, несхожести культур и языков, то чтобы задавить многочисленный украинский народ, похожий многим на русских – для этого нужно выдумать основание, И забавно, что никаких особых оснований, что они Христа распяли, придумать не смогли. А не давить имперская власть не может. Обязана. На то она и имперская. Поэтому тупо давили без всяких объяснений. Забавно, что во главе империи, осуществлявшей российскую унификацию, стоял царь – человек, в котором российской крови совсем немного.
А дальше придется мне замолчать и приводить большие цитаты из Жаботинского, которые говорят сами за себя. И тут ничего не добавишь, и не убавишь. А ведь это писал не украинец, как бы сторонний наблюдатель, и очень давно.
«Дело главным образом в психологии. Есть ли у всех этих народностей воля к национальной жизни, или они уже примирились с перспективой растворения в котле чужой культуры…. У нас часто уверяют будто уже примирились. Особенно настойчиво утверждают это по отношению к украинцам и белорусам. Какие. Мол, они украинцы, какие белорусы? Они сами только о том и мечтают, как бы скорее разучиться говорить по-мужичьи и прейти к господской речи сюда обыкновенно пришпиливается «филологическая» справка о том, что украинский (а тем более белорусский) язык не язык даже, а просто наречие, один из говоров великорусского. Эта филологическая справка есть просто болтовня. Испанский и португальский, норвежский и датский, немецкий и голландский языки еще ближе друг к другу, чем русский и украинский. А все –таки это особые языки с особыми культурами. Потому что самостоятельность языка определяется не филологами, а сознанием народа. Впрочем, и с филологической стороны дело обстоит не так плохо. в 1905 году петербургская академия наук составила докладную записку, где обстоятельно доказывалось, что украинский язык сам по себе, а русский язык сам по себе и что замена первого вторым в школах привела к понижению культурного уровня. Нот помимо всего этого самостоятельное развитие украинской культуры есть факт непреложный и так сказать официальный в двух шагах отсюда, в Галиции. Там ведется преподавание в школах, и в некоторых гимназиях, и в львовском университете читаются некоторые лекции. На этом языке обязаны судить судьи и чиновники в восточной Галиции.»
Добавлю от себя, что может быть от наследия относительных национальных свобод в Галиции (она в те времена входила в Австро-Венгрию) такое сопротивление последовавшей русификации в Западной Украине, когда она вошла в состав СССР. И деятельность ОУН, как террористического, фашистского толка образования, это такая специфическая борьба за национальную самостоятельность?
Жаботинский цитирует профессора Грушевского: (Один из лидеров украинского национального движения, председатель Украинской Центральной рады, профессор Львовского университета (1894—1914), академик ВУАН и Академии наук СССР, Грушевский наиболее известен как автор «Истории Украины-Руси» — десятитомной монографии, ставшей основополагающим трудом в истории украинистики)
«Покончив с политической особностью Украины, правительство не удовлетворилось этим. оно решило также стереть и уничтожить также и проявления ее национальной жизни и даже особенности украинского национального типа. Начиная с Петра Первого для украинских изданий вводится цензура, имевшая целью привести их к единообразию с изданиями великорусскими. Русифицируются украинские школы. Вводится великорусское произношение в богослужении. Всякие проявления украинского патриотизма ревностно преследуются и осуждаются.»
Цитирую Жаботинского дальше:
«В 1863 году министр Валуев провозглашает: «Не было и не может быть украинского языка.» А в 1876 году издан был указ просто-напросто воспретивший украинскую литературу. Отныне разрешалось печатать на украинском только беллетристику да стишки, что касается до газет, журналов, серьезных книг и статей – все это было воспрещено. А об украинской школе и говорить нечего.»
Так кто сейчас посмеет предъявлять претензии российскому президенту? Еще задолго до него то же самое говорил об украинском языке царский министр и то же самое делало царское правительство.
В заключение добавлю, что сейчас сосредоточились на украинском как неправильном русском. Но ничто не помешает, когда придет необходимость, то же самое сказать о братском белорусском народе. Ведь пути развития языков очень похожи. Так что, белорусы, приготовьтесь.
Свидетельство о публикации №223020701799
Сейчас стесняются говорить о том, что в Советском Союзе практически все называли себя советским народом(дело не в названии, а в культуре, обычаях, ценностях...).
Референдум в СССР (кажется в 1990 году...давно было...)о сохранении СССР(советской политической системы, Цивилизации показал, что у подавляющей части(более 90%) , принявших в нём участие и мыслей не было отказаться от страны, где они выросли, стали гражданами СССР.
Конечно мы и тогда( просто люди...) были разными по культуре, опыту, профессии, просто привычкам... Но Советский Союз как цивилизация,государство делал нашу жизнь предсказуемой,надёжной, безопасной...
Несколько человек(меньше 10...) во главе с обиженным на Советскую политическую элиту Ельциным решили поднять свой личный статус до "Президента"- явно завидовали американскому..., т.е. собезьянничали). В итоге мы(обычные люди) имели к 2000 году везде на постсоветском пространстве не только Нищету простых людей, но просто чудовищную безнадёгу...
Россия в целом из неё вырвалась благодаря адекватному Руководству, её лидеру...
Те кто "педалирует " национальную тему в своих квази государствах преследует в лучшем случае свои личные корыстные цели, в худшем выполняют роль, написанную за океаном( а скорее "тайном" штабе самых богатых людей планеты(и это не больной Байден...), которые пришли к выводу, что население Земли необходимо резко сократить
Владимир Казаков Нн 07.02.2023 21:09 Заявить о нарушении
если бы все было так прекрасно, почему за границу из СССР было не попасть. а уж уехать невозможно. только сбежать.
если мы были такими свободными и жизнь была так прекрасна, то как это вдруг распалась такая прекрасная страна без войны? из-за Ельцина. это что за народ такой свободный, что из-за желания только одного человека распалась страна? чтобы распалась царская империя Ленину пришлось партию создать, агитацией заниматься. а тут никакой партии против коммунистов не было, а страна возьми и распадись.
Ельцин ничего собезянничать у американцев не мог, потому что там совершенно другая по устройству страна. кроме того, что там страна эмигрантов. так что национальная политика другая.
благодаря адекватному руководству Россия имеет сейчас сто тысяч трупов. Людей погибших за какие-то иллюзорные цели. вас волнует то, что написано за океаном, но как я понимаю, за океаном вы никогда не были и той жизни не знаете, но не тревожит например сближение России с Ираном и талибами. то что вы пишете в своем последнем абзаце Вы несомненно списали у нынешних кремлевских идеологов. потому что самостоятельно Вы выводов о том, что написано за океаном, не можете сделать. но сделать выводы о жертвах в Украине и прочих прелестях жизни в России можете сделать сами. вот и посмотрите вокруг. послушайте вопли по телевизору о о том, что весь мир негодяи, одни россияне паиньки. вот вам и современная российская национальная политика.
Леонид Колос 07.02.2023 22:31 Заявить о нарушении
Леонид Колос 08.02.2023 10:15 Заявить о нарушении